Приветствую, джентльмены!
Системы наведения современных торпед бывают:
1) Пассивные акустические самонаведения;
2) Активные акустические самонаведения;
3) Самонаведение по кильватерному следу;
4) Телеуправление по проводам.
Пассивные акустические и самонаведение по кильватерному следу - отживающие, по причине того, что в современных условиях легко поддаются противодействию пассивных систем противоторпедной защиты. Доминирующим на Западе является комбинация активно-пассивной акустической ССН с телеуправлением, причем режим полного телеуправления на всей траектории является основным. Тем более, что возможности современных лодочных БИУС позволяют сопровождать довольно значительное количество целей и наводить несколько торпед на несколько целей одновременно.
Именно такую комбинированную систему наведения имеют Мк48 всех модификаций включая ADCAP, "Tigerfish", "Spearfish", F17, А-184, Тр62 и Тр61, все германские торпеды, японские тип 89. Только французы до сих пор отдают предпочтение торпедам без телеуправления, только с пассивными или активно-пассивными ССН. В остальных западных странах такие торпеды без телеуправления сейчас делаются только на экспорт - для второразрядных стран или владельцев старых ПЛ (вроде некоторых модификаций американской NT37).
В СССР же, наоборот, долгое время основным оружием ПЛ были торпеды без телеуправления, поскольку считалось, что в условиях, когда нашим ПЛ придется действовать при сильной ПЛО противника, необходимо использовать торпеды по принципу "выстрелил и забыл", с тем, чтобы ПЛ немедленно после залпа могла совершать маневр уклонения. Поэтому советские торпеды имели либо активно-пассивную акустическую ССН (СЭТ-53, СЭТ-65, САЭТ-60), либо самонаведение по кильватерному следу (типа 65-76 и 53-65), а на УСЭТ-80 - комбинацию обеих. Однако в итоге пришли опять к "западному" методу - внедрению телеуправления с комбинацией с активно-пассивной ССН и самонведением по кильватерному следу в качестве резервных режимов. Именно такие торпеды (в открытой печати фигурирующие под экспортным обозначением "УГСТ") выбраны в качестве единых унифицированных для всех перспективных отечественных ПЛ 4-го поколения - как атомных (пр.885 и 955), так и неатомных (пр.677).
Что касается системы самонаведения по кильватерному следу, то эта технология никаким секретом и никаким советским "ноу-хау" не является и блок-схему такой ССН можно найти даже в открытой печати. ВМС США еще в конце 60-х-начале 70-х гг испытывали торпеду "Freedom" с такой ССН, но отказались от принятия ее на вооружение по очевидным причинам - отсутствия у их потенциального противника такого количества надводных кораблей, которое оправдывало бы ее применение
Система самонаведения по кильватерному следу применяется в комбинации с активно-пассивной акустической ССН и телеуправлением на некоторых модификациях торпед европейских стран - немецкой DM2A4, итальянской А-184 и французской F17 некоторых выпусков, шведской Тр61 Mod613. Применение же торпед только с одной системой самонаведения по кильватерному следу (вроде советских 65-76 и 53-65) в настоящее время достаточно малоэффективно по причине поголовной оснащенности кораблей супостата системами противоторпедной защиты вроде SSAWS с буксируемыми ловушками "Nixie", выстреливаемыми дрейфующими отводителями и т.п. Именно в этом, судя по всему, и заключается главная причина отказа от применения 650-мм торпед на отечественных ПЛА 4-го поколения и принятия еще в 1998 г решения о снятии "толстых" торпед с вооружения ВМФ.
С уважением, Exeter.