[image]

Плавучие АЭС

 
1 2 3 4 5 6 7 19
RU Andrew_han #09.03.2004 10:19
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Обсуждается вопрос о передаче Россией Индии в лизинг плавучих атомных станций
07.03.2004, 14:55

Двина-Информ | Новости | Обсуждается вопрос о передаче Россией Индии в лизинг плавучих атомных станций

Как уже сообщало ИА \'Двина-Информ\', \'пилотное\' строительство таких станций развернется в Северодвинске. Обсуждается вопрос о передаче Россией Индии в лизинг атомных станций малой мощности на плавучих платформах, которые можно использовать для производства электроэнергии или пресной воды в тех районах, где в них есть потребность.

// www.dvinainform.ru
 


Как уже сообщало ИА 'Двина-Информ', 'пилотное' строительство таких станций развернется в Северодвинске. Обсуждается вопрос о передаче Россией Индии в лизинг атомных станций малой мощности на плавучих платформах, которые можно использовать для производства электроэнергии или пресной воды в тех районах, где в них есть потребность.

Проектный срок таких станций, весьма выгодных для Индии, рассчитан за 30-40 лет, заявил корр.ИТАР-ТАСС в Нью-Дели находящийся здесь с визитом заместитель министра РФ по атомной энергии Владимир Асмолов. Такого рода сотрудничество, отметил он, не является нарушением ограничений, введенных на распространение ядерных технологий на международном уровне. В. Асмолов прибыл в Индию для участия в заседании российско-индийского координационного комитета по строительству АЭС "Куданкулам" в южноиндийском штате Тамилнад, а также консультаций о развитии взаимодействия двух стран в области атомной энергетики.
(ИА "Двина-Информ", Сергей Гаганин, по материалам Пресс-центр атомной энергетики и промышленности )
   

yuu2

опытный

Andrew_han, 09.03.2004 10:19:02 :
Обсуждается вопрос о передаче Россией Индии в лизинг атомных станций малой мощности на плавучих платформах, которые можно использовать для производства электроэнергии или пресной воды в тех районах, где в них есть потребность.
 


Или я абшибаюсь, или потребность Индии в пресной воде имеется там, куда ни одна баржа ледокольного класса осадкой 6 метров не втиснется. (бо даже с ручьями проблема)

Сказали бы честно: "хАтим собственный атомный флот. Дайте подсмотреть конструкцию."
   
RU Andrew_han #24.03.2004 14:39
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

ИТАР-ТАСС
24.03.2004
"Росэнергоатом" в текущем году выделит 30 млн рублей на
создание вместе с Китаем плавучей АЭС - гендиректор концерна

МОСКВА, 24 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Герман Соломатин/.
"Росэнергоатом" в текущем году выделит 30 млн рублей на
создание вместе с Китаем первой в мире плавучей атомной
электростанции. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщили сегодня в
российском энергетическом концерне.
Китай, сказал гендиректор "Росэнергоатома" Олег Сараев,
"уже выразил намерение инвестировать в этот проект средства
для начала строительства АЭС". Кроме того, отметил он,
китайские специалисты предложили в рамках совместного
проекта "строить платформы-баржи для этих АЭС на своих
верфях, перегонять их на заводы Северо-Запада России и
оснащать их там ядерными установками".
Российский академик Евгений Велихов в интервью корр.
ИТАР-ТАСС заметил, что "плавучие АЭС малой мощности имеют
хорошую перспективу как в техническом, так и в коммерческом
плане". Плавучие АЭС, пояснил Велихов, "оснащаются ядерными
установками, которые стоят на российских атомных
субмаринах". По его словам, производство таких реакторов в
России давно поставлено на поток. Они отличаются
надежностью работы в течении длительного времени и полной
безопасностью для окружающей среды.
В российском атомном ведомстве подтвердили, что
"интерес к плавучим атомным теплоэлектростанциям кроме
Китая проявляет ряд других стран Юго-Восточной Азии и
Ближнего Востока". Эти АЭС также могут работать как
опреснительные установки в прибрежной полосе и в пустынных
районах.
Проектная мощность плавучей АЭС составляет 70 мегаВатт
электрической и 140 гигакалорий тепловой энергии. Этого
достаточно для того, чтобы обеспечить теплом город с
населением 50 тыс человек. Средний срок окупаемости такой
установки, по расчетам специалистов концерна, около 8 лет.
   

MIKLE

старожил

Глупый вопрос: а как различаются сроки службы того который тяжёлый но на 75МВт и полегче на 300МВт?
   
+
+1
-
edit
 

yuu2

опытный

MIKLE, 24.03.2004 15:59:42 :
Глупый вопрос: а как различаются сроки службы того который тяжёлый но на 75МВт и полегче на 300МВт?
 


"Тяжёлый" ледокольный - 36 лет работы (40 лет жизни с учётом ремонтов баржи).

"Лёгкий" (мой) - 45 лет работы (минимум, 50 лет жизни).
   
RU Andrew_han #25.03.2004 10:12
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

