DDR> В планы развития пограничных сил ...
Патрульные катера и моторные лодки
Единицы первого польского формирования, которые 28 августа 1945 года начали брать на себя охрану портов и транспортных сооружений от советских пограничников OWR (Ochranа Wodnogo Rajonа - ОВР) охранявших наше побережье. У MMO (Morska Milicja Obywatelska) были небольшие прибрежные моторные лодки различного происхождения, водоизмещением в среднем 15 тонн, а также весельные лодки. На Гданьском побережье, где лучше всего была организована пограничная служба милиции, первоначально использовались 8 моторных лодок и 2 весельные лодки. В 1946-1948 годах, когда MMO в основном отвечала за порядок и безопасность в портах, передав охрану морской границы подразделениям WOP (Wojska Ochrony Pogranicza), состояние плавсостава в морской зоне Гданьской воеводской управы увеличилось до 13 моторных лодок. Порты Świnoujścia и Kołobrzeg-а обеспечивали безопасность 10 моторных лодок, подчиненных воеводскому штабу в Щецине. Плавсостав MMO имел тактические знаки, начинающиеся с „MO-1". В начале 1946 года солдаты 1 польской армии предоставили, которые охраняли границу, пограничной службе 2 моторных рыболовных лодки и одну бывшую немецкую военную моторную лодку. Эти единицы были получены от Института морского рыболовства. Раньше лодки арендовали у рыбаков. По другим данным, сторожевые плавсредства WOP-а в Щецинской лагуне изначально имели две весельные лодки и одну лодку с подвесным мотором. Первым подразделением пограничной службы на Центральном побережье была моторная лодка, отремонтированная и переданная общиной Darłowо в 1947 году. Моторной лодке присвоили название „Wopista". Поскольку она не подходила для службы в открытом море, в сентябре 1948 года она был направлена на службу в Щецинскую лагуну. Возможно, именно она получила боковой номер „M-10", поскольку есть упоминания об использовании такой моторной лодки с маркированной в то время. Переломным моментом в истории послевоенной пограничной службы стало получение весной 1947 года от флота крейсерского катера „Hel" - первой настоящей патрульной единицы. Это был бывший „Batory" довоенный крейсекрский пограничный катер, который после возвращения (25 октября 1945 г.) из интернирования из Швеции, где он пробыл всю войну, после ремонта был включен в состав флота с вкючением в состав военно-морских сил прибрежной зоны Щецина и получил название „Hel". В начальный период послевоенной пограничной службы эта единица было классифицировалась как охотник за подводными лодками, сохранив название „Hel", присвоенное ему в ВМФ. Это соответствовало правилам маркировки судов WOP, которые впоследствии несколько раз менялись.
Первоначально в отдельных группах пограничных отрядов использовались и названия, и бортовые номера. В июне 1949 года имена были стандартизированы. Моторным лодкам были присвоены символы „M" с номерами 1-19 для меньших и от 20 и выше для более крупных. Единицам большим чем моторные лодки были даны названия. В мае 1950 года существующие названия были изменены, и новые моторные лодки одновременно получили новые названия, отказавшись от символа "M". В апреле 1951 г. более крупные морские единицы обозначались символом „DP"а более мелкие, в том числе моторные лодки - „KP", при этом до 1953 г. суда носили как новые тактические символы, так и прежние названия. Потом более крупные патрульные единицы имели бортовую маркировку „OP", а патрульные катера - „KP". Моторные лодки снова были обозначены символом „M", который использовался второй раз, начиная с 1955 года. В результате одного из таких изменений бывший „Batory" был переименован в „7 listopada" (7 ноября). Пограничную службу закончил как „KP-1". Он был построен в 1932 году на Stoczni Rzecznej в Modlinie, по проекту инжнера Aleksandra Potyrały. „KP-1" прослужил на морской границе до 5 декабря 1957 года. Затем корабль был передан Lidze Przyjaciół Żołnierza (Лиге друзей солдата), затем Лиге национальной обороны и направлен на Вислу, где служил учебно-спасательной единицей на Зегженском водохранилище сохраняя бортовой знак „KP-1" и снова нося имя „Batory". В настоящее время бывший „Batory" установлен как корабль-памятник на суше у одной из причалов порта.
Важную роль в начальный период развития пограничной службы сыграли американские военные излишки, катера типа „LCP (L)", также представленные в то время в десантных силах ВМФ. Первый транспорт этих моторных лодок был выгружен 5 сентября 1947 года с парохода „Tobruk", который доставил их в Гдыню после завершения переговоров о покупке, начавшихся в Париже в середине 1946 года. Катера нуждались в ремонте. Единица обозначенное символом „M-l" быстрее всех покинула верфь. Она вступило в строй в октябре 1947 года. В следующем году количество моторных лодок, используемых для охраны границы, увеличилось до 4 (2 стояли в Гдыне и столько же в Гданьске). Это были единицы "LCP (L)". В 1949 г. в строю находилось 5 катеров данного типа.
В 1950 году , количество морских катеров увеличился до 13. Именно тогда на вооружение поступили части "LCP (L)", которые впоследствии получили следующие обозначения: „KP-19", „KP-20", „KP-21", „KP-22", „KP-23". В 1950-х годах они были выведены из состава WOP и далее использовались для водно-моторной подготовки молодежи, та к же как „KP-65", „KP-66", „KP-67", „KP-68" i „KP-69" (в строю с 1951 г.).
В первые послевоенные годы вместе с десятком единиц типа "LCP (L)" пограничную службу выполняли портовые и речные катера. В 1948 году их было всего 4, моторная лодка „Marymont" (позднее „KP-4"), построенные в 1942, водоизмещением 15 тонн. , длиной 12 м и скоростью 18,5 км / ч (10 узлов); речной моторный катер „M-21" (позднее „KP-11") и однотипная „M-24" (затем „KP-12") - оба немецкого производства, водоизмещением 3 тонны, длиной 5,7 м и скоростью 9,2 км / ч (5 узлов); речной моторный катер „M-22" (позднее „KP-10") счделанных в Шермании, водоизмещением 3 тонны, длиной 6,4 м и скоростью 11,5 км / ч (6 узлов). В 1949 г. пограничная служба насчитывала 10 портовых и речных единиц. В их числе: „Bożysława" „M-29" (позднее „KP-9"), немецкого производства водоизмещением 3,5 тонны, длиной 8,7 м и скоростью 11,5 км / ч (6 узлов); „Wiesława" „M-25" (позднее „KP-15"), немецкого производства, водоизмещение 4 тонны, длина 9,2 м. и скорость 9,2 км / ч (5 узлов); „Wodzisława" „M-26" (позднее „KP-16"), построена в Германии, водоизмещением 5 тонн, длиной 10 м и скоростью 9,2 км / ч (5 узлов); „Tworzysława" „M-27", водоизмещением 3,5 тонны, длиной 7,5 м и скоростью 9,2 км / ч (5 узлов). С середины 1949 года в уже упомянутую независимую группу пограничных катеров в «Щецине» входили (рядом с „LCP(L)) две большие моторные лодки „Pobieda" и „Wypalona" и четыре небольших портовых катера.
В первое поколение подразделений пограничной службы входила также одна из двух моторных лодок, снятых с затонувшего „Gneisenau", отремонтированных и введенных в эксплуатацию 24 июля 1950 года. Первоначально он назывался „Sława", затем тактический знак „KP-5", a позднее „KP-72". Водоизмещение 12 тонн, габариты 11,3 х 3 х 1,2 м. Развивал скорость 18,5 км. / ч (10 узлов), записано по протоколам WOP 17 апреля 1963 г. По данным WOP списана 17 апреля 1963 года. 1 января 1950 года была введена в строй моторная лодка, впоследствии обозначенная символом „KP-2". Это был новый речной катер недавно построенныйя в Koźlu водоизмещением 11 тонн, длиной 12,8 м и скоростью 18,5 км / ч (10 узлов). Он проработал до 27 февраля 1959 года, после чего был передан LOK-у. В 1950–1959 годах в составе плав. средств погранслужбы находился довоенный сторожевой катер типа „Kaszub", название которого в WOP-е было „Starówka", а затем тактический знак „KP-3". Это была одна из трех однотипных единиц, представляющих этот тип, одна из двух, возвращенных в страну после войны, и единственная из них, которую удалось восстановить. Эта моторная лодка была найденна в британской зоне оккупации Германии (в то время имела бортовой знак „RN-52", заменившее немецкое название „Panther"), восстановленная в декабре 1947 года, получила прежнее бывшее название „Mazur". Построенный одновременно с еще одним катером в г. Modlin в 1932 имел стандартное водоизмещение 12,5 т и размеры 14x3,1x0,8 м. Во время службы в WOP он был вооружен крупнокалиберным пулеметом Maxim калибра 7,62 мм образца 1910 г. Он имел двигатель немецкого производства неизвестного типа, который заменил Kermath мощностью 165,4 кВт (225 л.с.). "Starówka, что это была одна из моторных лодок, названных в честь одного из районов Варшавы, с ней были - „M-l"„Wola", „M-2" „Ochota", „M-3" „Muranów", „M-4" „Praga", „M-6" „Powiśle" и ранее упомянутый „KP-4" „Marymont" (вероятно ранее „M-5").
Еще один представитель первого поколения пограничников - „KP-31", бывшее рыболовное судно наблюдения „Kania", водоизмещение 35 тонн, габариты 16,6х4,7х2 м и скорость 13 км / ч (7 узлов). Это был один из двух катеров, построенных в 1936 году на рыболовецкой верфи Гдыни, вскоре переоборудованных в сторожевик. „Kania", мобилизованная ВМФ в 1939 году, участвовала в сентябрьских операциях в составе группы катеров. После капитуляции он был передан немцам и под названием „Kondęr" продолжал выполнять роль дозорного судна. В августе 1940 года был перебазирован в северную Францию в связи с запланированным вторжением в Англию. Поскольку операция вторжения не состоялась формирование групп вторжения было прекращено, а катер был преобразован в гидрографический катер Кригсмарине. После войны польская ремонтная команда обнаружила „Kania" в Гавре. Катер переправили в страну и в 1948 году снова использовали в качестве сторожевого судна. В феврале 1950 года часть была передана пограничной службе. Через год из-за плохого технического состояния катер сдали в утиль. Совместно с „Kania" пограничную службу в одном отряде в 1950-е годы несли единцы с тактическими знаками KP-32", „KP-33", „KP-34" и „KP-36". За исключением последней из упомянутых единиц - моторной лодки неизвестного происхождения - это были рыбацкие лодки, построенные в Ustce в 1947-1948 годах. Три из них какое-то время назывались „Hubner", „Kniewski", „Rutkowski", но сопоставить названия с бортовыми номерами затруднительно из-за противоречивых данных, сохранившихся в имеющихся источниках. Это были катера водоизмещением 17 тонн, габариты 12,9x4, 2x2,5 м и скорость 16,7 км / ч (9 узлов), каждый был вооружен 7,62-мм пулеметом Maxim model 1910. Среди судов пограничной службы было два судна с бортовым номером „KP-34". (Под этим номером значилось бывшее западногерманское рыболовное судно, захваченное польскими властями за пограничное преступление. 13 декабря 1950 года бывшие западногерманские рыболовецкие суда „Brü-6"„Brü-17" и „Brü-20" были включены в состав судов WOP., которые по закону из-за неоднократных нарушений территориальных вод Польши стали собственностью государственной казны после выплаты компенсации владельцам. Возможно, второе судно со знаком „KP-34" - одна из трех задержанных катеров). Другой тип рыболовных судов, используемых в пограничной службе, представлен следующими знаками: „KP-61", „KP-62", „KP-63" и „KP-64". Построенные в 1947 году в Darłowie они имели водоизмещение 35 тонн, размеры 16,5 x 4,6 x 2,2 м и скорость 13 км / ч (7 узлов). Это список патрульных катеров первого поколения. В этом списке есть некоторые недостатки. (Для единиц, внешний вид и данные которых до сих пор не воссозданы, или чьи оригинальные названия или маркировка трудно сопоставить с патрульными катерами, представленными в этой книге, включают: бывшую немецкую моторную лодку „M-28" (передана 6 февраля 1950 г. Морским управлением Щецина), бывший буксир „Aldona" - „M-33" (сдан 21 апреля 1959 г. Żeglugę Przybrzeżną), катера„Koł-1" и „Koł-29" (сданы в июне 26 января 1950 г. Министерством судоходства), моторная лодка “Wicek", катер „Pilot-26",, моторная лодка „Renatka" (от Управления порта Щецин) и моторная лодка "Hala").
В середине 1950-х годов из состава WOP был исключен „Okoń", бывший тяжеловооруженный катер „Nieuchwytny" из отдельного подразденения р. Вислы.
Второе поколение катеров начато с построенных на венгерской верфи Balaton-Fiired в 1953–1954 годах в соответствии с польским заказом на поставку серии катеролв для рек и заливов. Первые из них, получившие бортовой знак „KP-105", состоялись 22 июля 1954 года. В 1956–1958 годах последовательно поступали на вооружение следующие единицы: „KP-101", „KP-102", „KP-103", „KP-104", „KP-106", „KP-107". Они имели полное водоизмещение 27 тонн, габариты 21,1x2,7x1,3 м. Вооружение - один ДШК калибра 12,7 мм. Привод: 2 двигателя Skoda суммарной мощностью 265 кВт (360 л.с.). Дальность плавания составляла 222 км (120 морских миль), а максимальная скорость - 26 км / ч (14 узлов). Экипаж состоял из 8 человек. Эти единицы служили на морской границе государства до 1974 года. 5 из них были списаны на металл. 2 оставшихся установлены на берегу: один - на химическом полигоне в гарнизоне Свиноуйсьце, 2- в Центре подготовки морских специалистов в Ustce. К этим единицам, еще находившимся на вооружении, в начале второй половины 1950-х годов присоединились патрульные катера, построенные по советской лицензии на Военно-морском судостроительном заводе. Они показали большие преимущества как в закрытых водах лагуны или заливов, так и в открытом море. Характеристики вышеперечисленных боевых катеров, в том числе „M-85" (на рисунке), следующие: водоизмещение полное 41 тонна, водоизмещение стандартное 37 тонн, габариты 18х4,5х1,5 м, без вооружения, Двигатель Wola мощностью 110 кВт (150 л.с.), скоростью 18 км / ч (9,6 узла), экипаж 6 человек.
Коротко по патрульным единицам.