На эту мысль меня натолкнула тема "Война в Корее" в Авиационном. Решил разместить здесь так как не всё наверное годится для той темы, а что захотят, то возьмут. Книжечка интересная и издана серьезным военно-морским издательством. Даю свой перевод.
Werrell, Kenneth P. Sabres over MiG Alley.
Annapolis, MD, USA: Naval Institute Press, 2005.
Chapter 7. Air War Overview, 1950 – 53. (page 75)
Глава 7. Обзор войны в воздухе, 1950 – 53 гг. (стр.75)
Точно также как вступление в войну китайцев оказало огромное влияние на ход боевых действий сухопутных сил в войне в Корее, появление МиГ-15 полностью изменило ситуацию в воздухе. Новый советский истребитель намного превосходил реактивный Ф-80, не говоря уже о поршневых Мустангах. Только большой опыт американских пилотов и неопытность советских летчиков предотвращала катастрофу для американской стороны. ВВС США позднее приняли решительные меры для исправления ситуации, но сдерживающим фактором для американцев была необходимость обеспечить защиту воздушного пространства Японии от потенциального советского нападения. С учетом этого фактора, генерал-лейтенант Джордж Стратмеер, командующий Дальневосточной группой ВВС, в начале сентября 1950 г обратился с просьбой прислать в Корею истребительные авиачасти. Поначалу Штаб ВВС США ответил отказом на эту просьбу, ссылаясь на некоторые технические проблемы с Ф-84 и приоритет в использовании Ф-86 для нужд ПВО США. Генерал Хойт Вандерберг, начальник штаба ВВС ответил, что пока не наблюдается существенной угрозы войскам ООН от небольших сил авиации противника, применяемых на корейском театре военных действий. В случае усиления авиагруппировки противника, Вандерберг обещал прислать самолеты Ф-84. Однако, вскоре, в связи с активизацией авиации противника, Вандерберг дал распоряжение направить в Корею полк (wing) Ф-84Е и полк Ф-86А.
27-й авиаполк эскортных истребителей, укомплектованный самолетами Ф-84Е Тандерджет принадлежал Командованию Стратегической авиации, но в ходе боевых действий в Корее выявилось, что эта машина не отвечает требованиям борьбы со своим советским противником МиГ-15. В ходе войны в Корее пилоты Тандерджетов заявили 10 МиГов, сбитых в воздушных боях, потеряв при этом 18 Ф-84. В результате, Тандерджет довольно быстро переключили на выполнение ударных задач по наземным целям, превратив его, по сути, в истребитель-бомбардировщик. В этой роли, Ф-84 совершили больше самолетовылетов и сбросили больше бомб, чем любой другой самолет, участвовавший в войне в Корее. На этом ТВД было потеряно 335 Тандерджетов, из них 153 пали жертвой огня противника. Не очень популярный, но очень полезный, Ф-84 стал рабочей лошадкой воздушной войны. А звездой войны в воздухе стал Ф-86 Сэйбр.
В Корею прибыл также 4-й авиаполк истребителей-перехватчиков, укомплектованный Ф-86А Сэйбрами. В полк входили 334-я, 335-я и 336-я эскадрильи, а также вспомогательные подразделения. 9 ноября полк получил приказ в течение 48 часов подготовиться к передислоцированию в Корею и 11 ноября самолеты начали перелет на западное (тихоокеанское) побережье страны. 15 ноября, 200 летчиков и 49 Сэйбров из состава полка начали погрузку на военно-морской базе в Сан-Диего на эскортный авианосец Кэйп Эсперанс. Остальные 26 Сэйбров были погружены на палубу четырех танкеров. Авианосец вышел в море 29 ноября и прибыл в японский порт Йокосуко 13 декабря. Первый танкер с 6 Сэйбрами на борту прибыл в Японию в начале декабря. Затем пилоты перегнали машины на авиабазу Джонсон, к северозападу от Токио. В тот же день, по команде генерал-лейтенанта Джона Мейера, первая группа Сэйбров перелетела в Корею на аэродром Кимпо, неподалеку от Сеула, который впоследствии стал известен как авиабаза К-14. Океанское путешествие не прошло безупречно. Для защиты от соленой воды, самолеты на танкерах были покрыты обрезиненным материалом, однако не всегда это было сделано должным образом, что привело к коррозии магнезиевой задней кромки крыльев и контрольных поверхностей. В результате, многие контрольные поверхности и большинство задних кромок крыла пришлось заменить. На авианосце, Сэйбры не укрывались обрезиненной тканью, но периодически смазывались машинным маслом. Эти машины тоже пострадали от коррозии, особенно те, что были расположены в носовой части корабля. Хотя повреждения были небольшими, у 5 истребителей надо было заменить часть их задних кромок крыла. В некоторых случаях, самолеты не были закреплены на палубе должным образом, что привело к повреждению их шасси и проблемам с его выпуском и убиранием в полете. Один Сэйбр был поврежден при выгрузке в порту. Хотя эти проблемы несколько ограничили число боеготовых машин, подразделение Сэйбров, в целом, быстро вступили в боевые действия.
Первым подразделением Сэйбров в Корее была, в основном, 336-я эскадрилья, которая достигла своего полного состава к 24 декабря и первый боевой вылет был совершен 25 декабря. В течение последующего месяца, эскадрилья регулярно держала в воздухе от одного до четырех звеньев (flights) Сэйбров. Каждое звено состояло из 4 истребителей, объединенных в две пары и действовавших в тактическом построении «Четыре пальца» (Finger Four). Наши истребители патрулировали на дистанции около 220 миль (350 км) от Кимпо, чуть пониже уровня инверсионного следа, на высотах от 27 тысяч футов (8000 м) до 35 тысяч футов (10.500 м). Поначалу, американцы патрулировали на сравнительно невысоких скоростях для экономии топлива, но это становилось недостатком при вступлении в бой с русскими истребителями и поэтому вскоре скорость в патрульных полетах была увеличена. Средний самолетовылет продолжался полтора часа, из которых только 25 минут занимало пребывание в самой зоне патрулирования. Американцы практиковали следующую схему патрулирования: 4 звена (по 4 машины в каждом) прибывали в патрульную зону с 5-минутным интервалом чтобы удлинить время пребывания своих истребителей в зоне. Воздушные бои обычно начинались на больших высотах и скоростях порядка 0,95 Маха, что превышало «красную линию» (запретный уровень) Сэйбра. Однако, если первая же атака не завершалась успехом, скорость и высоты обоих сторон уменьшались. Высокое скорости практически исключали стрельбу с упреждением (deflection shooting) и подавляющее большинство схваток превращалось в попытку зайти противнику в хвост. 17 декабря подполковник Брюс Хинтон сбил первый МиГ на Ф-86, что было первым успехом Сэйбров против МиГ-15.
Утром 22 декабря, 8 или более МиГов атаковали со стороны солнца 8 Сэйбров. В первой атаке был сбит один Ф-86. Это была единственная потеря Сэйбра за месяц. Сбитый пилот, капитан Лоренс Бах, сумел благополучно спуститься на парашюте и пережить плен.
После обеда того же дня 8 Сэйбров вступили в бой с 15 или больше МиГов и на этот раз они нанесли урон противнику. 6 пилотов Сэйбров заявили о сбитии по одному МиГу. По советской версии, в этом бою русские сбили 5 Сэйбров и потеряли один МиГ или 3 МиГа, по другой версии. Это демонстрирует разницу в данных о боевых потерях, которые продолжались на протяжении всей войны и приводит в отчаяние тех, кто сегодня изучает результаты воздушных боев в Корее.
2 января Сэйбрам пришлось покинуть авиабазу К-14 в Кимпо в связи с китайским наступлением.
В этой начальной стадии, наши летчики столкнулись с многими проблемами. Было сложно запустить двигатель в холодную погоду, стоявшую в Корее. Механики стали применять новые способы запуска, которые хорошо работали, но иногда повреждали двигатели. Летчикам не нравились громоздкие летные комбинезоны, которые затрудняли свободу движений в кабине самолета, в частности работу с некоторыми переключателями. Пилоты жаловались, что V-образное лобовое стекло затрудняло видимость вперед и вызывало отражения на кабине, которые мешали. С другой стороны, они сообщали, что пулеметы работали хорошо, что похоже обеспечивалось их подогревом в полете.
Понятно, что летчиков интересовало как их машина была в сравнении с машиной противника. Надо четко понимать, что сравнения в бою очень трудны, неточны и могут вести к неправильным выводам. Мало того, что такие сравнения базируются на субьективных впечатлениях летчика, но они ещё являются результатом сложения многих факторов, помимо чисто технических качеств самолетов, таких как способность летчика, его обученность, применяемая тактика, качество управления боем.
Тем не менее, сделанные оценки оказались на удивление точными, что подтвердилось после войны, когда американские летчики систематически испытывали МиГ-15.
Отчеты этих летчиков подтвердили, что оба истребителя имели примерно равную скорость, причем Ф-86 был слегка быстрее на меньших высотах, а МиГ-15 на больших высотах. У МиГа была больше скороподъемность на больших высотах. Ф-86 обладал большей разворотливостью, по крайней мере на высотах до 37 тысяч футов (11.000 м), самой большой высоте, на которой имел место воздушный бой. По крену маневренность обоих истребителей примерно равна. Вышеупомянутый подполковник Хинтон, в частности, указывал, что МиГ лучше тормозился при использовании только РУДа, но Сэйбр, в свою очередь, скорее терял скорость при использовании воздушных тормозов. Система прицеливания на МиГ-15 была хуже, чем у Сэйбра.
Американские пилоты очертили 3 главные проблемы.
Во-1, они хотели увеличить дальность и продолжительность полета, но не за счет лтх самолета.
Во-2, они жаловались на прицел типа 18, который был рассчитан на менее быстрые самолеты и потому был неадекватен. Они хотели радиолокационный прицел, который как раз тогда только появился.
В-3, они считали, что вооружение Сэйбра недостаточно разрушительно. Вместе с тем, они называли вооружение и прицел главным преимуществом Сэйбра.
Летчики считали свой успех в воздушных боях не следствием технического превосходства своего истребителя, а своей лучшей тактической подготовке, лучшему управлению боем, лучшей обученности, наряду со слабой тактической подготовкой пилотов МиГов и их недостаточной агрессивностью.
Продолжение следует.