Реклама Google — средство выживания форумов :)
Она будет использована в ходе запуска "Прогресса" в октябре 2022 года
МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Новая двухчасовая схема сближения с МКС была разработана специально для полета грузового корабля "Прогресс МС-21", запуск которого запланирован на октябрь. Об этом сообщил ТАСС начальник отдела баллистики Ракетно-космической корпорации "Энергия" Рафаил Муртазин.
"Специалисты предлагают реализовать схему, оставив только существующий автоматический участок сближения. Схему назвали двухчасовой", - отметил Муртазин.
По его словам, изначально отработка элементов одновитковой схемы сближения была запланирована на "Прогрессе МС-20", который стартовал в июне. Однако от этой идеи отказались, взамен планировалось отработать одновитковую в октябре. В итоге специалисты разработали двухчасовую. "На самом деле это будет 2 часа 46 минут. Но все, что меньше двух витков, считается одновитковой", - добавил он.
Муртазин пояснил, что попасть в баллистические условия будет сложно, поскольку фазовый угол (угловое расстояние между кораблем и станцией после выведения на орбиту) должен быть обеспечен с точностью в пределах одного градуса.
"Мы попробуем двухчасовую схему реализовать. Это будет началом отработки полноценной одновитковой схемы. Нам пообещали, что мы будем отрабатывать полноценную одновитковую схему, если в октябре все пройдет успешно", - рассказал баллистик.
В апреле 2019 года РКК "Энергия" рассказала о разработке одновитковой схемы сближения космических аппаратов с МКС. Тогда в пресс-службе РКК отметили, что она может быть реализована через два-три года. Элементы одновитковой схемы сближения с МКС были отработаны во время полета транспортного грузового корабля "Прогресс МС-17" летом 2021 года.
Молния
16 сентября, 13:26
Делегация Роскосмоса не примет участие в Международном астронавтическом конгрессе в Париже, большинству участников отказано в визе - госкорпорация.
МОСКВА, 14 декабря. /ТАСС/. Доплеровский измеритель скорости и дальности ДИСД-ЛР (производства концерна "Вега" госкорпорации "Ростех"), необходимый для мягкой посадки автоматической станции "Луна-25", прошел входной контроль. Об этом сообщили ТАСС в среду в пресс-службе Роскосмоса.
"Прибор поставлен на НПО "Лавочкина", прошел входной контроль и установлен на космический аппарат", - сообщили в Роскосмосе.
"Роскосмос" в этом году установил новый рекорд: с октября 2018 года госкорпорация выполнила 100 безаварийных пусков космических ракет подряд. В истории современной России такой показатель достигнут впервые. Генеральный директор госкорпорации "Роскосмос" Юрий Борисов провел встречу в медиагруппе "Россия сегодня" с главными редакторами российских СМИ, на которой рассказал об успехах и проблемах отечественной ракетно-космической отрасли. По ее итогам он дал интервью РИА Новости, в котором сообщил, какие цели стоят перед корпорацией, сможет ли Россия перейти к конвейерному производству спутников, когда появится альтернатива МКС – Российская орбитальная станция, и каким будет сотрудничество с Китаем по лунной программе.
– Юрий Иванович, в конце прошлого года вы заявили о необходимости коренной перестройки отрасли и внедрении индустриальной модели производства спутников. Существует ли такая технологическая возможность поставить производство спутников на поток? Есть ли на это деньги?
– У нас нет другого выхода. С тем количеством спутников, которое у нас сейчас на орбите, мы не можем в полной мере обеспечить страну космическими услугами – связью, навигацией, дистанционным зондированием Земли, прогнозом погоды и так далее. Скажем так, мы "проспали" переход на индустриальную модель производства спутников. Исторически мы всегда больше внимания уделяли пилотируемой космонавтике. До сих пор тратим на нее 35% средств, в то время как Европа и США – 16-18%. Внешний мир более рациональный в этом плане. Они делали больший упор, в том числе финансовый, на создание спутниковых группировок.
К тому же мы строили, в основном, тяжелые спутники, которые запускались на высокие орбиты, где достаточно серьезные требования к элементной базе (использование класса space) и срокам активного существования. Дорогой спутник должен отработать свое. А из-за высоких орбит бывает определенная задержка в предоставлении услуг, например, связи.
Другие страны снижали орбиты и наращивали количество спутников в группировке, упрощая требования к ним и делая их более дешевыми. Надежность предоставления услуги стала определяться надежностью не одного аппарата, а всей спутниковой группировки, которая может содержать несколько сотен, иногда тысяч спутников. И выход из строя одного, пяти, десяти уже не критичен. Это принципиально другой подход. Но для этого нужно изменить производственную модель – выпускать спутники серийно, пополнять группировку.
Соответственно, это уже другая экономика – во всем мире перешли к разработке спутников под заданную стоимость. По факту это потребовало смены всей индустриальной модели, как в других отраслях. Одно дело – собирать автомобиль в кружке "Умелые руки" в одном экземпляре, другое – поставить его на конвейер. То есть это вопросы стандартизации, унификации, сокращения типажа используемой элементной базы, без которых на серийное производство не выйти.
Мы к этой модели практически не были готовы. У нас все предприятия исторически разрабатывали спутники со своей кооперацией, со своими подходами. Наверно, это было правильно, чтобы обеспечивать конкурентное преимущество в условиях искусственной конкуренции в Советском Союзе. У нас есть несколько центров по созданию спутников. Основной из них, который создал две трети всех спутников, – это ИСС имени Решетнева со своей кооперацией. Они сделали навигационные спутники системы ГЛОНАСС, спутники связи и цифрового телевидения. Наукой, как правило, занималось НПО имени Лавочкина, метеоспутниками – ВНИИЭМ, спутниками дистанционного зондирования Земли – РКЦ "Прогресс".
И каждый имел свои подходы, платформы, кооперацию и технические решения. Спутник от спутника отличается, тиражирование в такой ситуации невозможно. Плюс сроки у стапельной сборки длительные. Как она происходит? Вот платформа, на нее начинают монтировать оборудование, монтируют, монтируют, дошли до определенного момента, что-то вышло из строя. Все демонтируют, отсылают на завод-изготовитель, ждут, когда придет обратно. В среднем, срок производства спутника 15-18 месяцев. При таком подходе о серийном производстве говорить нельзя. Это совершенно другая индустрия. Логистика поставок комплектующих, технологический процесс – все совершенно по-другому.
Задумывались ли об этом? Конечно. И до меня задумывались, потому что жизнь заставила, когда Европа с Америкой ввели санкции. Они нас с распростертыми объятиями в 1990-е годы приняли в свой клуб, обеспечили доступ к широкой номенклатуре элементной базы. Мы перестали развивать свое производство, а они потом стали закручивать гайки. Хорошо, что мы это поняли немного раньше, чем случилась специальная военная операция. Стали задумываться о сокращении номенклатуры элементной базы. Одно дело импортозамещать номенклатуру в 30 тысяч номиналов, другое – в тысячу. Раньше каждый инженер мог выбирать в интернете, что ему наиболее приемлемо для своей схемы.
Я выяснил, что все предприятия Роскосмоса теоретически могут выпускать 42 спутника в год. А по факту из-за ограничений финансирования и срывов сроков выпускают 15-17.
– Сколько спутников выпускают США и Китай?
– Производственные мощности Соединенных Штатов по темпам того же самого SpaceX – где-то под тысячу спутников в год. У китайцев мне известно о четырех заводах суммарной мощностью примерно 450 в год. А у нас 42. Если нам ничего не менять, то к 2030 году мы выйдем на космическую группировку где-то 360 спутников. Вроде, много по сравнению с сегодняшними 190. Но тогда с сегодняшних 3,5% от объема космических услуг на мировом рынке мы упадем до 0,5%. Индия, которая сегодня серьезно отстает от России, обгонит нас по количеству спутников в пять раз, не говоря об Америке, Европе и Китае. Чтобы оставаться в рынке, минимальная орбитальная группировка России, по мнению наших специалистов, к 2030 году должна быть 1000-1200. И чтобы вытянуть такие темпы надо сегодня кратно наращивать производство. Где-то на рубеже 2025 года выйти на 250 спутников в год, а к 2030-му – на спутник в день.
Предстоит серьезная работа. Холдинг "Российские космические системы" должен разработать канонический ряд аппаратуры. Любой спутник состоит из универсальной платформы со служебной аппаратурой, которая отвечает за вывод спутника в заданную точку, его ориентацию, раскрытие солнечных батарей, обеспечение работоспособности, сбор и передачу на Землю телеметрии. То есть, любой спутник на 60-70% унифицирован, сверх того – только полезная нагрузка, в зависимости от той или иной космической группировки. РКС должен научиться в нужном количестве выпускать эту аппаратуру. Основным производственным активом станет Ярославский радиозавод, который мы будем переоснащать. И будем выстраивать два центра серийного производства спутников: в ИСС имени Решетнева (телекоммуникационное направление) и, наверное, в НПО имени Лавочкина (направление дистанционного зондирования Земли и научный космос). Принцип простой – максимальная унификация, чтобы обеспечить серийность. Стоит ли это денег? Да.
– Какое количество дополнительных средств на это понадобится?
