Попалось в Брокгаузе:
Паруса сквозные — П. с отверстиями для прохода воздуха. Всеобщее внимание возбудили в 1896 г. при посещении Филадельфийского порта итальянским парусным судном «Salvatore Accame», обладавшего подобными парусами. Впервые предложены были еще в 1848 г. капитаном итальянского коммерческого флота Гектором Вазалло. Когда он снабдил один из кораблей подобными парусами, то достиг скорости в 9,5 узла [5] вместо 7,5, получавшихся ранее при том же ветре. Выгода является вследствие того, что давление ветра на единицу площади П. становится больше, если П. имеет посередине отверстие для прохода воздуха (тот же принцип применяется иногда у рулей; см. Руль). По соображениям Вазалло, в прямых парусах cледует делать внизу по два отверстия, диаметром от 8 до 12 дм., на расстоянии 5— 8 фут; от углов; для косых парусов достаточно одно отверстие. Сквозные П. в настоящее время применяются на многих германских, английских, испанских и итальянских коммерческих судах и яхтах. См. «Revista de Navegaciòn у Commercio» (1896); «Морской Сборник» (1897, № 1).
Первая реакция - гулко икаю, ибо звучит как полный бред: "для большей эффективности крыла мы пробили в нём дыру". Вторая - ну не могут же они совсем врать, может имеется в виду какой-то аналог закрылков и разрезного крыла??? К сожалению, из описания практически невозможно понять, каковы те отверстия, и на каких галсах использовались паруса - так что даже гадать и то тяжело.
И поиск ничего внятного не даёт - во всяком случае, навскидку ни фото, ни схем я найти не смог, а словесные описания примерно те же, что в Брокгаузе. Что как бы наводит на мысль, что видимо это таки была какая-то ерунда. Но - без уверенности.
Может, у кого есть хотя бы картинки или еще что про эту экзотику?