[image]

Пароходы СССР и не только - часть 2

 

vedmedj

втянувшийся

info> По договоренности,в 1947 г СССР должен был передать пассажирское судно,но вместо него в 1948 г был передан пх Азов

Вообще-то, в архивных фондах Управделами Совмина СССР дело о передаче в аренду Акционерному обществу «Мортранс» парохода «Азов» датируется октябрем 49-го.
   134.0.0.0134.0.0.0
+
+2
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Не то, чтобы затонул. Но, слегка притонул все-таки...
Прикреплённые файлы:
Полтава.JPG (скачать) [1000x804, 101 кБ]
 
 
   134.0.0.0134.0.0.0
+
-
edit
 

Rohirrim

опытный

vedmedj> Не то, чтобы затонул. Но, слегка притонул все-таки...

Подробности привел в предыдущем посте :)

vedmedj> Вообще-то, в архивных фондах Управделами Совмина СССР дело о передаче в аренду Акционерному обществу «Мортранс» парохода «Азов» датируется октябрем 49-го.

Выписка из справки "О Советско-корейском акционерном обществе "Мортранс"
Прикреплённые файлы:
 
   133.0.0.0133.0.0.0

info

аксакал
★☆
aw> А есть информация как и где передавали? Или это не единомоментный процесс был.
Я не знаю этого. Судя по снимкам,все суда прошли докование /ремонт
   134.0.0.0134.0.0.0

info

аксакал
★☆
vedmedj> передан на баланс ДВГМП.

А когда он был передан в Сах.МП?

Зы в реестре судов ДвМП он не числится.
   134.0.0.0134.0.0.0
+
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Rohirrim> Выписка из справки "О Советско-корейском акционерном обществе "Мортранс"

Справка – это, конечно, интересно, но кто и по мотивам каких документов ее составлял? Доводилось читать подобные справки. Я бы пока воздержался от однозначных выводов.
К сожалению, о деятельности «Мортранса» мало что известно. Даже не понятно, в архивных фондах какого ведомства хранятся документы (Устав, приказы, отчеты, переписка и т.д.) этого Общества. Минвнешторг? Главное Управление советским имуществом за границей при Совмине?
   134.0.0.0134.0.0.0

info

аксакал
★☆
vedmedj> К сожалению, о деятельности «Мортранса» мало что известно. Даже не понятно, в архивных фондах какого ведомства хранятся документы (Устав, приказы, отчеты, переписка и т.д.) этого Общества. Минвнешторг? Главное Управление советским имуществом за границей при Совмине?

Акционерами выступали Минвнешторг и Народный комитет Кореи.
Минвнешторг предоставил 4 парохода в аренду сроком на 30 лет. Арендная плата- взнос советской стороны. Корея предостааила порты и заводы-взнос корейской стороны
   134.0.0.0134.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

info> А когда он был передан в Сах.МП?
info> Зы в реестре судов ДвМП он не числится.

С этим я пока не разобрался. В июне 51-го был издан приказ ММФ о передаче теплоходов «С. Тюленин» и «Углегорск» на баланс Камчатско-Чукотского пароходства:

П р и к а з ы в а ю:

Начальнику Сахалинского пароходства тов. Коробцову передать, а И.О. Начальника Камчатско-Чукотского пароходства тов. Козловскому принять на баланс пароходства по состоянию на 1 июля 1951 года т/х «С. Тюленин» – грузоподъемностью 1050 тонн и т/х «Углегорск» – грузоподъемностью 1050 тонн.

Начальнику Главдальфлота тов. Савинову и Начальнику Сахалинского пароходства тов. Коробцову в первой половине июня месяца с. г. суда «С. Тюленин» и «Углегорск» загрузить углем и отправить на побережье Камчатки для Минрыбпрома.

Начальнику Главдальфлота тов. Савинову суда «Айвазовский», «Азов», «Полтава» и «Алдан», находящиеся в арендном пользовании у Главдальфлота, закрепить: «Айвазовский» и «Азов» – за Сахалинским пароходством, а «Полтава» и «Алдан» – за Дальневосточным пароходством.

Приказ передать по «ВЧ».

Министр Морского Флота /Н. Новиков/


Формулировка – «закрепить» и «передать на баланс» это не одно и то же.
Также, из текста не понятно, какому предприятию и какого ведомства (Министерства, Главка) эти суда принадлежали на момент издания данного приказа.
   134.0.0.0134.0.0.0

info

аксакал
★☆
vedmedj> Формулировка – «закрепить» и «передать на баланс» это не одно и то же.
Да.у нас в конторе был такой пароход. Числился на балансе СВУМФ,а закреплен был за ЛитМП.
Советская Якутия. п.п.был написан-Клайпеда,а не Тикси.
   134.0.0.0134.0.0.0

vedmedj

втянувшийся

info> Акционерами выступали Минвнешторг и Народный комитет Кореи.

По «поиску» в ГАРФ’е и РГАЭ находятся только отдельные дела Общества, да и то в мизерном количестве. По идее, архивные документы «Мортранса» должны храниться в отдельном фонде. Раз «поиск» таковой не выдает, значит не рассекречен. Характерно для Внешторга.
   134.0.0.0134.0.0.0
+
+1
-
edit
 

Rohirrim

опытный

vedmedj> Справка – это, конечно, интересно, но кто и по мотивам каких документов ее составлял? Доводилось читать подобные справки. Я бы пока воздержался от однозначных выводов.

Из русскоязычных известных мне рассекреченных документов только этот и еще учетная книга доставшаяся трофеем южанам. Есть разведсообщения и справки военно-морского атташе США в Сеуле по деятельности "Мортранса", но это уже штатовские и южнокорейские архивы.

И кстати, забыл заметить, что датировка самого дела, о котором Вы упомянули ранее ("Управделами Совмина СССР, дело о передаче в аренду Акционерному обществу «Мортранс» парохода «Азов» датируется октябрем 49-го."), может не совпадать с датой передачи, поскольку сами папки не всегда заводятся одновременно с тем или иным приказом, а чаще гораздо позже по тому или иному распоряжению, а если документация касается еще и смежных министерств, то вообще это разные папки. Так что содержать документы в них они могут с намного ранними датами. Думаю прежде чем судить о дате по папке, следует изучить документы содержащиеся в ней, тем более что дело как я вижу не принадлежит напрямую самому ведомству, которому принадлежало судно. Более чем уверен, что они с намного ранними датами... ;) Если же документы этой папки Вам известны, то я более чем уверен, что в ней есть и приказы и отчеты с нужными датами. (Тафтологично как-то получилось, но надеюсь тряпками не закидаете :D )
Прикреплённые файлы:
 
   133.0.0.0133.0.0.0
Это сообщение редактировалось 16.03.2025 в 13:02
+
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Rohirrim> Из русскоязычных известных мне рассекреченных документов только этот

Спасибо.
Получается, что о деятельности «Мортранса» мы пока можем судить только по косвенным документам от разведки.
Жаль. Была надежда, что где-то всплыли документы самого Общества.
   134.0.0.0134.0.0.0
+
-
edit
 

Rohirrim

опытный

vedmedj> Жаль. Была надежда, что где-то всплыли документы самого Общества.

Но согласитесь - это намного лучше, чем вообще не иметь представления ;) :)
Тем более, что "Мортранс" лишь косвенно относится к теме моего исследования и если кто-то среьезно занимается непосредственно историей этого общества, буду рад помочь.
   133.0.0.0133.0.0.0
+
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Rohirrim> Если же документы этой папки Вам известны, то я более чем уверен, что в ней есть и приказы и отчеты с нужными датами.

Нет. К сожалению, я пока не ознакомился с этим делом. Дело всего из пяти листов. Предполагаю, что оно состоит из распоряжения (или постановления) правительства о передаче парохода «Азов» «Мортрансу» и некоторых материалов к нему (какие-нибудь докладные, рапорта и т.д.).

По поводу датировки - не соглашусь. Как правило, датировка дела привязана к датам самого раннего документа и последнего. Конкретно это дело датируется 15 - 31 октября. Опять же, аннотация дела говорит сама за себя. Но, в принципе, Вы правы - без ознакомления с делом, все пока лишь предположения.
Есть, правда, еще приказы Минморфлота. В общих приказах за 48-ой и 49-ый годы сведений о передаче судов «Мортрансу» нет, а с секретными за эти годы я пока тоже не знаком.
   134.0.0.0134.0.0.0
+
+2
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Rohirrim> Но согласитесь - это намного лучше, чем вообще не иметь представления ;) :)

Конечно, согласен. И я не единственный кто скажет Вам здесь спасибо за любые сведения по этой теме.
   134.0.0.0134.0.0.0
+
-
edit
 

Rohirrim

опытный

vedmedj> Есть, правда, еще приказы Минморфлота. В общих приказах за 48-ой и 49-ый годы сведений о передаче судов «Мортрансу» нет, а с секретными за эти годы я пока тоже не знаком.

Тут я немного проясню, что имел ввиду в предыдущем посте. Поскольку "интересантами" являлись разные ведомства, то многие секретные (и не секретные) распоряжения составлялись в нескольких экземплярах и рассылались адресно во все "требуемые" ведомства, как то - Минморфлота, Внешторга и т.д. У каждого ведомства имелись свои папки, куда эти документы подшивались, и фактически разные ведомства не редко содержали один и тот же приказ, распоряжение и т.д. - а по факту разные "Дела" (в документации всегда указывается количество экземпляров и адресаты рассылки). Так что думаю, что в Деле указанного вами Министерства явно будет лишь либо общая справка или доклад, составленные тем или иным ведомством на основе имеющегося у него дела, и которому "сверху" был дан запрос в 1949 г. Ну - тут уже остается только гадать, пока непосредственно не ознакомишься с содержимым.
   133.0.0.0133.0.0.0
Это сообщение редактировалось 16.03.2025 в 13:50
GB George T #16.03.2025 14:02  @Rohirrim#16.03.2025 01:16
+
+1
-
edit
 

George T

втянувшийся

Rohirrim> 01.11.1948 г. при входе в бухту Гонконга столкнулся с британским транспортом (назв. не изв., водоизм. прим. 4000 т). [. . .]

Британский транспорт был "Eumaeus".
   134.0.0.0134.0.0.0
AM Rohirrim #16.03.2025 14:15  @George T#16.03.2025 14:02
+
-
edit
 

Rohirrim

опытный

G.T.> Британский транспорт был "Eumaeus".
Спасибо! А источник информации, можете привести если не сложно?
   133.0.0.0133.0.0.0
+
+1
-
edit
 

info

аксакал
★☆
Дел
   134.0.0.0134.0.0.0
Это сообщение редактировалось 16.03.2025 в 14:48
GB George T #16.03.2025 14:32  @Rohirrim#16.03.2025 14:15
+
+1
-
edit
 

George T

втянувшийся

G.T.>> Британский транспорт был "Eumaeus".
Rohirrim> Спасибо! А источник информации, можете привести если не сложно?

Источник — газета "Lloyd's List".
   134.0.0.0134.0.0.0

Rohirrim

опытный

G.T.>>> Британский транспорт был "Eumaeus".
Rohirrim>> Спасибо! А источник информации, можете привести если не сложно?
info> ...

Я вот копнул тут в сети, получается тот что на вашей фотографии никак не мог быть этим пароходом. Этот SS "Eumaeus" был спущен на воду 10 июля 1953 г. ;)
Источник - Country Blocked

Я потому и спросил про источник, откуда информация про то, что это был "Eumaeus" (и который из них), поскольку с этим именем было несколько судов и как я погляжу пока что ни один никак не попадает под дату столкновения 01.11.1948. Один был потоплен в 1941, другой спущен на воду в 1953. Возможно какой-нибудь с этим именем я и пропустил...
   133.0.0.0133.0.0.0
+
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Rohirrim> Так что думаю, что в Деле указанного вами Министерства явно будет лишь либо общая справка или доклад, составленные тем или иным ведомством на основе имеющегося у него дела, и которому "сверху" был дан запрос в 1949 г.

На самом деле, речь идет не о документах каких-то министерств, а о документах, хранящихся в фондах Управления делами Совета Министров СССР. Именно Совмином было принято главенствующее решение о передаче грузового п/х «Азов» «Мортрансу». Материалы к данному решению и само решение (распоряжение или постановление) датируются 15-31 октября 49-го.

По какой причине имеются разночтения в годе передачи «Азова»?
Речь в вышеупомянутом деле может идти о пролонгации договора, по которому этот пароход был передан «Мортрансу» ранее (в 48-ом). Но, судя по аннотации («О передаче в аренду Советско-Корейскому акционерному мореходному обществу «Мортранс» грузового парохода «Азов» вместо грузопассажирского судна») – это маловероятно.
Также, может быть ошибка в крайних датировках дела в электронной описи ГАРФ’а или ошибка в справке, которую Вы предъявили.

Исходя из недостаточности сведений по данному вопросу, дата передачи «Азова» «Мортрансу» требует дополнительных архивных изысканий.
   134.0.0.0134.0.0.0
+
+1
-
edit
 

info

аксакал
★☆
Rohirrim> Один был потоплен в 1941, другой спущен на воду в 1953. Возможно какой-нибудь с этим именем я и пропустил...

Был Либерти Simon B. Elliott который с 1947 по 1952 г носил имя Eumaeus
Принадлежал англо-китайском компании
   134.0.0.0134.0.0.0

aw

втянувшийся

info> Да,бывший американский,передан СССР в 1942 г,работал на ДВ,в начале 1946 г передан ЧМП
Вопрос ко всему комьюнити, людям знающим и "в теме": Как быстро можно загрузить пароход такого класса?

Конкретизирую: японский "Хакусан-Мару" (близкий тоннаж) в порт-пункте Находка в начале ноября 1944-го года был загружен за (если исходить из утверждений в советско-американской переписке) 36 часов - "грузчики работали без отдыха, круглые сутки". Вариантов погрузки было всего два:
1. Причал на мысе Астафьева (где были склады Дальстроя и собственно деревянная причальная стенка, позволявшая судам такой осадке подходить прямо к берегу);
2. Плашкоутами/баржами от пирса в районе Угольбазы (100 метровый деревянный пирс, но малые глубины, не позволявшие крупным судам подходить к берегу), где так же было развитое хозяйство Дальстроя (склады, лагерь и т.д.) - т.е. двойной, по сути, перегрузкой.
Второй вариант совсем исключен или всё-таки возможно было?
   134.0.0.0134.0.0.0
+
+1
-
edit
 

vedmedj

втянувшийся

Был такой «Eumaeus»
Прикреплённые файлы:
 
   134.0.0.0134.0.0.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки






Статистика
Рейтинг@Mail.ru
АвиаТОП
 
Яндекс.Метрика
website counter
 
free counters