– Знаете, я за много лет работы накопил достаточно жизненного и профессионального опыта, чтобы не рассчитывать на какие-то серьезные дополнительные бюджетные вливания. Конечно, можно прийти и сказать, что нужно вот столько денег. Но мне скажут, "финансовое положение тяжелое". И будут правы.
Мы давно обсуждали, еще когда я был в Белом доме, вариант привлечения внебюджетных средств за счет выпуска ценных бумаг – длинных облигаций Роскосмоса на 50 миллиардов рублей. Население может их купить, если будет гарантированная доходность. С президентом это обсуждал. Прорабатываем с Минфином и Центробанком возможность их выпуска.
– Недавно подписано соглашение с восемью частными компаниями об инвестициях в космические проекты. Как это поможет, и что из этого выйдет?
– Пока сложно дать точный прогноз. Мы учитываем мировой опыт, но при этом и нормативная база, и финансовая культура у нас с Америкой, Европой и Азией разные. Что из этого получится, посмотрим на практике.
Сегодня необходимость в космических данных и услугах в России такая, что чем больше спутников построим, тем лучше, и не важно, будут ли это предприятия в контуре "Роскосмоса" или нет. Мы провозгласили для частников политику открытых дверей. Мы готовы не только запускать их аппараты в космос, но и предоставлять им технологическую и испытательную базу для спутников. Например, вакуумные и безэховые камеры – очень не дешевое оборудование. Мы рады появлению в нашей стране высокотехнологичных компаний, которые говорят нам: мы можем построить спутники. У них есть амбиции на то, что "Роскосмос" сможет со временем делегировать им создание отдельных орбитальных группировок. Время покажет, но я смотрю на этот процесс с оптимизмом.
– Вы заявили о создании молодежных конструкторских бюро и особых условиях их работы. Как это поможет отрасли?
– Отрасль остро нуждается в изменениях изнутри, и делать ставку здесь нужно на молодежь. На данный момент работаем с вузами, создаем онлайн-платформу для стартапов, расширяем возможности для молодых сотрудников на предприятиях. Но в перспективе мы хотим создать отдельные молодежные коллективы, поставить перед ними амбициозные цели и предоставить особые условия. Освободить их от бюрократических процедур, дать возможность отойти от устоявшейся нормативной базы, как-то простимулировать. Будут работать по нескольким перспективным направлениям – спутникостроение, создание перспективной ракеты-носителя на замену "Союзу-2" и, возможно, космическое приборостроение.
Вспомните Сергея Павловича Королева, который и сам в молодости шел наперекор правилам и условиям, конструировал и запускал ракеты. Позднее делал ставку на молодых и талантливых ребят. Или пример того же Илона Маска: ему в NASA говорят, что возможно, что невозможно, а что делать нельзя. А он идет наперекор запретам и прогнозам и доказывает на практике, что можно и что возможно. Я хочу создать ситуацию, чтобы наши молодые Королевы и Маски не боялись.
– У Маска деньги есть, поэтому ему можно.
– Деньги, как говорят в математике, это необходимое, но не достаточное условие. Еще должно быть стремление, чтобы глаза горели. У молодежи это есть. Если поставить перед ними амбициозные задачи, в решении которых они будут участвовать на равных и даже передовых позициях, будет эффект. Наша задача – организовать эту работу.
– Когда можно ожидать Российскую орбитальную станцию?
– В этом году мы закончим эскизный проект, который определит основное назначение, облик, технико-экономические и финансовые параметры этого проекта, этапность реализации. Первый модуль – научно-энергетический – должен появиться в 2027 году, мы уже начали его делать.
МКС – великое достижение, но сегодня эквивалент отдачи от станции для нас значительно ниже, чем затраты на ее эксплуатацию. К тому же никто из инженеров не может сказать, когда закончится жизненный цикл станции. Американцы рассчитывают эксплуатировать МКС и после 2030 года – катать туда туристов.
Но нам надо иметь альтернативу и формировать нашу станцию начиная с 2027 года. Какой она будет, еще обсуждается. Целесообразность создания станции обусловлена, в первую очередь, грамотной, системной и очень востребованной научной программой. Цель – получать новые знания, а не просто отправлять туда космонавтов.
Одна из проблем, которую я для себя отметил в "Роскосмосе", кроме финансовых и организационных, имеющихся в любой крупной организации, – это отсутствие вменяемой, понятной всем стратегии развития отрасли. Это я почувствовал очень остро. Если цели меняются в процессе работы, то это дезориентирует коллективы, теряется смысловая нагрузка. Всем должно быть ясно, куда идем и чем занимаемся конкретно сейчас.
