







В сентябре в Научно-производственном объединении Энергомаш имени академика В.П. Глушко (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялось заседание Научно-технического совета, на котором были рассмотрены результаты проработки маршевого двигателя с центральным телом для перспективной ракеты-носителя «Корона».
«Эта тема — подтверждение возможности создания одноступенчатого летательного аппарата, способного достичь первой космической скорости. В этой работе головной организацией выступил Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (входит в Роскосмос). Он достаточно давно ведет работу в этом направлении, — рассказал главный конструктор НПО Энергомаш Петр Левочкин.
В марте 2023 года был заключен контракт с соисполнителями Центра Макеева на разработку по своему направлению. В этой работе помимо НПО Энергомаш принимают участие другие предприятия Роскосмоса — Центр Келдыша, Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и компания «Агат», а также предприятие «Композит» и ряд учебных заведений.
«С учетом взятого сейчас курса Госкорпорации «Роскосмос» на развитие орбитальной группировки и создание «Сферы», планов по строительству заводов по массовому производству космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, в целом эта работа очень актуальна и закладывает большие перспективы на будущее наших средств выведения. Это говорит о том, что сегодня выбирается концепция дальнейшего движения», — отметил Петр Левочкин.
На следующем этапе научно-исследовательской работы планируется на основе расчетных данных НПО Энергомаш разработать модельную конструкцию двигателя и провести ее испытания в газодинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института.
Полностью многоразовая одноступенчатая ракета-носитель вертикального взлета и посадки «Корона» способна как выводить грузы на орбиту, так и возвращать их обратно на Землю. Она может использоваться как транспортное средство при суборбитальных полетах типа «точка-точка» неограниченной дальности.




В нашей стране были разработаны трехкомпонентные двигатели РД-701, РД-704 и РД0750, однако они не были доведены до стадии создания опытных образцов. НПО «Молния» в 1980-х разработала Многоцелевую авиационно-космическую систему (МАКС) на ЖРД РД-701 с топливом кислород + керосин + водород. Расчеты и конструирование трехкомпонентных ЖРД велись и в Америке (см., например, Dual-Fuel Propulsion: Why it Works, Possible Engines, and Results of Vehicle Studies, авторов James A. Martin и Alan W. Wilhite, опубликованную в мае 1979 года в American Institute of Aeronautics and Astronautics (AIAA) Paper No. 79-0878).
Мы полагаем, что для трехкомпонентной «Зеи» вместо традиционно предлагаемого для подобных ЖРД керосина следует использовать жидкий метан. На это есть множество причин:
«Зея» в качестве окислителя использует жидкий кислород, кипящий при температуре -183 градуса Цельсия, то есть в конструкции ракеты и заправочного комплекса уже используется криогенное оборудование, а значит не будет принципиальных сложностей в замене бака керосина на бак метана при -162 градусах Цельсия.
Метан по эффективности превосходит керосин. Удельный импульс (УИ, мера эффективности ЖРД — отношение создаваемого двигателем импульса к расходу топлива) топливной пары метан + жидкий кислород превосходит УИ пары керосин + жидкий кислород примерно на 100 м/с.
Метан дешевле керосина.
В отличие от керосиновых в двигателях на метане почти отсутствует коксование, то есть, проще говоря, образование трудно удаляемого нагара. А, значит, такие двигатели удобнее использовать в многоразовых системах.
При необходимости метан можно заменить схожим по характеристикам сжиженным природным газом (СПГ). СПГ почти полностью состоит из метана, обладает схожими физико-химическими характеристиками и немного проигрывает чистому метану по эффективности. При этом СПГ в 1,5–2 раза дешевле керосина и намного доступнее. Дело в том, что Россия покрыта обширной сетью газопроводов с природным газом. Достаточно отвести ветку к космодрому и построить небольшой комплекс по сжижению газа. Также в России построен завод по производству СПГ на Сахалине и два малотоннажных комплекса по сжижению в Санкт-Петербурге. Планируется постройка еще пяти заводов в разных точках РФ. При этом для производства ракетного керосина нужны особые сорта нефти, добытые на строго определенных месторождениях, запасы которых в России истощаются.
Схема работы трехкомпонентной РН следующая. Вначале сжигается метан — топливо с высокой плотностью, но сравнительно небольшим удельным импульсом в пустоте. Затем сжигается водород — топливо с низкой плотностью и максимально высоким удельным импульсом. Оба вида топлива сжигаются в единой двигательной установке. Чем выше доля топлива первого типа, тем меньше масса конструкции, но тем больше масса топлива. Соответственно, чем выше доля топлива второго вида, тем меньше потребный запас топлива, но тем больше масса конструкции. Следовательно, можно найти оптимальное соотношение между массами жидких метана и водорода.
Мы провели соответствующие расчеты, приняв коэффициент топливных отсеков для водорода равным 0,1, а для метана — 0,05. Коэффициент топливных отсеков — это отношение конечной массы топливного отсека к массе располагаемого запаса топлива. В конечную массу топливного отсека включаются массы гарантийного запаса топлива, невырабатываемые остатки компонентов ракетного топлива и масса газов наддува.
Расчеты показали, что трехкомпонентная «Зея» будет выводить на низкую околоземную орбиту 200 кг полезной нагрузки при массе своей конструкции в 2,1 т и стартовой массе 19,2 т. Двухкомпонентная «Зея» на жидком водороде сильно проигрывает: масса конструкции — 4,8 т, а стартовая масса — 37,8 т.
Ниже приведена оценка сроков и стоимости работы до первого пуска:
Аванпроект: 2 месяца — €2 млн
Создание двигательной установки, разработка композитных баков и системы управления: 12 месяцев — €100 млн
Создание стендовой базы, постройка прототипов, подготовка и модернизация производства, эскизный проект: 12 месяцев — €70 млн
Отработка узлов и систем, испытания прототипа, огневые испытания летного изделия, технический проект: 12 месяцев — €143 млн
Итого: 3,2 года, €315 млн
По нашим оценкам, себестоимость одного пуска составит €0,15 млн, а стоимость межполетного обслуживания и накладных расходов — около €0,1 млн за межпусковой период. Если установить цену запуска в €35 тыс. за 1 кг (при себестоимости €1250/кг), что близко к цене запуска на ракете «Днепр» для иностранных заказчиков, то весь пуск (200 кг полезной нагрузки) обойдется заказчику в €7 млн. Таким образом, проект окупится за 47 пусков.








В госкорпорации «Роскосмос» сообщили, что в АО «ГРЦ им. Макеева» (входит в «Роскосмос») прошло расширенное заседание по рассмотрению итоговых материалов и результатов научно‑исследовательской работы (НИР). Результаты НИР по проекту многоразовой ракеты «Корона» подтвердили возможность реализации проекта. Старт опытно‑конструкторских работ по проекту российской полностью многоразовой ракеты‑носителя «Корона» намечен на 2026 год.
Как отметили в «Роскосмосе», новая перспективная ракета сможет оперативно выводить спутники на орбиту, возвращать из космоса выведенные из строя аппараты, осуществлять перелет из одной точки Земли в другую за считанные минуты.
Стартовая масса «Короны» составит порядка 300 тонн, масса полезной нагрузки — до 6 тонн. Ожидается, что ракета‑носитель будет иметь низкую стоимость выведения полезной нагрузки на орбиту, а применять одно изделие можно будет до 100 раз. Для пусков и посадки предполагается использовать упрощённую стартово‑посадочную площадку и безлюдную систему заправки. В 2024 году глава «Роскосмоса» Юрий Борисов заявил, что описанная инфраструктура может появиться на космодроме Восточный.
В феврале 2023 года госкорпорация анонсировала НИР по созданию многоразовой ракеты‑носителя «Корона». В марте 2023 года прошло совещание по конструктивным решениям, проектному облику основных частей ракеты и по планируемым работам о подтверждении технологий создания на макетах и моделях в рамках НИР. Тогда предполагалось, что эта работа по проекту займёт около двух лет.

«Корона» — это не просто попытка скопировать успех SpaceX, а дерзкая попытка превзойти его, реализовав более сложную, но и потенциально более выгодную одноступенчатую схему. Успех этого проекта зависит от трех ключевых факторов:
долгосрочного и значительного финансирования,
прорыва в технологиях и
сильной политической воли.
«В целом «Корона» не выглядит как первая российская многоразовая ракета. Это слишком рискованный и потенциально крайне дорогой проект», — заключает автор. Однако, если России удастся воплотить эту мечту в реальность, это станет настоящей космической революцией. Если же нет, «Корона» останется в истории как один из самых смелых и недостигнутых проектов отечественной космонавтики.
Опубликовано: 30.10.2025








