Путин о продлении сроков службы БР

Теги:армия
 
1 2 3
1. последняя статья Ковалева которую я видел была в юбилейном двухтомнике - наука СПб и моская мощь России - там он не особо вдается в технические подробности, но зато очень прямо так и пишет - считать решение о создании тт брпл ошибкой это неправильно

ну а насчет неудобств - так как минимум (даже на берегу) я бы вообще не хотел иметь дела с ндмг и тетраоксидом.

2. да вроде залповые пуски таки освоили в итоге
 
VoV Keen, 04.11.2003 02:07:36:
Они, лодочники, приводят примеры когда ракета, допустим, потекла в шахте? А если нет - в чем неудобство?
 

не понял. у нас РПК СН "K-219" у берегов США на глазах у всего мира в восемдесят каком-то утонула из-за того что жидкостная ракета в шахте потекла

Макеевцы конечно уверяют что из-за грубых нарушений правил эксплуатации, ну ведь и нарушения бывают и это тоже надо иметь в виду

кстати, как сейчас в некоторых воспоминаниях вспоминается, на хвосте у нее вроде бы и сидели и услышав затопление шахты после аварии амовцы были в ужасе и чуть не по ней стрельнули

http://submarine.id.ru/api/w115.shtml
 
muxel, 04.11.2003 02:59:25:
Как плюс можно привести что у нас в ресурсом жидкостных ракет пока было гораздо лучше, чем с твердотопливными...
 

Это кстати вопрос весьма интересный. Ресурс жр у нас сейчас продляется сверх первоначально установленного, потому и лучше кажется. Но вот стали бы его так же продлять в СССР? Боюсь нет. Подозреваю многие нынешние продления это в первую очередь просто от безнадеги получить новое, а технические соображения тут на последнем месте.
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

> Ресурс жр у нас сейчас продляется сверх первоначально установленного, потому и лучше кажется.[...]Подозреваю многие нынешние продления это в первую очередь просто от безнадеги получить новое, а технические соображения тут на последнем месте.

Вопрос сложный. Сейчас снимают "Тополя" (а они года с 1985 и новее), т.е. 17 лет и все. "Тополей-М" мобильных пока ни одного не видно... А жидкостные вон 30+ лет стоять будут.

Опять же Р-39 больше половины сняли и тем оставили "Тайфуны" без главного калибра...

Хотя это может просто политика такая
 
RU Andrew_han #04.11.2003 10:53
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

ab, 04.11.2003 04:29:38:
1. последняя статья Ковалева которую я видел была в юбилейном двухтомнике - наука СПб и моская мощь России - там он не особо вдается в технические подробности, но зато очень прямо так и пишет - считать решение о создании тт брпл ошибкой это неправильно
 

Так Ковалева можно понять- развивал себе спокойно семейство 667 пр., а тут ни с того, ни с сего напряг в виде Р-39 и "спецлодку" под нее. И чего в итоге получилось?

to Muxel

Французские БРСД S2, S3D не были переделками из БРПЛ, а работы по сухопутному варианту БРПЛ М45 велись в 1980-е гг., но были свернуты в начале 90-х гг. в связи с отказом от наземной компоненты.
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
RU CaRRibeaN #04.11.2003 11:04
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>Так Ковалева можно понять- развивал себе спокойно семейство 667 пр., а тут ни с того, ни с сего напряг в виде Р-39 и "спецлодку" под нее.

Да ладно, прям у нас всегда ВПК предпочитал развивать имеющееся, а не хвататься за новые темы? Обычно наоборот.

Кстати перечитайте внимательно, что Ковалев считает.
Shadows of Invasion.  
RU Andrew_han #04.11.2003 11:52
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

CaRRibeaN, 04.11.2003 11:04:57:
Кстати перечитайте внимательно, что Ковалев считает.
 

А в и-нете эта книга есть?
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность. Роберт Шекли, "Обмен разумов"  
muxel, 04.11.2003 07:59:16:
Вопрос сложный. Сейчас снимают "Тополя" (а они года с 1985 и новее), т.е. 17 лет и все. "Тополей-М" мобильных пока ни одного не видно... А жидкостные вон 30+ лет стоять будут.
Опять же Р-39 больше половины сняли и тем оставили "Тайфуны" без главного калибра...
 

а собственно почему у нас их вообще совсем снимают. амы вот свои минитмены не снимают, а просто движки меняют

motor test successful

by Pat Garner Propulsion Replacement program, Deputy Program Manager

This successful test allows the Air Force to begin accepting Stage 1 motors to replace the aging motors in the missile force. The Propulsion Replacement Program re-manufactures the Minuteman III's Stage 1, 2, and 3 solid rocket motors. Motors are remanufactured by Thiokol Propulsion and Pratt and Whitney's Chemical Systems Division under subcontract with TRW.

http://www.hilltoptimes.com/archive/200011.../Mainstory.html
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Andrew_han> Французские БРСД S2, S3D не были переделками из БРПЛ

Напрямую нет, но была большая унификация, см. например

"The S-3 was a two-stage, solid propellant, intermediate-range missile [...] S-3 had the same first stage as the S-2 with a solid-propellant P-16 motor. A second stage, the P-6, originally developed for the MSBS (Mer-Sol-Balistique-Strategique) M-20 missile"

По S-2 у меня довольно мало информации, но и там наверное без этого не обошлось

Andrew_han> А в и-нете эта книга есть?

Я не видел, бумажную в "Академкниге" продавали
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

> а собственно почему у нас их вообще совсем снимают. амы вот свои минитмены не снимают, а просто движки меняют

Да американцы извращаются имхо. Меняют двигатель, ставят новую СУ, новые ББ и пр. По сути новая ракета в старой шахте получается. На память не помню бюджет этого всего дела, но мы бы на эти деньги явно новых МБР наделали.
 
+
-
edit
 

VoV Keen

втянувшийся

Стыдно не помнить  На Р-39 сухой старт, а сверху еще и кавитатор стоит.
 

Посыпаю голову пеплом и ухожу в монастырь
 
на хвосте нашей ПЛАРБ висит вражеская АПЛ и как только услышит что мы "сливаем воду" в шахты тут же отстреляется...
 

В при переходе к ядреному конфликту из состояния мирного времени - значения не имеет.
Если сначала имеет место неядерная фаза - лодку отсрелят в любом случае - течет вода или не течет.
... в той же Франции всегда обходились одним производителем БРПЛ (которые при надобности адаптировали для ШПУ).
 

А у нас по БРПЛ тоже один производитель. И к тому же Франция не характерный пример - масштабы не те. У нас на первом этапе был тоже один Главный ракетчик на всю страну - С.П. Королев. Он предлагал классную линию развития МБР как я помню, Р-7 потом Р-9, например
да вроде залповые пуски таки освоили в итоге
 

Вот честно скажу не компетентен. Но во всяком случае залп подразумевает интервал между пусками ракет. А какое время надо на заливку шахт? И как это делается - последовательно или параллельно?
Макеевцы конечно уверяют что из-за грубых нарушений правил эксплуатации
 

Я думаю правильно уверяют. И любую даже оччень надежную технику можно довести до отказа ведущего к развитию авварийной ситуации.
у нас в ресурсом жидкостных ракет пока было гораздо лучше, чем с твердотопливными...
 

РДТТ сложнее контролировать. С течением времени в заряде могут появляться трещины, что может привести к резкому увеличению площади горения и взрыву. Как их контролировать? Особенно это характерно для "Тополей" которых по идее должны возить если не постоянно, то регулярно. Т.е. вибрации и т.п. Еще РДТТ более чувствителен к перепаду температуры м влажности. Хотя заряд герметизирован и ТПК должен термостатироваться. А вообще из школьного курса химии известно что в твердом топливе содержится и горючее и окислитель и реакции химические они конечно медленно, но идут.
Правильное решение - решение, принятое вовремя, а лучше мы сделаем в другой раз.
 
1. в индуистский?

2. ну зачем же так. насколько я понимаю и первые работы по тт мбр были именно в его организации. просто он был реалист по срокам и трудоемкости

3. кто его знает, пишут разное


РОССИЙСКИЙ ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ - ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Субмарина.Ру - Сайт Российского Подводного Флота

// submarine.id.ru
 


РПКСН - Проект 667A "Навага", 667AУ "Налим"

Пуск ракеты выполнялся из затопленной шахты, только в подводном положении лодки, при волнении моря до 5 баллов. Первоначально стрельба производилась четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между пусками в залпе составлял 8 с. Расчеты показывали, что по мере отстрела ракет лодка должна постепенно всплывать и после старта четвертой ракеты залпа - выходить из допустимого “коридора” стартовых глубин. После каждого залпа требовалось приблизительно три минуты для того, чтобы вернуть корабль на исходную глубину. Между вторым и третьим залпами был необходим 20-35-минутный интервал для перекачки воды из цистерн кольцевого зазора в ракетные шахты, а также для дифферентовки корабля. Однако реальные стрельбы выявили возможность осуществления первого восьмиракетного залпа. Впервые в мире такой залп был выполнен 19 декабря 1969 г.

или вотhttp://submarine.id.ru/history/novom.shtml

но это как раз 667 с жр, а у 941 может и еще лучше.

4.угу. только одни довести сложнее, а другие проше и последствия при этом серьезнее. там с ндмг-тетраоксидом одного контрольного оборудования в шахте сколько надо. а ведь оно тоже ломается.

5. видать американцы не знают, а так например

$(document).ready(function(){ $(document).pngFix(); }); function showSearchForma() { $('#qsearch').show(); }
при проведении работ производится дефектация пиротех-нических систем и узлов, в том числе проверка состояния пороховых зарядов ракетных двигателей. УП «Тетраэдр» располагает возможностью сертификации порохов двигателей ракет на основании химического анализа изменений свойств пороховых зарядов в процессе длительной эксплуатации.

а вот если ракету в холодильник - там ведь все хим.процессы замедляются

и вообще раз Макеевцы не справляются с рдтт, а МИТ справляется так и флаг ему в руки. а то так унифицированной ракеты никогда не будет. как-то не верится что рвсн после тополей захотят ндмг-тетраоксид возить хоть в нем трещин и не бывает.

кстати подозреваю полная стоимость эксплуатации в течение скажем 20 лет с возней с постоянной возней с агрессивной жидкой отравой думаю не меньше чем если за это время разок рдтт сменить
 
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★☆
>РДТТ сложнее контролировать. С течением времени в заряде могут появляться трещины, что может привести к резкому увеличению площади горения и взрыву. Как их контролировать?

Простите за возможно ламерский вопрос, а рентгеном и ультразвуком такие вещи контролировать можно?
Солипсизм не пройдёт! :fal:  
Это сообщение редактировалось 05.11.2003 в 12:05
muxel, 04.11.2003 15:09:19:
1.> а собственно почему у нас их вообще совсем снимают. амы вот свои минитмены не снимают, а просто движки меняют
Да американцы извращаются имхо. Меняют двигатель, ставят новую СУ, новые ББ и пр. По сути новая ракета в старой шахте получается.

2.На память не помню бюджет этого всего дела, но мы бы на эти деньги явно новых МБР наделали.
 

ну а что у наших жр су вечная? бб в капремонте не неждаются? а небось комплектацию нужную для ее ремонта уже никто и не делает.

а вот что бы наши с этими деньгами сделали это уже совсем другая история
 
RU Tinky-Vinky #06.11.2003 16:03
+
-
edit
 

Tinky-Vinky

втянувшийся

2. ну зачем же так. насколько я понимаю и первые работы по тт мбр были именно в его организации. просто он был реалист по срокам и трудоемкости
 


Реализм Королева особенно ярко проявился как раз в случаях с Р-9 и Н-1.

5. видать американцы не знают, а так например

http://www.tetraedr.com/product_s125_zur.html
при проведении работ производится дефектация пиротех-нических систем и узлов, в том числе проверка состояния пороховых зарядов ракетных двигателей. УП «Тетраэдр» располагает возможностью сертификации порохов двигателей ракет на основании химического анализа изменений свойств пороховых зарядов в процессе длительной эксплуатации.

а вот если ракету в холодильник - там ведь все хим.процессы замедляются
 


ПМСМ, пороха ускорителей ЗУР и т.п. и высокоэнергетические пороха современных МБР не совсем одно и то же. Особенно по срокам и требованиям к условиям хранения.

и вообще раз Макеевцы не справляются с рдтт, а МИТ справляется так и флаг ему в руки. а то так унифицированной ракеты никогда не будет.
 


А зачем она нужна? ПМСМ, все-таки требования к ракете размещаемой на ПЛ и устанавливаемой в ШПУ или на ПГРК изрядно отличаются, хотя бы в силу массогабаритных ограничений. К тому же разработка разных ракет для ПЛ/ШПУ/ПГРК разными кооперациями совсем не исключает поэлементной унификации на уровне СУ, оснащения и т.п.

как-то не верится что рвсн после тополей захотят ндмг-тетраоксид возить хоть в нем трещин и не бывает.
кстати подозреваю полная стоимость эксплуатации в течение скажем 20 лет с возней с постоянной возней с агрессивной жидкой отравой думаю не меньше чем если за это время разок рдтт сменить.
 


Агрессивность компонент и трудности эксплуатации ЖТР по сравнению с ТТР сильно преувеличены. Когда ракета стоит в шахте, все равно чем она заправлена. Потому что при отсутствии аварийной ситуации вплоть до съема с БД топливо с ракеты не сливается и не доливается.
А возить до объекта от завода. 10 т. дюраля или 40 с лишним тонн взрывчатки есть разница?
"...в том, что только что прозвучало, каждое слово имеет значение." (с) В.В. Путин
 

MIKLE

старожил
★☆
Я до сих пор поражаюсь гениальности создателей ракет с ампулизироваными компонентами топлива. И ЖРД с его плюсами, и гемороя почти никакого...
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  
1. а может и в этом?



>РТ-2 - трехступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета для ШПУ ОС. Разработана в ОКБ- 1 (ЦКБЭМ) под руководством Сергея Королева и Василия Мишина. Ведущий конструктор Игорь Садовский. Проектирование начато 4 апреля 1961 года. Испытания проходили с 5 февраля 1966 года по 3 октября 1968 года на полигонах Капустин Яр и Плесецк. Комплекс принят на вооружение 18 декабря 1968 года.

2. ПМСМ нынешние тт мбр летают не не порохах а на смесевых топливах



>Смесевое топливо содержит до десяти и более компонентов, основными из которых являются окислитель (обычно, перхлорат аммония), энергетическая добавка (порошок алюминия), а также горючее связующее вещество (полиуретан, полибутадиен, бутил каучук и другие), которое создает из механических частиц плотную монолитную массу.
К разработке и производству первых отечественных смесевых твердых топлив приступили Ленинградский Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), возглавляемый Владимиром Шпаком, и завод имени Морозова, Пермский НИИ-130 (НИИ полимерных материалов), возглавляемый Леонидом Козловым, и Пермский завод № 98 (Пермский завод имени С.М.Кирова; позднее НИИПМ и завод имени С.М.Кирова объединены в НПО имени С.М.Кирова), Люберецкое НПО "Союз" (ЛНПО "Союз"), возглавляемое Борисом Жуковым, и позднее был подключен Алтайский НИИ химической технологии (АНИИ ХТ), возглавляемый Яковом Савченко.
К 1963 году в ГИПХ было создано топливо на основе связующего полиуретана, в Пермском НИИ-130 - топливо на основе связующего полифурита. Эти топлива не обладали требуемой эластичностью, но позволяли провести стендовую отработку двигателей всех трех ступеней ракеты РТ-2.
Люберецкое НПО "Союз" к 1965 году разработало смесевое твердое топливо со связующим низкомолекулярным полибутадиеном. Заряд этого топлива из-за низкой эластичности мог быть выполнен только в виде вкладной конструкции, что утяжеляло двигатель и снижало надежность работы, в связи с чем работы с этим топливом были прекращены на этапе стендовой отработки. К середине 1965 года Алтайским НИИ химической технологии была решена крупнейшая научно-техническая задача - впервые отработано высокоэнергетическое отечественное смесевое твердое топливо на основе связующего бутилкаучука. Это топливо позволяло создавать эффективные и надежные твердотопливные двигатели со скрепленным зарядом и было принято в качестве окончательного варианта для первой и второй ступеней ракеты РТ-2.

3. да не потянуть две, а еще если они опираются на принципиально разные жр и тт технологии то совсем плохо. опыт 300п и 300в достаточно поучителен, а там были те же доводы - разные требования и т.д.

5. ну вот вы бы хотели заправкой жидкими крт прзаниматься в озк и противогазе с квалифицированнымличным составом срочной службы? я вот не хотел бы. а ведь для с-75 например это обычное дело было. сожалений при переходе на трехсотку с полутонной взрывчатки что то не было слышно
 
вот кстати у Чертока кое-что есть по тт мбр. предлагается и обратить внимание на слова самого Макеева


http://www.rtc.neva.ru/encyk/bibl/chertok/...niga-3/1-6.html

Королев понимал, что в соревновании с Янгелем и Челомеем ракета Р-9 и любые ее модификации проигрывают уже потому,
105
что "высококипящие" ракеты хранятся в заправленном виде. Их готовность всегда будет выше. Нужен был детонатор - толчок для начала процесса выбора, поиска принципиально иного, третьего, пути.

Королев получил не один, а сразу три импульса, заставивших его первым из наших главных конструкторов и ракетных стратегов переосмыслить, изменить выбор, при котором стратегические ракетные вооружения ориентировались исключительно на жидкостные ракеты.

По разным причинам в исторических трудах по ракетно-космической технике и исследованиях творческого наследия Королева этой его работе уделяется несправедливо малое внимание.

Первым толчком к началу работ в ОКБ-1 над твердотопливными ракетами была обильно посыпавшаяся в начале 1958 года информация о намерении американцев создать новый тип межконтинентальной трехступенчатой ракеты. Не помню сейчас, когда мы получили первую информацию о "Минитменах", но, оказавшись по каким-то делам в кабинете Мишина, я был свидетелем разговора о достоверности этой информации. Кто-то из проектантов докладывал ему о соответствии полученной информации нашим тогдашним представлениям о возможностях твердотопливных ракет. Общее мнение оказалось единодушным: создать ракету стартовой массой всего в 30 тонн при массе головной части 0,5 тонны на дальность 10 000 км в наше время невозможно.

На том временно и успокоились. Но ненадолго. По дороге на Северный флот к нам заехал Виктор Макеев. Он был у Королева и Мишина, рассказывал о морских делах и проблемах, потом со своими управленцами зашел ко мне. Речь шла о нашей помощи в разработке более мощных рулевых машин. По этому вопросу мы быстро договорились. В конце встречи он сказал, что передал СП информацию об американской ракете "Поларис". Если это была не дезинформация, то получалось, что американцы имели возможность сразу вооружать свои подводные лодки твердотопливными ракетами, которые для морских условий куда как приятнее.

- Представляешь, нигде ничего не течет, не газит, не парит. Под водой ходи сколько хочешь, и никаких пугающих запахов.

Макеев уже хлебнул забот с нашим наследием - "азотнокислыми" Р-11ФМ, потом уже со своими Р-13. Последний проект, на который воодушевил его Исаев, - ракета с двигателем-"утопленником". Исаев предложил для уменьшения общей длины ракеты "утопить" всю двигательную установку в топливный бак. Но проблемы заправки, хранения, коррозии, герметичности все равно оставались.

- Я почувствовал, - сказал Макеев, - что наш СП не знает, можно ли верить этой информации о "Поларисе".



Королев предпринял рискованный по тем временам, но, как говорят шахматисты, "очень сильный ход". Буквально через дней десять после выхода приказа о нашем объединении с НИИ-58 он попросил собрать в Красном зале за бывшим кабинетом Грабина всех специалистов по снарядам, порохам и баллистике. Я не был на том собрании. Позднее Садовский с воодушевлением рассказывал, что в маленький зал "набилось под сотню грабинских людей".

Королев приехал на это собрание с Садовским. Он начал с рассказа об американских "Минитмене" и "Поларисе", помахивая бумагой, на
которой были расписаны их характеристики. Обращаясь к грабинским специалистам, Королев призвал их включиться в работу по созданию советских ракет на твердом топливе. Он подчеркивал, что, имея явное преимущество в жидкостных, по твердотопливным ракетам мы не только отстаем, но просто ничего пока не имеем.

Королев представил Садовского как руководителя работ и заявил, что он будет его, Королева, заместителем по этой новой тематике.




С октября 1968 года с плесецкого полигона начались регулярные отстрелы ракет для проверки теории растрескивания твердого топлива, которое предсказывал Челомей. Для этого выбирались ракеты с различными сроками хранения. Теория растрескивания не подтвердилась.

Первоначально гарантированный срок службы ракеты РТ-2 был определен в семь лет. В процессе отстрелов стоявших на дежурстве ракет была проверена их надежность после пятнадцати лет хранения!

Всего за период отработки и регулярных отстрелов по 1994 год было пущено на промежуточные и полные дальности 100 ракет. Начиная с семидесятых годов ракета РТ-2П зарекомендовала себя как одна из самых надежных.

Ракетный арсенал страны к восьмидесятым годам был перенасыщен и производство РТ-2П постепенно свертывалось. Только в 1995 году закончилось боевое дежурство шестидесяти ракет РТ-2П (8К98П). 25 лет эти ракетные комплексы честно дежурили, обеспечивая совместно с другими "жидкими" и "твердыми" стратегический паритет как гарантию мира.

Однако для истории отечественного ракетостроения главным было не число шахт, занятых ракетами РТ-2, а то, что РТ-2 проложила дорогу другим типам твердотопливных ракет. Убедившись в преимуществах твердотопливных ракет, Устинов, еще будучи секретарем ЦК КПСС, сделал все возможное для развития новой фирмы НИИ Теплотехники генерального конструктора Александра Давидовича Надирадзе. Будущий академик и дважды Герой Социалистического Труда Надирадзе не стал конкурировать с Янгелем и Челомеем, укрывшими свои ракеты в шахты. Он положил ракеты на колеса, и таким образом появились подвижные старты - "сухопутные подводные лодки". Предполагалось, что в "особый период" ракетные самоходки покидают свои ангары и перед пуском укатывают в неизвестном и неожиданном для потенциального противника направлении. Именно это, а не укрепленная шахта, должно спасти их от возможного ядерного удара.

Подвижные ракетные комплексы внесли некоторое умиротворение в затянувшуюся "гражданскую войну" между ракетными школами Янгеля и Челомея. Дело в том, что постоянное ужесточение требований к живучести приводило к упорному соревнованию в строительстве защищенных шахтных пусковых установок для гарантированного ответного удара возмездия. Военные руководители НИИ-4 доказывали бесперспективность дальнейших крупномасштабных работ по повышению защиты шахтных пусковых установок и настаивали на необходимости развертывания более живучих подвижных грунтовых и железнодорожных комплексов. Эта концепция утвердилась после того, как Министерство обороны возглавил Устинов.
 
MIKLE, 06.11.2003 16:10:04:
Я до сих пор поражаюсь гениальности создателей ракет с ампулизироваными компонентами топлива. И ЖРД с его плюсами, и гемороя почти никакого...
 

вам может почти и никакого, а вот разработчики пл думают иначе, вот так

-
Однако эксплуатация на подводных лодках жидкостных ракет, содержащих высокотоксичные и пожаро-взрывоопасные компоненты связана со значительным техническим риском, для снижения которого потребовалось создание многих сложных в эксплуатации спец. систем , таких как система орошения ракет, слива окислителя и др.
-

впрочем раз народ настаивает вот несколько цитат из упоминавшейся выше статьи Ковалева. Поскольку он разрабатывал как 667 с жр, так и 941 с тр, то с обоими знаком не понаслышке

========

Атомные подводные ракетоносцы стратегического назначения вооруженные баллистическими ракетами

Академик РАН С.Н.Ковалев

Использование для подводных лодок жидкостной ракеты, созданной на базе существовавшей наземной баллистической ракеты, было в то время единственно возможным решением, позволявшим в короткие сроки решить главную задачу по созданию подводных стратегических сил. Это обеспечило возможность последовательного создания новых типов морских бр, ... , в том числе и создания ракеты с межконтинентальной дальностью стрельбы, быстрее, чем это смогли сделать США.
...
Вместе с тем большие успехи, достигнутые в развитии и техническом совершенствовании жидкостных ракет, отодвинули на второй план работы по созданию компонентов твердых топлив и морских твердотопливных ракет. Этим, в частности, объясняется то, что созданная на базе КБ ленинградского завода Арсенал под руководством П.А.Тюрина твердотопливная ракета ... показавшая отличные эксплуатационные качества, не нашла дальнейшего применения.
...
Однако эксплуатация на подводных лодках жидкостных ракет, содержащих высокотоксичные и пожаро-взрывоопасные компоненты связана со значительным техническим риском, для снижения которого потребовалось создание многих сложных в эксплуатации спец. систем , таких как система орошения ракет, слива окислителя и др. В связи с имевшими место авариями жидкостных ракет, повлекшими гибель людей и даже подводной лодки, длительностью и повышенной шумностью предстартовой подготовки, остро встал вопрос о необходимости создания эффективной морской твердотопливной ракеты.
...
Создание отечественой морской твердотопливной ракеты был направлено как на повышение эксплуатационной надежности и безопасности , так и на обеспечение минимального времени и скрытности предстартовой подготовки, что в условиях развитой противолодочной обороны имеет первостепенное значение. (А следующее предложение в оригинале статьи выделено разрядкой) Поэтому встречающееся иногда утверждение о том, что создание твердотопливной морской ракеты является ошибочным следствием начальственного волюнтаризма, совершенно не соответствует действительности.


а вот сам я начинаю потихоньку подозревать что возможно ошибкой было именно решение отдать разработку тт брпл Макееву, в жизни тт ракетами не занимавшимся и не особенно этого хотевшему.
 

MIKLE

старожил
★☆
один вопрос. речь в статье о каких жидкостных ракетах? ампулизация появилась сравнительно поздно, чуть ли не в 70-х, не помню точно, и у них лет пятнадцать гарантия в заправленом состоянии, а пускали и более старые...
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Первая наша массовая ампулизированная БРПЛ - Р-27, это середина 60-х. До этого было так, только посмеяться...
 
MIKLE, 13.11.2003 22:54:19:
один вопрос. речь в статье о каких жидкостных ракетах? ампулизация появилась сравнительно поздно, чуть ли не в 70-х, не помню точно, и у них лет пятнадцать гарантия в заправленом состоянии, а пускали и более старые...
 

Ковалев не пишет о конкретных бр, а пишет о развитии ракетных апл вообще с попыткой некотрого обобщения. имеет право, поскольку он главный конструктор всех наших апл с бр в течение последних нескольких десятков лет. а сам сборник свежий, 2000 какого то года.
 
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru