Воздушный старт по-русски:
это сайт проекта, а вот и коментарии:
"...государственный ракетный центр, расположенный в городе Миассе - ныне ГРЦ "КБ им. академика В.П. Макеева". умудрились спроектировать и построить экологически чистую ракету (топливо - керосин и жидкий кислород), идеально подходящую именно для запуска с борта "Руслана". Идею запусков мирных космических ракет при помощи самолетов Ан-124 практически сразу одобрили и в Министерстве обороны, и на уровне Правительства РФ. Привлекательность проекта была в том, что важнейшая государственная программа изначально должна была финансироваться из внебюджетных средств. 1 декабря 1998 года тогдашний председатель Правительства РФ Евгений Примаков подписал распоряжение, в котором Правительство соглашалось "с предложением РКА, Минобороны и Мингосимущества об использовании четырех самолетов Ан-124 "Руслан" из наличия Минобороны для осуществления транспортировки изделий ракетно-космической техники и создания комплекса средств выведения космических объектов в рамках проекта "Воздушный старт".
Военно-воздушные силы передали на арендной основе четыре Ан-124 для отработки технологии "Воздушного старта. "Русланы" представляли из себя практически полностью развороченные корпуса, в которых птицы вили гнезда. Восстановить удалось лишь две машины, при этом стоимость работ превысила 24 миллиона долларов.
А работы в этом направлении предстояли сложнейшие.
Один только пример. Никто в мире никогда не сбрасывал с самолета "бомбу" весом 100 тонн. Российские инженеры предложили очень оригинальный "минометный" выброс ракеты из грузового отсека "Руслана", что ранее в мировой практике не применялось.
На интереснейшую разработку, которая ведется в России, обратили внимание в далекой Индонезии. Было заключено межправительственное соглашение о совместных работах по программе "Воздушный старт". Дело в том, что в Индонезии практически на линии экватора находится аэродром, идеально подходящий для взлета и посадки огромного российского "Руслана" с ракетой-носителем на борту.
в России на эту же задачу, по расчетам, будет в общей сложности израсходовано чуть более 100 миллионов долларов, да и то внебюджетных(!) средств. А общий вес полезной нагрузки достигнет почти четырех тонн.
Казалось бы, можно хлопать в ладоши и ждать подзабытых уже побед нашей страны в освоении космоса. Не тут-то было. Новый главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов, вступив полтора года назад в должность, озаботился тем, что имущество его ведомства находится у кого-то в аренде, платы за которую он не получает, а посему бывшую собственность Минобороны надо срочно отобрать и передать ее тем, кто готов платить сразу и, не исключено, наличными. Командование ВВС заявило, что Правительство РФ вообще не имело права забирать у него технику из резерва, поэтому надо вернуть все "в зад". Какая это была техника - сказано выше.
Однако главком ВВС, как было озвучено в прессе, именно сейчас преисполнился решимости реквизировать два Ан-124, напоминаю, предназначенных для проекта "Воздушный старт". Зачем?
Ответ на удивление прост и даже примитивен. Те же самые СМИ сообщили, а знающие люди в военном ведомстве подтвердили нам, что два воздушно-стартовых Ан-124 обещаны некой частной авиакомпании, которая очень хотела бы эксплуатировать тоже "Русланы"..."
Опубликовано в "Российской газете" от 26 сентября 2003 г., No 192 (3306).