Грузовой пароход «Верхоянск»
Судно построено для германской судоходной компании Reederei Robert Bornhofen (Hamburg) под наименованием «Karin K. Bornhofen». Контракт на постройку был заключен 10 октября 41-го. В том же году состоялась закладка киля, точная дата не установлена.
В 45-ом году п/х «Karin K. Bornhofen» захватили англичане и передали под управление Ministry of War Transport (п/п London) переименовав в «Empire Lea». По результатам раздела германского торгового флота судно досталось СССР.
Для приемки передаваемых Народному Комиссариату Морского Флота немецких морских трофейных судов, находящихся в портах Англии и в портах зоны оккупации союзников, а также для быстрейшего ввода их в эксплуатацию, в феврале 46-го года приказом НКМФ было произведено временное распределение трофейных судов по пароходствам. Этим приказом п/х «Карин Борнхофен» распределялся в Балтийское Госморпароходство. Согласно годовому отчету БГМП за 46-ой год судно поступило в эксплуатацию в составе пароходства с 11 марта.
В июне того же года, приказом Минморфлота, п/х «Карин Борнхофен» получил новое наименование «Верхоянск», а начальнику БГМП предписывалось принять его на баланс пароходства.
По итогам Всесоюзного Социалистического соревнования коллективов работников морского флота за февраль месяц 1948 г. экипаж «Верхоянска» Балтийского пароходства был награжден Первой премией в размере 15,0 тыс. рублей. А, в приказе ММФ от 27 апреля, по итогам Всесоюзного соцсоревнования за март месяц 48-го года, в разделе «по лишению мест в соревновании», сказано:
«Лишить в марте мест, присужденных по итогам Всесоюзного Социалистического соревнования в феврале суда, ухудшившие свою работу в марте, как невыполнившие полностью условий социалистического соревнования:
по Балтийскому пароходству – пароход «Верхоянск»
В рапорте Начальника Главсевзапфлота Нестерова от 3 декабря 1948 г. на имя Министра морского флота Новикова Н.В. предлагалось следующее:
«В связи с передачей на баланс Дальневосточного пароходства судов «Рыбинск» и «Днепропетровск» Эстонского пароходства и «Комсомолец» Мурманского пароходства, оставшийся в Эстонском и Мурманском пароходствах тоннаж, не обеспечивает выполнение намечаемого по этим пароходствам объема перевозок на 1949 год.
В целях выполнения тоннажем Эстонского и Мурманского пароходств, необходимого для выполнения объема перевозок 1949 года, по согласованию с Планово-Экономическим Отделом ММФ, Главсевзапфлот считает необходимым передать на баланс Эстонского пароходства пароходы «Верхоянск» и «Тосно» Балтийского пароходства, которое должно получить в 1949 году два судна «Эльтон» и «Баскунчак» финской постройки (типа «Хасан» и «Севан») и передать на баланс Мурманскому пароходству п/х «Селенга» Северного пароходства, которое должно получить в 1949 году три лихтера финской постройки, грузоподъемностью по 3000 тонн каждый».
Приложенный к рапорту проект приказа о передаче судов «Верхоянск» и «Тосно» Эстонскому, а п/х «Селенга» Мурманскому пароходству, был завизирован Министром 8 декабря 48-го года.
За достигнутые в первом квартале 1951 года высокие показатели в социалистическом соревновании на звание «Отличная судовая вахта Министерства морского флота», комплексной вахте старшего помощника капитана парохода «Верхоянск» Эстонского пароходства Главсевзапфлота в составе: старшего помощника капитана Жаркова Ю.А., III механика Меньщикова Л.А., матроса Колесникова А.Д., матроса Михалчева А.А., машиниста Куусеметса Э.Э., кочегара Питилимова А.В. и кочегара Гербста Е.К., приказом ММФ от 11 июня 1951 г. было присуждено звание «Отличная судовая вахта Министерства морского флота» и вручен переходящий вымпел Министерства морского флота.
В 53-ем году, в связи с ликвидацией Эстонского пароходства и образовании на его базе Таллинского Районного Управления БГМП, все суда загранплавания были переданы на баланс Балтийского пароходства, «Верхоянск» в том числе.
В 55-ом, приказом ММФ от 4 февраля, «Верхоянск» предполагалось передать на баланс Камчатско-Чукотского пароходства. Однако, данное решение по неустановленной пока причине было изменено и министерским приказом от 5 апреля, прибывшей от КЧГМП судокоманде предписывалось вместо парохода «Верхоянск» принять находящийся в Клайпеде п/х «Валдай».
Возвращение «Верхоянска» в состав Эстонского пароходства состоялось в самом конце 57-го или в начале 58-го. Распорядительный акт по этому поводу пока не установлен, но газета «Эстонский моряк», в своем выпуске от 21 декабря 1957 г. сообщала, что флот ЭГМП за истекший год пополнился рядом новых судов. Кроме того, после капитального ремонта в пароходство возвращается «Верхоянск». А, в номере этой же газеты от 4 января следующего года была опубликована следующая заметка:
«Борт парохода «Верхоянск».
Эстонское пароходство пополнилось еще одним новым судном. После капитального ремонта вступил в строй пароход «Верхоянск», оборудованный новейшим электронавигационным оборудованием. Экипаж размещен в удобных двухместных каютах.
Первым рейсом «Верхоянск» зайдет в порты западной Европы – Гамбург, Амстердам, Лондон.
В новом году экипаж обязался работать высокопроизводительно, рентабельно.
П. Гайделис,
капитан парохода «Верхоянск».
Вывод судна из состава транспортного флота ММФ состоялся в 1970 году. Дата министерского приказа пока не установлена. После списания пароход использовался, очевидно, в качестве учебного судна. На сайте виртуального морского музея Эстонии опубликован снимок данного судна с названием «Koit». Датируется этот снимок, вроде как, 75-ым годом. Возможно, ЮНТ и ИВП в своем последнем труде о флоте Эстонского пароходства приводят подробности по этому поводу и по окончательной судьбе судна.
Дата закладки киля: 00.00.1941
Дата спуска на воду: 24.07.1942
Дата сдачи заказчику: 30.11.1942
Завод-строитель: Nakskov Skibsværft A/S
Место постройки: Nakskov
Строительный №: 109
Материал корпуса: сталь
Набор корпуса: поперечный
Число палуб: 1
Число переборок: 6
Оснастка: 2 мачты
Количество трюмов:
Количество твиндеков:
Лебедки (паровые): 8×5 тн.
Стрелы: 8×5 тн.
Длина (наибольшая): 98,05 м.
Длина (по мерит. свид-ву): 92,82 м.
Ширина: 13,73 м.
Высота борта: 6,10 м.
Осадка без груза: 2,80 м.
Осадка в полном грузу: 5,72 м.
Вместимость (валовая): 2563,02 рег. тн.
Дедвейт: 3579,0 тн.
Тип глав. двигателя: 1 паровая, сдвоенная машина 2-кратного расширения «Lentz-9» с турбиной отработанного пара «Bauer-Wach»
Количество цилиндров: 2×2
Диаметр цилиндров: (2)410×(2)900 (мм.)
Ход поршня: 900 мм.
Мощность: 1635 IHP
Завод-строитель: «Neptun» Schiffswerft und Maschinenfabrik A.G., Rostock (1939 г.)
Тип глав. котлов: 2 цилиндрических, оборотных котла
Поверхность нагрева: 2×190,9 м²
Рабочее давление пара: 16 кг/см²
Завод-изготовитель: «Neptun» Schiffswerft und Maschinenfabrik A.G., Rostock (1939 г.)
Тип движителя: 1 гребной винт фиксированного шага
Скорость хода: 10 уз.
Регистровый №: М-965 (на 48-ой год); М-564 (на 65-ый год). Какой из них правильный?
Позывные сигналы: UKDT