Докер58> И у меня просьба - если появится свободное время просмотрите альбомы по тихоокеанским лодкам вот тут Вход | ВКонтакте там их много, около 50-ти, но вдруг
Если никто не возражает - небольшой оффтопик. Заметил, что частенько фотки из Находки путают с Совгаваньскими. Почему? Сложно сказать, может профиль сопок противоположного (от базы) берега вводит в заблуждение (они похожи, но не очень). А потому, извините за занудство, считаю нужным расставить точки над "Ё" в вопросах местоположения базы в Находке, на мысе Линдгольма. А чтобы не захламлять тему ненужными фотками - буду давать ссылки.
1. Мыс Линдгольма в
бухте Находка: собственно назван по имени местного предпринимателя (бил китов, строил маяки, занимался всяким) 19-го и начала 20-го веков - Отто Васильевича
Линдгольма. Практически сразу же, после основания фактории в бухте Находка, "выбил" себе
участок под "дачу" (выделено желтым на карте) на этом самом мысу. Вскоре и сам мыс начали называть просто "дачей Линдгольма" (что
отражено на картах). Выдающийся в акваторию бухты
мыс с небольшим холмом на оконечности оказался очень удобным местом не только для дачи - приличные глубины вокруг него позволяли становиться на якорь достаточно крупным судам императорского флота (Начиная от крейсера "
Адмирал Корнилов" и далее везде). Ну и плюс защищенность от ветров и волн на восточном берегу бухты сыграло не последнюю роль в выборе места будущей базы ПЛ (в 1905-м тут впервые
стали на ночевку подлодки императорского флота - возможно это так же сыграло какую-то роль в выборе места для базы через 30 лет).
2. В 1930-х года от дачи Отто Васильевича, разумеется, не осталось и следа. Но место на мысе Астафьева и прилегающих окрестностях ещё с доисторических (открытия бухты английскими и русскими моряками) были заселены (когда постоянно проживающим, когда исключительно сезонным населением - китайскими ловцами селедки и морской капусты). На
снимке 1931-го года (сделан Н.Баландиным во время экспедиции УПИТО) он хорошо выделяется в центре снимка на дальнем (восточном) берегу бухты (с резкой тенью). Собственно история
военно-морской базы в Находке начинается в 1934-м году. По воспоминаниям очевидцев и участников событий, в 1934-году плавбаза стояла посреди бухты и лодки швартовались к её борту - на берегу ещё никакой инфраструктуры не было.
3. Начиная с 1934-го года начали строить причалы и распахивать береговую часть мыса под строительство инфраструктуры. Наверняка работал и земснаряд на заглубление дна (но подтверждения этому нет). К концу 1935-го - в начале 1936-го годов (по всей видимости) база уже обрела следующую
конфигурацию причалов: причальная стенка вдоль берега (севернее мыса), несколько (три как минимум) длинных пирса от северной стороны мыса и один, в форме
буквы "Т", отходивший от места чуть южнее оконечности мыса в направлении северо-запада. Собственно на карте, датируемой примерно 1945-1947 годами вся эта конструкция
схематически отображена. Вслед за причала строилась жилая, производственная и соц.культурная инфраструктура: ранней весной 1935 года началось строительство стадиона, в мае спортивная площадка была готова, и через месяц состоялась бригадная спартакиада. С прибытием офицерских семей построены дома для семей подводников, родильный дом, школа, клуб, баня. До сих пор на улице Макарова, в районе Нефтебазы, стоят дома, построенных матросами-подводниками, два дома до сих пор сохранились на остановке «Лесная», под козырьком подъезда надпись «1934 г.».
4. С окончанием войны не утратила своего значения. В 1945 году с визитом на Сахалин и часть военно-морских баз и портов южного Приморья, находку посетил тов. Микоян (тот самый). На фото
прохода по территории базы (направление съемки вдоль мыса, на юго-восток) и с
борта судна (направление то же самое, причалы базы скрыты за надстройками). Дорогому товарищу
устроили экскурсию по бухте на импортном (лендлизовском, как
подсказали на соседнем форуме)
торпедном катере. Кстати хорошо видно участок побережья, в районе строительства первых причалов торгового порта, о чем шла речь ранее. С этого визита есть и другие фотографии, но привязать их однозначно к Находке мне не удалось.
5. В сентябре-октябре 1947 года
залив Америка и бухту Находка посетила небольшая флотилия из 11 (как минимум)
японских кораблей, в рамках передачи "военных трофеев" СССР (
10 передаваемых кораблей + 1 транспортный, на котором перегонные экипажи вернулись в Японию). Американский представитель, cmdr. Wilson сделал ряд
фотографий и набросал схему бухты Находка с отметками о оборонительных сооружениях. Из его отчета следует, что командование ТОФ позаботилось о секретности базы - все лодки выгнали в море, а плавбазу "Саратов" отправили во Владивосток (именно её "трофейная" японская эскадра из тральщиков и транспортников и встретила по пути в Находку). К сожалению самой базы на фотографиях американского шпиона не видно (снимал в контровом свете, мыс Линдгольма под двухгорбой сопкой, где одинокий дымок), даже в отчете об этом
не упоминает - видимо наши хорошо постарались.
6. Послевоенный период в жизни базы так же не особо радует фотографиями. С одной стороны, город и порт активно строились (особенно с конца 1940-х), приходили
первые иностранные суда (за время войны, как ни странно, приходили японцы за/с грузом гуманитарной помощи по линии красного креста, а начиная с 1946-1947-го, как только более-менее оформились первые причалы, начали
вывозить японских военнопленных в
товарных количествах). Но с другой, фотографы, фиксирующие стройку города-порта словно нарошно обходили базу ПЛ (секретность!) стороной. Казалось бы, уже и скрывать особо нечего (на каждый приход иностранного сухогруза, начиная с 1950-х, лодки не напрячешся), но тем не менее. Даже фоток подолодок от "интуристов" (иностранных моряков) особо то и нет (я не видел).
Иногда попадаются
отдельные экспонаты, но их
совсем не много. Правда это уже и
лодки не для данной темы.
7. К концу
1950-х/началу 1960-х, когда скрывать-то особо было нечего, база мелькает на
общих панорамах бухты. Но уже совсем
скоро, в
1962-м базу закроют а
лодки переведут на
новое место. А саму
базу практически
полностью снесут под строительство причалов. На
берегу останется, разве что бывшее
здание зарядной.
Как итог: обычно на снимках из базы на Линдгольме фоном идёт вид на запад -
района НСРЗ / Морвокзала (
Ковша гидростроя), или на север, на район побережья будущего
торгового порта, а если камеру повело ещё дальше к востоку - то и
мыс Астафьева. В общем все виды довольно узнаваемы или по характерному профилю сопок горизонта или изменениям местности того или иного временного интервала. Беда лишь в том, что на некоторых фотографиях этот самый горизонт отсутствует как класс...