Господа, особенно кто занимается всякой торговой мелочью, если уто знает, помогите пожвлуйсто прояснить ситуацию. Отчасти она связана с потоплением "Армении".
Утром ? ноября от причала виного комбината "Массандра", имея на борту часть коллекции вин и порядка 60-70 человек эвакуируемых, отошла парусно-винтовая шхуна "Массандра" и взяла курс на Новороссийск. В порт назначения она не прибыла и считается пропавшей безвести. Шхуна была куплена винодельческим предприятием в 1940 г. Для "Массандры" это был уже пятый рейс с вывозимым грузом коллекционного вина. Все эвакуируемые люди должны были уйти на "Армении", но, тем не менее, на нее не попали.
Это, так сказать, сухие факты. А дальше идут версии местных краеведов.
Вот две цитаты из статей местных краеведов, занимающихся историей завода.
Лучшие коллекционные вина эвакуировали на пароходе «Одесский горсовет» и двухмачтовом парусном с двигателем баркасе-шаланде «Массандра», потопленном фашистами у Новороссийска на пятом рейсе. Мне рассказывал об этом директор Массандры Николай Константинович Бойко. Ценнейшие крымские вина уничтожить сумели, а Алупкинский дворец-музей уцелел.
«Дошли до Массандры. Бегущая пехота перебила охрану винных складов, составленную из красноармейцев, и началась вакханалия. Все пьяные, люди тонули в вине, стреляли друг в друга. Идут к фронту грузовики с горючим и снарядами. Водители видят, что склады грабят и также — вперед! Ящики со снарядами и бочки с бензином выбрасывают из кузова и вместо них грузят бочки с вином! Какая уж тут оборона Крыма... Все это происходило на моих глазах»,– свидетельствовал наводивший там порядок матрос Замиховский.
Немцы вошли в Ялту с трёх сторон через 3 дня.
Т.е. описываются события 4-5 ноября. Но тут автор ошибается, так как опметки в списке эвакуируемых внесены по факту погрузку 7 ноября карандашом с указанием, что люди с этими фамилиями посажены на "Массандру". Ну и потом, никакой вакханалии ни 4-го, ни 5-го числа в документах не встречается.
Другой же автор пишет следующее
На комбинате закипела напряжённая круглосуточная работа. Виноделы отбирали самые крепкие бочки, чтобы они могли перенести морской вояж до Новороссийска, Анапы и Туапсе. При этом работникам всё равно приходилось укреплять бочки металлическими обручами. Отдельной головной болью была упаковка вин в бутылках из всемирно известной массандровской коллекции. Ведь едва ли не каждая бутылка ценилась на вес золота и бралась на учёт. Вскоре «массандровцы» столкнулись с острой нехваткой упаковочного материала и досок для ящиков. А так как помощи было ждать неоткуда, материал приходилось изыскивать на месте в авральном режиме. Днём и ночью драгоценные ящики и бочки шли в порт. Работами руководил главный винодел «Массандры» Александр Александрович Егоров, знаменитый советский учёный-винодел, автор многих прекрасных вин.
Таким образом, за сентябрь-ноябрь 1941-го года прошла беспрецедентная по технической сложности эвакуация 53 тысяч (по воспоминаниям Соболева, 57 тысяч) бутылок коллекционных вин и 120 тысяч декалитров (1 200 000 литров) марочного вина в дубовых бочках.
Для транспортировки винного наследия державы морем было выделено два транспорта: рыболовецкий 50-метровый траулер типа «Смена» «Одесский горсовет» и двухмачтовый баркас «Массандра», принадлежащий комбинату с 1940-го года. Перевозка драгоценного груза была смертельно опасной. Увы, уже на пятом рейсе тихоходный баркас «Массандра» подвергся атаке немецкого торпедоносца Не-111 и был потоплен вместе с экипажем и винными бочками. Адмирал Сергей Георгиевич Горшков вспоминал, что и боевые корабли Черноморского флота участвовали в эвакуации массандровских вин, зайдя в Ялту по пути в Туапсе.
К сожалению, часть вина в условиях творящегося хаоса всеобщей эвакуации была расхищена нечистыми на руку гражданами, но ядро, гордость коллекционного фонда, уцелело. Также из-за высоких транспортировочных расходов пришлось некоторое количество бочек и бутылок, конечно, не входящих в коллекционный фонд, реализовать по дороге: в Туапсе продали 181 бочку, в Поти – 136 бочек, не считая почти 10 тысяч бутылок шампанского.
Прибывшее на Черноморское побережье Кавказа массандровское вино погрузили в железнодорожные вагоны и направили в Тбилиси и Баку. Основная масса вина оказалась на хранении Авчальского завода шампанских вин в Тбилиси – 2310 бочек и 316 ящиков. Позже всю эту коллекцию вновь собирали, дабы вернуть её на родину.
Ни одной бочки врагу, под вашу ответственность
Но самая тяжёлая доля досталась тем виноделам и виноградарям, кто остался в Крыму в начале ноября 41-го. 2 ноября 1941-го всем директорам совхозов комбината «Массандра» ушли телеграммы с приказом заместителя директора товарища Крамма, в которой был обозначен приказ:
«Под вашу личную ответственность приказываю немедленно приступить к уничтожению всего наличия продукции, находящейся на заводе и на переработочных пунктах винсовхоза».
Все понимали, что ни одной бочки солнечного напитка не должно попасть в руки оккупантов, но ликвидация ценного продукта проходила со слезами на глазах. Позже директор Соболев вспоминал, как работники и работницы в прямом смысле слова рыдали. Это, кстати, и понятно. Ведь в то время использовался только ручной труд, и, соответственно, вино было совсем иного качества, нежели вино из винограда, собранного автоматикой. Ручной сбор позволяет выделить только лучшую ягоду, что, в свою очередь, увеличивает срок выдержки в бочках и качество вкуса вина. Даже сейчас вино ручного сбора стоит в два-три раза дороже (от 600 рублей), нежели «автоматическое» вино.
В начале ноября 1941-го массандровцы, полные немой злобы, вооружились ломами и топорами и принялись крушить свой собственный труд. У бочек выбивали днища, отвинчивали люки у купажных железобетонных бассейнов. Вино бесконечным потоком устремлялось по цементированным каналам, создавая настоящие реки, по склонам и оврагам вниз, в море. За считанные часы бирюзовая Ялтинская бухта приобрела зловещий кровавый оттенок. Приказ был выполнен. А в это время нацисты уже подступали к Ялте. Они захватили город 7 ноября 1941-го года.
И что интересно, этот самый товарищ Крамм числится севшим на "Массандру" и пропавший вместе с ней.
Кто-нибудь может знает, что это была за парусно-винтовая шхуна (баркас) и какие она имела размерения? Если она действительно стала жертвой немецкого торпедоносца, то может быть это именно тот самый войсковой транспорт о котором доложил пилот торпедоносца утром 7 ноября. Хотя судно считается пропавшим безвести и откуда у авторов этих статей могут быть сведения о гибели судна (что район, что факт потопления торпедоносцем) не понятно.