Минатом. Ру подводит итоги голосования по проекту плавучих АЭС
15.07.04 12:44
Минатом. Ру подводит итоги голосования по проекту плавучих АЭС
Минатом.Ру 5 месяцев назад объявил открытое голосование с вопросом «Как Вы относитесь к реализации проекта создания в России плавучих АЭС?». Всего к утру 21 июля проголосовало 838 человек. Голоса распределились следующим образом: «Это пойдет на пользу стране» – 44%, 373 человека; «Это может вызвать нежелательные экологические последствия»– 39%, 331 человек; «Мне все равно» – 8%, 70 человек; «Я не обладаю нужной информацией для ответа» – 7%, 66 человек. Итоги голосования, как нам кажется, в определенной степени отражают ситуацию в обществе по отношению к созданию и использованию плавучих АЭС. Прокомментировать результаты голосования мы попросили генерального директора АО «Малая энергетика» Евгения КУЗИНА.
Минатом.Ру подводит итоги голосования по проекту плавучих АЭС
Проблема энергоснабжения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока относится в нашей стране к стратегическим. От ее эффективного решения зависит жизнедеятельность регионов с многомиллионным населением.
Один из наиболее приемлемых вариантов - использование плавучих атомных станций. Проект таких АЭС разработан российскими учеными. Как и всякое новое дело, проект имеет неоднозначную оценку в обществе. Поэтому Минатом. Ру объявил в феврале открытое голосование с вопросом "Как Вы относитесь к реализации проекта создания в России плавучих АЭС?".
Голоса распределились следующим образом:
- "Это пойдет на пользу стране" - 44%, 373 человека
- "Это может вызвать нежелательные экологические последствия"- 39%, 331 человек
- "Мне все равно"- 8%, 70 человек
- "Я не обладаю нужной информацией для ответа" - 7%, 66 человек.
Итоги голосования, как нам кажется, в определенной степени отражают ситуацию в обществе по отношению к созданию и использованию плавучих АЭС.
За более подробным комментарием мы обратились к генеральному директору АО "Малая энергетика" Евгению КУЗИНУ.
Евгений Алексеевич КУЗИН
В 1979 г. окончил Московский автомобильно-дорожный институт
В 1973-1988 гг. работал в институте "Гипрокоммундортранс"
В 1988-1992 гг. сотрудник Московского отделения института "Атомэнергопроект"
С 1992 г. - в ОАО "Малая энергетика"
С 1995 г. - Директор проекта строительства серии плавучих АЭС на базе реакторов КЛТ-40С
С 2000 г. - Генеральный директор ОАО "Малая энергетика"
Е.КУЗИН: Прежде всего, я хочу поблагодарить всех участников акции голосования на портале
Пресс-центр атомной энергетики и промышленности, поскольку мнение общества, как показывает практика, часто оказывает серьезное влияние на решение важнейших стратегических задач страны и, тем более, в вопросах энергоснабжения.
То, что за реализацию проекта создания в России плавучих АЭС высказалось 44 процента респондентов, говорит о понимании общественностью важности проблемы. Однако есть и немалый процент тех, кто полагает, что использование плавучих АЭС нежелательно с точки зрения экологии.
Могу сказать, что материалы Проекта получили положительную оценку Государственной экологической экспертизы, двух независимых общественных экологических экспертиз (по площадкам в Певеке и Северодвинске), а также нашли поддержку депутатского корпуса и широкой общественности на общественных слушаниях в городах Северодвинске и Архангельске.
Все это можно считать весомым аргументом в пользу того, что при более основательном знакомстве с Проектом, люди начинают поддерживать его реализацию, причем не где-нибудь "за горизонтом", а у себя в городе, в области.
Вывод я могу сделать один: активнее, больше и грамотнее разъяснять населению принципы действия плавучей АЭС и показывать эффективность ее использования, особенно в таких специфических регионах, как Крайний Север.
Действительно, сложное геополитические положение регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока определяют особый подход к этому вопросу. Поэтому, в соответствии с Федеральной целевой программой "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, был разработан проект атомной станции малой мощности (АСММ) на базе плавучего энергетического блока (ПЭБ) с реакторными установками КЛТ-40С, предназначенной для гарантированного энергоснабжения потребителей в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Выполнить подобный проект по наземной схеме строительства в этих регионах практически невозможно, так как это потребует огромных дополнительных вложений - необходимо создавать строительную базу, завозить оборудование и материалы, обеспечивать содержание социальной инфраструктуры на период строительства и эксплуатации. Поэтому оптимальным решением, на наш взгляд, является установка готового к эксплуатации энергоблока, который обслуживается вахтовым методом и при выводе из эксплуатации не оставляет на площадке радиоактивных материалов.
По такой схеме в нашей стране почти 30 лет успешно эксплуатируется Билибинская атомная станция, полностью обеспечивающая теплом и электроэнергией г. Билибино Чукотского автономного округа. Этот пример показывает хорошие перспективы использования плавучих АЭС.
Согласно проекту плавучего энергетического блока (ПЭБ) он сооружается на судостроительном предприятии и сдается полностью готовым к эксплуатации. На ПЭБ предусмотрен жилой блок для эксплуатационного персонала. Блок обслуживается вахтовым методом со сменяемостью вахт каждые четыре месяца. А работы по перегрузке ядерного топлива, а также хранение отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов за межремонтный период осуществляются на борту ПЭБ.
На одной загрузке топлива ПЭБ работает 3 года, что позволяет за этот период экономить 360 тыс. тонн мазута (640,0 млн. руб.) или 600 тыс. тонн угля (706,0 млн. руб). Срок строительства 4 года, а срок окупаемости 9 лет с начала строительства. При серийном изготовлении энергоблоков стоимость второго и последующих уменьшится на 15-20 %, что значительно повысит экономическую эффективность станции.
Жизненный цикл станции, включая строительство, эксплуатацию, капитальный ремонт плавучего энергоблока и его утилизацию, подготовку персонала, полностью обеспечивается действующей инфраструктурой российской ядерной промышленности.
Более того, реализация этого проекта обеспечит загрузку ведущих промышленных научных, конструкторских и проектных организаций, а также предприятий России в области атомного машиностроения и судостроения, таких, как ФГУП "ПО "Севмаш" (г. Северодвинск), ОАО "Калужский турбинный завод" (г. Калуга), ФГУП НПО "Аврора" (г. Санкт-Петербург), ОАО "Балтийский завод" (г. Санкт-Петербург). Подготовка персонала будет осуществляться на базе учебного центра ВМФ в г. Обнинске.
Таким образом, одновременно будут решены вопросы экономики, экологии и безопасности.
Должен отметить достаточно высокую коммерческую составляющую реализации проекта плавучих АЭС, например, для зарубежных потребителей. Во-первых, проект осуществляется по схеме: плавучий энергоблок остается в собственности России, сменный экипаж-вахта - российская, потребителю продаётся электроэнергия, тепло, пресная вода на основе долгосрочного договора. Такая схема позволит стране, в которой работает энергоблок, не создавать эксплуатационную инфраструктуру, обеспечивает гарантии нераспространения технологий и ядерных материалов, беспрепятственный возврат в Россию плавучего энергоблока с отработанным топливом и его полную утилизацию на действующих предприятиях России.
Уже сегодня большой интерес к этому проекту проявляет Республика Индонезия и Китайская Народная Республика. Но основным условием для подписания контракта с этими странами является наличие действующего образца станции на территории России. И китайская сторона даже готова принять участие в строительстве головной станции в г. Северодвинске, но на условиях связанного кредита под государственные гарантии.
На настоящий момент проект головной атомной станции малой мощности на базе ПЭБ в г. Северодвинске завершен и готов к практической реализации:
- получено положительное заключение Минприроды России;
- технический проект плавучего энергоблока утвержден совместным решением Минатома России, концерна "Росэнергоатом" и Россудостроения;
- получены лицензии Госатомнадзора России на право сооружения (строительства) плавучего энергетического блока и на право размещения АСММ в г. Северодвинске;
- разработана рабочая конструкторская документация для поставки оборудования с длительным технологическим циклом изготовления: реактор, парогенератор, и др.
Однако решение вопроса, как всегда упирается в наличие возможностей финансирования проекта. Без государственной поддержки такой сложной задачи не решить.
Но и без поддержки большей части населения также работать невозможно. Поэтому еще раз благодарю всех поддерживающих проект плавучих АЭС и атомную энергетику в целом. А тех, у кого есть вопросы по данной теме, прошу обращатьcя на Интернет-портал
Пресс-центр атомной энергетики и промышленности или на сайт АО "Малая энергетика" (
404 Not Found.
Подготовила Валентина Филиппова (Минатом.Ру)