2 yuu2


Примерно в 1985 году Инженерные войска Советской рмии приступили к созданию ВАЭС. Это должны были быть мобильные электрические станции на автомобиль-эм ходу, способные обеспечивать быстрое развертыва-rie войск в необжитых районах. Идея отличная. Не надо бочек с бензином. Не надо беспокоиться, что бензин кончился и т. д. Перспективы радужные.
Все существующие в мире атомные электрические анции работают на трех видах теплоносителя: вода, вдкий металл и газ. О первых двух видах я уже писал, факторов с газовым теплоносителем в Вооруженных силах нашей страны не было. Белорусская академия наук (БАН) выступила инициатором создания ВАЭС с газовым теплоносителем. Под это дело были выделены солидные средства, рядом с Минском построен крупный испытательный центр, из специалистов ВМФ сформировали команды испытателей. В 1988 году были построены два опытных образца. На испытаниях не Удалось добиться требуемых параметров работы. Автомобильные ВАЭС не были приняты на вооружение.
Разразился скандал. БАН требовала продолжения работ и новых денег. Минсудпром и ВМФ дали заключения, что на газовом теплоносителе продолжать работы бессмысленно. Министерство обороны приняло решение поручить эти работы ВМФ, а головным назначить ЦНИИ военного кораблестроения. В работу были вовлечены конструкторские и научно-исследовательские организации Минсуд-промаг Минатомэнерго, а также институты Академии наук Союза ССР. Разрабатывались три типа ВАЭС: первый -плавучий с водным теплоносителем, второй — на железнодорожном ходу с жидкометаллическим теплоносителем, третий — блочный с водным теплоносителем.
ВАЭС могли быть чрезвычайно эффективно использованы в системе базирования Военно-морского флота, особенно в пунктах маневренного базирования и в качестве резервных источников энергоснабжения.
Мне было поручено инженерное оборудование мест базирования ВАЭС. Здесь все было, как для кораблей, те же пункты базирования, те же пункты перезарядки, хранения и утилизации радиоактивных отходов, те же заводы по их ремонту и т. д. Новые ВАЭС проектировались мощностью в десятки раз больше, чем были автомобильные.
Работа была чрезвычайно интересна тем, что нигде в мире таких станций еще не было. Не было также требований по их размещению на местности. Инструкции МАГАТЭ (Международное агентство атомной энергетики), обязательные для применения всеми странами мира при проектировании, строительстве и эксплуатации атомных электрических станций, начинались со слов, что они предназначены только для стационарных АЭС.

Источник. В.И. Манойлин. Базирование военно-морского флота ССР. С-Пб. 2004

не могли бы вы прокомментировать?


   

yuu2

опытный

Andrew_han, 25.03.2004 10:12:55 :
не могли бы вы прокомментировать?
 


Поговорил с ветеранами. Обещали поделиться бумажной информацией, но потом :)

А вкратце - действительно была волна подобных разработок. "Ангстрем" - один из них.

До железа не дошло, бо "безмерно далеки были они от народа" (с) Ульянов. Т.е. заказчикам (в погонах) не понравились не столько ТТХ, сколько цена (хотя для самых малых были сомнения и в ТТХ).
   
RU Andrew_han #26.03.2004 20:14
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

У того же дядьки описывается эпизод, как он ездил на Маяк договариваться об утилизации ВАЭС с ЖМТ
   

muxel

Энтузиаст реактивного движения
★☆
Примерно в 1985 году Инженерные войска Советской рмии приступили к созданию ВАЭС. Это должны были быть мобильные электрические станции на автомобильном ходу, способные обеспечивать быстрое развертыва-rie войск в необжитых районах... Белорусская академия наук (БАН) выступила инициатором создания ВАЭС с газовым теплоносителем.
 


А за 30 лет до этого американская армия баловалась аналогичной штукой :D

Reactor in a Box

The ML-1 experimental reactor was unique. It was not a pressurized water reactor with a steam energy conversion system. Instead, ML-1 was the first nitrogen cooled, water moderated reactor with a nitrogen turbine energy conversion system. Its major design criteria was compactness.

ML-1 could be packed into 6 shipping containers - one for the reactor, one for the complete heat conversion system, one for the control room, and three others for cabling, auxiliary gas storage and handling equipment and miscellaneous tools and critical supplies.

The two major containers weighed 15 tons each while the four additional containers each weighed between three and four tons. They were designed to fit into any of the Army's transport systems including C-130 aircraft, standard Army trucks, and rail.

In order to reduce the weight of shielding needing transport, the reactor was designed to be installed with a human exclusion boundary of 500 feet.

Design Challenges
In order to minimize the engine volume and mass, the decision was made to operate the engine with nitrogen pressurized to approximately 9 bar - 9 times normal atmospheric pressure - at the compressor inlet. This decision, though it helped reduce the size of the heat exchangers and turbomachinery somewhat, made the design uniquely difficult.

Essentially every other gas turbine ever built has operated with air at atmospheric pressure as the working fluid. The designers of ML-1 had the difficult challenge of making the machine perform as desired with a high density working fluid. This requires the reduction of critical machine clearances and makes accurate balancing far more critical for long term, reliable operation.

A second design decision that made the engine construction more challenging than required was the decision to add a recuperator to the system. Though recuperators have proven that they can improve gas turbine efficiency by several percent in stationary applications, they are not normally used in mobile engines because the additional heat exchanger adds more weight and space than it is worth.

The reactor heat system also required a stretch of existing technology. In order to minimize the size of the reactor, designers decided to use water inside pressure tubes as the neutron moderator. In order to prevent boiling, the water in the tubes was circulated to maintain the temperature below 250 F.

The water tubes were interspersed throughout the core between the fuel bundles. The nitrogen gas flowed past both the water tubes and the fuel bundles and ranged in temperature from 800 F at the core inlet to 1200 F at the outlet. The physical distance between the inlet and the outlet was less than two feet; the temperature extremes made material selection very important.

Testing Experience
The designers of the ML-1 decided to test two different heat engines that could each be connected to the reactor heat source. Once of the machines had an 11 stage axial flow compressor designed and constructed by Fairchild-Stratos Corporation while the other included a two stage centrifugal flow compressor designed and built by Clark Brothers Company.

Neither heat engine was able to meet its designed power output because neither compressor was able to produce the required flow at the required differential pressure. Rather than achieving a power output of 300 kw the best that the tested system could achieve was less than 200 kw. Engineering evaluations were made indicating that some minor adjustments could be made that would raise the performance of the machine, but it is not apparent from the historical record that this kind of rework was ever completed.

A second problem that surfaced during the testing program was related to the moderator water tubes. The high thermal and temperature stress of the tubes combined with manufacturing flaws to cause cracking in the tube welds. The cracks allowed water to enter into the coolant system and required a lengthy hiatus in the test program to correct the problem.

