В последние месяцы в американских источниках всё чаще затрагивают
тему возможного использования гражданских судов в интересах ВМФ НОАК при подготовке к предстоящей операции Китая на Тайване.
Небезынтересные сведения и анализ приводит в своих публикациях Томас Шугарт (кап. 1 ранга запаса ВМС США, старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности и основатель Archer Strategic Consulting).
В частности, он на протяжении нескольких лет глубоко анализирует возможности по использованию ролкеров и паромов, принадлежащих китайским и гонконгским компаниям в рамках подготовки к предстоящей операции и в ходе последних учений ВМФ НОАК.
В 2021 году он подсчитал, что ролкеры и паромы, плавающие под флагом КНР и Гонконга, имеют суммарное водоизмещение примерно 750 тыс. тонн, а суда-автовозы — около 425 тыс. тонн. В целом это составляет более 1,1 миллиона тонн потенциальной суммарной провозной способности.
По его оценке, это более чем в три раза превышает тоннаж всего флота «конвенциональных» десантных кораблей китайского флота, суммарное водоизмещение которых составляет около 370 тыс. тонн.
Он также подсчитал, что транспортные средства, принадлежащие Гонконгу или находящиеся под флагом Гонконга, если они будут доступны для китайских военных, потенциально могут добавить еще 370 тыс. тонн, в результате чего это позволит обеспечить суммарное водоизмещение гражданского флота в объеме 1,5 млн тонн.
При этом автор отмечает, что за 2022 год суммарные возможности китайских гражданских транспортных судов увеличились.
Учитывая, насколько хорошо китайские накатные суда подходят для доставки личного состава и транспортных средств через Тайваньский пролив, по мнению исследователя, они могут оказаться более эффективными в военном отношении.
В аттаче представлены данные относительно роста мощности гражданского транспортного флота.
В уточненных в 2022 году данных автор насчитал суммарную провозную способность в объеме 2,4 млн тонн.
Помимо явного дополнительного тоннажа китайского гражданского флота, специфика этих коммерческих судов, по оценке автора, может сделать их исключительно подходящими для поддержки вторжения через пролив.
В частности, автор проводит их сравнение с экспедиционными десантными кораблями аналогичного размера. Например, десантный транспорт-док ВМС США класса «Сан-Антонио» (LPD 17), специально созданный для экспедиционных операций, может обеспечить применение вертолетов, судов на воздушной подушке, а также перевозить десант численностью до 800 морских пехотинцев в течение длительной боевой службы.
При водоизмещении 24,9 тыс. тонн он имеет около 25 кв. футов для размещения на палубах транспортных средств, и его стоимость составляет ~ 1,5 млрд долларов. Для сравнения, китайский паром Zhong Hua Fu Xing, поставленный в 2019 году компании Bo Hai Ferry Company (рассматривается в качестве 8-й транспортной группы флота кораблей стратегической поддержки НОАК) водоизмещением около 23 тыс. тонн немного меньше, чем дтд типа «Сан-Антонио». Но, будучи оптимизированным для краткосрочных прямых рейсов, он может перевозить более 1300 пассажиров и имеет почти 65 тыс. кв. футов складских помещений, что более чем в 2,5 раза больше, чем у «Сан-Антонио».
Его стоимость составила 420 млн юаней в 2019 г. (~ 70 млн долл. США в текущих условиях), что составляет менее 1/20 стоимости корабля класса «Сан-Антонио».
Сравнение с китайскими автовозами еще более драматично. Только одно из этих судов, которое ранее принимало участие в военных учениях, имеет более 280 тыс. кв. футов палубных пространств для перевозки транспортных средств, что более чем в 10 раз больше, чем у дтд «Сан-Антонио».