Ангара и ЗиХ (3-я серия)

Теги:космос
 
1 4 5 6 7 8 12

Fakas

опытный

AP>>Но я, собственно, именно из-за незначительности потерь и предлагаю как раз не выжимать из двигателя 100% эффективности, а, имея уже достаточно высокий УИ (при Рк ~18 МПа), постараться максимально упростить его.

Все выходные ходил и мучался — пришла в голову одна идейка, а компа под рукой нету :(. Хочу прикинуть график Iуд. для керосинок с зависимостью от Рк. И посчитать массовые потери от падения импульса. Ведь удельный импульс тяги это не абстрактная величина и не золотой идол, это отношение тяги к расходу Iуд = P/(dm/dt). Вобчем все что мне надо это значения энтальпии для керосина, кислорода и водорода. А программуля у меня есть, при чем хорошая :) , боевая. Исходить будем из предположения, что на Зените захотели заменить РД-171 на НК-33 :) . Поглядим во что это выльется.

Nick_Crak>А вот нельзя ли прикинуть (если не влом и есть немного времени :rolleyes: ) ТАК:
Nick_Crak>Разложить ЖРД по полочкам в массогабаритах (полную схему)
Nick_Crak>%массы бустер окислителя
Nick_Crak>%бустер топлива
Nick_Crak>%турбина
Nick_Crak>%газогенератор
Nick_Crak>%трубопроводы
Nick_Crak>%КС
Nick_Crak>%соло и т.д.
Nick_Crak>Вот тогда и было бы ВИДНО, куды котится :) У Вас все же опыта по более, и достаточно просто ПРИКИДКИ на "ощущениях":)

Вот прикидки по ощущениям будут разные :) , если вы еще этого не заметили :) . А считать всерьез — пардоньте, но это практически эскизный проект ЖРД :(.
Sapienti sat !  
Сергей, привет! А я думал, что ты как все - на даче ;)
Ну-с, продолжим...

Для начала напомню, что мы говорили о том, что по моему мнению, рост УИ сильно сдерживается свойствами существующих КМ.

Fakas>Я че то не пойму, чего ты за них уцепился? Как раз улитки можно сделать полегче — просто технологически это будет сложнее. А вот трубопроводы намного больше жрут по массе.

Уцепился потому, что основная доля массы ТНА приходится не на диски, а на его корпус (даже если он ребристый) => его масса растет с ростом Pк. Хотя масса ротора (дисков насосов и вала) тоже при этом растет. Плюс масса трубопроводов, конечно же.
Все вместе это приводит к тому, о чем я и хотел сказать - масса ТНА непрерывно растет с ростом Pк. А на фоне снижения темпа роста УИ и отсутствия новых КМ это приводит к значительному увеличению удельной массы двигателя.

AP>>Мы же говорим о том, как повысить УИ при неизменной тяге (т.е. расходе). Увеличвая с этой целью Рк, конструкторы вынуждены повышать либо Ргг, либо Тгг.
Fakas>Стоп, мы говорим про закрытую схему. А в ней Ргг не может быть меньше Рк. Ну физически не может. Т.е. повысить Рк не поднимая Ргг просто нельзя. А раз мы говорим о предкамерной турбине, то ее мощность можно обеспечить расходом. Ну в крайней мере сдвижкой Км для повышения работоспособности газа.

Возможно, я не очень внятно выразился.
Речь шла о двигателе с фиксированной тягой, т.е. расходом. Поэтому есть ограничение на повышение расхода через турбину - в пределе он равен полному расходу двигателя (а для двигателя с одним ГГ - даже меньше, т.к. max расход будет определяться max расходом LOX + расход керосина с Km, при котором Tгг не опасна для турбины).
Говоря о вынужденном повышении Ргг, я имел в виду степень понижения давления на турбине. Т.е. если расхода не достаточно и (чтобы турбина не горела - материалов таких еще нет ;) ) нельзя повышать температуру (т.е. изменять Км), то единственный способ увеличить мощность турбины - поднять перед ней давление. Вот и получается, что в этом случае рост Pк приводит к непропорциональному росту Pгг.

А изменение Км с целью повышения работоспособности газа - это и есть увеличение Тгг, о котором я говорил как о втором способе увеличить мощность турбины при постояноом расходе.

Fakas>Но вот как раз этот параметр [степень понижения давления на турбине] не такой уж критичный. Очевидно, что постарались не загонять Тгг.

Именно! Чтобы не загонять Тгг, увеличили Pгг (см. на несколько строчек выше :) )
AP>>Насчет второго (Тгг) - это вопрос времени. Сегодня еще можно держать Тгг ниже 800К (кислая среда), но продолжать повышать Рк только за счет Ргг проблематично.
Fakas>Мдя... Объясни тогда как по другому ? В закрытой то схеме.

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
 
Так и я о том же :) . Без применения новых материалов - по другому никак не получится.

Fakas>Саш, ну елы, ну... Ты спал наверное . Тут же коню понятно — проблема была не в турбине, а только на кислородном насосе.

Проблемы есть как в турбине, так и в насосе. И я их четко разделил: на турбине - проблема жаростойкости, а на насосе - проблема воспламенения, которая с повышением давления только обостряется.

AP>>Думаю, ты не будешь спорить с тем, что специально организованный пристеночный слой (особенно - в случае жидкостной завесы) снижает УИ.
Fakas>Буду. Все зависит от того какой ЖРД

Это хорошо :) Когда будешь приводить примеры, прикинь, насколько бы изменился УИ в случае отсутстия в этих двигателях завесы охлаждения (особенно жидкостной).

Fakas>И я че то не понял — ты что предлагаешь адиабатический процесс ? Так это утопия...

См. напоминание на самом верху этого постинга: мы обсуждаем влияние свойств КМ на УИ ЖРД. Я думаю, что потери в керамической ;) КС будут ниже, чем в медной или стальной. Или не керамической, а еще из какого-нибудь еще супер-материала :)

А т.к. такого материала пока нет, предлагаю для массового носителя делать двигатели попроще, т.к. значительный рост сложности и стоимости не оправдывет роста УИ.

Fakas>О, оценочные. Ну я так и думал, что ты не считал ничего :)

А как я мог что-либо еще, кроме оценок, посчитать? И не твои ли это слова: "считать всерьез — пардоньте, но это практически эскизный проект ЖРД" ;)

Насчет того, что я ничего не считал - характер графиков от этого не изменится. Только цифры по оси ординат (которых все равно не было на моей картинке :) )

Fakas>Ты возрастание массы баков считал ? А раму для ДУ ? Ведь НК-33 однокамерный и ДУ придется набирать из нескольких НК-33. В массу же РД-171 рама входит.
Fakas>И не хорошо для НК-33 брать пустотный импульс, а для РД-170 — земле, не хорошо :)

А разве я где-нибудь написал, что конкурентом будет НК-33? :)
Вообще-то, я предполагал, что это будет 4-х камерный двигатель - "упрощенный" РД-170, о котором так много говорил Старый. Естественно, с рамой :) , Рк 18 МПа, УИ 304 с и вдвое (как минимум) меньшей массой (по сравнению с РД-170). Тогда увеличение массы топлива будет не больше тех-самых ~1.6%, но никак не 5%.
 
