Реклама Google — средство выживания форумов :)
За неделю ни одно российское СМИ так и не смогло определить, как российское научно-исследовательское судно «Академик Иоффе» оказалось арестованным в датском порту Скаген.
Для начала стоит понять, как уникальное научное судно оказалось должно почти 2 миллиона долларов канадской туристической кампании One Ocean Expeditions Ltd.
Итак, в 2010-х годах Институт океанологии имени П. П. Ширшова (ИО РАН) является подведомственным учреждением Российской академии наук (РАН). Директор института, академик Роберт Нигматулин, согласовывает с РАН схему: несколько научных судов (включая «Академика Иоффе») будут катать зарубежных туристов в Арктику и на Аляску. Маржу от заработка станут делить, а прикрытием такой схемы будет служить снижение финансирования научного флота в целом.
В 2013 году ИО и все институты РАН переходят под крыло Федерального агентства научных организаций (ФАНО).
Прибыльная схема кочует из РАН в ФАНО, которое к роковому 2018 году возглавлял действующий замминистра финансов Михаил Котюков (в этом же году возглавил Минобразования, схема перешла и туда).
В 2018 же году «Академик Иоффе» попадает в аварию. Туристов снимают с судна, институту океанологии выставляют многодолларовый счёт.
Но руководство ИО РАН и Минобразования решаются на невероятное: суд проигнорировать. Буквально через месяцы после аварии «Академика Иоффе» ловят уже в водах атлантического океана. И прямо из порта (эксперты говорят, что португальского) «Академик Иоффе» по команде сверху сбегает от европейского суда в нейтральные воды.
Руководство ИО РАН и ФАНО принимают ещё одно трудное решение: штраф во что бы то ни стало не платить, накопившуюся туристическую прибыль поделить, а «Академика Иоффе» в Европы и Америки больше не пускать.
Так и не всплыла бы эта история с международным надувательством, если бы не роковая случайность: 1 ноября 2021 года судну, которое в настоящий момент находится под оперативным управлением ИО РАН, понадобилась срочная дозаправка.
Которую, в целях экономии (вот уж правда, комедия абсурда), было решено провести в нейтральной вроде бы Дании (Калининград был хоть и ближе, но дороже). Жадность привела к очередному аресту. В датских водах у научного судна отобрали документы и поставили на прикол.
Научная экспедиция оказалась заложником былых грехов руководства ИО РАН и ФАНО. Кстати, действующий директор Института океанологии, Алексей Соков, несмотря на тяжелейшую ситуацию, отказался прерывать свой отпуск в Турции и участвовать в происходящем.
Кто же тогда должен разбираться с последствиями дел, казалось бы, давно минувших? ИО от комментариев открещиваются. Молчит и сама РАН, не желая доставать скелеты из шкафов.
В итоге разбираться с международным скандалом поручено МИД и Минобрнауки. Кстати, нашим экспертам (точнее, их коллегам) удалось связаться с капитаном корабля Андреем Зыбиным. Он мужественно передаёт, что команда в полном порядке, еды и воды достаточно, и он регулярно на связи с посольством и большой землей.
Международная конвенция об аресте судов 1999 года
©️ Конвенция не применяется к военным кораблям, военно-вспомогательным судам и другим судам, принадлежащим государству или эксплуатируемым им и используемым в данное время только для правительственной некоммерческой службы.
Научно-исследовательское судно «Академик Иоффе» физически (но не юридически) вырвалось из датского плена, и потому интерес СМИ к теме как то исчез.
Однако стоит напомнить, что причина, по которой часть научного флота России оказалась в заложниках у иностранной туристической компании, до сих пор не устранена.
Авторы схемы, согласно которой научное судно катало туристов по северным водам, не получили даже взыскания.
Более того, в Российской Академии Наук считают, что вопрос с судном окончательно «уплыл» от них в сторону директора Института океанологии РАН Алексея Сокова, которого делают крайним за реализацию преступной схемы.
Эксперты говорят, что Соков, в принципе, готов мужественно принять на себя все последствия позорного ареста российского научного судна, чтобы защитить свою «крышу» – академика РАН Роберта Нигматулина и экс-руководителя Федерального агентства научных организаций, а ныне замминистра финансов Михаила Котюкова, которые изобрели и утвердили схему с катанием туристов.
С другой стороны, Институт океанологии до сих пор не может освободить научные суда, принадлежащие институту, от долгового обременения. То есть вслед за «Академиком Иоффе» на прикол за неуплату может встать, например, «Академик Николай Страхов». Глобальная идея действующего руководства института простая – оставлять корабли недогруженными, списывая бюджетные деньги за счет судочасов, при этом, прикрываясь Росрыболовством, продолжать использовать их по своему усмотрению.
В преддверии заседания Госсовета и Совета по науке молчит и Министерство высшего образования, которое вообще-то должно было принципиально разобраться с возникшей ситуацией, а не спихивать ее на МИД и Институт океанологии.
©️ Незыгарь