Не пора ли сдать "Стелс" в утиль?
В начале 90-х годов российская разведка выведала, что на одной из военно-воздушных баз США испытывают суперсекретный самолет нового поколения. Первые попытки нашей агентуры увидеть "объект" своими глазами и сфотографировать его не увенчались успехом: американцы еще на дальних подступах к базе установили невиданной плотности охранные кордоны и к тому же опробовали чудо-корабль только ночью - с расстояния в несколько десятков километров в небе можно было заметить лишь огненное свечение двигателей да услышать их невероятно мощный шум. И все же со временем нашим разведчикам удалось добыть некоторые данные о новом самолете, который американцы нарекли именем богини зари - Авроры.
Он способен забираться в небо на недоступную для самых современных истребителей высоту - 40 и более километров, обладает фантастической гиперзвуковой скоростью, которая на языке специалистов обозначается "6М". (Одно М равно скорости звука - 340 метров в секунду). То есть "Аврора" носилась в небесах со скоростью примерно 2 км в секунду. По более свежим данным, это для нее не предел. Такая скорость достигается благодаря супермощным двигателям и особо обтекаемой (типа "крыло" форме конструкции машины.
Аппарат сделан по давно облюбованной американцами технологии "Стелс", которая сильно затрудняет обнаружение машины радарами с земли или в воздухе. Портрет натуральной "Авроры" - вещь гораздо более редкостная, чем снимок НЛО. Мы же пока располагаем лишь плохонькой, но сенсационной фотографией, сделанной агентом внешней разведки в закрытом для съемок районе Северной Атлантики во время дозаправки "Авроры" в воздухе. Причем наши спецы вычислили позже, что перед тем, как "летающая цистерна" (заправщик КС-135) откачала "Авроре" новую дозу топлива, самолет-призрак благополучно прошмыгнул над Россией с востока на запад и остался незамеченным.
Новую машину со всеми признаками ракеты американцы изобрели с дальним прицелом. Самые мощные боевые истребители способны забираться на предельные высоты в 35 - 40 км, и в этом показателе Россия еще способна тягаться с США на равных (наши самолеты такого класса - Су-2711, МиГ-29, МиГ-31], А вот там, где заканчивается околоземное пространство и начинается космос, будет хозяином положения тот, кто первым освоит воздушно-космическое (или по-другому - межсредное) оружие. Речь идет о принципиально новом классе летательных аппаратов - разведывательных, боевых, транспортных, которые могут свободно шнырить из атмосферы на космические орбиты и обратно. Их уже давно пытаются создать американцы, развернув сразу несколько проектов в рамках программы "звездных войн".
В США уже давно и вовсю идут конструкторские и испытательные работы на межсредных аппаратах, Самому большому их семейству присвоены шифры Х-33, Х-34, а также Х-37, Х-43.
Х-33: гиперзвуковой летательный аппарат (ГЗЛА), сделанный из суперсовременных титановых сплавов. Оснащен кислородно-водородными жидкостными реактивными двигателями. Способен развивать скорость от 8М до 13М (4420 м/сек). В двигателях используются графитовые и керамические (термоустойчивые) технологии, часть которых выкуплена или уворована в России. Максимальная высота полета -120 км. Стартовая масса - 131 т.
Х-34: ГЗЛА более современного типа, он сделан из новых композитных материалов и начинен уникальной электроникой, имеет специальные теплозащитные покрытия, стойкие к воздействию различных атмосферных осадков (дождь, туман). Отличительной особенностью Х-34 является то, что их запуски осуществляются с борта самолета-носителя на высоте до 10 км. Скорость - до 16М (5440 м/сек). Максимальная высота полета - до 150 км, Вес - 21,3 т.
ГЗЛА семейства X делаются в беспилотном и пилотируемом вариантах, с вертикальной и горизонтальной системами взлета, посадка - как у обычного самолета. Официально утверждается, что основное предназначение ГЗЛА - резко, в 10 раз, сократить затраты на выведение грузов в космос (сейчас цена достигает 22 тыс. долл. за 1 кг). Однако параллельно решаются и задачи в интересах Минобороны - вывод на космическую орбиту военных спутников.
ГЗЛА можно оснастить супермощными разведывательными телескопами, специальными манипуляторами для захвата "чужих" спутников. Сейчас идут исследования: как разместить на них крылатые ракеты, лазерное и кинетическое оружия (по-простому - кусок специального металла, который при гиперзвуковой скорости шутя пробивает любую броню).
Иными словами, идет планомерное формирование первой в мире воздушно-космической ударной армии, призванной обеспечить США безраздельное господство на околоземных орбитах и контроль за развитием событий на Земле (причем группировка эта будет находиться на недосягаемой для средств ПВО противника высоте и в любой момент нанесет удар по нужному объекту на Земле).
В советскую пору наши конструкторы, ученые, военачальники попытались принять вызов американцев и соорудили уникальный космический аппарат "Буран", на котором, увы, попытка соперничать с американцами в этом виде техники и закончилась, А после объявлений об окончании военного противостояния СССР с США "Буран" превратился в выставочный экспонат, на который каждый может поглазеть в столичном парке им. Горького, Унылый памятник былой мощи и несбывшихся надежд...
Что же сейчас может противопоставить Россия? Вот что говорит Сергей Колганов, генерал-майор, профессор, академик Российской академии космонавтики, Академии военных наук, специалист в области зенитных ракетных систем ПВО:
- Активная разработка в США гиперзвуковых боевых аппаратов создает для России новую потенциальную угрозу. Готовы ли мы к отражению атак "летающих крейсеров", которые одинаково вольготно себя чувствуют и а воздушном, и в космическом пространстве? В принципе у России имеются зенитно-ракетные системы, способные доставать цели на высоте до 100 км. Но, судя по всему, американские аппараты могут летать и выше.
Если сейчас поскрести по российским военно-промышленным сусекам, то там найдутся такие заделы и такие идеи, которые в мозгах американских и других военно-космических светил даже не мелькали. Но, увы, это только идеи.
Практически над проектами противодействия иностранным боевым воздушно-космическим аппаратам наши ученые и конструкторы не работают. Наши аналогичные разработки уже лет двадцать пылятся без движения на полках. Пока лишь одно КБ в стране имеет "на выходе" ракету, которая в ходе испытаний показала, что способна снимать иностранные гиперзвуковые летательные аппараты и со 160-километровой высоты.
Источник: газета "Правда"
взято с
Не пора ли сдать "Стелс" в утиль? // АвиаПорт.Дайджест