а) организация и проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных задач;
б) контроль за состоянием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, мобилизационной готовности других войск, воинских и специальных формирований;
6. Основными задачами Генерального штаба являются:
з) руководство оперативной и мобилизационной подготовкой Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских и специальных формирований;
решена задача-минимум. Украинские резервы связаны жестокими боями, техника со снарядами быстро расходуется, этих ресурсов очень не хватает на других направлениях. Задача Киева — перевести харьковское направление в режим позиционной обороны, чтобы закрепить позиции мобилизованными и освободить опытные части, не допустив полной потери их боеспособности. Но клинч в Волчанске не дает этого сделать. Более того, он сжирает ресурсы потенциально свежей группировки, которую Киев пытается создать на перспективу под новые поставки Запада.
Внезапное вклинивание в украинские порядки позволило выйти на рубежи второй линии обороны и обозначить перспективу движения на Покровск, главный логистический узел ВСУ в Донбассе. В то же время возможные фланговые удары позволят создать условия для взятия Угледара и Торецка с ликвидацией соответствующих группировок противника. Пожалуй, эти задачи стоит считать приоритетными на летне-осеннюю кампанию, а все остальные направления — вторичными и отвлекающими.
Тактика «тысячи порезов», или одновременного давления на всех направлениях, имеет свои минусы и плюсы. Вероятно, она пока безальтернативна при отсутствии мобилизации, дефиците сил, отсутствии навыков преодоления эшелонированной обороны и закрепления на отвоеванных участках. В то же время российские силы фрагментированы, что не позволяет быстро развивать успех в случае краха участка обороны противника — тот имеет время перебросить резервы. При иных раскладах очеретинский прорыв мог бы уже похоронить всю донецкую группировку ВСУ. Ведь украинские войска ровно таким же тонким слоем «размазаны» по линии длинного фронта. Но надо учесть, что накопления в полосе обеспечения значительных сил прорыва выявляются средствами разведки и быстро страхуются обеими сторонами.
В таких условиях решение ВС РФ растягивать фронт в условиях дисбаланса демографических потенциалов выглядит логичным. Постепенно это приводит к потерям ВСУ позиций на юге (Работино, Урожайное), возле Угледара (вышли на принципиально важную Максимильяновку), идет поступательное движение для обеспечения «ствола» очеретинского прорыва, ожил фронт по направлению к Торецку и Северску, продолжается вялотекущее продвижение к Купянску. Кажется, что трофеи невелики, но многие искомые населенные пункты числились за противником год, два и десять лет, казались неприступными, а были взяты только сейчас, в мае‒июне 2024 года.
Но на данном этапе, судя по подходу Москвы, важны не территории, а истощение противника, причем не в технике, которая регулярно пополняется союзниками, а в людях — опытных, стойких, качественных солдатах и командирах среднего звена, которые способны передать опыт и психологию войны мобилизованным украинцам. Именно исчерпание человеческого потенциала ВСУ должно привести к обрушению фронта и перехода всех территорий новых российских регионов под контроль ВС РФ без боя. А если следовать последним мирным условиям Владимира Путина, то этими землями дело может и не ограничиться. Но все же это «сценарий в вакууме», никто за пехоту ее тяжелую работу не сделает и границу России не продвинет.
Планы противника
Стратегия Украины читается довольно просто: выдержать в обороне за счет мобилизованных частей и ставки на все виды дронов в невероятном количестве, купируя прорывы обороны за счет ССО и опытных частей. В конце концов, истощить наступательные возможности России и далее либо выходить на выгодные мирные соглашения, либо попытаться провести успешную операцию по образцу лета 2023 года.
Штурмовые подразделения отряда «Ветераны» группировки войск «Центр» использовали подземный тоннель, чтобы занять крупный опорный пункт ВСУ на восточной окраине населенного пункта Кирова. Об этом информирует Минобороны РФ.
Отмечается, что российский военные скрыто расчистили подземный тоннель протяженностью более 3 км вдоль канала Северский Донец и наладили по нему снабжение штурмовиков боеприпасами, вооружением и продуктами питания.
Бойцы отряда «Ветераны» зашли по тоннелю в тыл хорошо укрепленного опорного пункта ВСУ с долговременными огневыми точками и подземными укрытиями.
«Используя фактор внезапности, военнослужащие подразделения развили успех и полностью овладели опорным пунктом, заставив противника сдаться или бросить позиции и отступить», - отмечено в публикации Минобороны РФ.
Наступление на Торецк
Главным успехом российских войск в июне стало начало наступления на Торецк. С 19 июня им удалось продвинуться примерно на 2 км, захватив окрестности города — поселки Северное и Шумы.
Это незначительное продвижение действительно можно считать успешным, поскольку россиянам удалось преодолеть участок, подготовленный для обороны с 2014-15 годов.
Одной из причин провала ВСУ называют неудачно проведенную ротацию подразделений, которой воспользовался противник. После пропущенного наступления на Торецк усилилась критика командующего Объединенными силами генерала Юрия Содоля. В итоге 24 июня он лишился должности.
Прорыв до трассы на Покровск
Второй претендент на то, чтобы стать главной целью для «большого летнего наступления» россиян — Покровск.
И если до самого города, который является последним крупным форпостом ВСУ на западе Донбасса, российским войскам остается еще значительное расстояние — около 30 км, то к трассе Покровск-Константиновка они уже приблизились на расстояние 6-7 км. Сейчас бои продолжаются за село Новоалександровка, что неподалеку от трассы.
Очевидно, что российские части в ближайшие недели попытаются перерезать эту дорогу на отрезке Малиновка — Новая Полтавка и нарушить логистическое сообщение украинских подразделений на Покровском, Торецком и Краматорском направлениях.
Украинский аналитический центр DeepState 23 июня сообщил, что россияне уже заняли Новоалександровку — таким образом, до Покровской трассы им остается только одно село, Воздвиженка.
Стоит отметить, что именно на Покровском направлении Россия сосредоточила наиболее крупную ударную группировку. Очевидно, это свидетельствует о том, что продвижение на этом участке фронта сейчас для Кремля является приоритетом.
Волчанск и другие направления
В Харьковской области возле Волчанска и Липцов российские войска уже длительное время находятся в обороне, а не в наступлении. Они вынуждены сдерживать контратаки украинских сил, а удары наносят в первую очередь с воздуха, используя КАБы.
Именно здесь в поселке Липцы зафиксировали, вероятно, первый случай использования сверхмощной бомбы ФАБ-3000, переработанной из свободно падающей в корректируемую.
...
[относительно] Харьковской области ... Владимир Путин заявил 20 июня, что это направление для России вообще не является стратегическим.
«Нам известно о том, что европейцы, американцы подталкивают украинцев к тому, чтобы они любой ценой, опять хочу подчеркнуть, именно любой ценой, выдавили наши подразделения на линию госграницы, и планируют подать это как крупный успех 2024 года в связи с ожидающимся саммитом НАТО, а затем выборами в США», — сказал он.
Вероятно, для того чтобы оттянуть резервы ВСУ с севера Харьковщины, в последние недели россияне активизировались возле Купянска и Боровой. Это восточный берег реки Оскол, который уже долгое время удерживают украинские войска.
Цель российской армии здесь — для начала прорвать оборону у села Синьковка в 7 км северо-восточнее Купянска, а также оттеснить украинские войска западнее трассы на Сватово. Американский «Институт исследования войны» (ISW) подтверждает незначительное продвижение россиян в этом районе.
...Но теперь российская армия пытается обойти украинские позиции в Угледаре с тыла.
Это стало возможным после падения Новомихайловки в апреле этого года. Россияне начали приближаться к трассе Угледар-Константиновка и сейчас находятся всего в 2 км от нее.
Потеря логистического сообщения осложнит жизнь украинской группировки на этом участке фронта. Более того, российские части стремятся взять поселок Водяное в 5 км к северу от Угледара, возле которого расположены терриконы шахты «Южнодонбасская». Контроль за высотами на этом участке может быть определяющим.
Если российским войскам удастся реализовать свой план и зайти в тыл угледарскому гарнизону ВСУ, то удерживать позиции там станет невозможно.
А уход из южного Донбасса снизит шансы Украины на перерезание важного для Кремля сухопутного коридора Крым — Ростовская область.