Реклама Google — средство выживания форумов :)
Плавучий энергоблок АТЭС включает двухреакторную энергоустановку, два турбогенератора, комплекс электротехнического оборудования, резервные дизельные и котельные установки, а также жилые и резервные помещения с необходимыми средствами и системами, обеспечивающими проживание обслуживающего персонала. Плавучий энергоблок полностью автономный, несамоходный и доставляется на буксире к месту эксплуатации, где швартуется у причала или устанавливается вблизи берега на “мертвых” якорях. ПЭБ представляет собой гладкопалубное прямоугольное плавучее несамоходное сооружение с развитой многоярусной надстройкой. Проектом предусматривается вариант ПЭБа с хранилищем отработавшего ядерного топлива и комплексом средств, обеспечивающих выполнение перезарядок реакторов без привлечения плавучей технической базы (ПТБ) в течение межремонтного периода - 12 лет.
После завершения монтажа ПЭБа он проверяется и испытывается в заводских условиях по прямому назначению с выработкой электроэнергии и тепла в требуемых количествах с соответствующими параметрами, и только после устранения всех выявленных неполадок энергоблок передается для буксировки к месту эксплуатации.
На месте постоянной стоянки плавучий энергоблок должен быть снабжен гидротехническими сооружениями, защищающими его от волн и воздействия льдов. На берегу должны быть средства и устройства для приема, распределения и передачи электроэнергии и тепла потребителям.
Обслуживание энергоблока на месте предполагается вахтовым методом. Подготовка эксплуатационного персонала включает теоретическое обучение и стажировку на действующих реакторных установках атомных ледоколов. Эксплуатация АТЭС будет обеспечиваться Мурманским морским пароходством и базой обслуживания атомных ледоколов.
Развернутые Минатомом России работы по АСММ имеют “дальний прицел”. Министерство хочет выйти с этим проектом на зарубежный рынок ядерных технологий. Однако страны, заинтересованные в этом проекте, ставят обязательным условием наличие положительного опыта эксплуатации АСММ у нас в стране, так как не хотят приобретать экспериментальную установку. Такую обкатку АСММ Минатом России и планирует провести в возможно ближайшее время.
Но чтобы в результате такой обкатки север и Дальний Восток Российской Федерации не превратились в классические ядерные испытательные полигоны, реализация идей использования энергии “малого мирного атома” по мнению автора, должна осуществляться в условиях всестороннего, открытого, комплексного подхода к оценке необходимости размещения на Крайнем Севере энергетических ядерных установок типа АСММ.
Анализируя проект атомной станции малой мощности с реакторной установкой КЛТ-40С, можно привести следующие основные недостатки, которые в большинстве своем являются следствием попытки применить судовую ядерную установку для энергетических целей без сколько-нибудь существенных переделок.
Среди них следующие:
* не проведена обязательная государственная экологическая экспертиза проекта;
* недостаточно проработаны технические и технологические решения и природно-экологические аспекты, включающие экстремальные природные условия размещения энергокомплексов: температура воздуха от - 70° С до +35° С, длительные полярные день и ночь;
* недостаточно проработаны вопросы последствий появления опасных геологических и географических процессов в результате техногенного воздействия (растепление грунтов вечной мерзлоты, образование наледей, туманов, оползней, осадков и пр.) в результате сброса тепла плавучей АСММ;
* отсутствует анализ условий водозабора и сброса очищенных сточных вод в зимних условиях, а также возможности нарушения установившегося равновесия в экосистемах;
* отсутствуют расчеты по некоторым видам внешних экстремальных воздействий (например, возможности возникновения землетрясения в конкретной точке размещения объекта) в условиях малой изученности районов размещения;
* отсутствуют природоохранные мероприятия в процессе изысканий, строительства и эксплуатации энергокомплекса и их экономическая оценка;
* отсутствуют обоснования размеров санитарно-защитных зон с учетом возможных изменений, вызванных эксплуатацией энергокомплекса;
* недостаточна информация о необходимых организационно-технических мероприятиях по ограничению и ликвидации последствий постулируемых тяжелых аварий, сопровождающихся повреждением активной зоны реакторов и выходом радиоактивных веществ в окружающую среду;
* отсутствует оценка влияния объекта на окружающую среду в условиях многолетней стоянки судна на одном месте и необходимости его транспортировки в периоды проведения ремонтных кампаний;
* отсутствует обоснование обеспечения безопасности в режиме срабатывания предохранительных клапанов второго контура с последующей их непосадкой;
* отсутствует обоснование режимов, связанных с ошибками эксплуатационного персонала станции;
* отсутствует обоснование режимов с разрывом патрубка реактора, случая падения самолета или другого летательного аппарата, некоторых характеристик активной зоны, коэффициентов теплофизической надежности;
* не обеспечен заявленный ресурс в 40 лет, при 7000 часов использования оборудования реакторной установки КЛТ-40С;
* не обоснованы экономические показатели самой станции;
* не приведены сравнительные расчеты для замещающих вариантов, например проектов по сооружению в регионах ТЭЦ на газе или использованию ветровой энергетики или других энергетических объектов;
* АСММ имеет низкий кпд;
* отмечается сложность тепловой схемы;
* недостаточно полно проработаны вопросы устройства береговых сооружений, их состава, эксплуатационных издержек, не оценены затраты на буксировку станции к месту установки;
* отсутствуют данные о составе эксплуатационных радиоактивных отходов и отходов, образующихся при снятии станции с эксплуатации;
* отсутствует информация о наличии лицензий на виды деятельности у организаций, занятых в реализации проекта, от надзорных органов;
* недостаточно проработаны вопросы физической безопасности станции (защита ее подводной части).
Проект плавучей АСММ появился в результате конверсии оборонных отраслей промышленности. Понимая, что за этим проектом стоят наши с вами соотечественники, продолжающие трудиться на предприятиях Минатома России, думаем все же, что этим министерством неправильно расставлены главные акценты в ведении работ подобного типа.
Видится, что при нынешней ситуации в стране прежде всего целесообразно создать условия по максимальному использованию потенциала людей, работающих в этих ведомствах, в обеспечении ядерной и радиационной безопасности тех объектов, которые создавались ими, находятся сегодня в эксплуатации или в стадии вывода из эксплуатации и которые никто лучше их не знает, вместо того чтобы привлекать их к разработке новых проектов.
Ведь на севере и Дальнем Востоке России и без АСММ сложилась и без того крайне неблагоприятная радиологическая обстановка, вызванная, в первую очередь воздействием 182 ядерных энергетических установок, ныне эксплуатируемых, и 133 реакторов, отслуживших свой срок. Дополнительная нагрузка на природу этих регионов может обернуться серьезными последствиями.
Татарин, 14.02.2004 03:48:57 :А где-нибудь в общем про эту вашу штуку модно посмотреть?
Не ДСП, разумеется , а общее, "рекламное" описание.
yuu2: на перспективу клиент для вас есть
Первым он не будет, и вторым тоже, но третьим — вполне.
В общем, опреснитель туда так и просится.
Но как эту байду через океаны тащить предполагается?
yuu2, 16.02.2004 14:28:57 :Татарин, 14.02.2004 03:48:57 :А где-нибудь в общем про эту вашу штуку модно посмотреть?
Не ДСП, разумеется , а общее, "рекламное" описание.
Сейчас готовится к печати рекламный проспект (т.е. буклет). Ориентация - именно на заказчиков. Тираж пока неизвестен. Но "лишние" экземпляры будут оседать в т.ч. и у меня.
Но как эту байду через океаны тащить предполагается?
А третий на экспорт - надо подумать.
Модификация переключения с отопления на опреснение сейчас как раз в работе.
yuu2, 16.02.2004 14:38:31 :"Эту" - это 1800 тонн металла, нарезанные на "бутерброды" не тяжелее 500 тонн.
Что-то не дошло. На картинке плавучая АЭС выглядит "несколько" крупнее 1800 тонн, и точно не делится на куски. Проясни?
А третий на экспорт - надо подумать.
Я имел ввиду при имеющемся опыте успешной работы на протяжении какого-то времени, т.е. система доказала свою надёжность и безопасность.
Отопление тут не нужно Тут главное — опреснитель, остальное в общем-то было бы лишнее.
CaRRibeaN, 21.02.2004 01:00:29 :Кстати вы не пробовали попасть в фурсенковские "топ-10" которым денег дали по миллиарду рублей? Туда например НПО Сатурн со своей ПГТУ затесались...
А ссылочка есть чтобы я вопросами не мучал?
Как там с защитой, отходами и прочими "минусами"?
Чьи заботы — клиента или ваши?
А то на барже всё внутри, никаких забот типа.
Я сказал что отопление не нужно (сегодня было +41