[image]

Не пора ли сдать стелс в утиль?

Теги:авиация
 
1 2 3 4
+
-
edit
 
Не пора ли сдать "Стелс" в утиль?
В начале 90-х годов российская разведка выведала, что на одной из военно-воздушных баз США испытывают суперсекретный самолет нового поколения. Первые попытки нашей агентуры увидеть "объект" своими глазами и сфотографировать его не увенчались успехом: американцы еще на дальних подступах к базе установили невиданной плотности охранные кордоны и к тому же опробовали чудо-корабль только ночью - с расстояния в несколько десятков километров в небе можно было заметить лишь огненное свечение двигателей да услышать их невероятно мощный шум. И все же со временем нашим разведчикам удалось добыть некоторые данные о новом самолете, который американцы нарекли именем богини зари - Авроры.

Он способен забираться в небо на недоступную для самых современных истребителей высоту - 40 и более километров, обладает фантастической гиперзвуковой скоростью, которая на языке специалистов обозначается "6М". (Одно М равно скорости звука - 340 метров в секунду). То есть "Аврора" носилась в небесах со скоростью примерно 2 км в секунду. По более свежим данным, это для нее не предел. Такая скорость достигается благодаря супермощным двигателям и особо обтекаемой (типа "крыло" форме конструкции машины.

Аппарат сделан по давно облюбованной американцами технологии "Стелс", которая сильно затрудняет обнаружение машины радарами с земли или в воздухе. Портрет натуральной "Авроры" - вещь гораздо более редкостная, чем снимок НЛО. Мы же пока располагаем лишь плохонькой, но сенсационной фотографией, сделанной агентом внешней разведки в закрытом для съемок районе Северной Атлантики во время дозаправки "Авроры" в воздухе. Причем наши спецы вычислили позже, что перед тем, как "летающая цистерна" (заправщик КС-135) откачала "Авроре" новую дозу топлива, самолет-призрак благополучно прошмыгнул над Россией с востока на запад и остался незамеченным.

Новую машину со всеми признаками ракеты американцы изобрели с дальним прицелом. Самые мощные боевые истребители способны забираться на предельные высоты в 35 - 40 км, и в этом показателе Россия еще способна тягаться с США на равных (наши самолеты такого класса - Су-2711, МиГ-29, МиГ-31], А вот там, где заканчивается околоземное пространство и начинается космос, будет хозяином положения тот, кто первым освоит воздушно-космическое (или по-другому - межсредное) оружие. Речь идет о принципиально новом классе летательных аппаратов - разведывательных, боевых, транспортных, которые могут свободно шнырить из атмосферы на космические орбиты и обратно. Их уже давно пытаются создать американцы, развернув сразу несколько проектов в рамках программы "звездных войн".

В США уже давно и вовсю идут конструкторские и испытательные работы на межсредных аппаратах, Самому большому их семейству присвоены шифры Х-33, Х-34, а также Х-37, Х-43.

Х-33: гиперзвуковой летательный аппарат (ГЗЛА), сделанный из суперсовременных титановых сплавов. Оснащен кислородно-водородными жидкостными реактивными двигателями. Способен развивать скорость от 8М до 13М (4420 м/сек). В двигателях используются графитовые и керамические (термоустойчивые) технологии, часть которых выкуплена или уворована в России. Максимальная высота полета -120 км. Стартовая масса - 131 т.

Х-34: ГЗЛА более современного типа, он сделан из новых композитных материалов и начинен уникальной электроникой, имеет специальные теплозащитные покрытия, стойкие к воздействию различных атмосферных осадков (дождь, туман). Отличительной особенностью Х-34 является то, что их запуски осуществляются с борта самолета-носителя на высоте до 10 км. Скорость - до 16М (5440 м/сек). Максимальная высота полета - до 150 км, Вес - 21,3 т.

