тх ПЁТР ЛУКОМСКИЙ
По заказу Совторгфлота осенью 1927 года на Одесском судоремонтном заводе им. А. Марти были заложены два однопалубных одновинтовых пассажирских теплохода водоизмещением 353,7 тонны (114 брт), длиной 32,3 м, шириной 5,52 м и осадкой 2,13 м. Суда были рассчитаны на 205 палубных пассажиров. Легкий дизель фирмы «Бенц» (Германия) мощностью 220 л.с. обеспечивал скорость хода в 10 узлов.
19 апреля 1928 года первое судно, названное «Зарница»,
было спущено на воду. Вслед за ним 26 апреля спустили второй теплоход, получивший имя «Заря». В) 1929 году, после сдаточных испытаний оба судна были переданы заказчику.
Судно, названное «Зарница», было приписано к Ялтинскому порту. 19 июля 1935 года теплоход «Зарница» был переименован – в честь умершего в 1935 году начальника Ялтинского порта Петра Ильича Лукомского. Теплоход получил название «Петр Лукомский». Однако в Регистре морских судов СССР за 1939 год все еще значился теплоход «Зарница» с портом приписки Одесса.
В начале Великой Отечественной войны «Петр Лукомский» был мобилизован. С 23 июня 1941 года под названием «Лукомский» его поставили на переоборудование в минный заградитель. Вооружение минного заградителя состояло из двух 45-мм орудий, двух 12,7-мм пулеметов и десяти мин. Экипаж - 33 человека.
6 июля 1941 года минзаг «Лукомский» вошел в состав Черноморского флота. Корабль включили в состав кораблей Охраны водного района Одесской военно-морской базы. Для поддержки Приморской армии, защищавшей Одессу, приказом Наркома ВМФ от 6 августа 1941 года минный заградитель был передан в состав отряда кораблей Северо-западного района.
В марте 1942 года теплоход был потоплен вражеской авиацией. Летом этого же года судно подняли и отремонтировали. В дальнейшем до конца войны «Лукомский» использовался для доставки воинских грузов и переброски войск. В 1942-1943 годах он перевозил раненых между портами Кавказского побережья. Для ухода за ранеными выделялся медицинский персонал – один фельдшер, одна медсестра и два санитара. Судно выполнило 50 эвакорейсов. Общее количество эвакуированных 2807 человек, из них 1826 лежачих.
В январе 1945 года корабль был разоружен и возвращен торговому флоту. Теплоход начал эксплуатироваться в Одессе на линии "Порт Одесса – Лузановка" (без заходов) и "Порт Одесса – Черноморка" с промежуточными остановками "Ланжерон", "Аркадия" и "Большой Фонтан».
В 1958 году была открыта пассажирская линия Одесса–Бугаз–Одесса, на которой стал курсировать «Пётр Лукомский». Отход из Одесского порта был по средам, субботам и воскресеньям. В 1964 году "Пётр Лукомский" был переведен в Ялту. В конце 1965 года судно передали на разборку.
И ещё один интересный факт. 23 октября 1957 года в приказе №733 начальника Черноморского пароходства А. Данченко, «О строительстве порта на Сухом лимане (будущий порт Ильичевск) было, в частности, сказано: «Начальнику Одесского порта т. Волкановичу Ю.А. организовать с 1 ноября с.г. регулярную пассажирскую линию судов портофлота до порта на Сухом лимане, закрепив на этой линии пассажирские суда "Лукомский" и "Капелла"