Немного о мотивации Оберта.
Для полётов в околоземном пространстве он - очевидно, независимо, и возможно, раньше Кондратюка - называет основной причиной использование солнечной энергии в "народном хозяйстве":
...Регулируя положение отдельных ячеек сетки, можно всю отражаемую зеркалом солнечную энергию по желанию либо сконцентрировать на отдельные точки земной поверхности, либо распространить на обширные области, либо же, если мы не находим для нее никакого применения, излучать ее в мировое пространство. Поскольку отражающая поверхность может быть сделана как угодно большой, то можно достичь колоссальных эффектов, и, например, путь к Шпицбергену или к портам северной Сибири мог бы быть освобожден от льда, если подвергнуть его действию таких сконцентрированных солнечных лучей. Если бы даже зеркало имело в диаметре только 100 км, то оно могло бы посредством отраженной им энергии сделать обитаемыми обширные области на Севере и т. д. Особенно большое значение имеет то, что зеркало не стоит неподвижно над каким-либо одним пунктом земной поверхности и потому может выполнять все эти задачи.
На юге могут быть использованы и маленькие зеркала; большие же зеркала почти не будут применяться. Главное назначение больших зеркал будет состоять в том, чтобы сделать плодородными полярные области; для южных областей в этом нет необходимости. Растопление глетчеров южного полярного континента могло бы вызвать нежелательное поднятие всего уровня моря (на 6 — 8 м). Кроме того, люди, вероятно, к тому времени уйдут так далеко в своем развитии, что пожелают сохранить в научно-исследовательских целях хотя бы одну холодную зону. Таким образом для южного полушария и для тропиков зеркало будет применяться лишь для ночного освещения больших городов и, возможно, для некоторого улучшения погоды. На севере, напротив, нигде, кроме Гренландии, вообще нет такого материкового льда, как на юге.
Поскольку зеркало должно работать, главным образом, над северным полушарием, то следует избрать для него такую орбиту, чтобы большая ее часть лежала над северным полушарием.
Далее, мотивация полётов к другим планетам, уже менее прагматична (за исключением Луны) - говорит он в основном о "чистой науке".
"В основном необходимо ответить на два вопроса:
а) возможны ли вообще полеты на иные небесные тела (и обратно)?
б) если возможны, то имеют ли эти полеты какой-либо смысл? "
Посещение Луны могло бы иметь огромный научный интерес. Луна представляет собою небесное тело, состоящее в основном из тех же веществ, что и Земля, хотя Земля получила сравнительно больше тяжелых, а Луна — больше легких веществ. Таким образом поверхность Луны состоит в основном из тех же пород, что и поверхность Земли, с той лишь разницей, что лунная поверхность не была подвержена действию воздуха и воды. Сравнение обеих поверхностей даст нам возможность установить, что именно на поверхности нашей Земли вызвано действием воздуха и воды и что не зависит от влияния этих двух факторов. Далее, на Луне мы могли бы вырыть шахты и пробурить скважины в четыре раза более глубокие, чем на Земле. Малая сила тяжести и ожидаемая твердость пород воспрепятствуют сжатию скважин, наблюдаемых на Земле. Кроме того, внутри Луны царит не такая высокая температура, как внутри Земли, и потому в глубоких лунных шахтах жара меньше, чем в шахтах на Земле. Но в четыре раза более глубокая буровая скважина на Луне имеет относительную глубину не в четыре, а в 10 — 12 раз большую, чем на Земле, так как диаметр Луны в три раза меньше диаметра Земли. Такие глубокие шахты и скважины позволят сделать очень интересные геологические открытия.
Кроме перечисленных выше научно-исследовательских целей полета на Луну, можно указать также одну чисто практическую цель, которая, по всей вероятности, может стать актуальной в течение одного - двух ближайших десятилетий. Существует мнение, что лунные кратеры образовались вследствие того, что на Луну в то время, когда она находилась уже в застывшем состоянии, падали многочисленные большие метеориты. Эти метеориты состояли в основном из тяжелых металлов. Но наша Земля в основном состоит из тяжелых металлов. Данные сейсмологии показывают, что на глубине 1500 км сравнительно легкий слой, образующий поверхность Земли, внезапно кончается и с этой глубины начинается слой, имеющий удельный вес железа. На Землю также падали многочисленные метеориты, когда она находилась в стадии своего образования. Но Земля находилась тогда еще в огненно-жидком состоянии и тяжелые вещества опускались книзу. На Луне же, напротив, эти тяжелые вещества оставались на ее поверхности, и потому их сравнительно легко можно было бы разбить на отдельные куски и отправить на Землю. Для этого требуется лишь преодолеть небольшую силу притяжения Луны.
То есть Луна еще может рассматриваться, по его мнению, как рудник (схоже с Глушко - возможно, эти идеи он почерпнул в т.ч. и у Оберта).
Однако интересно, что, в отличие от Циолковского, Оберт не рассматривает в качестве "рудников" астероиды.
Ну и дальше - широкой кистью, по всем прочим телам Системы:
Астероиды
Посещение этих небесных тел, которые вследствие своей малости остаются почти неизученными астрофизиками, само по себе было бы весьма интересным и поучительным. Кроме того, для развития астрономии было бы весьма важно, если бы на маленьких астероидах (например, на Эросе) удалось установить телескопы.
Что касается возможных результатов таких экспедиций для геологии, то в этом случае с еще большим правом можно повторить все сказанное относительно Луны.
На астероидах диаметром менее 300 км можно вырыть шахту, доходящую до центра планеты; это дало бы возможность всесторонне исследовать внутреннюю структуру небесного тела, которое, хотя и гораздо меньше Земли, но все же в некоторых отношениях подобно ей (шарообразная форма, состав и т. д.).
Особенно большое научное значение имело бы исследование астероидов потому, что мы имеем здесь все переходы от планет (Марс — Церера — Паллада — Психея и т. д.) к кометам (Эрос — комета Энке) и к скоплению метеоритов.
Марс
Цель полета на Марс. Что касается целей путешествия на Марс, то читатель, ожидающий слишком многого, может разочароваться. Единственное, что можно обещать наверняка, — это разрешение большинства загадок, которые представляет нам наша соседняя планета. Различные гипотезы, относящиеся к Марсу, часто защищаются с огромной убедительностью, и неспециалист слишком легко может принять эти гипотезы за научно доказанные факты.
Венера
Посещение Венеры может иметь огромный научный и даже философский интерес. Возможно, что мы найдем на ней те же климатические условия, которые имелись на Земле, когда на ней зарождалась жизнь. В этом случае мы найдем многое, что нам поможет ответить на вопросы, связанные с происхождением жизни и развитием животного мира, — вопросы, на которые не может дать ответа палеонтология, так как мы не находим окаменелостей, относящихся к этим первым дням жизни. Собственно говоря, полет на Венеру не представляет особых трудностей.
Прочие тела Солнечной системы
Остальные небесные тела Солнечной системы являются недостижимыми при помощи ракет для межпланетных путешествий*.
Например, Меркурий слишком близок к Солнцу, и необходимо было бы преодолеть разность потенциалов, которая не по силам ракете. Полная идеальная скорость при полете с посадкой на планету должна была бы быть равной vx = 39 км/сек., а при обращении вокруг планеты по окружности vx = 38 км/сек. Это требует минимального отношения масс m0/m1 > 13 200, т.е. число, совершенно неприемлемое.
Относительно посадки на Юпитер заранее можно сказать, что она невозможна, хотя бы потому, что он окружен очень плотной атмосферой, имеющей температуру по меньшей мере 400° С*. О спутниках Юпитера мы в настоящее время ничего определенного сказать не можем, так как они недостаточно изучены. Три наиболее далекие планеты (Сатурн, Уран, Нептун) и их спутники тоже недостижимы.