A final problem that had a major effect on the system was the failure of the internal insulation of the regenerator. This was installed under the assumption that it would reduce heat losses and thus improve performance. The insulation consisted of a blanket of fine particles covered with a metal foil. The foil tore loose because of aerodynamic buffeting during testing, causing the distribution of the fine particles throughout the system. After the dust was removed from the engine, testing continued without the insulation.

Lessons Learned
Though the difficulties experienced by the ML-1 testers were the type that are common with the first of a kind of any complex piece of machinery, they proved to be fatal for the program and helped destroy any budding interest in nuclear gas turbines.

Because of the increasing amount of money needed to fight the Vietnam War, the Army's research and development budget for non weapons items was severely constrained. There was little support for funding experimental nuclear systems in 1963, particularly experimental systems that seemed to have so many difficulties that needed fixing.

Now, however, after more than 30 years of technological developments, it is worth summarizing the lessons that can be learned for future closed cycle gas turbine development.

Pressurizing gas turbine cycles may be a good idea on paper, but there are practical engineering difficulties that must be overcome if it is to be used in a real system.
Recuperators are troublesome, particularly if space and weight are constraining factors in system design.
Water tube reactors are unnecessarily complex, particularly since there have been excellent results achieved by high temperature graphite moderated reactors.
Any material that can potentially contaminate a closed cycle turbine system should be avoided.
If possible, well-proven components should be integrated into a complete system rather than designing each component from scratch.
Прикреплённые файлы:
 
   

au

   
★★☆
У амов была плавучая АЭС:
The Army Nuclear Power program recognized the potential benefits of putting a nuclear power plant on a water mobile platform in the early 1960s.

In January, 1963, construction began on the Sturgis, a World War II vintage Liberty ship hull modified to accept installation of a 10,000 kilowatt pressurized water nuclear steam plant.

Designated the MH-1A, (mobile, high-powered, first of a kind, field installation) the generating plant on board the Sturgis provided power to the Panama Canal Zone grid from 1968 to 1975.

The reactor was the most powerful plant in the Army's small fleet of reactor plants. Unlike the smaller Army reactors, it had a low enriched uranium core. It was also the last one to be decommissioned, since it provided a vital service that was not easily replaced.

MH-1AХs power replaced the output of a hydroelectric plant, allowing the water from Gatun Lake to be used to fill Canal locks instead of being used to produce electricity.

Stationed in the Canal during the height of the Vietnam War, MH-1AХs contribution to the war effort allowed 2,500 more ships per year to pass through the Canal than would have been possible without her power.

Eventually, even the MH-1A became too expensive to maintain. Like all of the Army's nuclear power plants, it was a one-of-a-kind machine, with a unique set of spare parts, operating procedures and machinery quirks.

It also required a group of highly trained specialists, all of whom required a regular rotation away from the plant in order to continue their Army careers. The burden of maintaining several unique specialties, ensuring adequate training, and keeping a suitable management structure was difficult for one small generating plant to handle on its own merits.

Like most nuclear plant retirements, the actual situation that resulted in its retirement was the need for a relatively minor system update that might have been completed had it been one of many plants. If MH-1A had been one of many similar plants, the cost of the planning and design work needed for the job could have been amortized over several units.

Instead of being the forerunner for a series of similar machines, MH-1A has been relegated to the status of historical footnote. Its former operators gather along with the former operators of other Army plants, sharing memories and wondering why their pioneering efforts went for naught.
 
   
US Andrew_han #13.04.2004 23:10
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

ПАЭС пошла по судам
Палата по патентным спорам отклонила претензии ЗАО "Атомэнерго" к иску северодвинских инженеров. Компания не учла их наработки в проекте плавучей атомной станции (АТЭС ММ), что не только увеличивает его стоимость, но и не исключает технических просчетов.

Четыре года назад северодвинцы запатентовали стратегическое изобретение - "Способ дожигания остатков ядерного топлива АПЛ для обогрева объектов через корабельный блок-отопитель". По сути дела, это старт для проектирования и строительства на Севмаше плавучих энергоблоков. Изобретение получило высокие оценки специалистов практически всех ядерных институтов, вплоть до ОКМБ им. Африкантова.
Получение горячей воды от судовых ядерных энергетических установок (ЯЭУ) позволяет зарабатывать свыше 1 млн. рублей в день на каждом судне. Это значительно превосходит по прибыли все другие способы применения ЯЭУ, что делает их суперприбыльными. Экологическая чистота технического решения патента подтверждена норвежскими экологами, получен диплом-сертификат российско-норвежской программы "Чистое производство". Изобретение также могло бы решить проблему утилизации ЯЭУ с выведенных из состава ВМФ кораблей.
В ноябре 2000 года Минатом России открыл заказ на проектирование и реализацию АТЭС ММ. Генеральным проектантом назначено ЗАО "Атомэнерго". Однако, специалисты ЗАО "Атомэнерго" не сочли нужным обратиться к патенту северодвинских инженеров, и вместо эффективного теплоснабжающего варианта станции с КПД 72%, рассчитанной на обогрев 90 тысяч человек, был представлен вариант с КПД всего 36%. За эту разработку ЗАО "Атомэнерго" получило 97,1 млн. рублей, хотя фактически проект выполнялся по техническому заданию 1994 года, устаревшей документа-ции проекта ПЭБ для чукотского города Певека.
В настоящее время в Северодвинске находится около трех десятков реакторных установок, вырезанных из подводных лодок. Наработка некоторых из них меньше 5 лет. Специалисты оценивают матчасть утилизируемого реактора в 100 млн. долларов. Прибавьте сюда упущенную выгоду, которую можно было бы получить от теплоснабжения. Проект ЗАО "Атомэнерго" не предусматривает использования оборудо-вания списанных АПЛ. Но проектирование по патенту северодвинских инженеров обошлось бы всего в 8,8 млн. рублей, что явно не в коммерческих интересах ЗАО "Атомэнерго".
Получается, что авторы патента единственные, кто отстаивает финансовые интересы Северодвинска и области. Они на свои средства оплачивают адвоката, судебные издержки, проезд. Представитель авторов Михаил Котов, которого многие на Севмаше знают по многолетней совместной работе, обратился к работникам предприятия с просьбой отстоять свое будущее и помочь деньгами для завершения судебных разбирательств.
- Если потеряем патент, не будет рычага для строительства АТЭС ММ в Северодвинске, - считает Котов, председателя северодвинского Общественного совета по атомной энергетике. - Моя переписка с ведущими техническими и силовыми структурами по патенту и АТЭС ММ уже весит 7 килограммов. Обращались за материальной помощью к северодвинским депутатам, в область, к Президенту России, но ни копейки не получили.

Подготовил Михаил СТАРОЖИЛОВ

Страница не найдена | Северный рабочий | Северодвинск

11.10.2013 11.10.2013 • 11.10.2013 11.10.2013 11.10.2013 11.10.2013 11.10.2013 11.10.2013 11.10.2013 11.10.2013 11.10.2013 11.10.2013 11.10.2013 • 11.10.2013 • 11.10.2013 11.10.2013 • 11.10.2013 • 11.10.2013 © ООО «Редакция газеты «Северный рабочий» · Воспроизведение материалов с сайта газеты «Cеверный рабочий» возможно только с письменного разрешения редакции. Созадние сайта Студия Алексея Клепиковского // www.nworker.ru
 
   

yuu2

опытный

[quote|Andrew_han, 13.04.2004 22:10:48 :]ПАЭС пошла по судам[/quote]

Что и следовало ожидать. Интересы "Севмаша", Минатома и региона совпали лищь на короткое время.

Правдо, то что вынесено на поверхность конфликта (довыработка ресурса лодочных реакторов) само по себе тянет на авантюру, не меньшую, чем ПЭБ.
   
Это сообщение редактировалось 14.04.2004 в 11:55
EE Татарин #14.04.2004 11:36
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
nuclear.ru

Межведомственная областная комиссия утвердила площадку строительства ПАТЭС в Северодвинске.

8 апреля на заседании в Архангельске межведомственная областная комиссия подписала протокол о выборе площадки для строительства плавучей атомной теплоэлектростанции малой мощности (ПАТЭС ММ) и о проведении научно-общественной экспертизы. Об этом, как передал ИТАР-ТАСС, сообщил участвовавший в заседании комиссии генеральный директор ОАО «Малая энергетика» Евгений Кузин. Как и планировалось, ПАТЭС ММ будет размещаться на территории ФГУП «Севмашпредприятие» в г. Северодвинске. Е. Кузин также сообщил, что Федеральное агентство по атомной энергии приняло решение о разработке рабочей документации по проекту строительства ПАТЭС в Северодвинске.

Стоимость строительства оценивается в 5,9 млрд. рублей, продолжительность - от 39 до 42 месяцев. Оно начнется после того, как рабочая документация будет передана в Федеральную службу по атомному надзору для получения лицензии. По словам главного инженера ЗАО «Атомэнерго», Владимира Воробьева, для размещения будущей ПАТЭС потребуется 1,5 га акватории и 0,6 га береговой полосы. На суше будут расположены здания теплового пункта и распределительного устройства. Все основное оборудование будет находиться на плавучем блоке. На нем же будет храниться и облученное ядерное топливо, которое может накапливаться там в течение двенадцати лет.

Проект «Атомная теплоэлектростанция малой мощности на базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ-40С в г. Северодвинске» рекомендован к утверждению Главгосэкспертизой РФ в ноябре 2003 г. По оценкам специалистов ОАО «Малая энергетика», являющейся заказчиком строительства, стоимость сооружения ПАТЭС составит около 150 млн. долларов, срок окупаемости - тринадцать лет. Анализ поступлений в бюджеты различных уровней при реализации данного проекта показывает, что ежегодно ожидается поступлений в федеральный бюджет около 5,81 млн. долларов, в региональный бюджет - свыше 1,3 млн. долларов, а в муниципальный бюджет региона расположения АТЭС ММ - до 0,18 млн. долларов. Поступления во все уровни бюджетов при строительстве ПАТЭС в Северодвинске будут существенно выше.

   

yuu2

опытный

Стоимость строительства оценивается в 5,9 млрд. рублей,
 

стоимость сооружения ПАТЭС составит около 150 млн.долларов
 

Не срастается! 5900/30=196M$
для размещения будущей ПАТЭС потребуется 1,5 га акватории и 0,6 га береговой полосы
 

Территории завода, стоимость отторжения которых никак не учтена в проекте.
срок окупаемости - тринадцать лет
 

70МВт эл. при КИУМ 0.8 (а это очень большая цифра для данного агрегата) за 13 лет дадут энерговыработку 6.4 млрд.кВт*час. 150M$/6377MкВт*час=2.3цента с 1 кВт*час - отчисления ИЗ ПРИБЫЛИ для возврата инвестиций. (реально всё сложнее - с дисконтированием и пр.) Плюс налоги, аммортизационные отчисления, расходы на капитальный и средний ремонт, на топливо и обращение с ОЯТ, на зарплату и пр., пр.,пр. Получится отпускной тариф (не для потребителя - для энергокомпании) не меньше 6-8 центов за кВт*час. За счёт теплофикации он, конечно, будет чуть меньше. Но всё-равно НЕ ПОДАРОК.
что ежегодно ожидается поступлений в федеральный бюджет около 5,81 млн. долларов, в региональный бюджет - свыше 1,3 млн. долларов, а в муниципальный бюджет региона расположения АТЭС ММ - до 0,18 млн.
 

5.81+1.3+0.18=7.29M$ налогов. Это 1.486 цента налогов с 1 кВт*час энерговыработки! Т.е. заложенная в проект прибыль до налогообложения на уровне 4.5 центов с 1 кВт*час. А это снова возвращает (при сроке окупаемости 13 лет) к цене станции 196M$. Т.е. цифра 150M$ - дутая!!!
   
RU Andrew_han #14.05.2004 09:52
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Коммерсантъ
14.05.2004
Атомщики предлагают разделить энергию


малая энергетика
Вчера, выступая на заседании круглого стола по проблемам развития малой
энергетики в Совете федерации, первый заместитель гендиректора по развитию
концерна "Росэнергоатом" Александр Полушкин заявил, что одним из способов
привлечь инвестиции в атомную энергетику может стать СРП. На заседании также
предложено разработать федеральный закон "О малой энергетике", в котором малым
предприятиям давались бы льготы и дешевые кредиты.

Малая энергетика — это энергетика в локальных энергосистемах, отдаленных
населенных пунктах и промышленных предприятиях. К малым электростанциям
относятся станции мощностью до 30 МВт, котельные теплопроизводительностью до 20
Гкал/ч, энергоустановки, использующие солнечную, ветровую, геотермальную
энергию, энергию биомассы, а также малые гидроэлектростанции и микроГЭС с
единичной мощностью агрегатов до 100 кВт. К установкам малой энергетики также
отнесены АЭС с электрической мощностью энергоблоков до 150 МВт или тепловой
мощностью до 500 МВт.

По словам выступившего на вчерашнем заседании в СФ генерального директора АО
"Малая энергетика" Евгения Кузина, основные территории децентрализованного
энергоснабжения России относятся к зоне Крайнего Севера (около 60% территории
России), где высоко развита промышленная деятельность: на севере России
добывается до 10% общемирового объема нефти, около 25% природного газа, никеля,
кобальта, а также порядка 50% металлов платиновой группы. В этом регионе также
расположены высокодотационные субъекты РФ и ФГУПы, энергообеспечение которых
полностью финансируется федеральным бюджетом. Для справки: на севере Западной
Сибири газом имеет возможность пользоваться всего 3% населения, водопровод имеют
4%, центральное отопление — 0,1%. Бюджет 2004 года предусматривает субвенции на
компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и
Архангельской области в сумме 2,6 млрд руб., а субсидии на государственную
финансовую поддержку закупки и доставки топлива в районы Крайнего Севера
оцениваются в 8,8 млрд руб. По мнению господина Кузина, "радикальным средством
снижения этих затрат может стать применение энергоустановок с комбинированной
выработкой тепла и электричества, максимально приближенных к конечному
потребителю". Речь идет в первую очередь о системах теплоснабжения в ЖКХ. "При
транспортировке потери в российских теплосетях достигают 30%.
Мини-теплоэлектростанции помогут решить эту проблему, а также позволят снизить
энерготарифы",-- считает господин Кузин. Там, где нет доступного топлива,
предлагается использовать атомные теплоэлектростанции малой мощности. А чтобы у
потенциальных инвесторов появился стимул для строительства таких станций, первый
заместитель генерального директора по развитию концерна "Росэнергоатом"
Александр Полушкин предложил создавать для них льготные кредитные условия --
кредитная ставка не должна превышать 5%.

Кроме того, предлагается доплачивать из бюджета тем, кто приобретает
дорогостоящее энергоэффективное и энергосберегающее оборудование. "Такая
практика широко используется в США и на Западе, особенно после энергетических
кризисов",-- отметил господин Кузин. Кроме того, по мнению господина Полушкина,
необходимо законодательно закрепить преимущественное право продажи энергии и
тепла, вырабатываемых объектами малой энергетики, по ценам, утвержденным
государственными регулирующими органами. Что же касается атомных электростанций
малой мощности, то, по мнению господина Полушкина, при их строительстве и
эксплуатации должен использоваться механизм СРП — по аналогии с разработкой
нефтегазовых месторождений "Сахалин-1" и "Сахалин-2". "Вырабатываемая
электроэнергия должна быть разделена между государством, в чьей собственности
остаются атомные станции, и частным инвестором пропорционально вложенным
инвестициям",-- заявил господин Полушкин. По его мнению, такая же схема может
использоваться и при строительстве плавучих АЭС. Дело в том, что контракт
"Росэнергоатома" с китайской государственной внешнеторговой корпорацией
"Машимпекс" на строительство первой плавучей АЭС был подписан еще год назад.
Китай готов инвестировать в проект примерно $80 млн и уже провел тендер на
строительство плавучей станции, в котором победила одна из китайских гражданских
верфей. А энергоустановку планируется построить на российском ФГУП "ПО 'Севмаш'"
(Северодвинск). Однако "Росэнергоатом" не готов инвестировать в этот проект
собственные средства ($140-150 млн). Поэтому "Росэнергоатом" ищет возможность
привлечения в проект частных инвесторов. По итогам вчерашнего заседания было
решено подготовить и принять закон "О малой энергетике", который бы охватывал
весь комплекс правоотношений, возникающих в связи с производством и применением
автономных энергоустановок.

ИРИНА Ъ-РЫБАЛЬЧЕНКО
   
RU Andrew_han #09.08.2004 11:12
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Минатом. Ру подводит итоги голосования по проекту плавучих АЭС

15.07.04 12:44
Минатом. Ру подводит итоги голосования по проекту плавучих АЭС
Минатом.Ру 5 месяцев назад объявил открытое голосование с вопросом «Как Вы относитесь к реализации проекта создания в России плавучих АЭС?». Всего к утру 21 июля проголосовало 838 человек. Голоса распределились следующим образом: «Это пойдет на пользу стране» – 44%, 373 человека; «Это может вызвать нежелательные экологические последствия»– 39%, 331 человек; «Мне все равно» – 8%, 70 человек; «Я не обладаю нужной информацией для ответа» – 7%, 66 человек. Итоги голосования, как нам кажется, в определенной степени отражают ситуацию в обществе по отношению к созданию и использованию плавучих АЭС. Прокомментировать результаты голосования мы попросили генерального директора АО «Малая энергетика» Евгения КУЗИНА.


Минатом.Ру подводит итоги голосования по проекту плавучих АЭС




Проблема энергоснабжения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока относится в нашей стране к стратегическим. От ее эффективного решения зависит жизнедеятельность регионов с многомиллионным населением.
Один из наиболее приемлемых вариантов - использование плавучих атомных станций. Проект таких АЭС разработан российскими учеными. Как и всякое новое дело, проект имеет неоднозначную оценку в обществе. Поэтому Минатом. Ру объявил в феврале открытое голосование с вопросом "Как Вы относитесь к реализации проекта создания в России плавучих АЭС?".
Голоса распределились следующим образом:

- "Это пойдет на пользу стране" - 44%, 373 человека
- "Это может вызвать нежелательные экологические последствия"- 39%, 331 человек
- "Мне все равно"- 8%, 70 человек
- "Я не обладаю нужной информацией для ответа" - 7%, 66 человек.

Итоги голосования, как нам кажется, в определенной степени отражают ситуацию в обществе по отношению к созданию и использованию плавучих АЭС.

За более подробным комментарием мы обратились к генеральному директору АО "Малая энергетика" Евгению КУЗИНУ.


Евгений Алексеевич КУЗИН
В 1979 г. окончил Московский автомобильно-дорожный институт

В 1973-1988 гг. работал в институте "Гипрокоммундортранс"

В 1988-1992 гг. сотрудник Московского отделения института "Атомэнергопроект"

С 1992 г. - в ОАО "Малая энергетика"

С 1995 г. - Директор проекта строительства серии плавучих АЭС на базе реакторов КЛТ-40С

С 2000 г. - Генеральный директор ОАО "Малая энергетика"



Е.КУЗИН: Прежде всего, я хочу поблагодарить всех участников акции голосования на портале Пресс-центр атомной энергетики и промышленности, поскольку мнение общества, как показывает практика, часто оказывает серьезное влияние на решение важнейших стратегических задач страны и, тем более, в вопросах энергоснабжения.
То, что за реализацию проекта создания в России плавучих АЭС высказалось 44 процента респондентов, говорит о понимании общественностью важности проблемы. Однако есть и немалый процент тех, кто полагает, что использование плавучих АЭС нежелательно с точки зрения экологии.
Могу сказать, что материалы Проекта получили положительную оценку Государственной экологической экспертизы, двух независимых общественных экологических экспертиз (по площадкам в Певеке и Северодвинске), а также нашли поддержку депутатского корпуса и широкой общественности на общественных слушаниях в городах Северодвинске и Архангельске.
Все это можно считать весомым аргументом в пользу того, что при более основательном знакомстве с Проектом, люди начинают поддерживать его реализацию, причем не где-нибудь "за горизонтом", а у себя в городе, в области.
Вывод я могу сделать один: активнее, больше и грамотнее разъяснять населению принципы действия плавучей АЭС и показывать эффективность ее использования, особенно в таких специфических регионах, как Крайний Север.



Действительно, сложное геополитические положение регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока определяют особый подход к этому вопросу. Поэтому, в соответствии с Федеральной целевой программой "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, был разработан проект атомной станции малой мощности (АСММ) на базе плавучего энергетического блока (ПЭБ) с реакторными установками КЛТ-40С, предназначенной для гарантированного энергоснабжения потребителей в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.



Выполнить подобный проект по наземной схеме строительства в этих регионах практически невозможно, так как это потребует огромных дополнительных вложений - необходимо создавать строительную базу, завозить оборудование и материалы, обеспечивать содержание социальной инфраструктуры на период строительства и эксплуатации. Поэтому оптимальным решением, на наш взгляд, является установка готового к эксплуатации энергоблока, который обслуживается вахтовым методом и при выводе из эксплуатации не оставляет на площадке радиоактивных материалов.
По такой схеме в нашей стране почти 30 лет успешно эксплуатируется Билибинская атомная станция, полностью обеспечивающая теплом и электроэнергией г. Билибино Чукотского автономного округа. Этот пример показывает хорошие перспективы использования плавучих АЭС.



Согласно проекту плавучего энергетического блока (ПЭБ) он сооружается на судостроительном предприятии и сдается полностью готовым к эксплуатации. На ПЭБ предусмотрен жилой блок для эксплуатационного персонала. Блок обслуживается вахтовым методом со сменяемостью вахт каждые четыре месяца. А работы по перегрузке ядерного топлива, а также хранение отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов за межремонтный период осуществляются на борту ПЭБ.



На одной загрузке топлива ПЭБ работает 3 года, что позволяет за этот период экономить 360 тыс. тонн мазута (640,0 млн. руб.) или 600 тыс. тонн угля (706,0 млн. руб). Срок строительства 4 года, а срок окупаемости 9 лет с начала строительства. При серийном изготовлении энергоблоков стоимость второго и последующих уменьшится на 15-20 %, что значительно повысит экономическую эффективность станции.



Жизненный цикл станции, включая строительство, эксплуатацию, капитальный ремонт плавучего энергоблока и его утилизацию, подготовку персонала, полностью обеспечивается действующей инфраструктурой российской ядерной промышленности.
Более того, реализация этого проекта обеспечит загрузку ведущих промышленных научных, конструкторских и проектных организаций, а также предприятий России в области атомного машиностроения и судостроения, таких, как ФГУП "ПО "Севмаш" (г. Северодвинск), ОАО "Калужский турбинный завод" (г. Калуга), ФГУП НПО "Аврора" (г. Санкт-Петербург), ОАО "Балтийский завод" (г. Санкт-Петербург). Подготовка персонала будет осуществляться на базе учебного центра ВМФ в г. Обнинске.



Таким образом, одновременно будут решены вопросы экономики, экологии и безопасности.
Должен отметить достаточно высокую коммерческую составляющую реализации проекта плавучих АЭС, например, для зарубежных потребителей. Во-первых, проект осуществляется по схеме: плавучий энергоблок остается в собственности России, сменный экипаж-вахта - российская, потребителю продаётся электроэнергия, тепло, пресная вода на основе долгосрочного договора. Такая схема позволит стране, в которой работает энергоблок, не создавать эксплуатационную инфраструктуру, обеспечивает гарантии нераспространения технологий и ядерных материалов, беспрепятственный возврат в Россию плавучего энергоблока с отработанным топливом и его полную утилизацию на действующих предприятиях России.



Уже сегодня большой интерес к этому проекту проявляет Республика Индонезия и Китайская Народная Республика. Но основным условием для подписания контракта с этими странами является наличие действующего образца станции на территории России. И китайская сторона даже готова принять участие в строительстве головной станции в г. Северодвинске, но на условиях связанного кредита под государственные гарантии.



На настоящий момент проект головной атомной станции малой мощности на базе ПЭБ в г. Северодвинске завершен и готов к практической реализации:
- получено положительное заключение Минприроды России;
- технический проект плавучего энергоблока утвержден совместным решением Минатома России, концерна "Росэнергоатом" и Россудостроения;
- получены лицензии Госатомнадзора России на право сооружения (строительства) плавучего энергетического блока и на право размещения АСММ в г. Северодвинске;
- разработана рабочая конструкторская документация для поставки оборудования с длительным технологическим циклом изготовления: реактор, парогенератор, и др.



Однако решение вопроса, как всегда упирается в наличие возможностей финансирования проекта. Без государственной поддержки такой сложной задачи не решить.
Но и без поддержки большей части населения также работать невозможно. Поэтому еще раз благодарю всех поддерживающих проект плавучих АЭС и атомную энергетику в целом. А тех, у кого есть вопросы по данной теме, прошу обращатьcя на Интернет-портал Пресс-центр атомной энергетики и промышленности или на сайт АО "Малая энергетика" (404 Not Found.


Подготовила Валентина Филиппова (Минатом.Ру)





   
RU Andrew_han #29.07.2005 09:41
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный



Russia, China to start building floating nuclear plant
28/07/2005 16:19 MOSCOW, July 28 (RIA Novosti) - Russia and China have signed an $86.5-million contract for the construction of the world's first floating nuclear power plant, Vladimir Uryvsky, deputy department head at the Federal Nuclear Energy Agency, told the newspaper Trud.

China will build the body and Russia will be responsible for the power block. The plant will look like a ten-story 140m-long and 30m-wide floating building with the displacement of 21,000 tons.

It is to be sited in Severodvinsk, in the Arkhangelsk region in Russia's European north, to supply electricity and heat to the Sevmash defense enterprise there. Its will have a 70-megawatt capacity and a maximum thermal capacity of 150 gigacalories per hour, enough for a city of 200,000. The construction is to begin next year and end in 2011.

Uryvsky said the 6-billion ruble ($208.84 million) project would be recouped in 12 years with electricity returns of 46 billion rubles and thermal energy returns of 61 billion. Accrued profits are expected to top 65 billion rubles during the plant's exploitation.

The plant will use the closed technological cycle and multiple hermetic protection. The energy block will have five independent safety barriers, more than those on a nuclear submarine or icebreaker. Even the first stationary nuclear power plants did not have such protection. The block could not even be depressurized if a plane crashed down on it, giving the design full safety guarantee, Uryvsky said.

He said the design also includes anti-terrorist measures. Divers and submersible craft will be stopped a long distance from the power block.

Such plans will be in demand in Siberia and the Far East, which are short of energy. The leaders of the nuclear energy sector and the administrations of the Chukotka autonomous area and the Kamchatka region have signed declarations of intentions on the construction of similar power plants. Canada, Indonesia, India and several other countries have expressed interest in the project.



© 2005 "RIA Novosti"


   
RU Andrew_han #12.01.2006 20:05
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

ИТАР-ТАСС
12.01.2006
Практическая реализация проекта головной плавучей атомной
электростанции начнется в этом году - Росатом

МОСКВА, 12 января. /Корр. ИТАР-ТАСС Герман Соломатин/. Практическая
реализация проекта плавучей атомной электростанции начнется в этом году.
"В 2006 г российский государственный концерн по производству электрической
и тепловой энергии на атомных станциях "Росэнергоатом" начнет практическую
реализацию проекта головной плавучей атомной теплоэлектростанции малой
мощности /АТЭС ММ/ в Северодвинске", - сообщили сегодня корр. ИТАР-ТАСС в
Росатоме.
"В канун Нового года в "Росэнергоатоме" создана Дирекция строящихся
плавучих атомных электростанций - филиал концерна, которая будет
курировать работы по сооружению первой АТЭС", - отметили в Росатоме.
Директором этого подразделения и заместителем генерального директора
концерна назначен бывший заместитель полномочного представителя Президента
РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов.
В Росатоме подчеркнули, что проект головной АТЭС ММ на базе плавучего
энергоблока /ПЭБ/ с реакторными установками КЛТ - 40С "завершен и готов к
практической реализации". Проект будет осуществлен в соответствии с
Федеральной целевой программой "Энергоэффективная экономика на 2002-2005
годы и на перспективу до 2010 года". Серийные образцы станции планируются
к размещению на площадках ЗАТО Вилючинск Камчатской области, а также
городе Пивек Чукотского автономного округа, уточнили в Росатоме.
В Росатоме пояснили, что жизненный цикл станции, включая
строительство, эксплуатацию, капитальный ремонт плавучего энергоблока, его
утилизацию и подготовку персонала, "будет полностью обеспечиваться
действующей инфраструктурой российской ядерной промышленности". ПЭБ будет
строиться на судостроительном предприятии и сдаваться полностью готовым к
эксплуатации. Он будет обслуживаться вахтенным методом. Сменяемость вахт
каждые четыре месяца. Работы по перегрузке ядерного топлива, хранению
отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов будут
осуществляться на борту АТЭС. Капитальный ремонт ПЭБ будет проходить в
условиях судостроительного предприятия. В Росатоме уточнили также, что
"персонал будут готовить на базе учебного центра ВМФ в Обнинске в
Калужской области, где в настоящий момент зарезервированы учебные
помещения и тренажер".
Кроме того, отметили в Росатоме, в Опытно конструкторском бюро
машиностроения имени Африкантова в Нижнем Новгороде "разработаны проекты
реакторных установок для плавучих АЭС /ПАЭС/ мощностью от 3 до 40 МВт для
работы в условиях Крайнего Севера, Камчатки и Дальнего Востока". Общим для
всех проектов ПАЭС является использование основных технических решений,
применяемых в судовых и корабельных реакторных установках, суммарный срок
службы которых превышает 6000 реактро-лет. Стоимость строительства ПАЭС
мощностью 3 МВт составляет всего 20 млн долл. Срок службы таких ПАЭС - 50
лет. Перегрузка топлива осуществляется один раз в 10-12 лет.
В Росатоме отметили, что "обогащение урана в топливе для таких ПАЭС -
мене 20 проц, что удовлетворяет требованиям МАГАТЭ по нераспространению и
обеспечивает возможность экспортного использования Россией таких станций".
   

yuu2

опытный

Andrew_han> Практическая реализация проекта головной плавучей атомной
Andrew_han> электростанции начнется в этом году - Росатом

Вопрос - на чьи деньги? В октябре на "Малой энергетике" было озвучено, что договорились на кредит от китайцев, при условии, что плавучая часть будет строиться у них. Неужто передоговорились на бюджетные деньги?

Andrew_han> Директором этого подразделения и заместителем генерального директора концерна назначен бывший заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов.

А он-то каким боком при атоме и/или Севмаше? Или Кириенко своих начал прикармливать?
   

mk011

новичок
yuu2> А он-то каким боком при атоме и/или Севмаше? Или Кириенко своих начал прикармливать?

Обозом был замом Кириенки в приволжском полпредстве. А до этого они вместе работали по комсомольской линии. Кириенко после своего перевода в Минатом почти всю команду забрал, как Немцов в свой время. Ни к чему хорошему это тогда не привело.

   
Это сообщение редактировалось 31.03.2006 в 17:45

leon

опытный
★☆
http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2006/03/28/45957/
Севмаш получил лицензию на сооружение плавучей АТЭС. CРОК ее действителен до 2007 года. Об этом сообщили в Архангельско-Ненецком отделе инспекции ядерной и радиационной безопасности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
   
RU Andrew_han #28.03.2006 22:22
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

РИА "Новости".
28.03.2006
Китай готов участвовать в российском проекте строительства плавающих АЭС

ПЕКИН, 28 мар - РИА Новости, Алексей Ефимов. Китайская сторона готова
сотрудничать с РФ при реализации российского проекта строительства
плавающих атомных электростанций, заявил во вторник журналистам замглавы
департамента международного сотрудничества Росатома Виталий Рябов.

Делегация Росатома принимает участие в открывшейся во вторник в Пекине 9-й
международной выставке "Ядерная промышленность. Китай 2006".

"Китайская сторона открыто говорит о готовности сотрудничать в этом
направлении (строительства плавающих АЭС), в том числе и в инвестиционном
плане", - сказал Рябов

Он также заметил, что Россия сотрудничает с Китаем и в области
научно-исследовательских разработок, в частности в сфере создания реактора
на быстрых нейтронах.

"У Китая обширная программа в области развития атомной энергетики, активно
ведутся исследовательские работы в этой области, - сказал Рябов. - Мы
рассматриваем КНР как одного из наиболее перспективных партнеров в области
мирного атома".

9-я международная выставка "Ядерная промышленность. Китай 2006" завершится
31 марта. Участие российской делегации в выставке в Китае включено в план
мероприятий проведения Года России в КНР в 2006 году. Среди участников
выставки представлены ведущие предприятия Росатома, в том числе корпорация
ТВЭЛ, ЗАО Атомстройэкспорт, Техснабэкспорт, ФГУП ЦНИИАтоминформ и ФГУП
ЦИВД Росатома.
   
RU Andrew_han #12.06.2006 20:03
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

РИА "Новости".
12.06.2006
На этой неделе Росэнергоатом подпишет контракт с Севмашем на
строительство первой плавучей АЭС

С.-ПЕТЕРБУРГ, 12 июн - РИА Новости, Максим Ничипоренко. На этой неделе
Росэнергоатом подпишет контракт с Севмашем на строительство первой
плавучей АЭС, сообщил журналистам в Петербурге президент научного центра
"Курчатовский институт" Евгений Велихов.

"На этой неделе мы вместе с Кириенко (глава Росатома) будем в
Северодвинске, где 14 числа будет подписан контракт на строительство
первой мобильной плавучей атомной электростанции", - сказал он.

19 мая было объявлено, что конкурс на строительство первой плавучей АЭС
выиграло предприятие Севмаш.

"ФГУП ПО Северное Машиностроительное Предприятие стало победителем
закрытого конкурса на сооружение и поставку несамоходного стоечного судна
- плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ-40С для атомной
электростанции малой мощности, которая будет строиться в городе
Северодвинске Архангельской области", - сообщила пресс-служба
Росэнергоатома.

"Для России использование подобного плавучего энергоблока важно в связи с
тем, что он позволяет коренным образом решить проблему с традиционным
"северным завозом" органического топлива в энергодефицитные северные
регионы страны", - отмечается в пресс-релизе.
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Sahalinets2006 #14.06.2006 03:20
+
-
edit
 

Sahalinets2006

новичок
Не специалист конечно, но ... Вся эта история вызывает оч-чень большие сомнения. Во-первых цена - 150 мл. баксов - думаю реально в 2 раза больше, а если учесть инфраструктуру (эксплутационную и ремонтную) то и в 3, если не больше. Ну и кому это нужно? Особенно с учетом реального КПД.
А интерес китайцев понятен - их интересуют технологии реактора. Я где-то прочел, что в обмен на участие в строительстве первой посудины они хотят получить все основные технологии.
В общем очередная афера типа ВСМ, только хуже - не просто распил бюджетных денег, но и утечка передовых технологий.
   
1 2 3 4 5 6 7 19

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru