Fakir>>> Джентльмены, а кто в курсе - были ли ЖРД с ТНА без газогенератора, а с отбором газа для турбины непосредственно из КС или сопла?
varban>> По крайней мере были проекты и предложения. Видел, читал. Забыл, где
Fakir> Кстати, Глушко аж в энциклопедии 1985 года (85-го, НЕ 68-го) пишет об исследованиях ТНА с отбором газа из КС в настоящем времени
"Еще раз к вопросу о том же"
- здесь вроде еще не постил.
На тему отбора из КС мало того, что Цандер с Годдардом во время оно думали (и, по некоторым слухам, Зенгер, но неизвестно когда, а в его книге я подтверждений не нашёл) - но его же предлагала и группа Греттрупа:
Черток, 1-й том:
Основными особенностями проекта Г-1 были сохранение габаритов А-4 с уменьшением сухой массы и значительным увеличением объема для топлива, сильное упрощение бортовой части системы управления за счет максимальной передачи функций управления наземным радиосистемам, возможно большее упрощение самой ракеты и наземных устройств, повышение точности, отделение головной части на нисходящей ветви траектории, сокращение вдвое временного цикла подготовки ракеты к пуску, применение в конструкции двух несущих баков — спиртового и кислородного.
Когда фон Браун в 1941 году приглашал в Пенемюнде своего учителя Германа Оберта, тот обратил внимание на неудачную конструкцию баков ракеты А-4.
Еще в 1920-е годы Оберт в своих книгах писал, что баки для топлива должны быть частью силовой конструкции ракеты. Устойчивость конструкции должна поддерживаться повышенным давлением — наддувом баков. Почему же фон Браун не использовал столь плодотворную идею?
Неудачная с точки зрения Оберта и любого современного конструктора ракет силовая схема А-4 не требовала длительной экспериментальной отработки. Конструкция А-4 оптимизировалась не только по массе, но и по фактору времени. Шла война, и время создания боевой ракеты имело решающее значение.
Идея несущих баков была использована в проекте Греттрупа для Г-1 и проекте Королева для Р-2.
Споры о том, кому же принадлежит приоритет, — беспредметны. Это показал академик Раушенбах в своей книге ”Герман Оберт”.
Существенной была и переработка схемы двигателя. Турбина, вращающая насосы подачи спирта и кислорода, приводилась в движение газом, отбираемым непосредственно из камеры сгорания двигателя.
...
в случае с Г-1, несмотря на достаточно убедительные доводы немцев, НТС решил не спешить с принятием решения. К тому были не только технические соображения, но и другие, которые большинство из нас вслух не высказывали. Приведу выдержки из решения НТС:
...
Осуществление привода турбины газами, отбираемыми от камеры сгорания, безусловно требует экспериментальной проверки.
...
”Нам не дают возможности пользоваться вашими аэродинамическими трубами. Мы хотим, но не можем поставить эксперименты на стенде для проверки новой схемы двигательной установки. А как мы можем доказать, что привод турбины за счет отбора газов прямо из камеры — это реальное дело? Расчетами такие схемы не подтверждают. Нужен эксперимент. По радиосистеме нужны полигонные и самолетные испытания. Но мы здесь сделать современную аппаратуру не способны”.