[image]

Судьба экранопланов

Теги:флот
 
1 2 3 4 5 6 7 13
RU Фагот #21.03.2004 16:31
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
А каково их нынешнее состояние? Разработку свернули? Кто ещё жив остался?
   
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Фагот, 21.03.2004 16:31:11 :
А каково их нынешнее состояние? Разработку свернули? Кто ещё жив остался?
 


"Орлята" вроде на Каспии остались пока . Несколько штук. Даже в каких-то учениях применялись.

С разработками - скорее всего - нет.
   
+
-
edit
 

someuser

опытный

На Каспии вроде бы ещё чего-то есть.
Какой-то переборудуется или уже переоборудован в спасательный со снятием штатного вооружения.
   
RU Фагот #21.03.2004 21:30
+
-
edit
 
RU Andrew_han #21.03.2004 22:32
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Фагот, 21.03.2004 21:30:10 :
А "Лунь" сгнил?
 


От Орлят ничего не осталось, точнее- они все разобрны. Лунь сгнил. В Нижнем достравивают второй в варианте "Спасатель".
У него готовность процентов 80-85%. Потом планируется его на Каспий.
   
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

От Орлят ничего не осталось, точнее- они все разобрны.
 


Разобраны ? Летом вроде показывали их, принимающих участие в учениях. Хотя за полгода....
   
RU Фагот #21.03.2004 23:36
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Andrew_han>>>В Нижнем достравивают второй в варианте "Спасатель".
Его уже по-моему лет десять всё в этом варианте достраивают и достраивают. Кого, как и где он спасать то будет?

А "Лунь" жалко - мне он нравился очень.
   
RU Andrew_han #21.03.2004 23:47
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Они в нелетающем состоянии были года с 1993 г. Плюс движки с них были сняты.
   

hcube

старожил
★★
А Лунь - это тот же Каспийский монстр? Или что-то помельче? На приведенной фотке как раз Орленок, это понятно - два маршевых ТРД и стартовый ТВД.
   
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Andrew_han, 21.03.2004 23:47:02 :
Они в нелетающем состоянии были года с 1993 г. Плюс движки с них были сняты.
 


Гм... погоди - совершенно отчётливо видел летом по ящику как два "Орлёнка" с Андреевскими флагами на килях высаживали десант... странно

   
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

hcube, 21.03.2004 23:49:52 :
А Лунь - это тот же Каспийский монстр? Или что-то помельче? На приведенной фотке как раз Орленок, это понятно - два маршевых ТРД и стартовый ТВД.
 


Нет, "Лунь" это "Лунь", а "Каспийский монстр" - это КМ-1, который на самом деле был "Корабль-макет" :lol:

http://avia.russian.ee/air/ekranoplanes/km-1_1.jpg [zero size or time out]

http://avia.russian.ee/air/ekranoplanes/km-1_2.jpg [zero size or time out]

Он погиб в 80-ом из-за ошибки пилота

А вот "Лунь" - пр.903

[img=http://fas.org/man/dod-101/sys/ship/row/rus/project-903-image1.jpg]

6 "Москитов" и 400 тонн взлётного веса. Он больше "Орлёнка"
   
Это сообщение редактировалось 22.03.2004 в 00:31
+
-
edit
 

someuser

опытный

Часть экранопланов точно живые...
   
DE bundesbürger #22.03.2004 01:34
+
-
edit
 

bundesbürger

втянувшийся

Об экранопланах пишут лет 80. Даже строили и эксплуатировали. Но дело постепенно заглохло. Не говорит ли это о том, что реальность не оправдала ожидания? Где ж их "ахиллесова пята"?
   

hcube

старожил
★★
Срок службы. Дюраль - и морская вода.
   
+
-
edit
 

serbor

опытный

Ну можно и AlMg3 применять, не в этом помоему проблема.
   