+
-
edit
 

VovaKur

новичок
AP>>Сейчас лучше прикинем на пальцах массы двух РН с разными двигателями. Если сравнивать РД-170 (с УИ 309 с) и его конкурента с такой же тягой, Рк 18 МПа, УИ 304 с и вдвое

Fakas>И не хорошо для НК-33 брать пустотный импульс, а для РД-170 — земле, не хорошо :) .

А вот Вейд говорит, что пустотный импульс НК-33 - 331 с, а вот откуда 304 на земле? у тогоже Вейда даётся 297 с, может конечно у.и. так заметно подрос за счёт повышения давления до 18 МПа, получается, что 3 МПа прибавляют 7 сек так чтоли. А вот у РД-180 и 191 у.и на земле уже по 311 с. Так что, по моему сравнивать у.и. надо либо у исходного НК-33 с РД-170, разница 12 с, то есть 3,8%, либо улучшенный НК-33 с "улучшенным" РД-180, разница 7 с, 2,2%. а вес топлива растёт быстрее чем падает у.и, так как приходится с собой ещё и это дополнительное топливо тащить.
 

Fakas

опытный

AP>Сергей, привет! А я думал, что ты как все - на даче ;)
AP>Ну-с, продолжим...

Послезавтра опять гуляем :) .

AP>Для начала напомню, что мы говорили о том, что по моему мнению, рост УИ сильно сдерживается свойствами существующих КМ.

AP>Все вместе это приводит к тому, о чем я и хотел сказать - масса ТНА непрерывно растет с ростом Pк. А на фоне снижения темпа роста УИ и отсутствия новых КМ это приводит к значительному увеличению удельной массы двигателя.

Но рост Iуд. приводит к снижению массы РН в целом. Тоже уже не в превый раз пишу :) . И если экономия массы всей ступени превышает рост массы ДУ, то эта игра стоит тех свеч, кот-й жгутся :) .

AP>>>Мы же говорим о том, как повысить УИ при неизменной тяге (т.е. расходе). Увеличвая с этой целью Рк, конструкторы вынуждены повышать либо Ргг, либо Тгг.

Мм.... "т.е. расходе" выбрось :) . При равной тяге расход будет меньше у ЖРД с большим Iуд. В том то и закавыка :) .

AP>Возможно, я не очень внятно выразился.
AP>Речь шла о двигателе с фиксированной тягой, т.е. расходом. Поэтому есть ограничение на повышение расхода через турбину - в пределе он равен полному расходу двигателя (а для двигателя с одним ГГ - даже меньше, т.к. max расход будет определяться max расходом LOX + расход керосина с Km, при котором Tгг не опасна для турбины).
AP>Говоря о вынужденном повышении Ргг, я имел в виду степень понижения давления на турбине. Т.е. если расхода не достаточно и (чтобы турбина не горела - материалов таких еще нет ;) ) нельзя повышать температуру (т.е. изменять Км), то единственный способ увеличить мощность турбины - поднять перед ней давление. Вот и получается, что в этом случае рост Pк приводит к непропорциональному росту Pгг.

Нууу... Тут счистать надо. Прикинуть насколько большие проблемы были с мощностью турбины у РД-170. Вобщем с моей точки зрения не все так однозначно и прямо.

AP>А изменение Км с целью повышения работоспособности газа - это и есть увеличение Тгг, о котором я говорил как о втором способе увеличить мощность турбины при постояноом расходе.

Неа :) . Это при кислом газе. А при сладком :) ? И работоспособность газа будет повыше, и гореть ничего не будет. Да, я прекрасно помню про коксование, сажу и пр. Но не кажется ли тебе, что это можно попробовать решить, подобрав режимы горения в ГГ ? Или применив метан ;) ?

Fakas>>Но вот как раз этот параметр [степень понижения давления на турбине] не такой уж критичный. Очевидно, что постарались не загонять Тгг.

Fakas>>Саш, ну елы, ну... Ты спал наверное . Тут же коню понятно — проблема была не в турбине, а только на кислородном насосе.

AP>Проблемы есть как в урбине, так и в насосе. И я их четко разделил: на турбине - проблема жаростойкости, а на насосе - проблема воспламенения, которая с повышением давления только обостряется.

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
Sapienti sat !  

Fakas

опытный

У 11Д122 проблемы на турбине !? Да ты что ? У водородника проблем с возгоранием турбины в принципе быть не может — там ГГ сладкий. И как может влиять на склонность к воспламенению кислородного насоса его напорность ?

AP>Это хорошо Когда будешь приводить примеры, прикинь, насколько бы изменился УИ в случае отсутстия в этих двигателях завесы охлаждения (особенно жидкостной).

А вот не посчитаю :(. Нечем :(. Термодинамику КС пожалуйста, но не более. С потерями увы, даже не помню точно как считать :(. Так у тебя данные есть по энтальпиям ?


Fakas>О, оценочные. Ну я так и думал, что ты не считал ничего

AP>А как я мог что-либо еще, кроме оценок, посчитать? И не твои ли это слова: "считать всерьез — пардоньте, но это практически эскизный проект ЖРД"

Мои :) , я не отказываюсь. Но и оценочных графиков не привожу :) .

AP>Насчет того, что я ничего не считал - характер графиков от этого не изменится. Только цифры по оси ординат (которых все равно не было на моей картинке )

Ну так давай тогда не опрерировать оценочными данными, ОК ? Они уж больно зависят от способа оценки :) .

Fakas>Ты возрастание массы баков считал ? А раму для ДУ ? Ведь НК-33 однокамерный и ДУ придется набирать из нескольких НК-33. В массу же РД-171 рама входит.
Fakas>И не хорошо для НК-33 брать пустотный импульс, а для РД-170 — земле, не хорошо

AP>А разве я где-нибудь написал, что конкурентом будет НК-33?
AP>Вообще-то, я предполагал, что это будет 4-х камерный двигатель - "упрощенный" РД-170, о котором так много говорил Старый. Естественно, с рамой , Рк 18 МПа, УИ 304 с и вдвое (как минимум) меньшей массой (по сравнению с РД-170). Тогда увеличение массы топлива будет не больше тех-самых ~1.6%, но никак не 5%.

О, видишь, ты берешь непосчитанный, а прикинутый двигатель и сравниваешь его с реальным. Поэтому я и принял его за НК-33, иначе как то не серьезно получается — ведь цифирь то будет отличаться. Реальные то значения Iуд. получают на стенде, и это как раз интегральный параметр — с учетом всех потерь и пр. А брать посчитанный только термодинамически движек, прикидывать на пальцах оценочно его массу и сравнивать с реальым немного не корректно, не правда ли ;) ?
Поэтому, я предлагаю 2 сравнительных расчета — что было бы если бы на Зенит поставили НК-33 вместо РД-171 и второй — зависимость массы ступени без ДУ с ростом Рк для керосинок. Опять таки параметры возьмем Зенитовские, как наглядные, т.е. время работы 150 с, тяга для округлости 8000 кН. И поглядим :) .
Sapienti sat !  
VovaKur>а вес топлива растёт быстрее чем падает у.и, так как приходится с собой ещё и это дополнительное топливо тащить.

Зато "лишний" вес двигателя тащить не приходится :) . Так что относительное увеличение массы топлива в этом конкретном случае не равно относительному падению УИ.

Fakas>Так у тебя данные есть по энтальпиям ?

В propep все это есть и (кажется) в удобочитаемом виде. Для прикидок и оттуда сгодится.

Fakas>Но рост Iуд. приводит к снижению массы РН в целом. Тоже уже не в превый раз пишу . И если экономия массы всей ступени превышает рост массы ДУ, то эта игра стоит тех свеч, кот-й жгутся.

Вот это и есть ключевой вопрос!
То, что масса РН с ростом УИ падает, я и сам здесь часто повторял (когда со Старым по поводу РД-170 воевал :) ). И еще я приводил как-то цифру оптимального Pк для первой ступени, высчитанного по условию максимума ПН (сколько там всего ступеней рассматривалось - не помню; где-то у меня лежит тот pdf - если найду, то выложу его). Цифра это была 35 МПа. Долгое время это был мой идеал :) Впрочем, для многоразовых пилотируемых аппаратов я продолжаю считать эту цифру близкой к идеалу (при условии, что двигатель тоже будет использоваться много раз).

Но здесь идет обсуждение одноразовой РН, которая должна стать рабочей лошадкой на долгие годы. Поэтому стоимость должна играть не меньшую роль, чем эффективность. Именно для двигателя такой РН я и предлагаю не гнаться за близкой к 100% эффективностью. Ведь масса РН при этом уменьшается всего на несколько едениц процентов, а сложность и стоимость двигателя растет в разы.

AP>>>Мы же говорим о том, как повысить УИ при неизменной тяге (т.е. расходе).
Fakas>Мм.... "т.е. расходе" выбрось . При равной тяге расход будет меньше у ЖРД с большим Iуд. В том то и закавыка

Во-первых, с ростом Pк относительный рост УИ не такой уж и большой, т.к. линия графика постепенно выполаживается (надеюсь, я правильно применил это слово :) ) Собственно, именно этот факт и дает основание к призывам оснановится где-нибудь на Pк 18 МПа.
Во-вторых, если уж учитывать это сравнительно небольшое снижение расхода, то это будет в мою пользу :) : как я и говорил, одним только расходом повышать давление (и тем самым УИ) не получится.

AP>>А изменение Км с целью повышения работоспособности газа - это и есть увеличение Тгг, о котором я говорил как о втором способе увеличить мощность турбины при постояноом расходе.
Fakas>Неа. Это при кислом газе. А при сладком?

Повторю, что "сладкий" газ не решает проблму с КМ, а отсрачивает ее (коксование и прочее действительно оставим в стороне). Т.е. для "сладкого" газа тоже есть предел работоспособности (т.е. мощности турбины), определяемый свойствами КМ - а именно жаропрочностью. Даже если взять схему с 2 ГГ, то и у нее есть свой предел.
А теперь вопрос. Сколько процентов дополнительного УИ мы получим при попытке достичь этот предел, учитывая что график УИ от Pк пологий? А во сколько раз увеличится сложность и стоимость двигателя?

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
 
AP>>на турбине - проблема жаростойкости, а на насосе - проблема воспламенения, которая с повышением давления только обостряется.
Fakas>У 11Д122 проблемы на турбине !? Да ты что ?

:D Да кто же про него говорит!? Мы же рассуждаем теоретически о проблемах дальнейшего повышения УИ и Pк :) А слова Губанова я привел, чтобы показать, что уже в 11Д122 не все просто было с насосом LOX. А дальше еще хуже (сложнее) будет :)

Fakas>Ну так давай тогда не опрерировать оценочными данными, ОК ? Они уж больно зависят от способа оценки

Вообще-то, это не мои оценки. Особенно УИ от Pк - в любом учебнике по ЖРД ты можешь найти этот график.
Кроме того, оценочные расчеты массы, конечно же, не дают точную цифру, но характер зависимости показывают достаточно точно. Если у тебя все-еще есть сомнения, я все-таки могу запостить сюда вывод этих оценочных формул, а ты покажешь, где и почему они ошибочны.

Fakas>брать посчитанный только термодинамически движек, прикидывать на пальцах оценочно его массу и сравнивать с реальым немного не корректно, не правда ли?

А как же мне еще сравнивать несуществующий двигатель с существующими? Я же не могу сам построить его в железе :) А рассматривать вместо него четыре НК-33 не хочу, т.к. они проигрывают "моему" ;) двигателю и по УИ, и по массе (в сумме).

Fakas>предлагаю 2 сравнительных расчета — что было бы если бы на Зенит поставили НК-33 вместо РД-171 и второй — зависимость массы ступени без ДУ с ростом Рк для керосинок.

Во-первых, без массы ДУ сравнивать неинтересно - прирост массы топлива почти равен (или хотя бы сравним) снижению массы ДУ.

Во-вторых, то, что у меня "на пальцах" массы получились одинаковые, конечно же не означает, что более точный расчет даст такие же результаты. Но дело ведь не в этом.
Я как раз предлагаю немного снизить эффективность двигателя и за счет этого значительно снизить стоимость. Но вот посчитать и доказать это я пока не могу (ни на пальцах, ни в Excel'е или еще в чем-нибудь). Вот и остаются одни только оценки :)
 
+
-
edit
 
2Fakas&AP

Два вопроса чайника:
1. Если завесное охлаждение , например, водородом, и (!)его температура в критике =~ температуре всего газа - то такая завеса должна, по теории, повышать Иу?
2. Пусть мне отрубят...хм..палец, но если бы вы , вдвоем, еще б и ПОСЧИТАЛИ (ака, вам бы денег заплатили за потраченное время :) )то у вас вообще то получается вполне приличная КОНСТРУКТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ(эффективного в отношении стоимости, одноразового по определению, изделия). Или нет?

Ник
Объективная реальность - вариант бреда, обычно вызывается низким уровнем концентрации алкоголя в крови.
 

Fakas

опытный

VovaKur>>а вес топлива растёт быстрее чем падает у.и, так как приходится с собой ещё и это дополнительное топливо тащить.

AP>Зато "лишний" вес двигателя тащить не приходится :) . Так что относительное увеличение массы топлива в этом конкретном случае не равно относительному падению УИ.

Уффф... Саш, я тут долго считал, правил постинг, потом решил — не буду сравнивать крокодила с бегемотом. Давай так — возьмем посчитаем термодинамически Iуд при 18 МПа и для 25 Мпа для керосина и сравним расходы. Скажем так, 10 м/с потери импульса это + почти 9 кг/с расхода топлива. Общее возрастание 1300 кг. Будет ли твой движек легче РД-171 на 1 т. 300 кг хз, я не берусь судить.
Но пустотный импульс у него должон быть 3292,6 м/с :) , а на земле 3018,2 м/с — на 10 м/с меньше РД-171, иначе сравнение нечестное :) . Если получится меньше - соотв и потери по массе.

Если сравнивать НК-33 с РД-171, то разница еще существеннее — 115 кг/с.

Fakas>>Так у тебя данные есть по энтальпиям ?

AP>В propep все это есть и (кажется) в удобочитаемом виде. Для прикидок и оттуда сгодится.

А что такое proper ? Я считаю TDK - знакомая тебе должна быть весчь, и там увы БД по топливам нету :(. Так что если не сложно кинь мне данные, можно мылом.

Fakas>>Но рост Iуд. приводит к снижению массы РН в целом. Тоже уже не в превый раз пишу . И если экономия массы всей ступени превышает рост массы ДУ, то эта игра стоит тех свеч, кот-й жгутся.

AP>Вот это и есть ключевой вопрос!
AP>То, что масса РН с ростом УИ падает, я и сам здесь часто повторял (когда со Старым по поводу РД-170 воевал :) ). И еще я приводил как-то цифру оптимального Pк для первой ступени, высчитанного по условию максимума ПН (сколько там всего ступеней рассматривалось - не помню; где-то у меня лежит тот pdf - если найду, то выложу его). Цифра это была 35 МПа. Долгое время это был мой идеал :) Впрочем, для многоразовых пилотируемых аппаратов я продолжаю считать эту цифру близкой к идеалу (при условии, что двигатель тоже будет использоваться много раз).

AP>Но здесь идет обсуждение одноразовой РН, которая должна стать рабочей лошадкой на долгие годы. Поэтому стоимость должна играть не меньшую роль, чем эффективность. Именно для двигателя такой РН я и предлагаю не гнаться за близкой к 100% эффективностью. Ведь масса РН при этом уменьшается всего на несколько едениц процентов, а сложность и стоимость двигателя растет в разы.

Ну давай так, насчет процентов да, насчет разов... Ну извини, но несколько голословно, если уж на то пошло.

AP>>>>Мы же говорим о том, как повысить УИ при неизменной тяге (т.е. расходе).
Fakas>>Мм.... "т.е. расходе" выбрось . При равной тяге расход будет меньше у ЖРД с большим Iуд. В том то и закавыка

AP>Во-первых, с ростом Pк относительный рост УИ не такой уж и большой, т.к. линия графика постепенно выполаживается (надеюсь, я правильно применил это слово :) ) Собственно, именно этот факт и дает основание к призывам оснановится где-нибудь на Pк 18 МПа.

А это факт ? Считать надо, очень серьезно считать.

AP>>>А изменение Км с целью повышения работоспособности газа - это и есть увеличение Тгг, о котором я говорил как о втором способе увеличить мощность турбины при постояноом расходе.
Fakas>>Неа. Это при кислом газе. А при сладком?

AP>Повторю, что "сладкий" газ не решает проблму с КМ, а отсрачивает ее (коксование и прочее действительно оставим в стороне). Т.е. для "сладкого" газа тоже есть предел работоспособности (т.е. мощности турбины), определяемый свойствами КМ - а именно жаропрочностью. Даже если взять схему с 2 ГГ, то и у нее есть свой предел.

Да опять таки прикинуть надо, насколько мал запас мощности турбины. Но это ведь турбина расхода, там запасы обычно большие, извращаться с парциальной турбиной, многоступенчатостью и прочей лабудой не приходится. Да и проектировать лопатки можно по разному, не мне тебе рассказывать.

AP>А теперь вопрос. Сколько процентов дополнительного УИ мы получм при попытке достичь этот предел, учитывая что график УИ от Pк пологий? А во сколько раз увеличится сложность и стоимость двигателя?

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
Sapienti sat !  

Fakas

опытный

Тогда встречный вопрос — во сколько раз возрастет сложность РН ? Ведь для получения заданных параметров ПН придется улучшать массовое совершенство РН (тут увы я немного того, почти профан, но все таки). Т.е. применять опять таки новые КМ, сложные технологии, ведь размеры баков с размерами ЖРД несопоставимы. А требования возрастут. Пример провала стратегии, основанной на облегчении баков и применении КМ уже известен — Х-33.

AP>>на турбине - проблема жаростойкости, а на насосе - проблема воспламенения, которая с повышением давления только обостряется.
Fakas>>У 11Д122 проблемы на турбине !? Да ты что ?

AP> Да кто же про него говорит!? Мы же рассуждаем теоретически о проблемах дальнейшего повышения УИ и Pк А слова Губанова я привел, чтобы показать, что уже в 11Д122 не все просто было с насосом LOX. А дальше еще хуже (сложнее) будет

Ты его вспомнил :) , не я :) . А насчет сложностей с насосами... У кого их не было ? Разве у вытеснительных ЖРД :) . Я лично по рассказам на ВМЗ ничего такого не помню. Газовод да, крутой (технологически), турбина — йойойойой ! :) , даже внутренняя рубашка КС крутая. А про насосы не припомню :(. Хотя не спорю моглло быть... Ровно так же как у любого другого нового ЖРД.

Fakas>>Ну так давай тогда не опрерировать оценочными данными, ОК ? Они уж больно зависят от способа оценки

AP>Вообще-то, это не мои оценки. Особенно УИ от Pк - в любом учебнике по ЖРД ты можешь найти этот график.

Да заради бога, видел я их тышшу раз, это ж азбука :) . Кто бы спорить стал :) . Но ведь это оценочный график. Оценочный, даже без шкалы.

AP>Кроме того, оценочные расчеты массы, конечно же, не дают точную цифру, но характер зависимости показывают достаточно точно. Если у тебя все-еще есть сомнения, я все-таки могу запостить сюда вывод этих оценочных формул, а ты покажешь, где и почему они ошибочны.

А вот хз. Опять таки оч. зависит от того кто считал, вернее от страны обучения :) .

Fakas>>брать посчитанный только термодинамически движек, прикидывать на пальцах оценочно его массу и сравнивать с реальым немного не корректно, не правда ли?

AP>А как же мне еще сравнивать несуществующий двигатель с существующими? Я же не могу сам построить его в железе А рассматривать вместо него четыре НК-33 не хочу, т.к. они проигрывают "моему" двигателю и по УИ, и по массе (в сумме).

Ну а потому и предлагаю реальный ЖРД, т.к. сделать хорошую оценку массы ЖРД мы с тобой увы не в силах :(.

Fakas>>предлагаю 2 сравнительных расчета — что было бы если бы на Зенит поставили НК-33 вместо РД-171 и второй — зависимость массы ступени без ДУ с ростом Рк для керосинок.

AP>Во-первых, без массы ДУ сравнивать неинтересно - прирост массы топлива почти равен (или хотя бы сравним) снижению массы ДУ.

Насчет равен или сравним я тебе написал уже :) +8 кг на -10 м/с импульса. Это абсолютная величина, рассчитана из определения Iуд. И без прироста массы баков. Опять же повторюсь — массу без ДУ предлагаю оценивать, т.к. прирост массы ЖРД мы с тобой корректно не посчитаем. А прикидки — да будет тяжелее втрое — нет в потора раза — нафиг не нужны :) .

AP>Я как раз предлагаю немного снизить эффективность двигателя и за счет этого значительно снизить стоимость. Но вот посчитать и доказать это я пока не могу (ни на пальцах, ни в Excel'е или еще в чем-нибудь). Вот и остаются одни только оценки

О, это тоже увы проблема. Но вот одно могу тебе предложить... Чей запуск дороже Ариана-5 или Зенит-SL ? И почему Ариан никогда не сравняется по стоимости подготовки к запуску с Зенитом, равно как и американские РН ? Я имею в виду именно стоимость запуска, без стоимости носителя, т.е. всех работ, сооружений и пр. Чуешь к чему клоню ? К массе РН ;) .
Sapienti sat !  

Fakas

опытный

AP>>>Ограничения первого варианта [повышние давления в КС] в основном связаны с ТНА, т.к. его масса растет линейно.
Fakas>>Ну как сказать... если говорить о турбине, то как минимум на момент нашей с тобой учебы запас по массе был.

AP>Для высоких давлений основная доля массы ТНА приходится на его корпус: тяжелые улитки с толстыми стенками, а в случае большого расхода - подводы тоже большие и тяжелые.

Я че то не пойму, чего ты за них уцепился ? Как раз улитки можно сделать полегче — просто технологически это будет сложнее. А вот трубопроводы намного больше жрут по массе — они ведь длиннее и давление там такое же.

AP>>>Высокие давления способствуют снижению стойкости материалов к возгоранию.
Fakas>>Закрытая схема позволяет благодаря расходу не завышать Тгг. сверх меры.

AP>Мы же говорим о том, как повысить УИ при неизменной тяге (т.е. расходе). Увеличвая с этой целью Рк, конструкторы вынуждены повышать либо Ргг, либо Тгг.
Стоп, мы говорим про закрытую схему. А в ней Ргг не может быть меньше Рк. Ну физически не может. Т.е. повысить Рк не поднимая Ргг просто нельзя. А раз мы говорим о предкамерной турбине, то ее мощность можно обеспечить расходом. Ну в крайней мере сдвижкой Км для повышения работоспособности газа.

AP>Насчет первого - смотри выше про массу ТНА (кстати, в РД-170 степень понижения давления на турбине, равная 2 (двум) - рекорд для предкамерной турбины, говорит о том, что расхода в таких "керосинках" уже недостаточно).
Ни о чем это не говорит. В РД-170 много рекордного. Но вот как раз этот параметр не такой уж критичный. Очевидно, что постарались не загонять Тгг. Можно прикинуть потребную и полученную мощность.
AP>Насчет второго (Тгг) - это вопрос времени. Сегодня еще можно держать Тгг ниже 800К (кислая среда), но продолжать повышать Рк только за счет Ргг проблематично.

Мдя... Объясни тогда как по другому ? В закрытой то схеме.

AP>"Сладкий" ГГ на самом деле проблему не снимает, а лишь отсрочивает - для турбины определяющим фактором здесь уже будет жаропрочность. К тому же вот что Губанов писал про РД-0120: "При обеспечении работоспособности основного и бустерных кислородных насосов основным вопросом явилось исключение возгорании конструкции при высокихдавлениях среды (до 600 атм.)"

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
Sapienti sat !  

Fakas

опытный

Саш, ну елы, ну... Ты спал наверное :) . Тут же коню понятно — проблема была не в турбине, а только на кислородном насосе. И проблема была в том, что эта беда могла "чиркнуть" ротором по статору и загореться.

AP>Во-вторых, я говорил о способах снижения (в идеале - полного их исключения) потерь УИ из-за охлаждения. Думаю, ты не будешь спорить с тем, что специально организованный пристеночный слой (особенно - в случае жидкостной завесы) снижает УИ.

Буду :) . Все зависит от того какой ЖРД :) .

И я че то не понял — ты что предлагаешь адиабатический процесс ? Так это утопия...

Fakas>А вот тут бы интересно поглядет рассчеты и еще один график - массу всей РН

AP>По зависимости УИ от Рк сомнений у тебя, наверное, нет.
Оценочные расчеты массы ТНА есть в Овсянникове. Хотя там,

О, оценочные. Ну я так и думал, что ты не считал ничего :) .

AP>Естественно, рисуя эту картинку, я ничего не считал

Ага :) .

AP>График массы РН от Рк можно попробовать сделать (но не сейчас - у нас уже ночь, напутаю чего-нибудь обязательно).

AP>Сейчас лучше прикинем на пальцах массы двух РН с разными двигателями. Если сравнивать РД-170 (с УИ 309 с) и его конкурента с такой же тягой, Рк 18 МПа, УИ 304 с и вдвое меньшей массой (как минимум), то увеличение массы топлива на первой ступени составит не больше ~1.6%. А учитывая, что масса нового двигателя должна быть раза в 2-2.5 меньше (не больше 5 тонн), то и того меньше (при исходной массе ступени 300 тонн роста общей массы этой ступени вообще не будет, а при исходной массе меньше 300 тонн - общая масса ступени даже уменьшится).
Т.о. в первом приближении массы РН, оснащенные РД-170 и его конкуретом, можно считать одинаковыми

AP>Надеюсь, я нигде не обсчитался (давно на пальцах уже не считал )

А вот я хочу то же, но не на пальцах :) . А если на пальцах, то... Ты возрастание массы баков считал ? А раму для ДУ ? Ведь НК-33 однокамерный и ДУ придется набирать из нескольких НК-33. В массу же РД-171 рама входит.
На пальцах прикинутый расход дал мне повышение потребной массы топлива более чем на 5%. Это только на пальцах. И только топлива.
И не хорошо для НК-33 брать пустотный импульс, а для РД-170 — земле, не хорошо :) .
Sapienti sat !  
+
-
edit
 

VovaKur

новичок
Fakas>Тогда встречный вопрос — во сколько раз возрастет сложность РН ? Ведь для получения заданных параметров ПН придется улучшать массовое совершенство РН (тут увы я немного того, почти профан, но все таки).

А на самом деле АР прав, замена одного РД-171 на 5 НК-33 на Зените практически не скажется на стартовой массе и массовому совершенству бака. Я сам по началу подумал, что бак придётся легче делать, и решил посчитать, и вот что у меня получилось.
Данные от Вейда
РН Зенит:
стартовая масса 459 т
масса первой ступени 353,2 т
пустая первая ступень 28,6 т
двигатель РД-171 9,5 т
двигатель НК-33 1,222 т
У.И.вак РД-171 337 с
У.И.вак НК-33 331 с

масса верхних ступеней ПН и пустого бака первой ступени получается 104,7+28,6=133,3 т
отношение начальной массы к конечной 3,44, это даёт скорость
Ln(3,44)*337*9,8=4083 м/c, для набора такой скорости с у.и. 331 с, требуется отношение конечной массы к начальной 3,52, при тойже стартовой массе, масса того что остаётся после отработки первой ступени должна быть 130,3 т, тоесть не трогая верхние ступени, первая должна быть на 3 т легче, а 5 НК-33 весят 6,11 т на 3,39 т легче чем РД-171 при примерно равной тяге на земле, соответственно при этом стартовая масса даже на тонну уменьшится, правда нужно учесть что на земле разница в у.и этих двигателей немного побольше, да и бак нужен чуть побольше, так что действительно тут мы по стартовой массе ничего не добиваемся. Единственное что смущает, НК-33 не управляемый двигатель, его ещё качать нужно а это лишний вес, или потеря у.и. в случае рулевой камеры, если это учесть, то мы конечно в целом по массе проиграем, а у РД-171 камеры уже отклоняемые.
 
+
-
edit
 

VovaKur

новичок
Fakas>Уффф... Саш, я тут долго считал, правил постинг, потом решил — не буду сравнивать крокодила с бегемотом. Давай так — возьмем посчитаем термодинамически Iуд при 18 МПа и для 25 Мпа

А разве пустотный у.и. зависит напрямую от давления в камере? на земле, понятно, зависит. Например РД-58 имеет у.и. 3450 м/с, за счёт большёго расширения сопла, при том что давление у него в камере всего 7,8 МПа. Хотя с большим давлением проще сделать большёе расширение.

Fakas>для керосина и сравним расходы. Скажем так, 10 м/с потери импульса это + почти 9 кг/с расхода топлива.

А для какой это тяги? ведь расход пропорционален тяги.

Общее возрастание 1300 кг. Будет ли твой движек легче РД-171 на 1 т. 300 кг хз, я не берусь судить.
Fakas>Но пустотный импульс у него должон быть 3292,6 м/с :) , а на земле 3018,2 м/с — на 10 м/с меньше РД-171, иначе сравнение нечестное :) . Если получится меньше - соотв и потери по массе.

Не очень понятно, откуда возрастание 1300 кг, и цифры У.И., это ты как-то рассчитал теоретически,или это параметры какого-то движка.
 

AP

втянувшийся

avmich>Можно, пока нет Старого, без гонора, подытожить претензии к Ангаре? Товарищь А.П.? Я пока вижу такие: недоразмеренность УРМа (что ставит предел грузоподьёмности при высокой еффективности), низкую тягу стартовых двигателей (что увеличивает гравитационные потери) и... что ещё? Дороговизна РД-191 против... чего? НК-33? при учёте большей еффективности? Что ещё?

Вобщем-то, мои :) две основные претензии к Ангаре вы уже сами изложили. Я бы только приоритеты поменял:
- дороговизна УРМ'а (в основном за счет дорогого двигателя, как мне кажется).
- недоразмеренность УРМ'а для тяжелых вариантов Ангары.

А дороговизну РД-191 нужно определять по отношению не к НК-33, а к новому двигателю, который должен быть специально создан для одноразовых РН.

Вообще же на ключевой для топика вопрос, что выгоднее - потратиться на разработку, а потом экономить на дешевых изделиях, или сэкономить на разработке, а потом переплачивать за дорогие многоразовые изделия - я склоняюсь к первому варианту ответа.

VovaKur>по моему сравнивать у.и. надо либо у исходного НК-33 с РД-170, разница 12 с, то есть 3,8%, либо улучшенный НК-33 с "улучшенным" РД-180, разница 7 с, 2,2%.

Конечная цель - получить "дешевый" двигатель для одноразовой РН, не слишком сильно уступающий по УИ сегодняшним "многоразовым", но использующимся с теми же целями (т.е. РД-171/180/191). Замена этих же двигателей в многоразовых применениях не планируется => сравнивать с их "улучшеными" версиями нет необходимости.

Т.к. новый двигатель предлагается делать сегодня, то его УИ должен получиться выше, чем у уже довольно старого НК-33 - на земле где-то на уровне 304-307 с. А вот удельная масса - примерно такая же.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Можно поподробнее о недостатке тяги первой ступени? Какие ускорения считаются "хорошими" - т.е. и не чрезмерными, и достаточно экономичными (по гравитационным потерям и по атмосферным)? Какой предел ускорений желателен/достижим (в обозримом будущем) для пилотируемых стартов?

И ещё, о стоимости создания двигателя. Читая Губанова, складывается впечатление, что это - работа на годы могучему коллективу, и очень немаленькие миллионы долларов. Если так, то стоит ли разрабатывать "с нуля" движок для Ангары? Если не с нуля - то как примерно это будет выглядеть - вот, скажем, идея взять за основу семейство РД-170/РД-180/РД-190, и как-то упрощать-удешевлять, с небольшими потерями по параметрам? И сколько это может занять времени/денег?.. Например?
 

Fakas

опытный

AP>Сначала - пессимистичный (для меня :) ) вариант.

AP>Разница УИ у меня (точнее у propep, а взять его можно по указанной ссылке) получилась 6.5 сек (63.7 м/с).

Саша, извини, но нахрена мне неизвестно что за прога, если у меня есть боевая, кот-я применяется в наших КБ ? Все что мне нужно это значения энтальпий. Люююди, ну дайте кто нибудь, а ?

AP>Т.е. меньше чем у РД-171 на 2.1%. Рост расхода для сохранения тяги будет таким же и составит (для тяги 7250кН) 50.2 кг/с. Всего на 150 с дополнительно нужно 7530 кг топлива. Если принять, что новый двигатель будет легче в 1.5 раза (это разница между НК-33 и РД-191 по уделной массе), то снижение его массы составит 3167 кг => разница в массе ступени 4363 кг.

Немного не корректно. Корректнее взять удельныу тягу НК-33 (я ведь с ним все время сравниваю) и экстраполировать ее для для тяги РД-171. Масса такого ЖРД получится 5 900 кг. Но ! Рк у НК-33 все таки не 18 Мпа, а 14,5 и надо еще добавить УВТ. Т.е. это оптимистичная для твоей точки зрения оценка :) . Т.о. выигрыш по массе ДУ получится по оптимистичной оценке 3 900 кг и общий баланс массы получится - 3600 кг, т.е. эти три с половиной тонны забери у 2-й ступени. Но ! Это оптимистичная оценка. Если сравнивать по Iуд. на земле (а ведь это ДУ 1-й ступени, так что пустотный импульс это так, красивый параметр :) ), то получим потерю в расходе не 7,5 т, а все 17 т. Вот так то. Это между прочим расчет, более менее приличный, а не просто утверждение :) .

AP>Плюс масса баков (надеюсь, ее прирост будет существенно меньше прироста содержимого :) ) и (чтобы не терять ПН) дополнительное топливо для компенсации прироста массы топлива - итого (примем себе в ущерб :) ) утяжеление стартовой массы РН составит 8 тонн.

Утяжеление баков тоже можно прикинуть. Плотность компонентов и Км известны, диаметр баков тоже. Единственно что неизвестно это погонный вес баков.

AP>Как видишь, ни о каких 250 тоннах (или на сколько там Ариан-5 тяжелее Зенита) и речи быть не может.

Я кстати этого не утверждал, я только сказал, что сильная потеря в импульсе выливается в потери по массе, что оч. ярко показывают Ариан-5 и ВА-2. Кстати разница между Зенит-3SL и Ариан-5 кажись поболе 250 т будет.

AP>Зато получаем намного более простой => дешевый двигатель.

А вот это уже как раз утверждение :) . Без расчетов. Да и ценой такого удешевления будут или снижение массы ПН (т.е. не удешевление вывода ;) и как бы даже не удорожание) или усложнение конструкции всей РН — ведь провал по ДУ надо тогда исправлять вытягиванием массового совершенства конструкции РН.

Видишь, тут как раз ярко проявляется понимание философского смысла фразы "БТНА ставят для снижения массы баков" :) и его не приятием :) . BTW набрел недавно на конспект лекций по ТРАП и первая фраза в лекции про БТНА была именно эта ;) . При чем конспект, а значит и лектор был не мой.

AP>Оптимистичный вариант.

Уже был :) .

AP>Или еше оптимистичнее.

AP>Расчетный УИ на земле у RS-76 (или теперь - у его преемника RS-84) при 18 МПа - 308 сек. Т.. разница иежду ним и РД-171 составляет как раз те самые 10 м/с, о которых ты говорил.

Подожди, расчетный или реальный ? Я то для РД-171 оперирую реальным, полученным на стенде Iуд. И я бы удержался от сравнения а) реального и проектирующегося ЖРД; б) американского и советского ЖРД.

PS
Хз, это сокращение. Буква "З" озаначает слово "знает", а буква "Х" — по вкусу :) . Обусурманился ты, разоворной речи не слышишь :) .
Sapienti sat !  

Fakas

опытный

Fakas>>Уффф... Саш, я тут долго считал, правил постинг, потом решил — не буду сравнивать крокодила с бегемотом. Давай так — возьмем посчитаем термодинамически Iуд при 18 МПа и для 25 Мпа

VovaKur>А разве пустотный у.и. зависит напрямую от давления в камере? на земле, понятно, зависит. Например РД-58 имеет у.и. 3450 м/с, за счёт большёго расширения сопла, при том что давление у него в камере всего 7,8 МПа. Хотя с большим давлением проще сделать большёе расширение.

Все параметры движка зависят от Рк. Не линейно конечно, но зависят. Оч. долго рассказывать, но для понимания этого достаточно поглядеть на формулу тяги и определение что такое удельный импульс тяги. Но на формулы для СИ — из них сразу нужные размерности получаются :) .

Fakas>>для керосина и сравним расходы. Скажем так, 10 м/с потери импульса это + почти 9 кг/с расхода топлива.

VovaKur>А для какой это тяги? ведь расход пропорционален тяги.

Написал уже, 800 т.

VovaKur>Не очень понятно, откуда возрастание 1300 кг, и цифры У.И., это ты как-то рассчитал теоретически,или это параметры какого-то движка.

Внимательно читай, все написано. Сравнения НК-33 и РД-171 тоже я уже привел.
Sapienti sat !  
+
-
edit
 
AP>>Сначала - пессимистичный (для меня :) ) вариант.

Fakas>Саша, извини, но нахрена мне неизвестно что за прога, если у меня есть боевая, кот-я применяется в наших КБ ? Все что мне нужно это значения энтальпий. Люююди, ну дайте кто нибудь, а ?

Люди мрачно кивнули и взвесили на ладонях дубины.... Я уже два месяца пытаюсь сам рассчитать энтальпию диоксифтордифторметана
(FO-CF2-OF -на первый взгляд отличный окислитель для орбитальных двигателей) .. и хренушки :eek: Ник
Объективная реальность - вариант бреда, обычно вызывается низким уровнем концентрации алкоголя в крови.
 

AP

втянувшийся

Nick_Crak>Если завесное охлаждение , например, водородом, и (!)его температура в критике =~ температуре всего газа - то такая завеса должна, по теории, повышать УИ?

До того, как такая завеса прогрется/смешатся с ядром потока, она успеет уменьшить эффективность камеры сгорания - т.е. части камеры до критики. А доля этой части в общей тяге камеры может быть больше половины. Так что я не уверен, что чистый водород вернет двигателю в сопле больше тяги, чем он забрал у него в КС.

Fakas>Давай так — посчитаем термодинамически Iуд при 18 МПа и для 25 Мпа для керосина и сравним расходы.

OK.

Сначала - пессимистичный (для меня :) ) вариант.

Разница УИ у меня (точнее у propep, а взять его можно по указанной ссылке) получилась 6.5 сек (63.7 м/с). Т.е. меньше чем у РД-171 на 2.1%. Рост расхода для сохранения тяги будет таким же и составит (для тяги 7250кН) 50.2 кг/с. Всего на 150 с дополнительно нужно 7530 кг топлива. Если принять, что новый двигатель будет легче в 1.5 раза (это разница между НК-33 и РД-191 по уделной массе), то снижение его массы составит 3167 кг => разница в массе ступени 4363 кг. Плюс масса баков (надеюсь, ее прирост будет существенно меньше прироста содержимого :) ) и (чтобы не терять ПН) дополнительное топливо для компенсации прироста массы топлива - итого (примем себе в ущерб :) ) утяжеление стартовой массы РН составит 8 тонн. Как видишь, ни о каких 250 тоннах (или на сколько там Ариан-5 тяжелее Зенита) и речи быть не может.
Зато получаем намного более простой => дешевый двигатель.

Оптимистичный вариант.

Долой propep :) , смотрим, чего можно сегодня реально достичь при Pк = 16-18МПа.
УИ РД-120К 304 сек - меньше чем у РД-171 на те самые 1.6%, о которых я писал в прошлый раз => расход увеличится на 38 кг/с, а в итоге масса ступени увеличится (при тех же допущениях) на ~5 тонн.

Или еше оптимистичнее.

Расчетный УИ на земле у RS-76 (или теперь - у его преемника RS-84) при 18 МПа - 308 сек. Т.. разница иежду ним и РД-171 составляет как раз те самые 10 м/с, о которых ты говорил. По рокетдайновским оценкам он лишь немного тяжелее (по удельной массе) НК-33. Т.о. разница по массе между ним и РД-171 будет даже больше, чем подсчитанные тобой 1300 кг => масса ступени уменьшится.

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
 

AP

втянувшийся

RS-76 и RS-84, конечно, не летали. Но ведь замену для РД-171 для одноразовых РН должны будут делать с учетом всех сегоднящних достижений => он наверняка будет лучше, чем созданный в 60-70-х годах НК-33 и не хуже, чем заокеанский двигатель.

AP>>линия графика [УИ с ростом Pк} постепенно выполаживается Собственно, именно этот факт и дает основание к призывам оснановится где-нибудь на Pк 18 МПа.
Fakas>А это факт? Считать надо, очень серьезно считать.

Под фактом я имел в виду выполаживание графика УИ. Да и ты сам говорил, что это азбука.

Fakas>Тогда встречный вопрос — во сколько раз возрастет сложность РН ? Ведь для получения заданных параметров ПН придется улучшать массовое совершенство РН (тут увы я немного того, почти профан, но все таки). Т.е. применять опять таки новые КМ, сложные технологии, ведь размеры баков с размерами ЖРД несопоставимы. А требования возрастут. Пример провала стратегии, основанной на облегчении баков и применении КМ уже известен — Х-33.

Ни в коем сдучае! Никаких сложных и дорогих технологий! Для компенсации роста массы первой ступени (если такое вообще произойдет - см. самый оптимистический вариант) достаточно еще немного добавить топлива и увеличить время работы двигателя. Ведь в конце-то концов, рост массы составит не сотни тонн (как в Ариане-5, с которой ты постоянно пытаешься меня сравнять :) ), а всего от силы 8-10. Все технологии баков останутся прежними (хотя, может и их лучше упростить - для снижения стоимости).

AP>Вообще-то, это не мои оценки.
Fakas>Но ведь это оценочный график. Оценочный, даже без шкалы.

Да, без шкалы, но увидеть "куды котится" © Nick_Crak он вполне позволяет.

Fakas>А вот хз.

Не понял. Что такое хз? Надеюсь, не ругательство в мой адрес? :)
 

Fakas

опытный

Fakas>>Саша, извини, но нахрена мне неизвестно что за прога, если у меня есть боевая, кот-я применяется в наших КБ ? Все что мне нужно это значения энтальпий. Люююди, ну дайте кто нибудь, а ?

AP>OK, не нравится propep

Да не вопрос "нравится-не нравится". Не хочу я тянуть аналог
того что у меня есть.

AP>Второй вариант - у Варбана Астру попроси.
AP>Ну и попутно вопрос: чем тебе значения энтальпий из этих программ не подходят? Ведь (я так думал всегда :) ) это интенрнациональные величины.

Я ж тебе и пишу — выдери отттуда и дай мне. А я уже все прикину на имеющейся у меня проге кот-ю я хоршо знаю. Ну не хочу я тянуть, не хочу. Есть все у меня. Кроме энтальпий.

Fakas>>Корректнее взять удельныу тягу НК-33 (я ведь с ним все время сравниваю) и экстраполировать ее для для тяги РД-171. Масса такого ЖРД получится 5 900 кг. Но ! Рк у НК-33 все таки не 18 Мпа, а 14,5 и надо еще добавить УВТ.

AP>Нет, Сергей, ты никак не хочешь меня понять. Как мне еще объяснить, что я "делаю" новый двигатель :) .

Да все я понял. Просто я не вижу смысла в сравнивании гипотетического двигателя с уже существующим в целях доказательства неверности концепции последнего. Понимаешь ? Ведь ту же массу ты не можешь прикинуть точно. Поэтому если и сравнивать гипотетический ЖРД, то только с гипотетическим. Для этого я и хочу оценить разницу в массе ДУ, кот-я нужна для компенсации падения Iуд. И для этого мне нужны значения энтальпии для кислорода и водорода (тоже хочу прикинуть). Выпиши их из этого Proper'а плииииз :) .

AP>Надеюсь, все это прозвучало не слишком амбициозно :D )

А может и да :) . В том то и прикол, что это сложно на пальцах оценить.

AP>Ну и объясни мне попутно, как же все-таки выбираются и обосновываются исходные данные для новых двигателей, если даже ТЗ на корню объявляются голословным только на том основании, что в предшественниках, созданных десятилетия назад, такие параметры не были достигнуты? :)

Это ты мне ? Если да, то я этого не говорил. Кстати, попутно мне все таки хочется понять почему разработчики РД-170 пошли на такие параметры. Ведь согласись, в нем куча, скажем так, экстремальных (я специально не написал передовых во избежание :) ) решений. Ведь и высокое Рк, и гибкие газоводы, изакритический ротор ТНА, и кислый газ на грани возгорания турбины было большим техническим риском. И они наверняка понимали, что за провал по головке не погладят. Но все таки пошли на такую интенсификацию, а не применили старые проверенные решения.

Вот что мне интересно.
Sapienti sat !  
Кстати, вот здесь можно попробовать получить то, что тебе нужно: Thermodynamics properties
Думаю, можно и в других местах подобное найти.

Fakas>Просто я не вижу смысла в сравнивании гипотетического двигателя с уже существующим в целях доказательства неверности концепции последнего.

Вообще-то цель - доказать необходимость создания нового двигателя для одноразовых РН.

Fakas>мне все таки хочется понять почему разработчики РД-170 пошли на такие параметры.

Идеологически - "один раз потратиться, а потом пожинать плоды" - я разработчиков поддерживаю. Но я думаю, что они переоценили значение многоразовости - в точности так же, как и американцы со своим Шаттлом. В результате был превышен некий предел сложности, после которого собственно "пожинать плоды" не удается, даже наоборот - в случае с Шаттлом выходит сплошное разорение. С РД-170 немного лучше - он используется одноразово на одноразовых РН.

Я не исключаю также и политический мотив, который продвигатется Старым. Особенно учитывая, что эта была вторая попытка Глушко штурмовать 25 МПа. Первая была неудачной - РД-270 (кажется) так и не был завершен из-за многочисленных проблем.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Fakas

опытный

AP>Кстати, вот здесь можно попробовать получить то, что тебе нужно: Thermodynamics properties
AP>Думаю, можно и в других местах подобное найти.

Ну слава тебе господи, вытянул таки из тебя ;) .

Fakas>>Просто я не вижу смысла в сравнивании гипотетического двигателя с уже существующим в целях доказательства неверности концепции последнего.

AP>Вообще-то цель - доказать необходимость создания нового двигателя для одноразовых РН.

Так это IMHO очевидно :) .

Fakas>>мне все таки хочется понять почему разработчики РД-170 пошли на такие параметры.

Вобчем так... Я тут прикинул термодинамику. Не оч. уверен в исходных данных по кислороду с того сайта (в смысле, чтоя их правильно перевел и интерпретировал) и не до конца проанализировал. Но ! На основании посчитанного я получил разницу импульса между 18 и 25 МПа порядка 70 м/с. Далее прикидывем по описанной методике для Зенита например (800 т тяги, 150 с) :) и получаем + 9 т топлива. Т.е. 2 гипотетических двигателя, одноразовых, выжатых до упора по прочности (считанных по завышенному пределу прочности с выходом на пластичные деформации там где это можно, помнишь еще :) ? ) должны различаться по массе на 9 тонн ;) что бы быть равнозначными :) . При том, что многоразовый РД-170 весит ненамного больше этих 9-ти тонн :) . Так стоит ли импульс свеч :) ?
Я собираюсь еще более глубоко все проанализировать.

AP>Идеологически - "один раз потратиться, а потом пожинать плоды" - я разработчиков поддерживаю. Но я думаю, что они переоценили значение многоразовости - в точности так же, как и американцы со своим Шаттлом. В результате был превышен некий предел сложности, после которого собственно "пожинать плоды" не удается, даже наоборот - в случае с Шаттлом выходит сплошное разорение. С РД-170 немного лучше - он используется одноразово на одноразовых РН.

Насчет многоразовых ЖРД это особо отдельный разговор и я уже много по этому поводу писал. Кратко — IMHO нет смысла.
А вот для Зенита используется РД-171. Я не знаю о том одноразовый он или многоразовый. Если есть точные сведения — you welcome :) ! Равно как и по его массе.

AP>Я не исключаю также и политический мотив, который продвигатется Старым. Особенно учитывая, что эта была вторая попытка Глушко штурмовать 25 МПа. Первая была неудачной - РД-270 (кажется) так и не был завершен из-за многочисленных проблем.

А вот это уже из области гаданий, увы...
Sapienti sat !  
1 4 5 6 7 8 12

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru