КК Союз - космический ремонтник

Теги:космос
 
1 2 3 4 5
+
-
edit
 

avmich

координатор

Неплохо бы получить конкретное значение, сколько стоит "среднией" спутник связи на ГСО - стоимость только спутника. Можно, думаю, считать, грубо, что запуск ремонтной бригады уложится в 100 миллионов. Это примерно 50 на Протон, остальное - КК Союз, КВРБ (надо ещё посчитать, получится ли с КВРБ по скорости), обслуживание полёта. Надо ещё учесть стоимость разработки этой системы, но, если ремонтных полётов хотя бы штук 5-10, стоимость разработки, думаю, уже можно не учитывать (вся программа разработки и изготовления 12КРБ стоила немногим больше 100 миллионов).

При стоимости спутника, скажем, 300 миллионов идея может быть окупаемой, мне кажется.
 
+
-
edit
 

Whitefox

новичок
4-5 спутников одновременно не отказывают. В стоимость бригады входит не только её запуск на ГСО и но и возвращение обратно. А также содержание всей инфраструктуры включая подготовку экипажа.
 Геостационарные спутники обычно серийные и в серию входят запасные экземпляры.
 


А для запуска спутников инфраструктура разве не нужна? То что пуск пилотируемый на стоимость влияет не так фатально как вы утверждаете. Финансовая разница между полётами тех же Союза и Прогресса по слухам находится в пределах 20М$.

Что касается 4-5 сломаных спутников, то совсем не обязательно ждать пока они станут таковыми. Если аппарат пролетал 10 лет, то в нём уже много чего можно заменить. А это во многом будет эквивалентно новому запуску.
 
RU Старый #29.10.2003 10:19
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Whitefox, 29.10.2003 01:11:49:
А для запуска спутников инфраструктура разве не нужна? То что пуск пилотируемый на стоимость влияет не так фатально как вы утверждаете. Финансовая разница между полётами тех же Союза и Прогресса по слухам находится в пределах 20М$.
 

 Это стоимость только изготовления и запуска, но не стоимость всей программы. Для пилотируемых запусков нужно платить за содержание ЦПК, ЦУП, ИМБП, поисково-спасательной службы и т.д. и т.п.
Старый Ламер  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Но не целиком, а только в рамках использования их для данных проектов. Мы же считаем, что эта инфраструктура существует.
 
RU Старый #29.10.2003 11:00
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Whitefox, 29.10.2003 01:11:49:
Что касается 4-5 сломаных спутников, то совсем не обязательно ждать пока они станут таковыми. Если аппарат пролетал 10 лет, то в нём уже много чего можно заменить. А это во многом будет эквивалентно новому запуску.
 

 Вот это какраз главное заблуждение. Надёжность спутников такова, что в них ничего по отдельности не ломается. Всё компоненты в спутнике сбалансированны и менять чтото по отдельности бессмысленно. Если менять, то либо ничего либо весь спутник целиком.

 По аналогии с компьютером: бессмысленно менять оперативку и процессор если у вас остаётся старая мама. Бессмысленно апгрейдить маму с процессором и памятью если остаётся старый винт и видюха. И т.д. В итоге нормальные люди покупают полностью новый комп.
Старый Ламер  
RU Старый #29.10.2003 11:01
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
avmich, 29.10.2003 10:48:48:
Но не целиком, а только в рамках использования их для данных проектов. Мы же считаем, что эта инфраструктура существует.
 

 Но хозяева ремонтируемых спутников всё равно должны оплачивать свою доль расходов. То есть наложится стоимость всей пилотируемой инфраструктуры.
Старый Ламер  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Хозяева ремонтируемых спутников оплачивают стоимость ремонта. Туда входит стоимость экспедиции. В стоимость экспедиции входит стоимость услуг земных служб. Эти земные службы занимаются разными вещами, не только ремонтом спутников; целиком их содержать хозяевам ремонтируемых спутников не приходится. То есть наложится стоимость не всей, а только части пилотируемой инфраструктуры. Примерно в той мере, в какой она используется для ремонта спутников, а не для, скажем, полётов к МКС.
 
RU Старый #29.10.2003 13:32
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
 Ну естественно только часть, но всё равно это существенный элемент.

 Я думаю так:
1. Только изготовление и запуск на ГСО пилотируемого корабля уже будет дороже чем изготовление и запуск туда же обычного спутника.
2. Корабль нужно ещё вернуть.
3. Подготовка самой ремонтной операции (подготовка экипажа, отработка ремонтных операций, изготовление запчастей и т.д) добавляют стоимости.
4. Изготовление спутников в ремонтопригодном варианте увеличивает их стоимость.

 Я думаю каждая из этих причин даже по отдельности делает ремонт нереальным. А уж все вместе...
Старый Ламер  
+
-
edit
 

avmich

координатор

>Старый: 1. Только изготовление и запуск на ГСО пилотируемого корабля уже будет дороже чем изготовление и запуск туда же обычного спутника.

Попробуем посчитать?..

>Старый: 2. Корабль нужно ещё вернуть.

Ну, само собой.

>Старый: 3. Подготовка самой ремонтной операции (подготовка экипажа, отработка ремонтных операций, изготовление запчастей и т.д) добавляют стоимости.

Да, конечно. Но сколько? Попробуем оценить?

>Старый: 4. Изготовление спутников в ремонтопригодном варианте увеличивает их стоимость.

Тут уже, мне кажется, не так однозначно. Если спутник рассчитывается на 15 лет безотказной работы, и вдобавок подготавливается к возможному ремонту - то, пожалуй, стоимость увеличивается, но неочевидно, что слишком сильно (тоже надо оценивать). А если спутник заранее предполагается чинить (что, конечно, трудно сейчас планировать), то он может и уменьшится в стоимости (и мне кажется, что заметно - но это тоже надо оценивать) из-за того, что снимается требование бесперебойной работы в течение 15 лет.

>Старый: Я думаю каждая из этих причин даже по отдельности делает ремонт нереальным. А уж все вместе...

Все вместе - да, выглядит сомнительно.
 
RU Старый #29.10.2003 15:40
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
>Старый: 1. Только изготовление и запуск на ГСО пилотируемого корабля уже будет дороже чем изготовление и запуск туда же обычного спутника.

>Попробуем посчитать?..

 Посчитать трудно, но както подразумевается что пилотируемые корабли вещь более дорогая в производстве чем автоматические спутники. Хотя бы количество и уровень сложности систем...
 С запуском вообще не вполне ясно. Самая мощная из существующих РН - Титан-401В выводит непосредственно на ГСО чуть больше 5 тонн. На чём туда 7-тонный Союз-ремонтник тащить?

>Старый: 2. Корабль нужно ещё вернуть.

>Ну, само собой.

 Перевод спутника с ГПО на ГСО требует топлива примерно равного половине веса спутника. Переход обратно, с ГСО на ГПО с перигеем в атмосфере потребует того же. То есть половину веса корабля на ГСО должно составлять топливо. Неслабо? На существующей в настоящее время технике этого не реализовать никак. Разрабатывать всё заново с нуля, включая мощный носитель? А стоимость?

>Старый: 3. Подготовка самой ремонтной операции (подготовка экипажа, отработка ремонтных операций, изготовление запчастей и т.д) добавляют стоимости.

>Да, конечно. Но сколько? Попробуем оценить?


 Чтобы оценить нужно узнать расходы на подготовку и содержание всего отряда космонавтов и поделить на количество подготовленных космонавтов. Получим стоимость одного. Полетят сколько? Двое? Трое?
 Стоимость запчастей может и невелика, но их вес, а также вес приспособлений нужно включить в вес корабля.

>Старый: 4. Изготовление спутников в ремонтопригодном варианте увеличивает их стоимость.

>Тут уже, мне кажется, не так однозначно. Если спутник рассчитывается на 15 лет безотказной работы, и вдобавок подготавливается к возможному ремонту - то, пожалуй, стоимость увеличивается, но неочевидно, что слишком сильно (тоже надо оценивать). А если спутник заранее предполагается чинить (что, конечно, трудно сейчас планировать), то он может и уменьшится в стоимости (и мне кажется, что заметно - но это тоже надо оценивать) из-за того, что снимается требование бесперебойной работы в течение 15 лет.

 Стоп, стоп. Если промежуточный ремонт становится обязательным, то это вообще меняет дело. Тогда к каждому беспилотному запуску обязательно привязывается пилотируемый ремонтный полёт. Боюсь что дешевле никак не получится...
 Опять же что будем менять? Все системы? Или только некоторые, а большинство всё равно прийдётся рассчитывать на максимальный ресурс? Поможет ли это сильно удешивить спутник даже без учёта ремонтного полёта?
 Если речь идёт о редком ремонте при случайных отказах, то картина другая. Допустим изготовление спутника в ремонтопригодном варианте увеличивает его удельную стоимость на 10%. (К примеру просто за счёт ухудшения удельной массы). В этом случае, если отказывает 10% запущенных спутников, то тогда ремонт будет целесообразен только если он производится совершенно на халяву. То есть грубо говоря дешевле запустить на замену лишний неремонтопригодный спутник, нежели каждый спутник делать ремонтопригодным.


>Старый: Я думаю каждая из этих причин даже по отдельности делает ремонт нереальным. А уж все вместе...

>Все вместе - да, выглядит сомнительно.

 Я думаю даже каждая по отдельности сомнительна. Особенно выведение на ГСО и свод обратно корабля класса Союз.
Старый Ламер  
Это сообщение редактировалось 29.10.2003 в 15:46
+
-
edit
 

avmich

координатор

Для начала надо принципиальные вопросы решить. Может, тут никакого огорода огородить не получится.

Можно ли отправить Союз на Протоне к ГСО и обратно с имеющимися РБ? Учесть, что ОО Союза - 1300 кг, СА - 3000 кг, ПАО, будем считать, можно заменить "высококипящим" РБ, в качестве разгонника к ГСО рассмотрим имеющийся (летающий) 12КРБ. Что окажется лучше, недозаправленный Бриз-М или два Фрегата?
 
RU Старый #29.10.2003 16:15
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
avmich, 29.10.2003 15:55:34:
Для начала надо принципиальные вопросы решить. Может, тут никакого огорода огородить не получится.

Можно ли отправить Союз на Протоне к ГСО и обратно с имеющимися РБ? Учесть, что ОО Союза - 1300 кг, СА - 3000 кг, ПАО, будем считать, можно заменить "высококипящим" РБ, в качестве разгонника к ГСО рассмотрим имеющийся (летающий) 12КРБ. Что окажется лучше, недозаправленный Бриз-М или два Фрегата?
 

 Принципиальный - это вопрос стОит ли вообще это делать. А как делать - это вопрос технический.
 По самым оптимистическим данным Протон с КРБ выведет на ГСО не более 4.5 т. Надо както втискать Союз в эту цифру. Причём обеспечить чтобы половину из этих 4.5 тонн составляло топливо. То есть вес конструкции максимум 2.5 тонны. Даже на один СА не хватает...
Старый Ламер  
+
-
edit
 

avmich

координатор

>Старый: Принципиальный - это вопрос стОит ли вообще это делать.

Чтобы выяснить, стоит ли, надо посчитать. В расчёт, среди прочего, входит выяснение стоимости запуска - КК, РН, РБ.
 
Уважаемый Авмищ ! Ваша настойчивость заслуживает лучшего применения. Вы уже в который раз съезжаете с ГЛАВНОГО вопроса - целесообразности - на вопросы технические . Стоимости запуска это конечно интересно , но обсуждать такое не обсудив подробно цели и НЕОБХОДИМОСТЬ их достижения как минимум странно . А как Вы наверное успели заметить , даже самые оптимистичные читатели не видят смысла в создании такого проекта . Топик уже пошел по второму циклу Технические детали - Целесообразность - Технические детали - и тд . Так можно хоть до бесконечности . Может хватит ? Подведем итог , сформулируем свои позиции и разойдемся с миром ?
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Чтобы выяснить, целесообразно ли чинить спутники пилотируемыми КК, надо выяснить, сколько это будет стоить. А это зависит от того, как именно предполагается действовать - вопрос во многом технический.

>обсуждать такое не обсудив подробно цели и НЕОБХОДИМОСТЬ их достижения как минимум странно

Цели - предложить услугу, которая принесёт прибыль хозяевам спутников. Необходимость - как средство зарабатывания денег.

?..
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Пока что, на мой взгляд, итог такой - мы не можем достаточно точно оценить, сколько будет стоить такая деятельность, точнее, какова будет её себестоимость, и, как следствие, не можем определить, а стоит ли этим заниматься. То есть, для выяснения того, а стоит ли, надо выяснить, сколько стоит. Если недостаточно много - то стоит. Слишком много - нет.

А у Вас какие соображения?
 
У меня такое соображение :
для выснения того , стоит ли чем-то заниматься нужно сначала выяснить , а надо ли это кому-нибудь вообше (правильный ответ НЕТ , и даже вы думаю согласны с ним), а потом уже смотреть всякие себестоимости .
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

>нужно сначала выяснить , а надо ли это кому-нибудь вообше (правильный ответ НЕТ , и даже вы думаю согласны с ним)

Нет, мне неочевидно, что правильный ответ нет. И довольно очевидно, что так просто этот ответ не дать... Можете объяснить, почему Вам так это очевидно?

Я исхожу из соображений простой коммерческой выгоды. Увеличение длительности работы спутника - это либо 1 спутник в 15 лет, что стоит X, либо ремонт спутника, скажем, в те же 15 лет раз, что стоит Y. Посчитать X и Y - вот и, в первом приближении, ответ на вопрос, а надо ли это кому-нибудь вообше. Только и всего...
 

Motor

новичок
Думается мне, что спорить без цифр бессмысленно.
Для более или менее точного ответа (надо или не надо) требуются следующие данные:

1. Стоимость одного "типичного" спутника связи, типа хотберда какого-нить или погодного. (они все примерно одинаковые и их много).
2. Стоимость одного "нетипичного" спутника, типа хаббла или SOHO.
3. Стоимость вывода на орбиту (зависит от веса и орбиты, правда...)
4. Стоимость запуска и посадки "бригады" на орбиту/с орбиты спутника и запчастей.
5. Стоимость доработки спутников до состояния, когда их вообще можно ремонтировать.
6. Количество запускаемых типичных и нетипичных спутников за единицу времени (в год, например).
7. Стоимость доработки самого Союза до того состояния, в котором с его помощью можно что-то ремонтировать.

Наверняка еще что-то забыл.

Если посмотреть, сколько факторов влияет на "смысл" орбитального ремонта, то становится ясно, что сценариев может быть масса. Видимо по этому до сих пор решение о ремонте или запуске нового спутника производится для каждого конкретного случая по разному. Так что точного ответа на поставленный вопрос (нужен ли Союз как космический ремонтник или нет) нельзя дать. Можно разве что вывести формулу, учитывающую все вышеприведенные факторы и подставлять туда разные значения.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Согласен... Пока что вопрос был в том, нужны ли цифры вообще, или решить вопрос, вынесенный в заголовок темы, можно (и нужно) вообще без них.
 
RU AmoryBlaid #29.10.2003 19:17
+
-
edit
 

AmoryBlaid

втянувшийся

А почему, собственно, "Союз" на "Протоне"?
Может, сначала на МКС пристыковать некую разгонно-транспортную платформу (читай, разгонный блок) с запчастями, инструментом, стыковочным устройством и т.д. Потом летит обычный "Союз", совмещающий задачи экспедиции посещения и ремонта. Платформа может принять топливо от МКС (если есть излишки ) и вместе с "Союзом" лететь на ГСО. Т.е. стоимость ремонта состоит из стоимости "Протона" и этой платформы, а стоимость "Союза" исключаем.

Или энергетически выгоднее менять наклонение в процессе полета РН?

 
 
"Прежде чем делать открытие — загляни в справочник." В.Савченко
 
+
-
edit
 

Whitefox

новичок
У меня такое соображение :
для выснения того , стоит ли чем-то заниматься нужно сначала выяснить , а надо ли это кому-нибудь вообше (правильный ответ НЕТ , и даже вы думаю согласны с ним), а потом уже смотреть всякие себестоимости .
 


Надо кому-то, или не надо, это, уважаемый Guest, вопрос слишком приземлённый для данного форума . Здесь философские проблемы обсуждаются .

Вот это какраз главное заблуждение. Надёжность спутников такова, что в них ничего по отдельности не ломается. Всё компоненты в спутнике сбалансированны и менять чтото по отдельности бессмысленно. Если менять, то либо ничего либо весь спутник целиком.

 По аналогии с компьютером: бессмысленно менять оперативку и процессор если у вас остаётся старая мама. Бессмысленно апгрейдить маму с процессором и памятью если остаётся старый винт и видюха. И т.д. В итоге нормальные люди покупают полностью новый комп.
 


Старый, голословное утверждение. Ломаются по частям и ещё как! С балансом так же проблемы, т.е. на момент запуска может оно и так, но скажем у спутника запущенного в 91 году(12 лет работы) двигательная установка и система ориентация вполне могут полностью справлятся с поставленными задачами, тогда как электронная часть аппарата давным давно морально устарела. К тому же за такой срок наверняка появятся новые задачи которые нельзя решить имеющимися на борту аппарата средствами.

Про аналогии. Если вы Старый, скажем при нехватке места на винчестере или вдруг возникшей потребности в ТВ-тюнере, сразу же идёте за новым компьютером то это, извините, Ваши проблемы. Смею Вас заверить весьма большое количество пользователей поступает по другому.

Что касается технических проблем перечисленных Вами, то все они, как я уже писал в этом треде, решаются добавлением одного нового элемента, а именно многоразового межорбитального буксира на ЭРД (по слухам Вы такую штуку то же очень не любите, это правда?). Всё остальное просто доработаная под поставленную задачу уже существующая техника, либо та которая появится в течении ближайших 2-3 лет.






 
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Стоимость автоматического буксира наверняка будет меньше, чем пилотируемого ремонтника, особенно с учётом меньшей массы. Такому буксиру телеуправление на борт - для стыковки со спутником - и всё... А чинить на низкой орбите - либо на МКС (и тут считать топливо для изменения орбит), либо на специально выводимом Союзе (и тут считать много всего). Союз посылать на высокие орбиты имеет смысл, если аппарат очень тяжёлый (т.е. проще тяжёлый Союз к нему отправить, чем наоборот...) или слишком уникальный... Мне кажется, так.
 
2 Guest
Человек пытается выяснить конкретный, хотя и несколько философский, вопрос. Для чего либо конкретного в данном контексте нужны конкретные цифры. Их нет, зато есть много наблюдений личного и философского плана. В результате топик ходит почти по кругу. Так что Вы зря так жёстко лично к avmich. Все "молодцы".
И пока не определимся чётко и ясно - да Союз кактит как ремонтиник или нет не катит, вот чёткие аргументы... топик будет возвращаться из области чистой философии к цифрам.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
2 AmoryBlaid
Я вопрос размещения ремонтной базы на МКС предлагал ещё мес 2 назад, на форуме НК. А потом мне подсказали умные люди, и сам выяснил, что смена наклонения орбиты это не самый дешёвый с точки зрения расхода топлива маневр. Мы пытаемся выяснить можно ли сэкономить на чём-либо производя сам ремонт спутников. Думается, что с МКС городить не стОит. орбитального буксира -то нет. в рез все спутники не МКСовского наклонения - отдыхают. Если уж говорить про базу на МКС то опять таки нужен ТКС, у него были вроде неплохие качества по орбитальному маневрированию. Хотя опять таки вопрос философский без цифр.
 
1 2 3 4 5

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru