3X> Корейцы то строят, тем более для иностранных акционеров, но речь про Звезду!
Судоверфь «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка) «как минимум на год» сдвигает сроки сдачи головного газовоза ледового класса Arc7 для проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2», аналогичными будут и задержки производства следующих танкеров, говорят источники “Ъ” среди судостроителей, знакомые с ситуацией. Исходно первый танкер должен был быть сдан в марте 2023 года, следующие четыре — в конце сентября, октября, ноября и декабря. Сроки поставок еще десяти танкеров ранее не назывались. Пилотное судно планируется поставить «Совкомфлоту», остальные — «Смарт СПГ» (СП НОВАТЭКа и «Совкомфлота»).
Сроки выпуска танкеров должны быть синхронизированы с запуском линий сжижения «Арктик СПГ-2» (по 6,6 млн тонн каждая) — это конец 2023 года, 2024 и 2026 годы.
Источники “Ъ” связывают задержку в том числе со сложностью закупки судового оборудования.
В марте ЕС ввел против российского судостроения технологические санкции, запретив поставки почти всей номенклатуры. Кроме того, у России до сих пор не было опыта строительства СПГ-танкеров (танкеры для НОВАТЭКа «Звезда» строит в партнерстве с южнокорейской верфью Samsung Heavy Industries, SHI).
Главный вопрос — в монтаже и поставке винторулевых колонок (Азиподов; их поставки запрещены санкциями) для танкеров Arc7, считает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. По его словам, суда спроектированы под определенный тип движителя, а отечественных аналогов нет. В НОВАТЭКе, «Совкомфлоте», «Роснефти» и SHI на запросы “Ъ” не ответили.
Для отгрузок СПГ с «Арктик СПГ-2» НОВАТЭК планировал создать флот из 21 танкера ледового класса Arc7: 15 из них должны построить на «Звезде», шесть — на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Судовладельцем трех последних должен стать «Совкомфлот», еще трех — японская Mitsui O.S.K. Lines. Однако, как писал “Ъ” 25 мая, DSME разорвала контракт на строительство танкеров с «Совкомфлотом».
На ПМЭФ-2022 глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон говорил, что контракт с DSME переводят на другого владельца, не уточнив, на кого именно: «Все строится, вопрос был с "Совкомфлотом"». В сентябре он допускал задержку сроков сдачи первого танкера для «Арктик СПГ-2» до конца 2023 года. «Я думаю, первый (танкер.— “Ъ”) будет, но в конце (следующего.— “Ъ”) года, нас это не напрягает, потому что сами планировали так, в декабре... первую линию ("Арктик СПГ-2".— “Ъ”)... 2023 года»,— пояснял господин Михельсон.
Исходя из планов НОВАТЭКа поставлять 80% СПГ с «Арктик СПГ-2» на рынки Азии, задержка сроков сдачи танкеров может повлиять на маркетинговую стратегию проекта.