Реклама Google — средство выживания форумов :)
Статья 19 Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях 10-18.
Однако военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь право проходить через Проливы, за исключением случаев, подпадающих под применение статьи 25 настоящей Конвенции, а также в случае помощи, оказываемой Государству, явившемуся жертвой нападения, в силу договора о взаимной помощи, обязывающего Турцию, заключенного в рамках Статута Лиги Наций, зарегистрированного и опубликованного согласно постановлениям статьи 18 названного Статута.
Несмотря на воспрещение прохода, установленное выше в абзаце 2, военные корабли воюющих держав, прибрежных или не прибрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты.
Статья 20 Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, постановления статей 10-18 не будут применяться; проход военных кораблей будет зависеть исключительно от усмотрения Турецкого Правительства.
СТАТЬЯ 21 В случае если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановления статьи 20 настоящей Конвенции.
Военные корабли, которые, пройдя Проливы ранее использования Турцией возможности, предоставляемой ей предшествующим абзацем, оказались бы таким образом отделенными от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты. Условлено, однако, что Турция может не дать воспользоваться этим правом кораблям Государства, позиция которого вызвала бы применение настоящей статьи.
а также в случае помощи, оказываемой Государству, явившемуся жертвой нападения, в силу договора о взаимной помощи, обязывающего Турцию, заключенного в рамках Статута Лиги Наций, зарегистрированного и опубликованного согласно постановлениям статьи
По этим правилам Россия, как причерноморское государство, имеет привилегированное право транзита через Черноморские проливы для возвращения своих военных кораблей на базы. По условиям конвенции, во время вооруженного конфликта военные корабли воюющих сторон не должны проходить через проливы — за исключением случаев, когда они принадлежат причерноморскому государству и возвращаются в порты приписки. Как только Турция решила, что Россия "находится в состоянии войны", по договору у нее осталось иного выбора, кроме как запретить проход российских военных кораблей через проливы. Единственное исключение: если российские корабли возвращаются на черноморские базы, то проход дозволяется.
В соответствии со статьей 20, Турция также имеет полное право закрыть проливы для военных кораблей всех стран, если Анкара сама является стороной конфликта. В таком случае Турция вольна закрыть проливы вообще для всех стран. Далее, в статье 21 Конвенции Монтрё говорится, что если Турция не находится в состоянии войны, но считает, что стоит перед её непосредственной угрозой, то проливы тоже могут быть закрыты по ее усмотрению. Турция применила это положение 28 февраля, объявив, что закрывает проливы для военных кораблей всех стран.
Турция может аргументированно заявить, что закрывает проливы для военных кораблей всех стран, потому что ряд нейтральных государств наверняка будет помогать одной из сторон: например, потому что военные корабли НАТО тайно снабжают украинские силы разведданными и тем самым повышают риск конфликта на пороге Турции и косвенно угрожают Анкаре неминуемой опасностью войны.
Но этот аргумент весьма натянут, поскольку нейтральные военные корабли никакой угрозы Турции, как правило, не представляют и потому лишаться права прохода не могут. При этом право нейтральных военных кораблей на проход через проливы гарантируется всё той же статьей 20.
Закрытие проливов для военных кораблей всех стран создает неудобный прецедент для нейтральных государств, не участвующих в украинском конфликте. Своим решением Турция может нарушить их права судоходства, защищенные статьей 20, — ведь складывается впечатление, что запрет не направлен исключительно на деэскалацию конфликта.
Например, в Черном море присутствуют военные корабли Шестого флота США и других членов НАТО, а США в данном конфликте — нейтральная сторона. Эти операции необходимы для присутствия альянса и его безопасности, а также чтобы успокоить причерноморских союзников Болгарию и Румынию. В 2021 году дюжина кораблей ВМС США, в том числе флагман Шестого флота "Маунт Уитни" (Mount Whitney), провела в Черном море в общей сложности 182 дня.
Хотя госсекретарь США Энтони Блинкен якобы заявил, что понимает действия Турции, но вопрос, как долго США будут отказываться от прав на проход через стратегические проливы, остается открытым. Решение Турции закрыть водные пути не только не решает проблему транзита военных кораблей через проливы, но усложняет отношения с Россией и создает новые, неожиданные юридические препоны с партнерами по НАТО.
Автор: Джеймс Краска (James Kraska), профессор международного морского права и председатель Стоктонского центра международного права в Военно-морском колледже США
Госсекретарь Энтони Дж. Блинкен поблагодарил Турцию за выполнение Конвенции Монтрё. Как сообщает Госдеп, в ходе телефонной беседы с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу Блинкен выразил признательность за продолжающееся выполнение Турцией Конвенции Монтрё
АНКАРА, 10 апреля. /ТАСС/. Министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что Анкара привержена правилам Конвенции Монтрё и не пропустит военные корабли в Черное море. Он также не исключил умысла в появлении в Черном море дрейфующих мин, в том числе в рамках возможного плана оказать давление на Анкару с целью пропуска через Босфор в черноморский бассейн военных кораблей НАТО.
"У нас есть подозрение на предмет умышленного появления мин. Возможно, они были выпущены в рамках некоего плана оказать на нас давление с тем, чтобы пропустить [через проливы] в Черное море минные тральщики НАТО. Но мы привержены правилам [Конвенции] Монтрё и не пропустим военные корабли в Черное море, как и не допустим втягивания Черного моря в войну", - приводит в воскресенье высказывания министра телеканал CNN Turk.
Акар отметил, что турецкая сторона проводит расследование касательно появления в Черном море мин. При этом он добавил, что их точное число пока неизвестно, а по сообщениям СМИ их порядка 400. "Мы не знаем, кто их оставил. Нам известно, что они русского производства, но мы разбираемся, какая страна их оставила", - сказал турецкий министр.
Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ сообщил 19 марта, что установленные ВМС Украины на подходах к портам в Черном море мины могут дрейфовать в сторону Босфора из-за обрывов тросов. В конце марта - начале апреля у побережья Турции трижды обнаруживали дрейфующие мины, все они были уничтожены.