Я черпаю свои данные по Ф-8 в основном из следующей книги:
Barrett Tillman. "MiG Master" (Story of the F-8 Crusader). England: Airlife, 1990.
Сначала немножко истории.
Серийное производство Крюсэйдеров началось в сентябре 1955 г и было изготовлено 1219 штук, включая заказ для Франции, где Ф-8 продолжали стоять на вооружении палубной авиации даже в 1980-х годах. Французы купили 42 Крюсэйдера, модифицированных для меньшей посадочной скорости на малых французских авианосцах и получивших наименование F-8FN (French Navy). Поставки завершились в январе 1965 г.
Ф-8 был первым сверхзвуковым самолетом морской авиации и первым серийным самолетом, достигшим скорости 1000 миль/час в горизонтальном полете.
Другой особенностью Ф-8 было то, что он был вооружен четырьмя встроенными 20-мм пушками и также нёс две ракеты Сайдуиндер. Кроме того, Ф-8 нёс 32, размещенных внутри, 2,75-дюймовых (70-мм) реактивных снаряда для работы по наземным целям.
Ф-8 имел самое высокое соотношение сбитых самолетов противника среди американских истребителей во Вьетнамской войне, сбив 19 МиГов и потеряв при этом только 3 своих (в этой книге говорится о трех потерянных Ф-8, а не пяти).
Таблица воздушных побед Крюсэйдеров во Вьетнаме.
(Квалифицируемых как подтвержденные, а не вероятные)
№ Дата Кто сбил Что сбил Чем сбил
1 12 июня 1966 Harold Marr MiG-17 Sidewinder
2 21 июня 1966 Eugene Chancy MiG-17 guns
3 21 июня 1966 Phillip Vampatella MiG-17 Sidewinder
4 9 октября 1966 Richard Bellinger MiG-21 Sidewinder
5 1 мая 1967 Marshall Wright MiG-17 Sidewinder
6 19 мая 1967 Paul Speer MiG-17 Sidewinder
7 19 мая 1967 Joseph Shea MiG-17 Sidewinder
8 19 мая 1967 Bobby Lee MiG-17 Sidewinder
9 19 мая 1967 Phillip Wood MiG-17 Sidewinder
10 21 июля 1967 Marion Isaaks MiG-17 Sidewinder
11 21 июля 1967 Robert Kirkwood MiG-17 guns
12 21 июля 1967 Ray Hubbard MiG-17 guns
13 14 декабря 1967 Richard Wyman MiG-17 Sidewinder
14 26 июня 1968 Lowell Myers MiG-21 Sidewinder
15 9 июля 1968 John Nichols MiG-17 guns
16 29 июля 1968 Guy Cane MiG-17 Sidewinder
17 1 августа 1968 Norman McCoy MiG-21 Sidewinder
18 19 сентября 1968 Anthony Nargi MiG-21 Sidewinder
19 22 апреля 1972 Gerald Tucker MiG-17 None *
- - Пилот МиГа-17 катапультировался, когда Ф-8 вышел ему в хвост ещё до открытия огня Крюсэйдером.
Только Ф-8 по-настоящему выполнял во Вьетнаме роль истребителя завоевания превосходства в воздухе. Фантомы были многоцелевой машиной и применялись преимущественно в качестве ударников. Ф-105 всегда рассматривался как истребитель-бомбардировщик, хотя тоже мог постоять за себя при необходимости, имея встроенную 20-мм пушку и сбив в воздушных боях немало МиГов.
Перехватчики Ф-102 и Ф-106 в ВВС и Ф-4Д в ВМС предназначались против бомберов. Перехватчики и истребители-бомберы могли вести воздушный бой, но не так хорошо как чистые истребители, созданные для борьбы с себе подобными и всецело предназначенные для этой единственной цели. В этом была разница между Крюсэйдером всеми другими американскими боевыми самолетами во Вьетнаме.
Случаи, когда МиГи сбивались Крюсэйдерами представляли собой довольно определенную ситуацию. В основном это происходило при эскортировании ударных и разведывательных самолетов. Во время свободной охоты, Кюсэйдерами было сбито мало МиГов, так как МиГи избегали подобных схваток и концентрировались только на ударниках. Во всех случаях сбития противника, бои происходили на высотах менее 10.000 футов (3.000 м). Это было следствием стремления американских самолетов избежать вьетнамских зенитных ракет и артиллерии, хотя с огнем малокалиберных зениток американским пилотам пришлось смириться. В силу этого, редко американским пилотам удавалось начать воздушный бой имея преимущество по высоте. Как правило, сверху были МиГи. Что касается численного превосходства американской авиации, то оно тоже очень редко реализовывалось в бою, так как американцы обычно действовали парами и звеньями. Было всего несколько благоприятных ситуаций, когда на каждый МиГ приходилось по два Ф-8.
Поэтому, в большинстве случаев МиГи вступали в бой с огромным преимуществом по высоте. Их вторым козырем было то, что это они определяли когда и где им вступить в бой.
Преимуществами Крюсэйдера было то, что у него обеспечивалась гораздо лучшая видимость из кабины, намного лучшая система управления огнем, более разнообразное вооружение и более широкий диапазон летных характеристик.
МиГ-17 имел мощное вооружение. Некоторые МиГ-17 были оснащены ракетами Атолл и форсажной камерой, но таких было немного. Оба, Ф-8 и МиГ-17, были прочными, долговечными конструкциями, но отсутствие топлива в крыльях у МиГ-17 придавало ему особую живучесть, резко сокращая при этом его радиус действия. Высокий стабилизатор, доставшийся МиГу-17 в наследство от МиГа-15, в эру ракет инфракрасного наведения неожиданно принес пользу, блокируя источник тепла с большинства углов над МиГом и выступая в роли теплового щита. Среди других преимуществ МиГа-17 было большое крыло площадью 277 кв. футов, следствием чего явилась очень малая нагрузка на крыло, порядка 47 фунтов (21 кг) на кв.фут. Это означало непревзойденную маневренность и если пилот МиГа хотя бы наполовину проснулся, с ним невозможно было состязаться на виражах. Поэтому американские летчики переводили бой на вертикаль, используя своё превосходство в скорости и ускорении чтобы оторваться от противника и превзойти его в скорости набора высоты, а затем атаковать при помощи маневров “yo-yo”. Кроме того, Крюсэйдеры превосходили МиГ-17 на виражах при большой скорости, обладая лучшей управляемостью. К сожалению, большинство боев проходило на дозвуковых скоростях и Ф-8 не мог реализовать это своё преимущество.
Позднее приведу некоторые дополнительные подробности об использовании Крюсэйдеров против МиГов.