Ну, получайте!
1. История
Когда в 1992году Казахстан вдруг стал независимым государством, возник вопрос о дальнейшей судьбе Байконура. Для более успешного решения этого вопроса потребовалось проработать идею создания ракеты, способной из Плесецка вывести на ГСО такую же ПН, как Протон из Байконура. Так как с деньгами в то время было даже хуже, чем сейчас, то вторым по важности (после ПН) требованием было максимальное использование существующего задела. В 1993 году на основе этих требований был проведён конкурс, на котором победу одержал ЦиХ, так как его проект предусматривал максимальное использование существующей техники: все баки протоновские, серийные двигатели РД-170 и РД-0120, полная совместимость с зенитоаским СК, строившимся в то время в Плесецке. По дальнейшей разработке этого проекта были приняты все необходимые Указы и Постановления с маленькой оговоркой: финансирование из внебюджетных источников.
После того, как проблема Байконура была решена, РКА к проекту охладело, но военные по прежнему хотели носителя на национальной территории (параноики
). В сентябре 1997г они добились защиты эскизного проекта, на которой выяснилось, что ракета не удовлетворяет предъявленым требованиям. Тогда ЦиХ и выдвинул "новую идею", позволившую не просто сохранить проект, но и сохранить его за собой.
Этой идеей стала унификация. Поэтому размерность универсального модуля должна была соответствовать размерности лёгких ракет Космос-3М и Циклон-2/3. Отсутствие денег на разработку вынудило использовать существующую технологию. В качестве базового диаметра подошёл "малый диаметр" корпуса орбитальных станций/модулей. В качестве двигателя к этому модулю тоже нужно было подобрать существующий, так как средств на разработку нового, не было. Выбор оказался невелик: либо НК-33 либо "ополовиненный" РД-180. Стандартный НК-33 давал тягу только 150т и не имел УВТ. Таким образом выбор пал на РД-191. В варианте Ангара-1.2 требовалось получить ПН как у трёхступенчатого Циклона со стартовой тягой 250т. В качестве верхней ступени опять же ради унификации предложили блок "И" от ракеты Союз-2. Для получения необходимой ПН пришлось выжимать максимум из первой ступени, поэтому запас топлива в ней довели до максимально возможного, соответственно увеличив длину. Так сформировался облик УРМ.
Некоторое время в качестве основного тяжёлого варианта оставалась Ангара-4, со второй ступенью от прежнего варианта (с навесными баками водорода), а вариант Ангара-5 был в качестве промежуточного, с заявленой ПН в 21т. Потом про водородный вариант забыли и основным стала Ангара-5. В прошлом году на ней вместо блока "И" появилась верхняя ступень на основе третьей ступени Ямала.
2. Техника
Итого на сегодняшний день заявленые характеристики Ангары представляются такими:
УРМ.
Сухой вес - 8т.
Запас топлива - 127т.
Стартовый вес - 135т.
Тяга дв-ля (земля/вакуум) - 196/212т
УИ - 311/337 сек
3-я ступень
Сухая - 3.7т
Топливо - 32.2т
Стартовая - 35.9т
УИ - 357 сек
Тяга - 30т
Ракеты в целом (стартовый вес/ПН на ЛЕО)
Ангара-1.1 145/2.0т
Ангара-1.2 167/3.7т
Ангара-3 __478/14.0т
Ангара-5 __772/24.5т
Ангара-5А _790/28.5т
(Ангара-5А это Ангара-5 с кислородно-водородным блоком УКВБ вместо керосиновой верхней ступени)
ПН на ГСО при запуске из Плесецка:
Ангра-5 с Бриз-М - 2.8т
она же с КВРБ - 4.0т
Ангара-5А с КВРБ - 5.0т
3. Чем плохо
3.1 Цена.
В конструкции блоков применены дорогостоящие технические решения. Стенки баков изготовляются по технологии доставшейся от производства космических аппаратов. Предусмотрено изготовление стенок баков из фрезероваых панелей. Двигатель РД-191 основан на технологии, разработанной для многоразовой пилотируемой космической системы. У него высокое давление в камере, что потребовало применить мощные бустерные ТНА. Управление вектором тяги производится птём качания камеры, что требует применения гибкого газовода на полный расход окислителя под большим давлением, гидроусилителей, способных гнуть этот газовод, карданнного подвеса передающего всю тягу двигателя и пропускающего внутри себя упомянутый газовод. Кроме того, сам ТНА работающий на окислительном газе высокого давления дорог и сложен в производстве. Ну и наконец большое количество ракетных блоков удорожает сборку ракеты.
3.2 Полезная нагрузка.
Заявленная ПН по пределу копирует ПН Протона с Байконура с аналогичными РБ. Роста по сравнению с Протоном нет.
3.3 Схема.
В то же время возникает сомнение в получении заявленой ПН. Дело в том, что топливо распределено по ступеням неоптимально. В Ангаре-5 89% всего запаса топлива вырабатывается в первую ступень. Это должно снизить удельную массу ПН. Приблизительный рассчётик показывает, что реальная ПН Ангары-5 на ЛЕО не превысит 22т. Бог с ним с рассчётиком, проведём аналогию. У Ангары-3 относительная масса ПН составляет 2.93%, у пятой - 3.17%, то есть получается, что чем "одноступенчатее" ракета, тем больше у неё относительная ПН.
3.4 Космодром.
В качестве места старта выбран Плесецк. Он находится на 63-м градусе с.ш. Таким образом при запуске на ГСО требуется дополнительные затраты характеристической скорости на изменение наслонения орбиты. Заодно уменьшается составляющая скорости от вращения Земли. По сравнению с космодромом на 48-й параллели потери составляют: на изменение наклонения - 480 м/с, от вращения Земли - 100 м/с.
3.5 Унификация.
Польза от унификации может оказаться мнимой. Полёты лёгких ракет класса Космос-3М и Циклон почти не производятся, и не из-за отсутствия денег, а из-за отсутствия ПН. Основные ПН Циклона-3 спутники Целина и Метеор переведены на более тяжёлую РН. Для Космоса-3М тоже остался только Парус. Таким образом ракеты остались без ПН и нет смысла создавать им замену. В крайнем случае Циклон выгоднее заменить Союзом с блоком Фрегат или без него (для УС-П). Космос-3М легко заменяется Рокотом (если только Омск вообще захочет отказываться от "родной" ракеты). В итоге создание унифицированных лёгких вариантов может оказаться скорее минусом, чем плюсом.
4. Пиар. (паблик рилейшнз)
ЦиХ прекрасно понимает все вышеизложенные проблемы. Поэтому в проталкивании своего проекта он избрал тактику "испытания УРМ". Цель - вовлечь государство в испытание УРМ, а потом, так как УРМ уже испытан, то на его основе уже и создавать тяжёлую ракету. Если государство потратит свои деньги на УРМ, то оно уже не сможет от него отказаться. Поэтому все усилия ЦиХ сейчас сосредоточены на проталкивании государственного финансирования Ангары-1.1. Развёрнута массированная пиаровская компания с целью убедить потенциальных "финансирователей" в её "перспективности". Для этого срочно рождены ряд "проектов" лёгких спутников под неё (Диалог, Монитор, Яхта) и ведётся их раскрутка. Рождены "проекты" её "многоразового использования" от Байкала до парашюта. По выставкам возят макеты с целью убедить, что "уже почти всё готово". Организуются пресс-конференции, на которых постоянно озвучивается мысль, что ЦиХ "самое успешное", "ведущее" предприятие отрасли. Организована кампания по "развитию космодрома Плесецк" (естественно путём внедрения Хруничевских ракет) и охмурению администрации Архангельской области. Люди непривычные к пиару в космической отрасли часто воспринимают всё это за чистую монету, например мало кто задумывается о всей несостоятельности таких "проектов" как Диалог или Байкал.
5. Что делать.
Встряхнуться и посмотреть на всё трезвыми глазами. И после этого полностью отказаться не только от итогов конкурса 1993 года, но и от самой его идеи. Не нужно ЗАМЕНЯТЬ Протон. Не нужно из ПЛЕСЕЦКА. Не нужно на основе ГОТОВОЙ техники.
Нужно разрабатывать новый перспективный геостационарный носитель, который обеспечит потребности России в средствах выведения 21-м веке и успешную конкуренцию на рынке запусков. (Ирония судьбы: в 90-е гг прежний проект Ангары часто называли "ракетой 21-го века". Нынешнее корыто уже ни у кого не поварачивается язык так назвать) А между тем действительно нужна ракета именно 21-го века, если мы конечно не хотим каждые 20 лет создавать новую РН.
Прежде всего нужно понять, что вес геостационарных спутников будет расти, хочется этого кому-то или нет. ПН Протона уже сейчас близка к предельной и уже уступает зарубежным аналогам, поэтому новую ракету нужно сразу проектировать как минимум под 30 тонн на ЛЕО с возможностью безболезненного наращивания в случае необходимости. Далее нужно определиться с экономической эффективностью, то есть добиться снижения стоимости производства и эксплуатации, при сохранении сравнительно высоких удельных характеристик. Вобщем надо добиться максимального критерия стоимость/эффективность и минимальной цены за килограмм ПН. И наконец надо расстаться с представлениями полувековой давности по вопросам эксплуатации, когда стартовая площадка выбирается на месте позиций боевых ракет, а ракета перевозится по частям и собирается на космодроме. (что интересно, сами боевые ракеты давно уже эксплуатируются не так, а вот для перспективного космического носителя инерция мышления остаётся)
6. Какой я её вижу.
Тут возможны варианты. Можно рассмотреть например Атлас-Центавр диаметром 6 метров. Мне больше нравится поперечная схема. То есть два боковых блока диаметром 4 метра. (кстати, использование готовой протоновской технологии баков может окупить дополнительные по сравнению с Ангарой расходы на разработку)Стенки баков гладкие сварные. Двигатель один, хотя и четырёхкамерный. Схема его замкнутая но с давлением не более 150 атм, это позволит потеряв 10 сек УИ упростить ТНА и всю систему подачи. Если использовать готовую камеру от НК-33, то тяга на земле составит 600 т с возможностью безболезненного форсирования до 800 т. Никакого УВТ на двигателе не должно быть. Управление должно осуществляться единственой качающейся в одной плоскости рулевой камерой с питанием от основного двигателя. Такая схема представляется наиболее дешёвой.
С центральным блоком нужно определяться: применять водород или нет. Мне нравится водород. Тогда диаметр ЦБ шесть метров и обтекатель того же диаметра. Двигатель РД-0120. Если водород неприемлем, то ЦБ такой же как боковые, только в два раза длиннее. Рулевых камер на нём потребуется четыре. Потребуется также третья ступень аналогичная протоновской но чуть длиннее.
Площадка для старта мне нравится в районе г. Дербент (42град с.ш.). В этом случае первая ступень будет падать в пустыню Каракум (Туркмения). Если иностранная территория принципиально неприемлема, то площадку делать южнее г. Сальск (45-46 град с.ш.), с падением 1-й ступени в Каспийское море.
Ракету мне нравится собирать на заводе прямо на транспортно-установочно-заправочном агрегате. Агрегат этот снабдить колёсными тележками и обеспечить перевозку по асфальтовой дороге. Снаружи его закрыть крышей-контейнером, ракета таким образом изолируется от окружающей среды. По шоссе он перевозится на баржу (в Филях или в Самаре)и баржа плывёт к космодрому. Там его перевозят к площадке. В случае Сальска перевозка по степи от Ростова не должна создать проблем с габаритом. На космодроме торцевую стенку контейнера открывают, пристыковывают ПН и везут всё к площадке. Там крышу снимают, агрегат с ракетой поднимают вертикально, заправляют и пускают, предварительно откинув стрелу агрегата, примерно как делается с Циклоном-3. Технологических операций - минимум. Единственная проблема - Волга зимой замерзает. Так что запуски желательно будет приурочивать к лету, а на зиму создавать запас ракет.
Вот а основном и весь вам сабж от Старого Ламера.
Кто против?
[ слишком длинный топик - автонарезка ]