ТАСС, 4 августа. Комитет по иностранным инвестициям США (CFIUS) одобрил сделку по покупке комплекса "Морской старт" группой компаний S7, сообщил в пятницу ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.
"Одобрение сделки было получено на этой неделе", - сказал собеседник агентства.
В S7 Group не комментируют данную информацию.
S7 Group в рамках Международного астронавтического конгресса IAC 2016 в Гвадалахаре (Мексика) в сентябре 2016 года объявила о подписании контракта с группой компаний "Морской старт", предусматривающего покупку одноименного имущественного комплекса. Тогда сообщалось, что закрытие сделки планируется через шесть месяцев - после получения одобрения соответствующими властями США и подписания ряда договоров, которые являются частью данной сделки. Сделка должна была получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США.
Со стороны Директората разрешение на сделку было получено в конце весны - начале лета этого года.
...
Сама ракета-носитель "Зенит", используемая в проекте, производится на украинском "Южмаше". Сообщалось, что 28 апреля этого года был заключен контракт между "Южмашем" и компанией S7 Sea Launch Limited на производство и поставку 12 ракет-носителей серии "Зенит". Из них в производстве находятся две ракеты модификаций "Зенит-3SL" и "Зенит-3SLБ - одна для "Морского старта" и одна для "Наземного старта" на Байконуре. Изготовление ракет занимает 2-2,5 года.
По планам S7, озвученным прошлой осенью, вывести комплекс из консервации и начать пусковую деятельность планируется через 18 месяцев после одобрения сделки - ориентировочно в конце 2018 года. Планировалось, что без вложений в модернизацию плавучего космодрома "Морской старт" компания сможет осуществить до 70 пусков в течение 15 лет.
В связи с невозможностью напрямую поставлять ракетные двигатели и другие комплектующие на Украину российская продукция будет поставляться в США американской «внучке» S7 — фирме S7 Sea Launch Limited. В Лонг-Бич, где ранее собирали в «пакет» поставляемые с Украины ступени ракеты, будет развернута сборка самих ступеней из российских и украинских комплектующих. Крупных инвестиций организация такой сборки не требует.
Аналогичную схему предполагают использовать при необходимости запустить «Зенит» с космодрома Байконур. Украинские и российские комплектующие будут поставлять в Казахстан, где на площадках космодрома будет организована окончательная сборка ракет.
— Закрыта ли уже сделка по приобретению «Морского старта»?
— Мы получили принципиальное решение от регулирующих органов США на покупку имущественного комплекса проекта «Морской старт». В частности, получено разрешение от Госдепартамента США. Рассчитываем, что сделка будет закрыта в конце I — начале II квартала 2018 года.
— Сколько уже вложено в проект и какие инвестиции еще потребуются?
— Общая сумма инвестиций в приобретение космодрома «Морской старт», включая вывод его из консервации, составляет около $150 млн. Вопрос о привлечении каких-либо дополнительных средств пока не обсуждается.
— Когда состоится первый старт «Зенита» по возобновленной программе «Морского старта»?
— На первый запуск с морской платформы мы намерены выйти в конце 2019 года. Полезная нагрузка еще не определена, ведутся переговоры с потенциальными заказчиками. Сама ракета находится в высокой степени заводской готовности. Работы были начаты еще в прежние годы. Кроме того, на «Южмаше» в производстве находится еще один носитель. Он также может быть собран в кратчайшие сроки. Всего же мы заказали у «Южмаша» производство 12 «Зенитов».
— В этих ракетах всегда имелось большое количество российских комплектующих. Отечественные предприятия продолжат их производить?
— Естественно. Без участия предприятий российской ракетно-космической отрасли изготовить «Зенит» невозможно. В состав данного носителя входят полностью изготавливаемый в России двигатель первой ступени РД-171, камера сгорания второй ступени, система управления и многие другие компоненты. Всего в кооперации задействовано около 150 отечественных предприятий. Их доля в стоимостном выражении от себестоимости ракеты составляет 80%. Выполнение контракта на 12 «Зенитов» принесет российским предприятиям полмиллиарда долларов.
Помимо того, учитывая высокую унификацию ракет «Зенит» и «Союз-5», участие отечественных предприятий в возобновлении проекта «Морской старт» обеспечит их стабильной загрузкой и позволит плавно выйти на производство новых ракет среднего класса.
С политической точки зрения «Морской старт» также важен как один из немногих уцелевших «мостиков» между Россией и США. И, что особенно ценно, что он сохранился в такой высокотехнологичной сфере, как ракетно-космическая техника и пусковые услуги.
— Собирать ракету будут в Америке?
— Да, «Южмаш» поставляет в Соединенные Штаты первые две ступени «Зенита», там же произойдет окончательная сборка. Так предусмотрено межгосударственным соглашением США и России. И на это есть соответствующие лицензии от госорганов Соединенных Штатов.
— На сколько лет хватит заказанного количества ракет?
— Нами сформирована пусковая программа до 2023 года включительно. Для выхода проекта на самоокупаемость необходимо проводить по 3–4 старта в год. Заказанных «Зенитов» нам должно хватить до момента создания ракеты «Союз-5», то есть до конца 2022 года.
— Судя по показанной вами на конференции «Космос как бизнес» презентации, внешний вид ракеты, которую вы желаете получить, отличается от того, что разрабатывает РКК «Энергия». Вас действительно не устраивает «Союз-5»?
— Перед тем как приобрести «Морской старт», мы тщательно проанализировали рынок пусковых услуг и перспективы его развития. Сформировано видение того, как должна выглядеть перспективная коммерчески успешная ракета среднего класса. Мы исходим из того, что уже представлено и может появиться на рынке пусковых услуг в ближайшие годы. Все видят успехи компании SpaceX с ее Falcon 9. Blue Origin также экспериментирует с возвращаемой ступенью. Конкурентоспособная ракета должна быть двухступенчатой, дешевой в производстве и обслуживании, с многоразовой первой ступенью. Если многоразовость не обеспечивается, ракета должна быть еще дешевле, чтобы конкурировать по цене с таким носителем. В теории известно, что эффективность многоразовой системы начинается с шести стартов в год. Если запусков меньше, то целесообразнее использовать дешевую одноразовую ракету.
В идеале необходимо семейство унифицированных ракет с разными первыми ступенями. Для пилотируемых проектов — одноразовый носитель с надежными двигателями. Для запуска космических аппаратов — вариант с многоразовой ступенью подешевле и одноразовый — дороже, но с большей грузоподъемностью.
Пока же нам предлагают трехступенчатый и дорогой носитель. «Союз-5» — это, по сути, подросшая и потолстевшая ракета «Зенит». Это замечательный носитель с прекрасными техническими характеристиками, но повторять его на новом техническом уровне, к тому же к 2022 году, когда наши конкуренты уйдут еще дальше, выглядит не самым оптимальным решением. Совместно с РКК «Энергия» и другими предприятиями отрасли мы рассматриваем различные варианты снижения стоимости и повышения конкурентоспособности новой ракеты.
— То есть когда владелец группы компаний S7 Владислав Филев объявил о планах закупки 50 носителей и опционе еще на 35, он имел в виду не «Союз-5», а ваш вариант ракеты?
— Технические возможности «Морского старта» позволяют эксплуатировать его до 2045–2050 года. Мы готовы сразу сделать крупный заказ, но должны быть уверены, что это будет та ракета, которая способна приносить прибыль, а не убытки.
МОСКВА, 17 апр — РИА Новости. Группа компаний S7 закрыла сделку по покупке имущественного комплекса "Морской старт" (Sea Launch) и стала полноправным хозяином плавучего космодрома, заявил в интервью РИА Новости генеральный директор компании S7 Space (дочернее предприятие S7 Group) Сергей Сопов.
— Какие у вас дальнейшие планы после проведения первого пуска в 2019 году?
— Пускать ракеты и дальше, как минимум четыре раза в год. По нашим оценкам, в течение ближайших 15 лет мы могли бы провести около 70 космических запусков. Хотя на этом наши амбиции не заканчиваются.
РИА Новости Сергей Сопов: "Морской старт" — имиджевый проект для России" - РИА Новости, 17.04.2018
S7 Group купила космодром «Морской старт», приносивший обладателям только убытки. Авиаперевозчик надеется не только заработать на пусках ракет, но и построить орбитальный космодром для космической транспортной системы
// Билет в космос: зачем S7 Group возрождает «Морской старт»