Der russische Übermensch
★★
Долго размышлял, что подарить камрадам на Новый год и Рождество?
Решил напомнить один интересный и малоизвестный факт времен русско-шведской войны 1788-1790 годов.
В августе 1787 г. Турция, пользуясь поддержкой Великобритании, Франции и Пруссии, объявила войну России. На Балтике весной 1788 г. готовилась к походу в Средиземное море русская эскадра.
Подстрекаемые и финансируемые турками и французами, шведские реваншисты решили открыть второй фронт на Балтике. Шведская армия в количестве 38 тысяч человек под командованием короля Густава III вторглась 21 июня 1788 года на территорию России. Двоюродный брат российской императрицы Екатерины II, король Густав III поторопился начать войну, и совершил огромную ошибку — не дал русскому флоту уйти в Архипелаг. Основные события войны происходили на море.
Одним из героев морских сражений стал 22-пушечный катер-бриг "Меркурий". Катер-бриг был приобретен в Англии по поручению адмирала С.К. Грейга для готовящейся к походу Средиземноморской эскадры. В конце июня 1788 г. "Меркурий" присоединился к русской эскадре в Копенгагене, где был вооружен 22-мя 12-фн. пушками, и сразу же под командой капитан-лейтенанта Р.В. Кроуна включился в крейсерскую охоту за шведскими транспортами. Весной 1789 г. катер-бриг был перевооружен 24-фн. карронадами, и в апреле продолжил успешно нарушать шведские морские перевозки и приводить призы в Копенгаген. В конце апреля "Меркурий" атаковал и взял в плен маленький шведский 12-пушечный тендер «Снапоп». Через месяц катер-бриг обнаружил новый шведский 44-пушечный фрегат «Венус», атаковал его и заставил с боем спустить флаг, на виду русской эскадры. 22 июня (3 июля) 1790 г. "Меркурий под командой капитан-лейтенанта И.Я. Чернавина в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова принял участие в Выборгском морском сражении. По результатам современники назвали сражение "Трафальгаром Балтики": шведы потеряли 67 судов, в том числе 7 линейных кораблей и три фрегата.
И здесь пора напомнить тот самый интересный и малоизвестный факт. Катер-бриг "Меркурий" настолько успешно показал себя в крейсерстве, что шведы захотели иметь подобное судно в своем флоте! Знаменитый корабельный архитектор Ф.Х. Чапман в ноябре 1788 г. в Карлскруне спроектировал 100-футовый катер-бриг с вооружением из 16-ти бортовых 12-фн. пушек, двух ретирадных 4-фн. пушек и двух 12-фн. погонных, а также двенадцать 3-фн. фальконетов. По этому чертежу в 1790 г. были построены катера-бриги "Гусар" и "Дракон".
Однако быстроходное хорошо вооруженное крейсерское судно было нужно здесь и сейчас! В Англии шведы в 1789 г. купили катер-бриг "Александр" построенный в Лондоне в 1785 году. Длина корпуса между штевней - 98 фут, вооружение: восемь 12-фн. пушек, 14-ть 6-фн. пушек, и фальконеты. "Александр" был включен в состав эскадры армейского флота Стокгольмского архипелага, пока в 1794 г. не был передан Финской эскадре. Во время Выборгского сражения на борту судна под командой фендрика К. Колландера (лейтенанта он получил 22/7 1790) находилось не менее 152 человек. Со своим быстроходным бригом, Колландер служил связным судном между двумя шведскими флотами - морским и армейским. Сохранились два его письма о событиях, происходивших в Выборгском заливе, адресованные супруге:
"Сражение продолжалось до половины третьего ночи. утром 3-го [июня 1790], когда наш большой флот двинулся в путь, и отступление закончилось. Нет, вы можете себе представить, через что мы тогда прошли. Только подумай, моя дорогая Джейн, какая тогда могла остаться надежда, Что я когда-нибудь напишу тебе снова, когда "Александр" прошел между одним трехпалубным и шестью другими линейными кораблями, которые все вместе держали свои пушки на прицеле на нас. В течение 1 1/4 часа времени считали пули со всех сторон, а также бомбы, гранаты и другой [металлолом] в таком количестве, что равного ему никогда не могло существовать, и все же Бог был так милостив и пощадил жизнь и конечности не только меня, но и [команды]. Ни один человек не получил ни малейшего повреждения, хотя паруса, снасти и корпус корабля были сильно повреждены."
С двумя третями флота, прорвавшегося из Выборгского залива, герцог Карл добрался до Хельсинки, где русская эскадра его заблокировала. Такая же участь постигла бы флот архипелага, если бы король Густав не приказал ему направиться в Свенсксунд. Здесь 28 июня (9 июля) 1790 г. произошло Второе Роченсальмское сражение, где русский гребной флот под командой принца Нассау-Зигена потерпел сокрушительное поражение. Очевидно, что К. Колландер со своим "Александром" хорошо показали себя во время боя. Прежде всего, король наградил его золотой медалью Свенсксунда. В списке предложений об этой награде некоторым офицерам, который подполковник В.В. Стединк с борта корабля "Стирбьерн" направил королю 13 июля, есть дополнение: "То, что Фендрик Колландер сделал с бригом, подпадало под действие королевского указа. Может: [король] сам милостиво похвалит в Коткахолмелле".
Это сообщение редактировалось 08.01.2023 в 19:16