Выработка научно-технической политики по всем направлениям – от строения спутников до пилотируемой космонавтики – то, чем мы занимаемся с момента моего прихода в "Роскосмос". Председатель научно-технического совета "Роскосмоса" Юрий Николаевич Коптев говорит: "Ты только смотри, как тот Моисей, 40 лет по пустыне их не води". Ладно, 40 лет не будем, нельзя процесс затягивать. Думаю, в ближайший квартал закончим.
– Юрий Иванович, часто информационная повестка, связанная с "Роскосмосом", особенно с его недавним прошлым, носит немного уголовный характер. У сторонних читателей может возникнуть впечатление, что "Роскосмос" и его предприятия – это места, где воруют командами. На ваш взгляд, чем была обусловлена такая небывалая концентрация подобного рода дел на предприятиях "Роскосмоса", и созданы ли сейчас все предпосылки, чтобы этого не повторилось?
– Фоновая история вокруг "Роскосмоса" действительно непростая. Вы, наверное, заметили, что всплеск уголовных дел начался с 2018 года. Это объясняется и тем, как была выстроена работа службы внутреннего аудита корпорации. К моему приходу в "Роскосмос" это структурное подразделение провело более 120 проверок, и основными показателями качества своей работы считало не столько профилактику правонарушений, сколько количество заведенных уголовных дел. Акты пачками передавались в надзорные и правоохранительные органы – без должной технико-экономической и правовой экспертизы. Сколько их было передано, мы до конца не знаем. Сейчас совместно с силовыми органами актуализируем данные, составляем единый реестр уголовных дел.
В моем понимании, внутренний аудит нужен, чтобы иметь независимый взгляд на финансовое состояние предприятий, заниматься превентивным контролем, предлагать правильные правовые инструменты по расходованию средств, помогать коллегам и направлять их. Иными словами – заниматься профилактикой нарушений. В условиях, по сути, санкционной войны против России, это крайне важно для отрасли. А наказывать – это уже хлеб других государственных органов. В нынешнем виде аудиторская служба в корпорации работает на реализацию тех целей, о которых я вам только что рассказал. В том числе, и благодаря кадровым изменениям.
Что касается уголовного дела с гендиректором НПО имени Лавочкина Владимиром Колмыковым. Дело также инициировано по проверке департамента внутреннего аудита "Роскомоса". Суд вынес решение, но официальная позиция "Роскосмоса" – не секрет, и мы ее уже озвучивали. У меня на столе лежит справка: позиции следствия, суда и корпорации. Нанесен ли ущерб в плане передачи технической документации и разовой оплаты за это? Нет. Есть заключение от ФСТЭК России. Эксперты по вопросам интеллектуального права нарушений тоже не увидели. Совет директоров сделку не оспорил. Тем не менее, вынесен обвинительный приговор. Что нам остается? Пройти этот путь до конца – разумеется, в рамках правового поля. Будем подавать апелляцию, рассчитываем на изменение приговора. Считаю, это мой долг как руководителя и просто по-человечески.
Хочу подчеркнуть: мы, "Роскосмос", крайне заинтересованы в раскрытии любых коррупционных схем. Кстати, сейчас очень активно работаем с коллегами из Генпрокуратуры и передаем много материалов по серьезным нарушениям. Но повторю то, что уже заявлял: для нас крайне важна объективность и непредвзятость. Люди, которые руководят предприятиями, несут колоссальную материальную и моральную ответственность. И они не должны жить в страхе, что завтра их прямо из кабинета заберут в камеру, не понимая за что, и никто не встанет на их защиту. Так из отрасли утекут все компетентные кадры, и никто не захочет прийти на освободившееся место. К слову сказать, в защиту Колмыкова и Солнцева готовы подписаться более тысячи сотрудников отрасли.
– Каким вам видится экспортная выручка "Роскосмоса" после завершения контрактов на поставки ракетных двигателей в США? Насколько возможно здесь взаимодействие с Индией и Китаем? Заместят ли они американцев?
– Мне очень жаль потери этих контрактов. Я остаюсь при мнении, что космос должен быть вне политики. Это – общечеловеческое достояние, и его освоение – право всех граждан Земли. Мы прекратили поставку двигателей РД-180, но чего бы не продолжать поставлять двигатели РД-181, учитывая гражданское назначение ракеты-носителя Antares. Европейцы вдогонку отказались от совместного с нами проекта ExoMars. Я чуть не до слез расстроился, не знал, что делать. Готовность к пуску – сентябрь прошлого года, потрачено 20 миллиардов рублей, совместный с европейцами проект – псу под хвост.
Я не делаю шагов, которые рушат это хрупкое сотрудничество. Те же американцы на МКС в нештатной ситуации с кораблем "Союз МС-22" ведут себя порядочно, по-людски. Хоть и дают понять, что прежние времена прошли: "Можно было с вами строить лунную программу, были такие планы, теперь не будем".
Пытаемся заместить выпадающую экспортную выручку с другими странами. В первую очередь, это Китай. Я так скажу, к сожалению, нам уже есть, чему у них поучиться. Но и у нас есть компетенции, которые их интересуют. У нас неплохие связи с Ираном. Мы запустили для них спутник в августе прошлого года. Есть перспектива по небольшому тиражу таких спутников. Есть планы с Анголой, Алжиром, Вьетнамом и арабским миром. Конечно, нужны новые направления.
Сейчас всех беспокоит космический мусор, все заинтересованы в создании надежной системы его обнаружения. Ведь объем космических группировок будет расти, проблема будет только усугубляться. И вот вам живой пример – маленький метеоритик прилетел в наш корабль на МКС. Сами знаете в какую проблему это вылилось….
Такие направления есть, конечно, мы будем работать со всеми, кто захочет. Но сейчас уже другой мир. Нельзя приехать в другую страну и сказать: давайте мы вашего космонавта за деньги запустим, и все. Они ставят вопрос по-другому: мы хотим сами развиваться, осваивать новые технологии, ждут, что мы их им передадим.
– А по межпланетной станции "Луна-25" все-таки есть уверенность, что в этом году мы ее запустим?
– Полная. Пусковое окно – июль-август. Как говорится, рад бы и завтра, но баллистика такая. Все технические вопросы пройдены, лазерный дальномер, который концерн "Вега" делал, доработан. Все риски устранили, идет плановая подготовка к запуску. Дальше реализацию лунной программы будем продолжать автоматическими станциями "Луна-26", "Луна-27" и "Луна-28". Они позволят определить возможное место развертывания будущей лунной станции, которую мы собираемся вместе с Китаем строить. Это дорогостоящие проекты. Будем детально обсуждать роль и место России в совместной программе, чтобы достойно быть представленными, а не просто страной, которая поделится наработанными компетенциями.
– По ситуации с небольшим метеоритом, который навел такой шорох… Получается, что у корабля нет противометеоритной защиты?
– Представляете, какой ущерб может нанести "песчинка" размером 1 миллиметр, летящая со скоростью 7 км/с? Манипулятором посмотрели характер самого отверстия, размер, кромку. И очень однозначные выводы были сделаны, они подтверждены американцами. Мы от них ничего не скрываем, экипаж-то общий.
– Когда и на основании каких факторов будет приниматься решение о продлении экспедиции на МКС?
– Все решения уже приняты. На поврежденном "Союзе МС-22" спускать экипаж нельзя. Сейчас температура внутри корабля держится от 20 до 30 градусов, страшного ничего нет. Но кто знает, как могут пойти события, если на нем будет приземляться экипаж? Здесь человеческие жизни на весах.
Экипаж – Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Фрэнк Рубио – должен был вернуться на Землю в марте, теперь вернется в сентябре на "Союзе МС-23", который прибудет на станцию 22 февраля. То есть у нас идет сдвижка программы на полгода вправо.
– Запланированный ранее полет космонавта Белоруссии состоится?
– Сдвинется ровно на эти полгода.
— Центр им. М.В. Хруничева попал в десятый санкционный список ЕС. Повлияло ли это как-то на работу предприятия? Как?
— Ограничения, направленные на международную космическую деятельность Российской Федерации, начались задолго до появления десятого пакета санкций ЕС. В мае 2019-го были выпущены поправки к Закону США об ассигнованиях на национальную оборону, которые ограничивали использование пусковых услуг российских ракет-носителей на международном коммерческом рынке. Дальнейшее развитие событий в мире явно показало, что политика США в области мирного космоса ставит своей целью убрать с рынка конкурентов американским поставщикам пусковых услуг, в частности компании SpaceX, которая занимает в настоящее время 30% рынка всех запусков в мире. 25 февраля 2022 года ЕС своей декларацией 2022/380 принял пакет санкций, который запретил деловые операции с предприятиями авиационной и космической отрасли РФ.
Десятый санкционный пакет ЕС включил Центр Хруничева в список санкционных компаний, что, в принципе, ничего не поменяло. Основные ограничения были уже введены против всей нашей отрасли еще год назад. Вероятно, кто-то из наших зарубежных партнеров может испугаться возникновения так называемых вторичных санкций со стороны стран ЕС из-за деловых связей с нами. Но мы этого не боимся, так как Центр Хруничева производит космическую технику без использования иностранных комплектующих. Ни ракета-носитель "Протон-М", ни семейство ракет-носителей "Ангара", ни разгонные блоки нашего производства не имеют иностранных компонентов. Наши иностранные партнеры более заинтересованы в нас, в наших ракетах и услугах, нежели мы в них. На рынке наблюдается дефицит пусковых мощностей, особенно с появлением низкоорбитальных спутниковых группировок. SpaceX, на мой взгляд, не сможет обслуживать рынок в одиночку с сохранением приемлемого уровня цен. Рынок нуждается в пусковых мощностях. Это сказывается на росте цен на пусковые услуги. Поэтому подобными санкциями они просто "стреляют себе в ногу". Позволю себе заметить, что США не включили Центр Хруничева в подобные списки. Вероятно, в силу более глубокого, нежели у европейцев, понимания рынка.
— Продолжается ли сейчас работа вашей дочерней компании ILS в США? С какими трудностями сталкиваетесь, учитывая санкции, введенные в отношении российской космической отрасли?
— Да, компания ILS работает. Доля ГКНПЦ в ней составляет 83%, остальные 17% принадлежат РКК "Энергия". На период санкций нам удалось снизить уровень затрат компании до самого оптимального уровня, чтобы компания могла осуществлять свою деятельность без источников поступления новых финансовых средств. Компания в настоящее время работает над рядом соглашений об урегулировании с нашими действующими заказчиками пусковых услуг на ракетах-носителях "Протон-М" и "Ангара".
— Удалось ли заключить новый контракт с компанией Boeing по поддержанию в рабочем состоянии наземных стендовых изделий и контрольно-проверочной аппаратуры для сопровождения полета модуля "Заря"? Как сейчас происходит взаимодействие с компанией, учитывая ее уход из РФ?
— Работа с компанией Boeing ведется в рамках действующих контрактов по обеспечению летной эксплуатации модуля ФГБ "Заря". Ограничения на эти работы отсутствуют, так как США не ввели санкции в рамках программы МКС. Компания Boeing и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева четко и своевременно выполняют взаимные обязательства по данному проекту. В процессе сопровождения полета модуля ФГБ "Заря" возникает необходимость дополнительных работ, что требует заключения новых и корректировки уже подписанных контрактов. В настоящее время в заключительной стадии согласования находится новый контракт с компанией Boeing по дооснащению стендового электроаналога ФГБ контрольно-проверочной аппаратурой новой разработки.
— В прошлом году сообщалось, что украинское предприятие, которое по контракту с Boeing поставляет комплектующие для одной из систем функционально-грузового блока "Заря" МКС, испытывает трудности в связи с ситуацией в стране. Удалось ли импортозаместить комплектующие?
— Импортозамещение в части поставляемого украинским предприятием оборудования не требуется. Схема взаимодействия была скорректирована таким образом, что финансирование этого предприятия и контрактная деятельность осуществляются напрямую компанией Boeing. Техническую поддержку Boeing в этих работах оказывают специалисты Центра Хруничева. В результате такой схемы взаимодействия эксплуатация системы ФГБ разработки этого поставщика выполняется в штатном режиме.
— Центр Хруничева ранее обладал компетенциями по строительству самолетов. В условиях санкций сейчас остро стоит вопрос о поставке комплектующих для импортных гражданских самолетов. Способен ли Центр Хруничева изготавливать детали для них? Обращались ли к вам компании с соответствующими просьбами?
— Поскольку авиа- и ракетостроение — близкие области науки и техники, смею заверить, Центр Хруничева обладает компетенциями по изготовлению агрегатов и узлов для авиапрома. К нам уже обращались коллеги из авиаотрасли. И более того, мы начали обсуждение ряда вопросов, проводим технологическую проработку и определение свободных мощностей для возможного дальнейшего сотрудничества. Технически мы в состоянии изготавливать элементы в интересах авиационной отрасли.
— Удалось ли уже предприятию выйти на безубыточность? С какими показателями завершили прошлый год?
— Финансовая нагрузка предприятия на конец 2022 — начало 2023 года составляет около 9 млрд рублей. Плановый срок погашения задолженности — конец 2025 года. Предприятие в состоянии обеспечить погашение долга в установленные сроки.
— Снижена ли за прошлый год долговая нагрузка? На сколько?
— Мы не форсировали закрытие финансовой нагрузки ускоренными темпами. Пока будем ориентироваться на плановое погашение задолженности.
— В каком году планируется завершение летных испытаний тяжелой "Ангары"?
— Программа летных испытаний предусматривает проведение шести пусков ракет-носителей тяжелого класса "Ангара-А5" в рамках летно-конструкторских испытаний. Три успешных пуска уже состоялось в 2014, 2020 и 2021 годах соответственно. Четвертая и пятая летные ракеты переданы Центром Хруничева госзаказчику. Шестая на этапе окончательной сборки. Дальнейшие сроки пусков будут определяться потребностями выведения полезной нагрузки.
— Южная Корея отказалась от запуска спутника на легкой "Ангаре". Сейчас замена полезной нагрузки найдена? Есть ли сейчас коммерческие заказы на "Ангару"? Много ли их?
— У нас контракт на выполнение пусковых услуг корейского спутника на ракете "Ангара-1.2" института KARI. Контракт формально продолжает действовать. В случае расторжения корейская сторона обязана прислать соответствующее извещение об отказе от контракта. Мы уже заявляли, что такого извещения не получали. В связи с действием санкций лицензия США на корейский спутник была аннулирована. Поэтому доставить спутник в Россию для проведения запуска наши корейские партнеры не могут. Мы были готовы к проведению пусковых услуг в конце прошлого года и проинформировали об этом заказчика пуска. Однако ограничения США не позволили завершить контракт запуском, и мы вынуждены искать пути выхода из сложившейся ситуации. Сейчас мы совместно с ILS и институтом KARI прорабатываем варианты урегулирования по данному проекту.
На сегодняшний день коммерческих заказов на легкую ракету "Ангара-1.2" нет. Она находится на этапе летно-конструкторских испытаний и пока не имеет летной истории для привлечения заказчиков. К тому же сказываются санкции, которые не позволяют заказчикам использовать эту ракету для запуска своих аппаратов. Несмотря на это, мы видим интерес, который проявляют потенциальные заказчики к "Ангаре-1.2". И я не сомневаюсь, что у легкой ракеты "Ангара" хорошие перспективы.
— В этом году планировалось доставить на Восточный "Ангару" для первого пуска. В каком состоянии она находится? Когда будет доставлена? Началась ли сборка "Ангары" для первого запуска корабля "Орел" с Восточного?
— Первая летная "Ангара-А5" для космодрома Восточный будет поставлена на космодром в 2023 году. Сроки изготовления ракеты для запуска ПТК "Орел" определяются программой испытаний ПТК "Орел". Запуску пилотируемого ПТК будут предшествовать пуски ракет "Ангара-А5" и "Ангара-А5М" с ПТК "Орел" в габаритно-массовом и непилотируемом исполнении. Центром Хруничева разработан и защищен эскизный проект по адаптации ракет "Ангара-А5" и "Ангара-А5М" для обеспечения запуска корабля "Орел".
— В декабре 2021 года был защищен проект многоразовой "Ангары", планируется ли ее эскизное проектирование? Когда оно может стартовать?
— В 2021 году был защищен эскизный проект по созданию КРК "Амур" второго этапа с ракетой-носителем повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В", в состав которой входит кислородно-водородная третья ступень. В рамках данного проекта была рассмотрена возможность создания на ее основе многоразовой ракеты. Учитывая текущую ситуацию, решение о развертывании дальнейших работ по созданию многоразовой ракеты является прерогативой государственного заказчика. При этом необходимо учитывать, что ее разработку нужно вести одновременно с разработкой ракеты повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В".
— Ведутся ли уже разработки перспективной тяжелой ракеты, которая сможет в будущем заменить "Ангару"?
— В настоящее время завершено эскизное проектирование и ведется разработка конструкторской документации на ракету-носитель тяжелого класса с улучшенными энергетическими характеристиками, которая получила обозначение "Ангара-А5М". Она заменит ракету "Ангара-А5", и в дальнейшем планируется ее эксплуатация.
— Модули перспективной Российской орбитальной станции будут выводиться при помощи ракет "Ангара". Потребуется ли их доработка для этого? Ведется ли она уже?
— Для запуска модулей РОС будет использоваться модернизированная ракета-носитель "Ангара-А5М". В настоящее время ведется эскизное проектирование по адаптации ракеты к различным модулям, которые будут являться базовыми элементами новой Российской орбитальной станции.
— Началось ли изготовление комплектующих для кислородно-водородного разгонного блока?
— В настоящее время КБ "Салют" ведет разработку конструкторской документации разгонного блока КВТК. Производство технически готовится по мере готовности конструкторской документации к изготовлению стендовых изделий и опытных образцов КВТК, но запуск изготовления будет дан по указанию госзаказчика.
— Сколько ракет-носителей "Протон" планируете запустить в этом году?
— В 2023 году уже запущены ракеты-носители "Протон-М" с космическими аппаратами КА "Электро-Л" №4 и КА "Луч-5Х".
— Завершилась ли сборка последних ракет-носителей "Протон"? Когда завершится? Найдены ли заказчики для них?
— Изготовление ракет-носителей "Протон-М" ведется планово, и в соответствии с графиком планируем закончить производство изделий в 2025 году. Стратегический приоритет предприятия — изготовление ракет-носителей класса "Ангара".
— Какая судьба ждет ракеты "Протон", если не удастся запустить все ракеты до завершения срока их эксплуатации в Казахстане?
— Вопрос находится в области договоренности между правительствами России и Республики Казахстан. Предложения ГКНПЦ им. М.В. Хруничева для решения вопроса по задействованию всех изготовленных ракет "Протон" находятся в стадии рассмотрения совместно с казахстанской стороной.
— Идет ли уже сборка первого образца ракеты "Рокот-М"? Первый пуск все еще в 2024 году планируется?
— По проекту "Рокот-М" проведена контрактация с нашей кооперацией по комплектующим элементам, ведется изготовление стендовых изделий, а также ряда элементов первой летной ракеты с длительными сроками изготовления.
— В прошлом году вы сообщали о планах расширить номенклатуру выпускаемых медицинских изделий, удалось ли это сделать? В какие сроки сможете выйти на уровень диверсификации 50%?
— Сейчас мы активно набираем заказы для расширения номенклатуры выпускаемых медицинских изделий и увеличения производства. Также ведется работа над расширением номенклатуры изделий для народного хозяйства, в интересах нефтегазовой отрасли, атомной промышленности, авиапроизводителей и автомобилестроения.
В День космонавтики Владимир Путин провёл рабочую встречу с генеральным директором Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Юрием Борисовым.
В.Путин: Юрий Иванович, естественно, сегодня, 12 апреля, наш разговор не может не начаться с поздравления и в Ваш адрес, и в адрес всех, кто работает в космической отрасли, и даже шире – всех, кто так или иначе причастен к этой сфере деятельности, с Днём космонавтики. Хочу пожелать всему огромному вашему коллективу успехов в освоении космоса.
Мы всё время говорим о том, что это чрезвычайно важно для нашей страны, для всего человечества. Это не только какие-то вещи, связанные с научной фантастикой, а это то, что требуется прямо сегодня – прямо сегодня требуется народному хозяйству, требуется для укрепления и совершенствования системы обороноспособности страны – там много очень компонентов, абсолютно живых, востребованных сегодня для развития России.
Поздравляю Вас ещё раз и желаю всего самого доброго!
Разумеется, праздник праздником, но мы должны, если уж встретились, поговорить и о состоянии отрасли, и о перспективах развития на ближайшие годы.
В этом году у нас чуть больше, по-моему, даже запланировано бюджетных ассигнований на космическую деятельность: в прошлом году где-то 224 с небольшим миллиарда [рублей], а в этом – уже 251 с лишним. Выручка растёт.
И планы, конечно, – всех интересуют всегда планы России в этой исключительной отрасли.
Пожалуйста, прошу Вас.
Ю.Борисов: Владимир Владимирович, позвольте и мне от всех работников ракетно-космической отрасли, от наших ветеранов, в первую очередь от космонавтов, искренне поздравить Вас действительно с нашим народным праздником.
Наша страна в лице гениальных учёных, конструкторов – [Константина Эдуардовича] Циолковского, Сергея Павловича Королёва, наших космонавтов – Юрия Алексеевича Гагарина, Алексея Архиповича Леонова – навеки вписала свои имена в мировую историю космонавтики.
Действительно, всем россиянам есть чем гордиться. Но на нас сейчас лежит особая задача: в непростых условиях не уронить то достоинство, которым всегда гордилась наша страна.
Я готов Вам рассказать о текущем финансовом положении сегодня в отрасли, – оно стабильное, мы понимаем, куда нам двигаться, – и поделиться теми стратегическими планами по развитию многоспутниковой группировки.
И особенно настало время детально обсудить вопросы создания российской орбитальной станции, потому что по решению Правительства работа Международной космической станции продлена до 2028 года. Но время бежит быстро, а нам ни в коем случае нельзя иметь перерывов в пилотируемой космонавтике.
В.Путин: Эскизный проект должен быть готов летом этого года, да?
Ю.Борисов: Эскизный проект будет готов летом этого года, но сегодня основные параметры и облик станции, этапы её создания нам уже хорошо известны, и я в ходе сегодняшней беседы доложу Вам об этом.
В.Путин: Насколько я понимаю, одна из функций, одна из целей этой российской орбитальной станции будет заключаться в том числе и в том, чтобы готовить к реализации наши планы по Луне.
Ю.Борисов: Абсолютно точно, Владимир Владимирович. Новая орбита, новая радиационная обстановка позволят нам углубиться и освоить те технологии, которые необходимы будут для дальнего космоса, в частности для лунной программы. Это одно из преимуществ новой орбиты и нового орбитального построения будущей российской орбитальной станции.
В.Путин: Хорошо.