Vedi> Интересно, почему "Харьков" не стал спасать утопавших.
ДЛЯ ЛЕНИВЫХ.
25 июня "Харьков" (головной в составе ударной группы кораблей) в 20.10 с командиром ударной группы капитаном 2 ранга Романовым на борту вышел из Севастополя для нанесения удара по Констанце. Рано утром 26 июня, разворачиваясь на заданный курс и увеличив ход при пересечении линии румынского минного заграждения, "Харьков" потерял параваны. После выхода в точку поворота на боевой курс 55° он с дистанции 130 кбт открыл огонь из главного калибра. Первый залп преднамеренно был дан с недолетом 3 кбт, чтобы по полученным всплескам проверить правильность направления огня, поскольку из-за предрассветной дымки отмечалась плохая видимость горизонта.
Убедившись в точности наводки, со второго залпа перешли на поражение. Лидер стрелял пятиорудийными залпами через каждые 10с. На берегу вспыхнули пожары. За десять минут оба лидера сделали 35 залпов и выпустили 350 130-мм снарядов. После открытия противником ответного огня в 5.10 командир ударной группы дал сигнал по УКВ: "Начать отход. Дым", продублировав его белой ракетой с левого борта. "Харьков" лег на курс отхода и, увеличив скорость до 30 узлов, пошел в кильватер лидеру "Москва" противоартиллерийским зигзагом, стараясь не выходить из поставленной головным кораблем дымовой завесы.
Мощный взрыв разломил "Москву" пополам, а рядом с "Харьковым" начали рваться 280-мм снаряды немецкой береговой батареи "Тирпиц". Одновременно корабль был атакован румынскими истребителями. Пришлось прекратить спасательные работы и немедленно уходить. В 5.28 произошло накрытие лидера. Один снаряд разорвался в 10 м справа по носу, произведя сильнейший гидродинамический удар по корпусу, а потоки воды от взрыва обрушились на мостик. Второй снаряд упал за кормой.
Корабль, достигнувший было 20-узловой скорости, стал резко ее снижать до 6 узлов: вследствие нарушения циркуляции воды из-за форсирования хода в котле № 1 лопнула водогрейная трубка. В 5.36 котел № 1 полностью вышел из строя; его нагрузку приняли котлы № 2 и № 3. В то же время из-за близких разрывов снарядов в третьем котельном отделении произошел сброс регулятора турбовентилятора, и скорость "Харькова" снизилась еще больше. Воздушные атаки продолжались - последовал налет двух бомбардировщиков: одна бомба упала в 3 кбт по носу корабля, а вторая - по корме. Тяжелое положение вынудило командира ударной группы послать радиограмму на флагманский крейсер: "Обстрелял нефтебаки, нуждаюсь в помощи". На помощь лидерам командиром группы прикрытия был послан эсминец "Сообразительный". В 5.50 Романов был вынужден послать на "Ворошилов" вторую радиограмму с просьбой о помощи.
Наконец "Харькову" удалось выйти из-под артобстрела батареи "Тирпиц". В тот момент дистанция от берега достигла 19 миль, от места гибели "Москвы" - 5 миль. Но авиация противника все еще преследовала лидер - при очередном налете двух бомбардировщиков один из них был сбит зенитной артиллерией. В 5.58 в котле № 2 лопнули 3 трубки в малом пучке, и скорость хода вновь упала до 5 - 6 узлов. Движение корабля обеспечивал теперь лишь котел № 3. С вводом в строй турбовентилятора правого борта котла № 3 скорость хода удалось довести до 14 узлов. Около 6 часов командир БЧ-5 приказал заглушить трубки у медленно остывавшего котла № 1 и ввести его в действие. Подобную работу обычно осуществляют в охлажденном котле, но в экстремальных условиях ремонт пришлось производить в горячем. Работа по заглушке трубок со стороны парового коллектора была выполнена за 5 минут, а со стороны водяного коллектора - за 8. В целом ремонтные работы на первом котле были выполнены за два с половиной часа вместо положенных 10-16. Теперь лидер "Харьков" мог дать больший ход.
В половине седьмого, пока шли ремонтные работы, началась новая атака авиации противника. Лидер успел отвернуть влево, и бомбы легли в 5 кбт за кормой корабля. В 6.43 вышел из строя турбовентилятор левого борта котла № 3, и вновь ход упал до 5 узлов. В это время "Харьков", прошедший чуть более 8 миль от места гибели "Москвы", подвергся атаке неопознанной подводной лодки. Сигнальщики обнаружили справа по курсовому углу 70° в 25 - 30 кбт воздушный пузырь и след торпеды, идущей на лидер. Пришлось резко отвернуть, и торпеда прошла в полутора кабельтовых за кормой. В свою очередь, артиллеристы лидера обстреляли предполагаемое место нахождения лодки ныряющими снарядами.
Ровно в 7.00 с эсминца "Сообразительный", подошедшего наконец для охранения поврежденного корабля, заметили след второй торпеды по курсовому углу 50° правого борта. Эсминец вовремя отвернул вправо, и торпеда прошла слева по борту. Через пять минут с эсминца обнаружили след третьей торпеды, шедшей вдоль правого борта "Сообразительного" в направлении "Харькова". На лидер передали семафором сигнал, и тот вовремя отвернул вправо. Эсминец прошел над местом залпа и сбросил две серии глубинных бомб. Лодка (предположительно это была Щ-206) затонула, а "Харьков" и "Сообразительный", отражая атаки бомбардировщиков, взяли курс на Севастополь.
В 8.14 на лидере ввели в действие котел № 1, и корабль под двумя котлами развил скорость в 26 узлов. В полдень к охранению Харькова" присоединился эсминец "Смышленый". Спустя час все три корабля подверглись последней атаке вражеского бомбардировщика, длившейся 20 минут. Она закончилась безрезультатно: в момент сброса бомб "Харьков" и оба эсминца совершили поворот "все вдруг" и бомбы упали в стороне. Далее корабли шли, меняя курсы и скорость, и в 21.30 прибыли в Севастополь.