ГЗЛА семейства X делаются в беспилотном и пилотируемом вариантах, с вертикальной и горизонтальной системами взлета, посадка - как у обычного самолета. Официально утверждается, что основное предназначение ГЗЛА - резко, в 10 раз, сократить затраты на выведение грузов в космос (сейчас цена достигает 22 тыс. долл. за 1 кг). Однако параллельно решаются и задачи в интересах Минобороны - вывод на космическую орбиту военных спутников.

ГЗЛА можно оснастить супермощными разведывательными телескопами, специальными манипуляторами для захвата "чужих" спутников. Сейчас идут исследования: как разместить на них крылатые ракеты, лазерное и кинетическое оружия (по-простому - кусок специального металла, который при гиперзвуковой скорости шутя пробивает любую броню).

Иными словами, идет планомерное формирование первой в мире воздушно-космической ударной армии, призванной обеспечить США безраздельное господство на околоземных орбитах и контроль за развитием событий на Земле (причем группировка эта будет находиться на недосягаемой для средств ПВО противника высоте и в любой момент нанесет удар по нужному объекту на Земле).

В советскую пору наши конструкторы, ученые, военачальники попытались принять вызов американцев и соорудили уникальный космический аппарат "Буран", на котором, увы, попытка соперничать с американцами в этом виде техники и закончилась, А после объявлений об окончании военного противостояния СССР с США "Буран" превратился в выставочный экспонат, на который каждый может поглазеть в столичном парке им. Горького, Унылый памятник былой мощи и несбывшихся надежд...

Что же сейчас может противопоставить Россия? Вот что говорит Сергей Колганов, генерал-майор, профессор, академик Российской академии космонавтики, Академии военных наук, специалист в области зенитных ракетных систем ПВО:
  • Активная разработка в США гиперзвуковых боевых аппаратов создает для России новую потенциальную угрозу. Готовы ли мы к отражению атак "летающих крейсеров", которые одинаково вольготно себя чувствуют и а воздушном, и в космическом пространстве? В принципе у России имеются зенитно-ракетные системы, способные доставать цели на высоте до 100 км. Но, судя по всему, американские аппараты могут летать и выше.
Если сейчас поскрести по российским военно-промышленным сусекам, то там найдутся такие заделы и такие идеи, которые в мозгах американских и других военно-космических светил даже не мелькали. Но, увы, это только идеи.

Практически над проектами противодействия иностранным боевым воздушно-космическим аппаратам наши ученые и конструкторы не работают. Наши аналогичные разработки уже лет двадцать пылятся без движения на полках. Пока лишь одно КБ в стране имеет "на выходе" ракету, которая в ходе испытаний показала, что способна снимать иностранные гиперзвуковые летательные аппараты и со 160-километровой высоты.
 

Источник: газета "Правда"

взято с Не пора ли сдать "Стелс" в утиль? // АвиаПорт.Дайджест
 
+
-
edit
 
 А теперь противоположное на эту же тему как информация к анализу. У кого какое мнение?
                                       ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ СТРАХИ
Концепция воздушно-космической обороны нуждается в поправках
Эдуард Алексеев

Об авторе: Эдуард Викторович Алексеев - доктор технических наук, профессор.
  

  
  
  
 
Проект российского космического самолета.
 

АВТОРЫ статьи "Россия строит воздушно-космическую оборону" ("НВО" # 7, 2003 г.) Борис Чельцов и Сергей Волков аргументируют создание новой концепции ВКО в первую очередь разработкой принципиально нового класса оружия в "воздушно-космической сфере". Имеются в виду гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), способные действовать и в воздухе, и в космосе. Однако подобные доводы представляются весьма спорными, и вот почему.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
О возможности появления ГЗЛА много говорилось еще в 1992-1993 гг. По прогнозу тогдашнего главкома ПВО генерал-полковника Прудникова, эскадрильи гиперзвуковых летательных аппаратов американцы должны были применить уже в 2000 г. Как видим, ничего похожего не произошло. Тем не менее нас продолжают убеждать, что именно ГЗЛА в скором будущем будут представлять едва ли не главную опасность для обороны нашей страны.

Работы над ГЗЛА во многих странах ведутся уже более 30 лет. В наиболее реальных проектах в настоящее время обосновано обязательное использование водородной технологии, которое неизбежно предполагает необходимость очень сложной и громоздкой наземной инфраструктуры. Температура жидкого водорода (217 градусов) в обычных условиях приводит к его быстрому испарению, повышению давления в баках, поэтому в готовности к пуску ГЗЛА может находиться всего лишь несколько десятков минут. Тогда как на то, чтобы привести его в эту готовность, уйдет несколько суток. Ведь баки необходимо охлаждать жидким азотом и гелием, удалять из них следы кислорода (иначе образуется взрывоопасная смесь). Да и времени для самой заправки жидким водородом требуется немало.

Таким образом, о поддержании ГЗЛА в постоянной боеготовности (а это обязательное требование, предъявляемое к стратегическим средствам нападения) и речи быть не может. Принятие решения о применении ГЗЛА оружия должно состояться за несколько суток до расчетного момента пуска.

Вторая сторона, не менее важная для оценки возможности использования ГЗЛА в военных целях, - это реальность формирования группировки, позволяющей решать одновременно задачи поражения стратегически важных объектов, ведения стратегической воздушной разведки, перехвата воздушно-космических целей, вывода на околоземные орбиты спутников различного назначения, а также переброски войск и военной техники на трансконтинентальную дальность. При этом количество ГЗЛА в группировке в основном будет определяться рядом факторов: стоимостью их создания и применения; появлением задач, которые или нельзя решить существующими средствами, или решение по критерию "реализуемость-эффективность-стоимость" предпочтительно; возможными техническими и технологическими ограничениями.

Необходимо учитывать и то, что при высоких скоростях движения ГЗЛА следует различать подлетное время к цели и время, необходимое для достижения условий поражения наземных или морских объектов. В частности для того, чтобы с космической орбиты на земную поверхность была доставлена ударная головная часть, нужна заблаговременная выдача тормозного импульса и соответственно определенные затраты энергии. Только спуск с орбиты может занимать порядка 10 минут, а 15-20% массы ГЧ будет составлять масса топлива, потребного для создания тормозного импульса.

Вдобавок для набора гиперзвуковой скорости надо иметь значительное время и большое расстояние, что практически исключает применение ГЗЛА при дальности до цели менее 1000 км. Практически ничего нового не внесут эти летательные аппараты и в решение задач стратегической разведки - при полете на высотах 35-40 км они уступят аппаратам космической разведки по полосе обзора и захвата порядка 10 раз и в 3 раза по времени пролета. К тому же из-за вибрации от работы двигательных установок вряд ли удастся достичь требуемых значений линейного разрешения на местности от специальной аппаратуры наблюдения оптико-электронного и радиолокационного классов. Не будет отличаться также качество функционирования фотографических средств на ГЗЛА и на обычных самолетах. Чрезвычайно проблематично выполнение ГЗЛА задач десантирования, поскольку крайне трудно достичь необходимой для этого размерности аппаратов и решить существующие медико-биологические проблемы.

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
По оценкам специалистов США, стоимость программы создания двух одноступенчатых летных лабораторных образцов ГЗЛА, способных выходить на опорную орбиту, составит не менее 17 млрд. долл. И это неудивительно: каждый ГЗЛА представляет собой уникальный летательный аппарат с очень сложной системой обслуживания. Как и в системе "Спейс Шаттл", это могут быть только отдельные образцы, ориентированные на более дешевый способ выведения грузов в космическое пространство за счет многократного их использования.

В США только на первом этапе работ над ГЗЛА в 1970-х гг. ставились задачи, подобные затронутым в статье Чельцова и Волкова. В последующем цели возможного использования гиперзвуковых летательных аппаратов неоднократно корректировались, а сроки выполнения программы их создания не раз переносились. Соответственно менялись интерес к их применению и как результат уровень ежегодного финансирования. В настоящее время он не превышает 65-70 млн. долл. в год (в 1980-1990 гг. по 200-280 млн. долл.). Вероятно, выделяемые ныне на ГЗЛА деньги обеспечивают только сохранение рабочих мест в американских научных и производственных учреждениях, а также дают возможность продолжать исследования многочисленных технологических и технических проблем гиперзвуковых летательных аппаратов.

Судя по всему, наиболее вероятно в ближайшие 10-15 лет создание ГЗЛА как средства выведения в космос, т.е. появление нового класса многоразовых одноступенчатых средств с горизонтальным взлетом и горизонтальной посадкой в качестве альтернативы кораблям "Спейс Шаттл". В целом же роль и место ГЗЛА в системе стратегических вооружений в концепции воздушно-космической обороны значительно преувеличена, что может негативно повлиять как на совершенствование традиционных средств поражения высокой точности (в том числе крылатых ракет, использующих сверхнизкие траектории), так и на решение более актуальных проблем, связанных с малым временем полета ракет, стартующих с носителей воздушного и морского базирования вблизи границ России.

ВОПРЕКИ МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ
Полный и исключительный суверенитет государств на воздушное пространство над ними признан международным правом. В то же время договором "О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела" 1967 г. установлено: космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

На протяжении многих лет правительство СССР и впоследствии России неоднократно пыталось добиться делимитации воздушного и космического пространства, чему препятствовали США и ряд стран ярко выраженной проамериканской ориентации. В случае введения понятия "единое воздушно-космическое пространство" неизбежно будет затронут принцип государственного суверенитета на воздушное пространство.

Сторонники такого подхода доказывают, что принцип государственного суверенитета на воздушное пространство устарел. Фактически предпринимается попытка лишить государства права на защиту своих национальных интересов, которая приводит к юридическому разоружению перед лицом агрессии.

Тем более странной представляется позиция по "единому воздушно-космическому пространству", положенная в основу концепции ВКО. Вопрос о разграничении воздушного и космического пространства носит не только и не столько военный, а главным образом политический характер. Использование понятия "единое воздушно-космическое пространство" противоречит официальной позиции России.

ВАЖНОЕ ПОНИМАНИЕ
Можно согласиться с тезисом о возрастающей роли и месте в современной войне как воздушного, так и космического пространства. Последнее имеет свои ярко выраженные особенности. Применение космических сил и средств, создание и эксплуатация космической техники на протяжении всего времени с момента их появления велись специализированными воинскими формированиями. О понимании руководством нашего государства возрастающей роли космоса в обороне страны свидетельствует создание Космических войск (КВ) и вывод их из состава РВСН.

Правильная постановка Борисом Чельцовым и Сергеем Волковым вопроса о необходимости системной увязки существующих средств и систем видов и родов войск ВС РФ в трактовке авторов сведена к стремлению к "единому руководству и единому замыслу развития средств и систем различных видов и родов войск ВС, способных вести борьбу с воздушно-космическим противником". Такой подход для видов и родов войск, имеющих свое предназначение (как правило, сферу своей деятельности), цели и задачи, далеко выходящие за рамки интересов ВКО, нельзя считать правомерным. Функции руководства и разработка замысла должны осуществляться Генеральным штабом, а его реализация в системе вооружений - соответствующими генеральными заказчиками.

Подготовку окончательной редакции концепции ВКО следует более детально увязывать с ролью и местом видов ВС и родов войск на основе внесения необходимых поправок, определяющих главное направление угрозы, а также пути противодействия им в различных сферах - воздухе и космосе.
 Взято из nvo.ng.ru/armament/2003-07-11/6_fear.html
 

hcube

старожил
★★
Опять кривда.ру! У амов есть один-единственый ГЛА - Х-47. Он расчитан на полет со скоростью до 10М, но на законченный аппарат совершенно не похож. Начать с того, что он не может сам ускоряться и взлетать, а только поддерживает заданные режим полета, начиная со скорости в 3М. Далее, слухи об 'Авроре' появились где-то в 91 году, когда тем более не было никакой гиперзвуковой технологии. Синерлет, бишь полностью многоразовый самолет горизонтального взлета и посадки, который может функционировать в диапазоне скоростей 0-12М это та еще по сложности конструкция. Реальная, да. Но жутко сложная в разработке. Плюс к этому будет нужна еще орбитальная ступень класса X-33 - тоже не очень-то простая... так что Аврора - это утка ;-) .
   