RU Фагот #22.03.2004 08:18
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Немного фоток и вопрос:

У него над кабиной что, ещё два двигателя?

http://jpcolliat.free.fr/ekra/images/km5.jpg [not image]

Для сравнения:

http://jpcolliat.free.fr/ekra/images/orlenok4.jpg [not image]

Вот так происходит выгрузка из "Орлёнка":

http://jpcolliat.free.fr/ekra/images/orlenok.jpg [not image]

Выстрел "Москитом":

http://jpcolliat.free.fr/ekra/images/lun1.jpg [not image]

Наверное на большом ходу:

http://jpcolliat.free.fr/ekra/images/lun5.jpg [not image]

Достройка "Спасателя":

http://jpcolliat.free.fr/ekra/images/spasatel_4.jpg [not image]

http://jpcolliat.free.fr/ekra/images/spasatel_5.jpg [not image]
   
RU Andrew_han #22.03.2004 09:34
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Дагестанская правда (Махачкала)
07.10.2003

ЗКРАНОПЛАНЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
ЮРИЙ КОЛИКОВ

Таким <везделетам> нет аналогов в мире.
Каждый раз, когда мы бываем на авиабазе Каспийской флотилии, считаем нужным
подойти к "Орленку".
На этот раз наша встреча с "Орленком" была особой. Командир авиабазы
подполковник Ш.Джахаев сказал, что этот экраноплан и его старший брат "Лунь"
будут переправлены в Нижний Новгород. Цель - вернуть к жизни эти экранопланы,
стоящие пока "на приколе".
Пока "Орленок" и "Лунь" находятся в воинских частях на хранении и содержании.
"Орленок" - на авиабазе, а "Лунь" - в бригаде пограничных сторожевых кораблей.
Эта чудо-техника была создана по идее выдающегося конструктора скоростных судов
академика Р.Алексеева. Экранопланы способны взлетать как с воды, так и с
песчаного берега и развивать скорость до 450 километров в час. "Орленок"
принимает на борт взвод с двумя БТРами или роту с полным вооружением, а "Лунь"
может своим залпом уничтожить авианосец.
С некоторого времени их перестали выпускам, хотя аналогов в мире им нет. Это
подтвердили военные специалисты США, назвавшие экранопланы "монстрами". А у
себя, как ни пытались, сделать нечто подобное они не смогли...
Казалось, "Лунь" и "Орленок" в последний раз выходили в море.
По, оказывается, не в последний! Побывавший в Каспийске начальник Генерального
штаба Министерства обороны
России генерал армии Н.Квашнин осмотрел экранопланы и приказал до конца сентября
этого года определить перечень работ по их восстановлению и наметить меры по
обучению летного состава. Восстанавливать их будут на нижегородском заводе
"Волга". Как говорят, "добро" получено.
Заместитель командира авиабазы по инженерно-авиационной службе капитан Руслан
Корчевский экранопланы знает не понаслышке. В свое время сам готовился к полету
на "Орленке" и даже прибыл к месту службы, да вот экраноплан надолго сел на
якорь. Р.Корчевский рассказал, что дальность полета экранопланов 2 тысячи
кпломпрон. Они в состоянии находиться в боевом походе и в течение трех суток. На
"малом" экраном чане установлены три двигателя общей мощностью в 30 тысяч
лошадиных сил. А вот у "Луня" эта мощность намного больше - 700 тысяч!
Каспийми-не затыкали уши, когда "Лунь" летел над морем, едва касаясь волны. Так
вот, на один час полета "Луня" требуется 6 тысяч 200 килограммов топлива.
Кстати, точно столько же, что и для ТУ-1 54. Вот только "тушка" несет 15 тонн
груза, а "Лунь" - в два раза больше. На "Орленке" установлены мощные пулеметы
"Утес". Они готовы к подавнению противника при высадке десанта. На этом
экранопламе есть система обнаружения подлодок. Аппаратура уникальна тем, что
действует при больших скоростях.
Руслана Корчевского можно слушать бесконечно. И очень приятно, что он любит эту
замечательную технику и все делает, чтобы она содержалась в хорошем состоянии. А
что это так, мы убедились, поднявшись по трапу в "Орленок". Все здесь в
идеальном порядке и чистоте. По-прежнему, например, в готовности противопожарная
система. В хорошем состоянии все приборы. Мы видели их, усевшись на место
пилота. Словом, работы для восстановления второго дыхания экранопланов будут
вестись большие, но вполне возможные, а главное, нужные. И мы уверены, что
капитан Р.Корчевский уже в обозримом времени займет в "Орленке" свое место. Он
ждет этого с нетерпением.
Мы, разумеется, не могли не поинтересоваться у подполковника Шамсутдина
Сунгуровича Джахаева тем, как идет у них служба. А следует сказать, что в
авиаэскадрилье половина людей дагестанцы. Эта воинская часть обеспечивает
безопасность вверенной ей территории. Безотказно действует радиотехническая
служба. Свою задачу успешно выполняют вертолеты МИ-8.
Боевую готовность авиаэскадрилья продемонстрировала в минувшем году на учениях,
где присутствовал министр обороны С.Иванов. И в нынешнем году авиаэскадрилья
оказалась на высоте. Это уже подтвердил заместитель главкома ВМФ РФ по боевой
подготовке вице-адмирал В.Кондаков. Авиаэскадрилья осуществила высадку десанта в
условленном месте, показала умение действовать в экстремальных условиях.
Справилась она и с другими задачами.
- Наша страна, - сказал командир авиабазы Ш.Джахаев, - располагает надежным
оборонительным щитом. И решение высокого воинского начальства вернуть к жизни
наши экранопланы будет способствовать еще большему укреплению обороны.
***
фото: Ш.ДЖАХАЕВ и Р.КОРЧЕВСКИЙ.

   
RU Andrew_han #22.03.2004 09:37
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

ЦКБ по СПК - 50 лет

Крылатый флот уплывает за границу


50 лет ЦКБ по СПК было родиной поистине фантастических проектов крылатых судов. "Ракета", "Метеор", "Буревестник", экраноплан "КМ"... Детища Р. Е. Алексеева поражали необычностью технических решений, скоростью, оригинальностью внешнего вида. Сохраняются ли эти традиции в ЦКБ сегодня? Об этом рассказывает генеральный директор ОАО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева" И.М.Василевский.

- Пик объемов работы нашего ЦКБ - проектирование экранопланов - остался далеко в прошлом. В годы конверсии мы лишились почти всех заказов по экранопланам. И выручили коллектив в тех условиях несколько интересных разработок по судам на подводных крыльях. В море появились "Олимпия" и "Циклон", на реке - "Ласточка" и "Восход" - второе поколение СПК.

- Игорь Михайлович, какова судьба экранопланов "Орленок" и "Лунь"?

- Я считаю, в свое время была сделана стратегическая ошибка, когда транспортно-десантный экраноплан "Орленок" и ракетный экраноплан "Лунь" передали в состав авиации Военно-морского флота. Моряки Каспийской флотилии гордились новыми аппаратами: ни у кого таких нет. А у авиаторов экранопланы не прижились. Заместитель командующего авиацией говорил: "Я что, боцманами буду командовать, в док экранопланы поднимать? Да мы, авиаторы, никогда этого не делали!". В настоящее время база в Каспийске законсервирована, экранопланы постепенно растаскиваются, какие-то части продаются на металлолом.

- В наше время, когда техногенные катастрофы происходят чуть ли не ежедневно, насколько востребован экраноплан "Спасатель"?

- "Спасатель" строится на заводе "Волга" с 1989 г., готовность 95%. Чтобы достроить экраноплан, не хватает 200-250 млн. рублей. Про судно вспоминают только СМИ и только после крупных катастроф: с "Эстонией", танкером "Находка", с АПЛ "Курск". Экраноплан может за считанные минуты прилете точку разлива нефти, "огородить" его специальными буями, чтобы нефтяное пятно не разливалось, дожидаясь прихода судов, которые скачают эту нефть. Он может эффективнее гидросамолетов потушить пожар. Но ни у ВМФ, ни у МЧС нет денег на постройку "Спасателей".

- Если в государстве Российском нет денег, заказчиков, наверное, нужно искать за границей?

- А мы и сотрудничаем в основном с иностранцами: с Юго-Восточной Азией, интерес к нашим разработкам проявляют страны Персидского залива, есть китайский заказ на пассажирский теплоход "Ласточка". Непатриотично, может быть, звучит, но наш курс - зарубежье, мы живем за счет иностранных заказов.

- Три патрульных катера "Меркурий" успешно несут таможенную службу на Дальнем Востоке, еще один - в Новороссийске. Для пограничников построен морской катер "Сокжой". Каковы перспективы судов с воздушной каверной?

- В последние годы мы развивали новое направление - суда с воздушной каверной. Пассажирское судно "Линда" оказалось очень кстати в Ханты-Мансийском округе на Оби. Для военных сделали десантное судно "Серна". Большая наша удача - это "Меркурий" и "Сокжой". Пятый "Меркурий" достраивается в Ярославле, заложен шестой. У "Сокжоя", существующего пока в единственном экземпляре, есть конкурент - пограничный корабль "Мираж", спроектированный ЦМКБ "Алмаз" (С.-Петербург). В ходе недавних испытаний на Каспии наш катер продемонстрировал более высокие тактико-технические и эксплуатационные характеристики, чем "Мираж". Но у Северо-Запада сильное лобби, а нам, провинциалам, не хватило поддержки на государственном уровне.

- Многие, вспоминая о Р.Е.Алексееве, сожалеют, что он не подготовил себе преемника...

- Я с этим не согласен. Ростислав Евгеньевич был человеком, постоянно идущим вперед. Когда он понял, что тема подводных крыльев себя исчерпала, он пошел дальше, а коллектив продолжал начатое им. Уже без Алексеева создан "Антарес". Направление катеров на подводных крыльях развивал Б.Ф.Орлов. Тему экранопланов подхватил В.В.Соколов, с его именем связаны "Орлята". Экраноплан "Лунь" был создан и сдан под руководством В.Н.Кирилловых. Целая плеяда замечательных конструкторов трудилась в ЦКБ по СПК: И.И.Ерлыкин, И.И.Матвеев, В.В.Буланов, А.Н.Павленко и многие другие.

- Есть кому продолжать их дело? Приходит ли в ЦКБ молодежь?

- Из полутора тысяч работающих сейчас осталось 350 человек. Молодежи мало. Но мы надеемся поправить положение с помощью двух готовящихся контрактов с зарубежными фирмами. Собираемся с будущего учебного года вести несколько групп студентов в политехническом университете. Таким образом создадим "задел" из молодых кадров, будет передавать им опыт, растить новых Алексеевых.

Беседовала И.КУКАНОВА.

В корзиночку

Две "Олимпии" купили эстонцы, суда прекрасно работают на Балтике на линии Таллин - Хельсинки. Еще две "Олимпии" достраиваются на Украине, две - в Хабаровске, все они уйдут в Юго-Восточную Азию. Россия не сделала ни одного заказа на подобные суда.

ЦКБ по СПК, несмотря на экономическое положение в стране, продолжает разрабатывать проекты новых поколений судов, не имеющих аналогов в мире. Гордость ЦКБ - патрульный катер "Антарес" - развивает скорость 65 узлов.

Китай купил около ста "Метеоров" за бесценок. Наши суда работают на реке Янцзы, служат безупречно, приносят прибыль. А на Волге крылатого флота почти не встретишь.

НА СНИМКАХ: генеральный директор ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева" И.М.Василевский; экраноплан "Спасатель".
http://www.sci-nnov.ru/massmedia/papers/nnpapers/.../16.01.2003/4.html
   
RU Andrew_han #22.03.2004 09:44
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

«МОНСТР» ВОЗРОЖДАЕТСЯ

Игорь ГУСАЧЕНКО



Летом 1967 года группа аналитиков разведки США собралась в так называемой зеленой комнате для расшифровки необычных фотоснимков, сделанных спутником-шпионом. На фотографиях был виден самолет, размеры значительно превышали любой бомбардировщик или гражданский лайнер. Самолет стоял в огороженной зоне в районе Каспийска — небольшого городка на побережье Каспийского моря. По этой причине разведчики стали именовать гигантскую машину «Каспийским монстром». Последующие немалые усилия американской разведки позволили собрать лишь некоторые сведения. Все прояснилось только после окончания холодной войны.

Оказалось, что спутник засек новый летательный аппарат, именуемый экранопланом. Он был спроектирован и построен под руководством русского ученого Ростислава Алексеева, одного из главных разработчиков советских судов на подводных крыльях — широко известных «Ракет», «Комет» и «Метеоров». Тогда же профессор Алексеев заинтересовался так называемым экранным эффектом, проявляющимся при полете самолетов на малой высоте над ровной поверхностью суши или над водной гладью.

Экранный эффект возникает, когда расстояние от крыла до поверхности земли или моря составляет всего несколько метров. При этом за счет уплотнения воздуха под крылом образуется дополнительная подъемная сила и уменьшаются завихрения воздушного потока. В результате значительно повышается экономичность полета за счет снижения расхода горючего. Правда, экранный эффект становится существенным лишь при очень большой площади крыльев, что и объясняет огромные габариты «Монстра».

Тут следует упомянуть о другом классе судов, способных парить над поверхностью воды, — так называемые суда на воздушной подушке. Они нашли применение в военном деле и производились как в СССР, так и в зарубежных странах. Здесь используется эффект экрана, но возникает он за счет нагнетания воздуха под днище, имеющее специальную форму. Такие суда способны развивать скорость до 120 километров в час и легко преодолевать небольшие мели, заросли камыша и тому подобные препятствия. Одним из таких судов являлась советская «Рысь», снабженная тремя двигателями: два из них приводили в движение пропеллеры, а третий нагнетал воздух под днище.

Однако суда на воздушной подушке не имеют крыльев. Что же касается экраноплана, то это летательный аппарат, развивающий скорость до 500 километров в час.

«Каспийский монстр» был построен в 1966 году и имел 10 пропеллерных двигателей — восемь на крыльях и два на хвосте. Длина самолета составляла около ста метров, а вес — 540 тонн. Испытания, в которых лично участвовал Р.Алексеев, показали, что для взлета с воды необходимо разогнать экраноплан до скорости 350 км/час. Первый полет над Каспийским морем продолжался 50 минут и происходил на высоте четырех метров. Однако в 1969 году самолет потерпел аварию, врезавшись в воду. Сказалась сложность управления огромным экранопланом на высотах, не превышающих нескольких метров. Был построен второй экземпляр «Монстра», но и он потерпел аварию и сгорел.

Хотя и дорогой ценой, но был приобретен драгоценный опыт конструирования более совершенных экранопланов. «Каспийский монстр» стал родоначальником двух новых машин, и в 1972 году был построен транспортно-десантный экраноплан «Орленок», имевший более скромные параметры (длина 58 метров, вес 120 тонн). Конструкция оказалась удачной. Вторым экранопланом, появившимся в 1987 году, был боевой ракетоносец «Лунь», который предназначался для борьбы с военными кораблями и имел шесть крылатых ракет.

Следует отметить еще одно ценное свойство военных экранопланов. Обычные радары ПВО имеют очень малую дальность действия по низколетящим целям. Поэтому экранопланы, летящие на высоте нескольких метров, практически не видны на экранах локаторов. Планировалось запустить «Орленок» в серию, но этого не произошло — военное руководство не проявило должной заинтересованности к новому виду военной техники.

Может показаться, что экранопланы сошли с дистанции. Однако это не так. Недавно знаменитая американская фирма «Боинг» объявила о планах разработки нового «Монстра» — огромного экраноплана. Предполагается, что он будет иметь длину 130 метров при размахе крыльев 120 метров. Полная высота машины достигнет 20 метров, а вес — 1400 тонн. Экраноплан сможет поднимать полезный груз в 1200 тонн и перевозить его на расстояние до 16 тысяч километров, летя на высоте порядка шести метров.

Необходимость создания такого летательного аппарата вытекает из амбициозных планов Пентагона — иметь возможность в течение пары суток перебросить в любую точку земного шара целую армейскую бригаду. А это три тысячи человек и 8000 тонн военного снаряжения. Имеющиеся нынче в ВВС США транспортные самолеты С-5 не могут полностью решить данную задачу.

Экраноплан «Боинга» будет резко отличаться от советских экранопланов. Он сможет летать не только на сверхмалых, но и на больших (6000 метров) высотах. Но, главное, самолет станет взлетать и садиться, используя наземные аэродромы.

Экраноплан, получивший наименование «Пеликан», будет снабжен четырьмя парами 80000-сильных двигателей, вращающих пятнадцатиметровые пропеллеры. На высоте 15 метров над уровнем моря он сможет развивать скорость до 500 километров в час.

Ясно, что при такой высоте и скорости полета управлять самолетом вручную невозможно — эту роль возьмет на себя автопилот. Радиолокатор в носовой части «Пеликана» будет своевременно оповещать о встречных судах или островках на пути следования, после чего автоматика мгновенно примет решение — огибать препятствие или «перепрыгнуть» через него.

Нынче «Боинг» обсуждает возможность не только военного, но и коммерческого применения «Пеликана». Ведь его расчетная грузоподъемность в десять раз превышает грузоподъемность нынешних лайнеров.

Итак, есть надежда, что в ближайшем будущем экраноплан возродится, причем в значительно более совершенном виде. И хотя последний «Каспийский монстр» сгорел еще в 1980 году, вновь подтверждается известная истина: идеи, как и рукописи, не горят.
http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/457/41343/
   
RU Фагот #22.03.2004 12:45
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
А вот на ВИФе некий Андрей Сергеев говорит:

Его спасательный систершип на стапелях как стоял, так и стоит. "Орлят" вроде вывели из боевого состава, утилизовали или нет - не знаю. Планов по экранолетам (гражданским) в начале-середине 90-х было громадье, но все свернулось, ибо нет денег.
   
RU Andrew_han #22.03.2004 13:02
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Фагот, 22.03.2004 12:45:12 :
А вот на ВИФе некий Андрей Сергеев говорит:
 


Так в чем противоречие?
   
RU Фагот #22.03.2004 13:05
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Не в чём. Я просто сначала пост запостил, а потом прочитал всё :)
   
RU Фагот #22.03.2004 13:40
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Ах да... он сказал, что "Лунь" жив. Просто это был заголовок его сообщения и я его не запостил.
   
RU Andrew_han #22.03.2004 13:43
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Фагот, 22.03.2004 13:40:25 :
Ах да... он сказал, что "Лунь" жив.
 


Видимо под "жизнью" здесь понимается нераспиленный корпус.
   
+
-
edit
 

someuser

опытный

2 Andrew_han
>Они в нелетающем состоянии были года с 1993 г. Плюс движки с них были сняты.
Так всё живёт, всё изменяется...
Уже могли и починить, и поставить...
   
1 2 3 4 5 6 7 13

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru