[image]

В России возобновили разработку многоразовой РН "Корона"

Теги:космос
 
1 4 5 6 7 8 9 10
US zaitcev #30.09.2023 08:01  @Татарин#04.09.2023 23:27
+
+1
-
edit
 

zaitcev

старожил
★☆
Татарин> При необходимости вывести бОльшую ПН берём Корону "как есть", прямо на старте добавляем тоже стоЯщие же так же ускорители, и полетели! Мало двух - ставим 4. Мало 4? Ставим 6 и побольше.

Только я обрадовался, думал ты предлагаешь Старшип а-ля рюс. И тут вдруг выяснилось, что твои ускорители крепятся к Короне чёрт знает как. Это полностью провалит всю затею. Вспомни, какие переделки потребовались для центра FH.
   117.0117.0
MD Serg Ivanov #01.10.2023 17:13  @zaitcev#30.09.2023 07:51
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
S.I.>> И ненормальная посадка первой ступени. Где сажать с Восточного?
zaitcev> Мне вот что непонятно: на диаграмме посадка на платформу на удалении 660 км. Само значение примерно правильное, бустер Фалькона как раз на таком расстоянии садится. Но по Гугль-картам, расстояние от Восточного до берега - 840 км. Никакая платформа не требуется.
В том то и дело что не требуется. Хрен из тех мест вывезешь ступень на космодром. Дешевле новую сделать. Потому морочат голову руководству с крылатой ступенью, что энергетически совсем не выгодно. Опять-таки дешевле новую сделать, чем таскать с собой крылья и колёсное шасси.
   117.0.0.0117.0.0.0
Это сообщение редактировалось 02.10.2023 в 19:55
US zaitcev #01.10.2023 18:18  @Serg Ivanov#01.10.2023 17:13
+
-
edit
 

zaitcev

старожил
★☆
S.I.> Хрен из тех мест вывезешь ступень на космодром.

Никаких "тех мест" не существует для ступени с управляемой посадкой. Нужно только подманеврировать немного, чтобы расположить посадочную площадку у одного из притоков Амура. А там краном на баржу, и по Амуру, а потом по Зее.
   117.0117.0
MD Serg Ivanov #01.10.2023 20:15  @zaitcev#01.10.2023 18:18
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
S.I.>> Хрен из тех мест вывезешь ступень на космодром.
zaitcev> Никаких "тех мест" не существует для ступени с управляемой посадкой. Нужно только подманеврировать немного, чтобы расположить посадочную площадку у одного из притоков Амура. А там краном на баржу, и по Амуру, а потом по Зее.
На карту глянь. Куда ты там собрался маневрировать?
На барже после ледохода сплав по горным рекам? ;)
 


 


Река судоходна от устья до города Зея, этот участок протяжённостью 650 км входит в перечень водных путей РФ. До строительства Зейской ГЭС в высокую воду небольшие катера могли подниматься и выше, до села Бомнак. Затруднением для судоходства являлось большое число мелководных перекатов в русле реки.

Attention Required! | Cloudflare

This website is using a security service to protect itself from online attacks. The action you just performed triggered the security solution. There are several actions that could trigger this block including submitting a certain word or phrase, a SQL command or malformed data. You can email the site owner to let them know you were blocked. Please include what you were doing when this page came up and the Cloudflare Ray ID found at the bottom of this page. Cloudflare Ray ID: 814e0ae7eb041b9f • Your IP: 148.251.51.134 • Performance & security by Cloudflare //  blagoveshensk.bezformata.com
 

Суда прекратили движение по Амуру, Зее и Селемдже 28 октября.

Стали известны сроки окончания навигации для маломерных судов на водоемах Приамурья. Так, по рекам Амур, Зея, Селемджа и их притоках водный транспорт перестанет ходить с 28 октября, на Зейском и Бурейском водохранилищах - с 1 ноября. На Нижне-Бурейское водохранилище судам запрещено выходить с 5 С 1 мая 2023 года официально разрешено ходить судам по Амуру, Зее и Селемдже с притоками, об этом сообщает ГУ МЧС России по Амурской области. С 15 апреля началась навигация на реке Бурея с притоками. С 15 мая маломерные суда начнут курсировать на Бурейском и Нижне-Бурейском водохранилищах, с 1 июня – на Зейском водохранилище.ноября. А на реке Бурее с притоками навигация продолжится до 16 ноября.
Навигация в тех местах - менее половины года. Полгода ждать возврата ступени?
Выгоднее маневрировать одной морской посадочной платформой для любой орбиты чем строить несколько посадочных площадок для нескольких фиксированных наклонений орбиты.
 


Плавучий «Морском старт» в Тихом океане (справа внизу на карте) был бы гораздо выгоднее во всех отношениях.
   117.0.0.0117.0.0.0
Это сообщение редактировалось 12.10.2023 в 11:41
RU Alexandrc #02.10.2023 10:43
+
+2
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Пока кто-то рисует картинки и возит по выставкам макеты, другие уже "летают" :D

Похвальба:

Update on Hopper2: The Hopper Has Landed | Stoke Space / 100% reusable rockets / USA

September 17, 2023 – Today at Stoke Space’s test site in Moses Lake, Washington, we successfully conducted a vertical takeoff and vertical landing (VTVL) developmental test flight of our reusable second stage rocket. During this test,... //  www.stokespace.com
 
 


 


Картинки их которых народ выводит, что это тот самый аэроспайк, который Stoke Space успешно испытала, а еще впервые испытала регенеративный теплозащитный экран и дифференциальную систему управления вектором тяги.

PS Кстати, на одноступ в целом они не замахиваются, как и на водород на первой ступени, где рисуют аля Falcon, но на семь метановых движков. Естественно первая ступень тоже многоразовая.
   117.0.0.0117.0.0.0
MD Serg Ivanov #02.10.2023 11:24  @Alexandrc#02.10.2023 10:43
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
Alexandrc> PS Кстати, на одноступ в целом они не замахиваются, как и на водород
Так одноступ только на водороде теоретически реален.
   52.052.0
MD Serg Ivanov #03.10.2023 15:17  @Alexandrc#02.10.2023 10:43
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
Alexandrc> Пока кто-то рисует картинки и возит по выставкам макеты, другие уже "летают" :D
Alexandrc> https://www.youtube.com/watch?v=ovpdu8aBWTE
Ну для Роскосмоса это несерьёзно. Надо было газоотводный котлован вырыть как для Р-7..
:D
 

   52.052.0
RU Alexandrc #09.10.2023 11:50
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Предприятие Роскосмоса ведет проработку двигателя для перспективной многоразовой ракеты «Корона»
В сентябре в Научно-производственном объединении Энергомаш имени академика В.П. Глушко (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялось заседание Научно-технического совета, на котором были рассмотрены результаты проработки маршевого двигателя с центральным телом для перспективной ракеты-носителя «Корона».

«Эта тема — подтверждение возможности создания одноступенчатого летательного аппарата, способного достичь первой космической скорости. В этой работе головной организацией выступил Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (входит в Роскосмос). Он достаточно давно ведет работу в этом направлении, — рассказал главный конструктор НПО Энергомаш Петр Левочкин.
В марте 2023 года был заключен контракт с соисполнителями Центра Макеева на разработку по своему направлению. В этой работе помимо НПО Энергомаш принимают участие другие предприятия Роскосмоса — Центр Келдыша, Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и компания «Агат», а также предприятие «Композит» и ряд учебных заведений.

«С учетом взятого сейчас курса Госкорпорации «Роскосмос» на развитие орбитальной группировки и создание «Сферы», планов по строительству заводов по массовому производству космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, в целом эта работа очень актуальна и закладывает большие перспективы на будущее наших средств выведения. Это говорит о том, что сегодня выбирается концепция дальнейшего движения», — отметил Петр Левочкин.
На следующем этапе научно-исследовательской работы планируется на основе расчетных данных НПО Энергомаш разработать модельную конструкцию двигателя и провести ее испытания в газодинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института.

Полностью многоразовая одноступенчатая ракета-носитель вертикального взлета и посадки «Корона» способна как выводить грузы на орбиту, так и возвращать их обратно на Землю. Она может использоваться как транспортное средство при суборбитальных полетах типа «точка-точка» неограниченной дальности.
 


Помнится в 17-м году на выставке показывали макет детонационного двигателя, потом года через четыре испытали демонстратор, вроде даже ролик был, и всё... ночь тиха... Тут видимо сроки будут похожими.
   117.0.0.0117.0.0.0
MD Serg Ivanov #09.10.2023 14:35  @Alexandrc#09.10.2023 11:50
+
+1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
Alexandrc> Предприятие Роскосмоса ведет проработку двигателя для перспективной многоразовой ракеты «Корона»
Alexandrc> Помнится в 17-м году на выставке показывали макет детонационного двигателя, потом года через четыре испытали демонстратор, вроде даже ролик был, и всё... ночь тиха... Тут видимо сроки будут похожими.
ХЗ. Битие определяет сознание..© Одноступенчатый стальной 119 тонный Атлас (со сбрасываемыми стартовыми ЖРД) на керосин-кислороде выводил на НОО более 1% стартовой массы ещё 60 лет назад. В т.ч. и пилотируемый Меркурий.
 


На керосине! 60 лет назад..
Корона должна выводить 2% и возвращаться. На водороде и с углепластиковыми баками.
Ни на что не намекаю, но Королёв сидел в ГУЛАГе и создал Р-7, Пригожин сидел и создал Вагнер, Рогозин не сидел нигде и не создал ничего.
Битие определяет сознание..©
   52.052.0
Это сообщение редактировалось 12.10.2023 в 11:39
?? st_Paulus #12.10.2023 06:56  @Alexandrc#02.10.2023 10:43
+
-
edit
 

st_Paulus

аксакал

Alexandrc> Пока кто-то рисует картинки и возит по выставкам макеты, другие уже "летают" :D

Не удержался:
   117.0.0.0117.0.0.0
MD Serg Ivanov #31.10.2023 15:06
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★

ГРЦ Макеева начнет работу по подтверждению ключевых технологий многоразовой одноступенчатой ракеты «Корона» (fzr1000)

 В «Государственном ракетном центре имени академика В.П.Макеева» (ГРЦ Макеева, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялось установочное совещание по научно-исследовательской работе по подтверждению ключевых технологий создания многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя «Корона». В совещании принял участие исполнительный директор по перспективным программам и науке Госкорпорации «Роскосмос» Александр Блошенко.  В ходе совещания представлены доклады головного исполнителя и предприятий кооперации с основными сведениями по ракете-носителю, ключевым конструктивным решениям, закладываемым в изделие, по проектному облику основных составных частей ракеты-носителя, а также планируемым работам по подтверждению технологий их создания на макетах и моделях. //  Дальше — aftershock.news
 

 


 


 


Мелкий одноступ на трёх компонентном топливе:

Одноступенчатая многоразовая ракета «Зея»

Проект разработан по просьбе венчурного инвестора из ЕС. Стоимость выведения на орбиту космических аппаратов пока очень велика. //  newsland.com
 
В нашей стране были разработаны трехкомпонентные двигатели РД-701, РД-704 и РД0750, однако они не были доведены до стадии создания опытных образцов. НПО «Молния» в 1980-х разработала Многоцелевую авиационно-космическую систему (МАКС) на ЖРД РД-701 с топливом кислород + керосин + водород. Расчеты и конструирование трехкомпонентных ЖРД велись и в Америке (см., например, Dual-Fuel Propulsion: Why it Works, Possible Engines, and Results of Vehicle Studies, авторов James A. Martin и Alan W. Wilhite, опубликованную в мае 1979 года в American Institute of Aeronautics and Astronautics (AIAA) Paper No. 79-0878).

Мы полагаем, что для трехкомпонентной «Зеи» вместо традиционно предлагаемого для подобных ЖРД керосина следует использовать жидкий метан. На это есть множество причин:

«Зея» в качестве окислителя использует жидкий кислород, кипящий при температуре -183 градуса Цельсия, то есть в конструкции ракеты и заправочного комплекса уже используется криогенное оборудование, а значит не будет принципиальных сложностей в замене бака керосина на бак метана при -162 градусах Цельсия.
Метан по эффективности превосходит керосин. Удельный импульс (УИ, мера эффективности ЖРД — отношение создаваемого двигателем импульса к расходу топлива) топливной пары метан + жидкий кислород превосходит УИ пары керосин + жидкий кислород примерно на 100 м/с.
Метан дешевле керосина.
В отличие от керосиновых в двигателях на метане почти отсутствует коксование, то есть, проще говоря, образование трудно удаляемого нагара. А, значит, такие двигатели удобнее использовать в многоразовых системах.
При необходимости метан можно заменить схожим по характеристикам сжиженным природным газом (СПГ). СПГ почти полностью состоит из метана, обладает схожими физико-химическими характеристиками и немного проигрывает чистому метану по эффективности. При этом СПГ в 1,5–2 раза дешевле керосина и намного доступнее. Дело в том, что Россия покрыта обширной сетью газопроводов с природным газом. Достаточно отвести ветку к космодрому и построить небольшой комплекс по сжижению газа. Также в России построен завод по производству СПГ на Сахалине и два малотоннажных комплекса по сжижению в Санкт-Петербурге. Планируется постройка еще пяти заводов в разных точках РФ. При этом для производства ракетного керосина нужны особые сорта нефти, добытые на строго определенных месторождениях, запасы которых в России истощаются.

Схема работы трехкомпонентной РН следующая. Вначале сжигается метан — топливо с высокой плотностью, но сравнительно небольшим удельным импульсом в пустоте. Затем сжигается водород — топливо с низкой плотностью и максимально высоким удельным импульсом. Оба вида топлива сжигаются в единой двигательной установке. Чем выше доля топлива первого типа, тем меньше масса конструкции, но тем больше масса топлива. Соответственно, чем выше доля топлива второго вида, тем меньше потребный запас топлива, но тем больше масса конструкции. Следовательно, можно найти оптимальное соотношение между массами жидких метана и водорода.

Мы провели соответствующие расчеты, приняв коэффициент топливных отсеков для водорода равным 0,1, а для метана — 0,05. Коэффициент топливных отсеков — это отношение конечной массы топливного отсека к массе располагаемого запаса топлива. В конечную массу топливного отсека включаются массы гарантийного запаса топлива, невырабатываемые остатки компонентов ракетного топлива и масса газов наддува.

Расчеты показали, что трехкомпонентная «Зея» будет выводить на низкую околоземную орбиту 200 кг полезной нагрузки при массе своей конструкции в 2,1 т и стартовой массе 19,2 т. Двухкомпонентная «Зея» на жидком водороде сильно проигрывает: масса конструкции — 4,8 т, а стартовая масса — 37,8 т.
 
Ниже приведена оценка сроков и стоимости работы до первого пуска:

Аванпроект: 2 месяца — €2 млн
Создание двигательной установки, разработка композитных баков и системы управления: 12 месяцев — €100 млн
Создание стендовой базы, постройка прототипов, подготовка и модернизация производства, эскизный проект: 12 месяцев — €70 млн
Отработка узлов и систем, испытания прототипа, огневые испытания летного изделия, технический проект: 12 месяцев — €143 млн

Итого: 3,2 года, €315 млн

По нашим оценкам, себестоимость одного пуска составит €0,15 млн, а стоимость межполетного обслуживания и накладных расходов — около €0,1 млн за межпусковой период. Если установить цену запуска в €35 тыс. за 1 кг (при себестоимости €1250/кг), что близко к цене запуска на ракете «Днепр» для иностранных заказчиков, то весь пуск (200 кг полезной нагрузки) обойдется заказчику в €7 млн. Таким образом, проект окупится за 47 пусков.
 
   52.052.0
Это сообщение редактировалось 01.11.2023 в 14:47
RU Alexandrc #23.01.2024 13:43
+
+2
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Вот слайд от Лёвочкина
Прикреплённые файлы:
 
   120.0.0.0120.0.0.0
US Alex_semenov #02.11.2025 20:05
+
+1
-
edit
 

Alex_semenov

опытный

Кто-нибудь может рассказать какой цикл должны использовать ЖРД двигатель "Короны"?
Это будет ЗАКРЫТЫЙ, генераторный?
Или это будет на фазовом переходе?

Жидкостный ракетный двигатель с циклом фазового перехода — Википедия

«Цикл с фазовым переходом» (ЦФП, англ. Expander cycle) — безгенераторная схема работы жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), которая предназначена для увеличения эффективности топливного цикла. При схеме ЦФП топливо нагревается до его сжигания, обычно используя ту часть теряемого тепла главной камеры сгорания, которое идёт на обогрев стенок камеры, и претерпевает фазовый переход. Полученная за счёт превращения топлива в газ разность давления используется для подачи топливных компонентов, сохранения давления в камере сгорания и создания тяги. //  Дальше — ru.wikipedia.org
 

Просто там сказано, что именно клин надо интенсивно охлаждать и вроде как напрашиваеся вывод, что тут лучше бы поставить ЖРД на фазовом переходе.
   88
+
-
edit
 

PSS

литератор
★★☆
A.s.> Кто-нибудь может рассказать какой цикл должны использовать ЖРД двигатель "Короны"?
A.s.> Это будет ЗАКРЫТЫЙ, генераторный?

Ну хоть живой..

Там аэроспайк будет. Практически первый в истории. Видимо чтобы можно было и тягу регулировать и в импульсе особо не потерять

P.S

История и не только... [PSS#08.04.25 20:15]

… Добрый день! Как там у Вас дела? До 60 осталось где-то пара месяцев? … Все верно. У меня большое Z (или R). И уверен, что так и будет. Но здесь просто можете привести, что оптимум у R=3? Интересно было бы посмотреть. … Здесь тоже что-то странное. По сути, ступенчатость эквивалентна простому увеличению Z. Грубо говоря (для сухой массы следующей ступени очень малой по сравнению с общей массой) и одним двигателем. … // Космический
 


Звездолет комбинированной схемы работы [PSS#01.10.25 11:26]

… Недавно "Центр Келдыша" опубликовал новость, что завершил разработку плазменных двигателей высокой мощности КМ-50М и ИД-750. Прочитав решил провести анализ который давно хотел. Оценить "сверху" максимальную возможную скорость АМС с подобными двигателями. Для "предельной" конструкции Масса топлива считалась по расходу. Сухая масса аппарата оценивалась: 1000 кг (полезная нагрузка)+50 кг (структура АМС) + масса баков (1 квадратный метр сферического бака оценил в 1.5 кг)+масса реактора от…// Чёрная дыра
 
   99
Это сообщение редактировалось 03.11.2025 в 23:49
MD Serg Ivanov #09.11.2025 21:42
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★

«Роскосмос» заявил, что опытно‑конструкторские работы по проекту многоразовой ракеты «Корона» намечены на 2026 год

В госкорпорации «Роскосмос» сообщили , что в АО «ГРЦ им. Макеева» (входит в «Роскосмос») прошло расширенное заседание по рассмотрению итоговых материалов и результатов... //  habr.com
 
В госкорпорации «Роскосмос» сообщили, что в АО «ГРЦ им. Макеева» (входит в «Роскосмос») прошло расширенное заседание по рассмотрению итоговых материалов и результатов научно‑исследовательской работы (НИР). Результаты НИР по проекту многоразовой ракеты «Корона» подтвердили возможность реализации проекта. Старт опытно‑конструкторских работ по проекту российской полностью многоразовой ракеты‑носителя «Корона» намечен на 2026 год.
Как отметили в «Роскосмосе», новая перспективная ракета сможет оперативно выводить спутники на орбиту, возвращать из космоса выведенные из строя аппараты, осуществлять перелет из одной точки Земли в другую за считанные минуты.

Стартовая масса «Короны» составит порядка 300 тонн, масса полезной нагрузки — до 6 тонн. Ожидается, что ракета‑носитель будет иметь низкую стоимость выведения полезной нагрузки на орбиту, а применять одно изделие можно будет до 100 раз. Для пусков и посадки предполагается использовать упрощённую стартово‑посадочную площадку и безлюдную систему заправки. В 2024 году глава «Роскосмоса» Юрий Борисов заявил, что описанная инфраструктура может появиться на космодроме Восточный.

В феврале 2023 года госкорпорация анонсировала НИР по созданию многоразовой ракеты‑носителя «Корона». В марте 2023 года прошло совещание по конструктивным решениям, проектному облику основных частей ракеты и по планируемым работам о подтверждении технологий создания на макетах и моделях в рамках НИР. Тогда предполагалось, что эта работа по проекту займёт около двух лет.
 
 


"Дай Бог нашему теляти вашего волка съесть".
   141.0.0.0141.0.0.0
MD Serg Ivanov #13.11.2025 19:38
+
+1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
«Корона» — это не просто попытка скопировать успех SpaceX, а дерзкая попытка превзойти его, реализовав более сложную, но и потенциально более выгодную одноступенчатую схему. Успех этого проекта зависит от трех ключевых факторов:

долгосрочного и значительного финансирования,
прорыва в технологиях и
сильной политической воли.
«В целом «Корона» не выглядит как первая российская многоразовая ракета. Это слишком рискованный и потенциально крайне дорогой проект», — заключает автор. Однако, если России удастся воплотить эту мечту в реальность, это станет настоящей космической революцией. Если же нет, «Корона» останется в истории как один из самых смелых и недостигнутых проектов отечественной космонавтики.

Опубликовано: 30.10.2025
 

Ракета «Корона»: Обзор ответа SpaceX

Российская многоразовая ракета «Корона»: одноступенчатая система с вертикальной посадкой. История с 1992 года, планы на 2026, возможности возврата грузов с орбиты и межконтинентальных перелётов. Технические характеристики и перспективы проекта. //  mosregdata.ru
 
   142.0.0.0142.0.0.0
US Alex_semenov #15.11.2025 15:34  @Serg Ivanov#13.11.2025 19:38
+
+1
-
edit
 

Alex_semenov

опытный

S.I.> Ракета «Корона»: Обзор ответа SpaceX

Мой вопрос был не о "Короне" как таковой, а об ее двигателе. Что такое "Корона" я знаю. Но я хотел бы получить представление НАСКОЛЬКО революционен ее двигатель предполагается?

То что там пытаются реализовать солпло-клин - это всем известно. Это вся революционность в двигателе? Обратите внимание, меня интересует не революционность одноразовгого композитного водород-кислородного носителя. Меня интересует насколько там инновационен двигатель?

У меня есть сильное подозрение, что хотя причин, почему многоразовость никак не хочет "зайти" в космос (вот уже и Маск стал испытывать явные трудности) связана помимо прочего еще и именно с тем, что ракетная техника ЭВОЛЮЦИОННО развивается от одноразовых баллистических ракет, в частности их ключевой компонент - ЖРД двигатель.
Так как изначально всё было заточено на одноразовое применение, то есть на работу двигателя 10 минут (то есть ресурс не более часа), то по-сути вся история развития ЖРД двигалась... не туда (если мы хотим иметь многоразовость). Двигатели - ключевая причина провала многоразовости. Для многоразовых систем нужны ДРУГИЕ ЖРД двигатели. Радикально другие. И поэтому, что NASA с "Шаттлом", что Маск с его "Старшипом" наступают на те же самые старые грабли, пытаясь приспособить "одноразовые" двигатели к многоразовой системе. Высокоэффективные ЖРД закрытого цикла конечно прекрасны как двигатели для одноразовых ракет-носителей типа Р-36 (всех модификаций) но при попытке заставить эту же схему работать многократно, вы сталкиваетесь с явной проблемой повышения их ресурса. Во всяком случае, именно RS-25 для "Шаттла" оказался самым капризным и самым ремонтируемым элементом. Да, не он один УБИЛ вожделенную многоразовость "Шаттлов", но и его вклад был заметный. Ни один RS-25 не совершил столько полётов сколько совершил каждый челнок (имеется в виду планер корабля). А теперь попытка Маска заставить 33 двигателя Раптор, тоже закрытого типа, много-много раз взлетать и садиться в самолётном режиме (режиме аэропорта) - до сих пор выглядит безумием миллиардера. Дуримарством. Да, он в своём праве. Мы тоже надеемся на чудо. А вдруг? Но против физики не попрёшь.
Надеяться надо на лучшее, а рассчитывать надо на худшее. Что если Маск сломает зубы? Второй провал многоразовости...Что тогда?

В связи с этим вопрос к "Короне". Ну да, революционно-"новое" сопло.
И всё?
А сам двигатель планируется всё в том же старом-добром русле одноразовых, сложных, напряженных закрытых циклов? Никаких радикальных инноваций? То есть продолжаем эволюционировать по линии привычных одноразовых баллистичческих ракет?
Под радикальными инновациями я понимаю:

1. Детонационные ЖРД (безкомпрессорные, где сжатие топлива создаёт волна детонации в цилидрической камере сгорания. Наиболее радикальная новизна и меньше всего надежд что это всё-таки заработает. Но появление детонационных ЖРД было бы самым ярким примером радикалього сказача ЖРД в будущее)

2. Роторные ЖРД (это старая безумная идея так никем толком для ракет и не проверенная. Но она обещает при эффективности закрытого цикла куда больший ресурс двигателя, на уровне двигателей открытого цикла, хотя бы из-за отсутствия избыточного давления в магистралях присущего закрытому циклу. Хотя там могут появится свои проблемы. По-сути именно опасение этих проблем, видимо пока и не сильно кого привлекает к развитию роторных ЖРД)

3. Испарительный водород/метановый ЖРД (Интересный компромисс безгенераторного закрытого цикла показавший хорошую многоразовость уже, да более 9 тонн-тяги при колоколообразном сопле и лучшем для испарения водороде вы не выжмите, но можно же исхитриться как-то с многокамерностью или тем же клиновым соплом. Схема двигателя "Короны" как раз сразу подсказывает попробовать этот подход)

То есть. Маск показал уже что большинство ракетчиков (кто проектирует носители) мыслят УЗКОЛОБО-ТРАДИНЦИОННО. Нужен (и возможен) некий радикальный скачёк в сторону. Возвращаемые им ступени это как раз показывают. Но этого, похоже, явно мало. Нужно больше радикальности. Иначе из проклятья многоразовости не вырваться.

Корона выглядит новой. Но достаточно ли она радикально-нова?
   88
Это сообщение редактировалось 15.11.2025 в 15:53
RU Дем #15.11.2025 17:31  @Alex_semenov#15.11.2025 15:34
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

A.s.> А сам двигатель планируется всё в том же старом-добром русле одноразовых, сложных, напряженных закрытых циклов? Никаких радикальных инноваций?
А что тут можно придумать, собственно? Чем выше температура в движке - тем выше УИ, как ни крути.
И эта высокая температура будет изнашивать движок тем быстрее чем она больше.
ИМХО, тут прогресс может идти только в сторону удешевления самого движка (Маск обещает раптор за четверть миллиона) и толерантности к отказам в полёте (редкий старт СШ проходит без таковых)
   144.0144.0
US Alex_semenov #15.11.2025 22:18  @Дем#15.11.2025 17:31
+
+2
-
edit
 

Alex_semenov

опытный

A.s.>> А сам двигатель планируется всё в том же старом-добром русле одноразовых, сложных, напряженных закрытых циклов? Никаких радикальных инноваций?
Дем> А что тут можно придумать, собственно? Чем выше температура в движке - тем выше УИ, как ни крути.
Дем> И эта высокая температура будет изнашивать движок тем быстрее чем она больше.

"Аполитично, рассуждаещь!" ©

У закрытого цикла (полной газификации компонентов) есть один РОДОВОЙ недостаток. Избыточное давление в системе подачи компонентов. Что бы газифицированный компонент (топливо или окислитель) попал в камеру сгорания у него должно быть давление выше чем в камере сгорания, а попадает он туда ПОСЛЕ лопаток турбины, то есть перед турбиной надо иметь хотя бы двойное давление. В итоге получается что в магистралях подачи топлива надо держать давление минимум в два раза больше чем в камере сгорания. А в камере сгорание оно и так недетское. То есть система подачи топлива находится под явно избыточной нагрузкой.
При 300 барах в камере сгорания в магистралях 630 бар!

Если вам надо 10 минут работы (и пяток-десяток пусков-стопов) - это еще куда ни шло. Но обеспечить ресурс работы в часы (и 100-200 стартов-стопов) - почти нерешаемая задача. Хотя, да, люди Маска, похоже творят чудеса. Но сотворят ли то что хотят? Их "Рапторы" должны быть надёжны как вертолётные турбины! Ну если они и впрямь собираются своё чудо туда-сюда гонять на орбиту!
Как по мне, реальный прорыв может быть только отказавшись от этой схемы. Найти что-нибудь совершенно иное. Могу ошибаться. Но чуйка такая есть.

Да, конечно, провал многоразовости шатла - комплексная катастрофа. Системаня. Не надо было делать грузовик пилотируемым, не надо было делать многоразовой верхнюю ступень (а начать с нижней, менее напряженной, что и получилось у Маска), и да, крылья, как бы их тут кто не любил - не тот путь... (тем более такие бузумно-большие!)
Но всё же изюминка, видимо, в двигателе. Двигатель многоразовой системы не может быть по-сути от одноразовой баллистической ракеты. А RS-25, как не верти - развитие линии одноразовых двигателей. Ресурс там ИЗНАЧАЛЬНО был на самом последнем месте. Еще со времён фау-2 фон-Брауна. Оттуда все корни и тянутся.
То есть привычная нам (и всеми любимая) линия ЖРД (вся их генеология) - изначально не то что нам надо. Такая у меня крамольная мысль имеется.
Разумеется истые двигателисты (е) меня сейчас сожрут и косточек не оставят... Но это потому что они мхом поросли... Староверы! :)
   88
Это сообщение редактировалось 15.11.2025 в 22:31
US zaitcev #16.11.2025 00:43  @Alexandrc#02.10.2023 10:43
+
-
edit
 

zaitcev

старожил
★☆
Alexandrc> Пока кто-то рисует картинки и возит по выставкам макеты, другие уже "летают" :D

Давно пора создать тему для Стоука. Проект интересный, хоть и американский.
   144.0144.0
US zaitcev #16.11.2025 00:58  @Serg Ivanov#13.11.2025 19:38
+
-
edit
 

zaitcev

старожил
★☆
S.I.> Ракета «Корона»: Обзор ответа SpaceX

Рост стартовой массы беспокоит. Конечно, 300 т. всё ещё в 10 раз меньше Старшипа. Но всё же. Начинали-то со 160-ти.
Прикреплённые файлы:
 
   144.0144.0
NL Serg Ivanov #16.11.2025 20:19  @zaitcev#16.11.2025 00:58
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
zaitcev> Рост стартовой массы беспокоит. Конечно, 300 т. всё ещё в 10 раз меньше Старшипа. Но всё же. Начинали-то со 160-ти.
А 6 тонн на орбите против 100-150 у Старшипа не беспокоит?
   142.0.0.0142.0.0.0
Это сообщение редактировалось 16.11.2025 в 20:30
NL Serg Ivanov #16.11.2025 20:28  @Alex_semenov#15.11.2025 15:34
+
-1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★
A.s.> Корона выглядит новой. Но достаточно ли она радикально-нова?
Она слишком радикально-нова, чтобы быть полезной РФ сейчас.
«Не надо лучше, сделайте такой же», – ответил «отец народов» Андрею Туполеву на предложение знаменитого авиаконструктора создать стратегический бомбардировщик лучше американской «суперкрепости» В-29.©
Если не пытаться создать средство позволяющее колонизировать Марс - колонизируют тебя самого на Земле.
   142.0.0.0142.0.0.0
Это сообщение редактировалось 16.11.2025 в 20:35
RU Гость Мк3 #16.11.2025 20:39  @zaitcev#16.11.2025 00:58
+
+1
-
edit
 

Гость Мк3

опытный

zaitcev> Рост стартовой массы беспокоит. Конечно, 300 т. всё ещё в 10 раз меньше Старшипа. Но всё же. Начинали-то со 160-ти.

В 10? Скорее уж в 20.

Три тысячи тонн стартовой массы - это Сатурн-5, Старшип куда тяжелее.
   145.0145.0
US zaitcev #16.11.2025 22:32  @Serg Ivanov#16.11.2025 20:19
+
+1
-
edit
 

zaitcev

старожил
★☆
zaitcev>> Рост стартовой массы беспокоит. Конечно, 300 т. всё ещё в 10 раз меньше Старшипа. Но всё же. Начинали-то со 160-ти.

S.I.> А 6 тонн на орбите против 100-150 у Старшипа не беспокоит?

Речь не об этом. Понятно, что получается аналог Союза, то есть недостаточно для значительного числа миссий. Но будет значительно хуже если ракету будут постоянно пере-проектировать в компьютере, вместо того, чтобы построить хоть какую-нибудь.
   144.0144.0
1 4 5 6 7 8 9 10

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Статистика
Рейтинг@Mail.ru