Пароход «Челюскин».
Постройка судна пришлась на время ряда реорганизаций органов управления морским торговым флотом, а также образованием при СНК СССР Главного Управления Северного морского пути.
Наименование «Лена» пароходу было присвоено 20 декабря 1932 г., приказом № 27 по Всесоюзному Объединению Советского торгового флота. За месяц до этого (21 ноября) вышло Постановление СНК СССР о создании с 1 января 33-го года, в системе Наркомвода, вместо вышеуказанного Всесоюзного Объединения СТФ – Главного управления портового хозяйства, Хозрасчетного объединения внешнеторгового флота и Хозрасчетного объединения каботажного флота. В связи с этим, пароход «Лена», строившийся для Колымских рейсов из Владивостока, был передан в ведение Всесоюзного Объединения Морского торгового флота по внутреннему плаванию «Морфлот» (Дальне-Восточное Управление «Морфлота», Владивосток).
Для приемки судна от верфи «B&W» были назначены: капитан Безайс Петр Леонидович, 1886 г.р. и старший механик Поздеев Евтихий Алексеевич, 1886 г.р.
6 апреля Торгпредство в Дании сообщило Начальнику «Морфлота» о намерении фирмы «Бурмейстер и Вайн» приступить к испытаниям механизмов п/х «Лена» 22 апреля и к ходовым испытаниям – 29-го. Окончательная сдача судна планировалась на 15 мая, но не исключалась возможность сдачи на несколько (2-5) суток раньше.
В связи с этим, Торгпредство сообщило «Морфлоту» о необходимости набора экипажа для перегона «Лены» из Копенгагена во Владивосток (через тропики). Однако, 13 апреля Начальник Центрального Управления «Морфлота» Медичи уведомил телеграммой капитана парохода, что по приемке судна и готовности ему следует незамедлительно следовать в Ленинград.
Пароход «Лена» выходил на ходовые испытания, как минимум, трижды, что следует из телеграфного донесения Безайса в «Морфлот»:
«Повторные ходовые испытания «Лены» неудовлетворительно. Следующие ходовые испытания 14 мая. Задержите высылку команды впредь до извещения».
Местонахождение материалов о приемке парохода от фирмы «Бурмейстер и Вайн» (если таковые еще сохранились в природе) пока не установлено, поэтому сведения по данному вопросу отрывочные.
21 июня в 15 часов судно вышло из Копенгагена в Ленинград.
2-го июля, в Ленинграде, началась передача парохода, переименованного в «Челюскин», от «Морфлота» в ведение Главного Управления Северного морского пути. Для приемки судна Главным Управлением СМП была назначена Комиссия (Приказ № 99 от 29 июня 1933 г.) в составе: председатель – капитан Левин Д.Г., члены комиссии – капитан Калайда А.В. и механик Ершов М.И.
5 июля Комиссия закончила свою работу и приняла судно от «Морфлота».