Эстонский грузовой пароход «Elna»
Имел наименования: «Carol Ier» - 1923 «Arlon» - 1926 «Remenham» - 1931 «Lennuk» - 1935 «Elna» - 1941 «Elna II» - 1941 «Эльна-II» - 1949 «Котлин»
По всяким-разным данным (слухи, сплетни, печатные издания и пр.):
На момент вхождения Эстонии в состав СССР в 40-ом году п/х «Elna» принадлежал O/Ü Käsmu Laevaomanikud (KLO), Käsmu.
Экипаж отказался возвращаться в Советскую Эстонию и вместе с судном остался в Англии (Лондон), где пароход попал под раздачу германской авиации и затонул. Был поднят, отремонтирован и включен в состав судов Министерства военного транспорта Великобритании под наименованием «Elna II».
11 октября 41-го п/х «Elna II» прибыл в Архангельск в составе конвоя из 11 судов «PQ-1», который доставил 25.983 тонны груза.
Передан (возвращен) СССР и зачислен на баланс Северного Госморпароходства. Данный факт требует установления конкретики, в плане: обстоятельства (причины и условия) возвращения судна, точные даты, распорядительные документы и т.д.
Летом 42-го пароход прошел корпусной ремонт на заводе «Красная Кузница». У него была разорвана обшивка и набор форпика от форштевня до таранной переборки. Из-за отсутствия дока ремонт производился на плаву, подняв нос судна дифферентом на корму в 3 фута.
Кстати, когда-то мне попалось упоминание о пароходе «Эльна-2» в связи с затоплением дока на заводе «Красная Кузница:
Одного из диверсантов, как пишется в справке по истории завода, удалось «разоблачить». Во время постановки в плавучий док парохода «Котлин» произошла авария, и док затонул. Старшего механика плавдока Ковалева тогда признали «фашистским пособником». К слову, впоследствии, когда док подымали, на него «наскочил» другой пароход - «Эльна-2», и тогда капитана парохода тоже «разоблачили», хотели сначала расстрелять, но затем отправили в штрафную роту.
Возможно, вышеупомянутые повреждения корпуса были получены в результате данного инцидента. К сожалению, дата происшествия не указана.
По сведениям из книги С.А. Спирихина «Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии», в конце 42-го года пароход «Эльна-2» совершил самостоятельный переход с экспортным грузом из губы Белушья в Акурейри (Исландия) и далее через Панамский канал во Владивосток. 2 января 1944 г. (дата какого-то распорядительного акта-?) пароход зачислен на баланс ДВГМП.
Приказом ММФ от 3 февраля 49-го года п/х «Эльна-2» Дальневосточного Госморпароходства был переименован в «Котлин».
Списан с баланса Камчатско-Чукотского пароходства приказом ММФ от 31 мая 1956 г., как пришедший в негодность. Когда «Котлин» был передан в КЧГМП – пока не установлено.
Дата закладки киля:
Дата спуска на воду: 24.06.1903
Дата сдачи заказчику: 00.08.1903
Завод-строитель: Sir Raylton Dixon & Company Ltd., Cleveland Dockyard
Место постройки: Middlesbrough
Строительный №: 500
Материал корпуса: сталь
Набор: поперечный
Число палуб: 1
Число переборок: 5
Оснастка: 2 мачты
Количество трюмов:
Количество люков: 4
Лебедки (паровые): 8×3 тн.
Стрелы: 8×3 тн.
Длина (наибольшая): 103,53 м.
Длина (по мерит. свид-ву): 99,06 м.
Ширина: 14,42 м.
Высота борта: 7,93 м.
Осадка без груза: м.
Осадка в полном грузу: 6,57 м.
Вместимость (валовая): 3223,94 рег. тн.
Дедвейт: 5340,00 т.
Тип глав. двигателя: 1 паровая, вертикальная машина 3-кратного расширения
Количество цилиндров: 3
Диаметр цилиндров: 660×1080×1765 (мм.)
Ход поршня: 1142 мм.
Мощность: 1900 IHP
Завод-строитель: North-Eastern Marine Engineering Co. Ltd., Newcastle (1903 г.)
Тип глав. котлов: 3 цилиндрических, оборотных котла
Поверхность нагрева: 3×174,1 м²
Рабочее давление пара: 12,7 кг/см²
Завод-изготовитель: North-Eastern Marine Engineering Co. Ltd., Newcastle (1903 г.)
Тип движителя: 1 гребной винт фиксированного шага
Скорость хода: 10 уз.
Регистровый №: М-11769
Позывные сигналы: UUNW