+
-
edit
 

someuser

опытный

Не думаю, что оно могло бы пролететь над Россией незаметно на такой высоте. РЛС СПРН всё же по-прежнему вполне работоспособны, да и судя по всем в принципе были более-менее работоспособны на протяжении всех 90-х... Скорее всего засекли бы... А это уже определённый риск, например, примерения ЯО...
Так что смнительно.
   
UA кщееш #13.07.2003 21:56
+
-
edit
 
пролетала над РФ - врядли. Но то, что существует нечто, имеющие похожие на заявленные характеристики - практически возможно. Я бы оценил вероятность, как высокую. Выше 90 процентов.
Почему? - в частности потому, что на заводе ЛОМО стали делать странные по параметрам телескопы. В рамках военного заказа. Сверхподвижные. ))) Инфракрасные.
  • потому что сведения об инверсионных следах в утреннем небе над пустынями США появлялись достаточно давно. с начала девяностых.
-еще по кое-каким признакам.
хотя все это лишь догадки....
   
+
-
edit
 
Насколько помню, РЛС СПРН не имеют вращающихся антенн, поэтому обзор у них секторный, в направлении вероятных стартов. В принципе можно рассчитать траекторию, огибающую зоны обзора.
 
+
-
edit
 

Вуду

старожил

hcube

>У амов есть один-единственый ГЛА - Х-47. Он расчитан на полет со скоростью до 10М, но на законченный аппарат совершенно не похож. Начать с того, что он не может сам ускоряться и взлетать, а только поддерживает заданные режим полета, начиная со скорости в 3М.

 - Откуда столь странные данные? Посмотрите в Google X-47 Pegasus
Например:
http://www.geocities.com/xplanes2000/x47.html
 
> Далее, слухи об 'Авроре' появились где-то в 91 году, когда тем более не было никакой гиперзвуковой технологии.

 - Как это не было?! X-15, например, летал более 40 лет назад...

>полностью многоразовый самолет горизонтального взлета и посадки, который может функционировать в диапазоне скоростей 0-12М это та еще по сложности конструкция. Реальная, да. Но жутко сложная в разработке.

 - ??? И что же?

>Плюс к этому будет нужна еще орбитальная ступень класса X-33 - тоже не очень-то простая...

 - А это ещё зачем?! :o

>так что Аврора - это утка . ;)
 - Это Ваше ооочень субъективное мнение... :D
 
   
23.11.2003 16:25, B1: +1: Nrawitsja to 4to skazal

V.T.

опытный

Вуду> - Это Ваше ооочень субъективное мнение... :D


Как впрочем и ваше :-)
   
+
-
edit
 

Вуду

старожил

V.T.

 - А Вы-то здесь вообще - причём?? :lol:
   
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
>> Далее, слухи об 'Авроре' появились где-то в 91 году, когда тем более не было никакой гиперзвуковой технологии.

Вуду> - Как это не было?! X-15, например, летал более 40 лет назад...


Угу. А время работы двигателя в 2.5 мин в модернизированном варианте (в первоначальном - 80сек) позволяла ему замечательно пересекать территорию СССР :D
   

hcube

старожил
★★
Во-во. Для пролета над территорией России хотя бы с севера на юг в атмосфере, на высоте 30-40 км, необходима ХС порядка десятков км/сек . Десятков - это минимум два ;-) . Это возможно на сверхзвуке, да. Если залить фюзеляж топливом как у Рутана. Или на дозвуке. Но на 6М? Ладно, предположим, амы сумели расколоть задачку горения водорода в сверхзвуковом потоке и построили супер-блэкбирд, который летает на 6М и охлаждается водородом. Но если они такие умные, что ж этот сверхблекбирд никто не видел? ;-) . Или он еще и стелс в радио, ИК и оптическом диапазонах? ;-)

Кстати - что интересно, я бы сравнил абрисы Авроры и X-33 ;-) . На грани фола возможно допущение, что Аврора - это Х-33 покрашеный в черный цвет и идущий на части двигателей в горизонтальном полете. В режиме, к примеру, испытания двигателей при работе в атмосфере.

Относительно телескопов - знаешь, обычная авиация на 3М тоже шустро двигается... Или скажем ракеты.

P.S. Да, не X-47, а X-43, пардон.
   
Это сообщение редактировалось 14.07.2003 в 23:18

V.T.

опытный

Вуду>V.T.

Вуду> - А Вы-то здесь вообще - причём??


Не понял вопроса.
   
+
-
edit
 

Вуду

старожил

hcube

>Во-во. Для пролета над территорией России хотя бы с севера на юг в атмосфере, на высоте 30-40 км, необходима ХС порядка десятков км/сек . Десятков - это минимум два.


 - Что-то Вы, дорогой товарищ, совсем уж несуразное глаголите. До одурения несуразное. Я вот тут на промокашке прикинул, очень грубо (да простит меня Zeus-громовержец ;) ) для SR-71, какая бы ему понадобилась скорость, чтобы лететь в горизонтальном полёте на Н=30 км и Н=40 км (пренебрегая кинетическим нагревом, разумеется, и пр.), так получается, если представить Землю плоской - вместо своих 3М (0.889 км/с) на 24 км, он должен будет лететь со скоростью, соответственно на Н=30 км, - 2.3 км/с и Н=40 км - 4.9 км/с. И никаких "десятков км/сек", - откуда такие дикие цифры вообще должны взяться?!

 Но Земля, однако, не плоская! Она, грубо говоря, круглая! :D
Поэтому летательный аппарат, движущийся с большими скоростями на постоянной высоте, летит по отрезку орбиты вокруг Земли, и в обязательном порядке подвержен действию центробежной силы, направленной вверх и, грубо говоря, складываемый с вектором подъмной силы. То есть: ЛА, летающие с подобными скоростями, частично уподобляются ИСЗ, у которых вес на 100% уравновешен центробежной силой. Расчёты на промакашке показывают, что у славного SR-71 прирост подъёмной силы за счёт центробежной составляет совсем немножко, 1.26% (но это уже реально учитывают при расчёте дальности и продолжительности полёта, видел своими глазами), а у гипотетического (или реального) гиперзвукового ЛА (с аэродинамическими х-ками SR-71) на Н=30 км и V=2.3 км/с прирост подъёмной силы составит уже 8.4%, у него же на Н=40 км и V=4.9 км/с прирост подъёмной силы составит целых 38%! То есть, он может лететь в горизонтальном полёте и медленнее, но надо всё это считать хорошо, потому, что тогда, соответственно, и ЦБС упадёт.

>Это возможно на сверхзвуке, да. Если залить фюзеляж топливом как у Рутана.


 - Нет уж, тут уж гиперзвук голимый получается...

>Или на дозвуке.


 - А тут в каком месте удивляться?? Дозвук, на высоте 40 км... Это стратостат? :lol:

>Но на 6М?


 - Получается на 30 км - 7.7М, на 40 км - 15.5М... (без учета прироста подъёмной силы за счёт ЦБС)
   
Это сообщение редактировалось 15.07.2003 в 13:31

V.T.

опытный

Нету в физике такой силы, как центробежная. Ну нету :-) ни в одном учебнике.
   
+
-
edit
 

Вуду

старожил

V.T.

>Нету в физике такой силы, как центробежная. Ну нету :) ни в одном учебнике.

 - О трижды-образованец-гуманитарий! Надо в правильные учебники заглядывать... :P
   

Aaz

модератор
★★
1. В свое время занимался анализом американских проектов. Уже на первом шаге получалась полная лажа: в те объемы, которые они показывали на чертежах, залить заявленное количество топлива никак не получалось. :) Посему глубже смотреть не было особого смысла: либо это была чистая "деза", либо на стадии проработки концепции такими "мелочами" американцы пренебрегали. :) :) :)
2. Проектом "Аврора" и другими "серыми" и "черными" программами USAF занимался Билл Свитмен (он по этому делу в Штатах главный спец. среди пишущих). У меня где-то лежит его книга, пошукаю...

Но та "Аврора", которую "копал" Свитмен, существовала уже давно. ИМХО, статья написана по принципу "слышал звон, да не знает, где он" (впрочем, чего еще ждать от "Правды" в такой теме).
В статье НВО все грамотнее: действительно, криогенное топливо и кинетический нагрев в длительном полете совмещаются столь же плохо, как "гений и злодейство" (с). Кстати, и проект "Аврора", описанный у Свитмена (если я правильно помню), и аппараты, которые я считал в КБ, использовали все же керосин (в наших проектах смотрели тоже это топливо). Посему "на водороде" подниматься надо, ИМХО, километров на шестьдесят-восемьдесят (спецы поправят). А с такой высоты пилотируемая атака выглядит притянутой за уши - проще МБР швырять. :)


V.T.>Нету в физике такой силы, как центробежная. Ну нету ни в одном учебнике.
Вуду>- О трижды-образованец-гуманитарий! Надо в правильные учебники заглядывать...
Вообще-то товарищ прав - в ПРАВИЛЬНЫХ учебниках такой силы действительно нет. :) (Гуманитарием не обзывать! - возможны последствия... :) :) :) ).
   
+
-
edit
 

Вуду

старожил

Aaz

>Вообще-то товарищ прав - в ПРАВИЛЬНЫХ учебниках такой силы действительно нет.

 - Ах, Aaz, ах, не торопитесь так! :D Можно проколоться просто "по-чёрному", что не-гуманитариям не пристало... ;)
 http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00088/05200.htm&encpage=bse
"Центробежная сила, сила, с которой движущаяся материальная точка действует на тело (связь), стесняющее свободу движения точки и вынуждающее её двигаться криволинейно. Численно Ц. с. равна mv2/ r, где m - масса точки, v - её скорость, r - радиус кривизны траектории, и направлена по главной нормали к траектории от центра кривизны (от центра окружности при движении точки по окружности). Ц. с. и центростремительная сила численно равны друг другу и направлены вдоль одной прямой в противоположные стороны, но приложены к разным телам - как силы действия и противодействия. Например, при вращении в горизонтальной плоскости привязанного к верёвке груза центростремительная сила действует со стороны верёвки на груз, вынуждая его двигаться по окружности, а Ц. с. действует со стороны груза на верёвку, натягивает её и при достаточно большой скорости движения может оборвать."

Так что всё, что я говорил выше, - про уменьшение потребной аэродинамической подъёмной силы, происходит именно за счёт силы центробежной, а вовсе не центростремительной, как могут подумать отмороженные троечники-гуманитарии... :lol:
   
Это сообщение редактировалось 16.07.2003 в 09:42

V.T.

опытный

Вуду>Aaz

>>Вообще-то товарищ прав - в ПРАВИЛЬНЫХ учебниках такой силы действительно нет.

Вуду> - Ах, Aaz, ах, не торопитесь так! :D Можно проколоться просто "по-чёрному", что не-гуманитариям не пристало... ;)

[font -2][size #808080]Вуду> http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art...page=bse[/html_font]
Вуду>Так что всё, что я говорил выше, - про уменьшение потребной аэродинамической подъёмной силы, происходит именно за счёт силы центробежной, а вовсе не центросремительной, как могут подумать отмороженные троечники-гуманитарии... :lol:


Михаил, ну если для Вас yandex - это ПРАВИЛЬНЫЙ учебник, то вперед :-)

Я Ландау-Лившицу большее доверяю. Или учебнику Колесникова по теормеху.

Да, центростремительной силы тоже нет :-)

Это обывательские термины, вполне простительные Вуду как человеку без правильного образования.

Интернет теперь лучший учебник, а то что там ошибок много, так что теперь?

А стремление Вуду к знаниям можно только приветствовать !
   
Это сообщение редактировалось 15.07.2003 в 14:39

MD

координатор
★★★★
Позволю себе филосовское обобщение:

Любая достаточно продолжительная (и предоставленная самой себе)дискуссия на Базе вырождается в одно из двух возможных направлений:
1)Прогрессивное усложнение: эдакое заседание Ученого совета, анализирующее, скажем, распространение электромагнитных волн в неоднородных средах, и быстро переходящее на уровень начиная с Ландлифшица и выше, и
2)Регрессивное упрощение, обычно сводящееся к гневному поруганию отщепенца Вуду, столь огульно охаивающего величественные достижения.

При этом, в полном соответствии с классическими постулатами, оба процесса развиваются обновременно, формируя расходящиеся тенденции развития. Так что, через десяток страниц, связь между первоначальным топиком, и двумя сформировавшимися темами практически не просматривается.

Но, в отличии от этих постулатов (или я их истолковываю упрощенно?) у нас нередко одни и те же участники являются ОДНОВРЕМЕННО носителями обеих тенденций.



Теперь шутка:
Вопрос на экзамене: "Можете ли Вы объяснить основные постулаты теории относительности Эйнштейна?"
  • Нет, не могу.
-Ответ правильный.
   
+
-
edit
 

Aaz

модератор
★★
>>Вообще-то товарищ прав - в ПРАВИЛЬНЫХ учебниках такой силы действительно нет.

Вуду> - Ах, Aaz, ах, не торопитесь так! :D Можно проколоться просто "по-чёрному", что не-гуманитариям не пристало... ;)

[font -2][size #808080]Вуду> http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art...page=bse[/html_font]
Мне кажется, что мы говорили об учебниках, причем учебниках правильных. ИМХО, БСЭ таковым не является. :)

Вуду>Так что всё, что я говорил выше, - про уменьшение потребной аэродинамической подъёмной силы, происходит именно за счёт силы центробежной, а вовсе не центросремительной, как могут подумать отмороженные троечники-гуманитарии... :lol:

А что, здесь кто-то произносил слово "центростремительная"? Надо мне перечитать учебник по логике - я забыл, как называется метод спора, когда оппоненту приписывают заведомо неверный аргумент (иногда, простите, неверный до глупости - как в данном случае), а потом его опровергают (с блеском! :) ). Здесь это частенько применяют...
   

V.T.

опытный

Aaz>А что, здесь кто-то произносил слово "центростремительная"?


просто по ссылке Вуду есть также центростремительная сила:-)

MD, спасибо за ваш этюд ) Вы только не подумайте, что я пытаюсь Вуду убедить в чем то.
Я прекрасно знаю, что это бесполезно и продолжать спор на эту тему не собираюсь.
Это я так, к его сведению про центробежную силу сказал, для остальных участников :-)
   
RU Streamflow #15.07.2003 16:31
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

V.T.>Это я так, к его сведению про центробежную силу сказал, для остальных участников :-)


В инерциальной системе координат никакой центробежной силы действительно нет. В неинерциальной, например, связанной с летящим объектом, что, бывает, имеет смысл делать, центробежная сила, естественно, есть.

Это известно и без всяких учебников :D
   
RU Streamflow #15.07.2003 16:39
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

Проекция сил любого происхождения на нормаль к траектории движения, направление которой (проекции) совпадает с направлением радиуса кривизны траектории, может быть названа центростремительной силой. Почему бы и нет?
   
Это сообщение редактировалось 15.07.2003 в 16:52
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

V.T.

опытный

Streamflow>Проекция сил любого происхождения на нормаль к траектории движения, направление которой (проекции) совпадает с направлением радиуса кривизны траектории, может быть названа центростремительной силой. Почему бы и нет?


Ну свои имена можно придумывать для чего угодно.
   
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru