Газета «Вымпел» №9—(41) сентябрь 2010 г.
Как это было...
(Из истории создания изделия 520)
В октябре далёкого 1991 года завершились ГСП новой ракеты большой дальности - изделия 520, следующей за ракетой Р-33.
После передачи ракеты Р-33 в серийное производство коллектив «Вымпела» активно взялся за разработку изделия 520, заданного Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР ещё, как вариант ракеты Р-33, еще в 1968 году. Изделие 520 должно было значительно отличаться от базовой ракеты Р-33 увеличенной дальностью пуска, большей массой БЧ. более совершенной системой управления, увеличенным полётным временем и новой двигательной установкой. По существу, это была разработка новой ракеты большой дальности.
По требованию Заказчика она должна размещаться на тех же местах, что и ракета Р-33 (в нишах самолёта МиГ-31) и. несмотря на увеличенную по сравнению с ракетой Р-33 массой и иным моментом инерции, катапультироваться с АКУ-410, для чего это катапультное устройство должно быть модифицировано под применение как ракеты Р-33, так и изд. 520.
Коллектив конструкторов, технологов, производственников и испытателей «Вымпела» провёл эту сложную разработку в высоком темпе, затратив вдвое меньше времени, чем на разработку ракеты Р-33. Если разработка первой отечественной ракеты большой дальности Р-33 велась порядка 12 лет, то разработка изд. 520 была выполнена за 6 лет (с 1982 по 1988 гг.)!
Работа проходила под строгим контролем Заказчика и Министерства и шла, как говорится, по «зелёной улице» без серьёзных задержек. Но, правда, после того, как 2 ГУ МАП была одобрена компоновка изделия 520 с новым РДТТ.
Дело в том, что главный инженер Главка Глазырин Б.Н. настаивал на унификации двигателя от ракеты Р-33, мотивируя тем, что в ТТЗ на ракету Р-33 изделие 520 было прописано как вариант ракеты Р-33.
Не желая понимать, что изделие 520 должно иметь более высокие баллистические характеристики при несколько увеличенной массе и иной аэродинамике, что требует применения РДТТ с увеличенной,
по сравнению с ракетой Р-33, энергетикой, но, стремясь сохранить прежнюю производственную базу в казанском МКБ «Союз» главного конструктора Зубца П.Ф.. Главк с большим трудом воспринимал наши доклады об облике изделия 520 с новым двигателем.
Было проведено несколько нервозных совещаний у начальника 2 ГУ МАП Большакова С.М., который, в конце концов, одобрил нашу компоновку изделия 520. и было принято решение о разработке специального для изделия 520 РДТТ, который поручили московскому ОКБ «Искра» главного конструктора Картукова И.И.
Вскоре была разработана техдокументация, изготовлены в нужном количестве опытные образцы, проведены наземные испытания и начаты лётные испытания, ещё до завершения которых было принято решение о передаче техдокументации на серийный завод для подготовки производства.
«Вымпел» был твёрдо настроен на дальнейшее сотрудничество с Долгопруднинским машиностроительным заводом (ДМЗ), который успешно вёл серийное изготовление ракеты Р-33, тем более, что ракеты одного класса, примерно одинаковых габаритов, обе выполнены из титановых сплавов, на освоение которых на ДМЗ ушло немало усилий и времени.
Однако приказом МАП № 325 от 25.06.1986 года для подготовки серийного производства изд. 520 был подключен неизвестный нам машиностроительный завод п/я Ю-9765, находящийся в городе Комсомольске-на-Амуре.
Как же так, ведь поручить ДМЗ новую работу, казалось бы, самым рациональным решением. Обращение в МАП с нашим предложением о подключении ДМЗ к серийному производству изд. 520 вместо п/я Ю-9765 не дали результата. И 10 июня 1986 года техдокументация на изд. 520 была направлена на п/я Ю-9765. А после 1-ого января Нового 1987 года группа представителей «Вымпела», в составе автора этих строк Захарова Ю.К., начальника конструкторского отдела Петрова Ю.И. и главного технолога Иванова А.А., посетила машиностроительный завод в Комсомольске-на-Амуре с целью ознакомления и решения вопросов, появившихся у специалистов при ознакомлении с нашей техдокументацией. И только познакомившись с директором завода Петровым A.M., главным технологом Федоровым Ф.И. и руководящим звеном предприятия, стало ясно, почему механический завод в далёком Комсомольске-на-Амуре, а не ДМЗ, получил предпочтение.
Причиной оказались обстоятельства, которые открыто с нашим участием не обсуждались, но которые поднимали престиж нашего предприятия. Оказывается, для серийного производства изделия 520 было решено построить специализированный завод с замкнутым циклом изготовления. По объяснению директора завода Петрова A.M. ставилась задача обеспечить каждый истребитель МиГ-31 максимальным боекомплектом изделий 520. А, учитывая, что уже после завершения первого этапа ГСИ комплекса МиГ-31-33 с изделиями 520 было решение о доработке всего парка МиГ-31 и производстве новых истребителей для применения на них изд. 520 (истребитель получил индекс МиГ-31 Б (БС)), требовалось очень большое количество изделий, для изготовления которых и строился уникальный завод, входящий самостоятельной единицей в состав известного авиационного завода им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.
Прибыв на завод, который ещё продолжал достраиваться, мы увидели огромную территорию, огороженную высоким забором, внутри которой на мощных, высотой под 10 метров железобетонных сваях, находилась громадная крыша с несколькими покатами и застеклениями. Под ней располагались, огороженные перегородками, производственные участки от заготовительного и металлообрабатывающего до слесарно-сборочного и испытательного,
В нашем присутствии завозили и монтировали крупные металлорежущие станки и сварочное оборудовав. А родом с этой громадиной располагалось отельное многоэтажное здание, где размещались подразделения серийно-конструкторского отдела (СКО), отдела главного технолога, заводоуправления, различные технические службы и складские помещения.
Директор завода A.M. Петров с упоением рассказывал о том, как принимались решения о строительстве такого уникального завода, о том, как он закладывался, как Министр авиационной промышленности И.С. Силаев обрисовывал перспективы в части создания в этом регионе объединенной промышленной зоны с организацией производства комплектующих агрегатов для обеспечения серийного производства изделия 520. Ставка делалась на потенциал рабочей силы в регионе.
Оригинальным и необычным был кабинет директора. На огромной стене кабинета был расположен электронный экран, как говорил директор, аналогичный экрану в ЦУПе в городе Королёве. На экране должны отслеживаться движения изготовляемых деталей и узлов, а также состояние важных оргвопросов. Вся эта информация похожа на подвижный сетевой график, позволяющий оперативно решать важные вопросы производства.
Проработав со специалистами в течение нескольких дней, ответив на ряд их вопросов, приняв даже некоторые технические решения по предложениям конструкторов и технологов, вдохновлённые увиденным и перспективой серийного производства изделия 520, мы возвратились домой.
Однако на деле этот проект не осуществился. В начале перестроечного периода была пересмотрена доктрина развития авиационной промышленности и вооружения армии, потребности ВВС резко сократились. Строительство завода в Комсомольске-на-Амуре специально для серийного изготовления изделия 520 потеряло смысл и было прекращено.
Тем не менее, Государственные лётные испытания комплекса МиГ-31Б (БС) завершались, и требовалось, все-таки, организовать серийное производство изделия 520, но в значительно меньшем объёме.
ДМЗ, под предлогом переориентации предприятия на гражданскую продукцию, отказался от изготовления этой ракеты, и тогда ещё функционирующий МАП принял решение о загрузке, освободившегося от изготовления МКС «Буран», Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ) серийным изготовлением изделия 520. Директор ТМЗ Арутюнов С.Г. с удовлетворением принял предложение, позволявшее ему удержать кадры специалистов и поддержать деятельность завода «на плаву». С 1988 года ТМЗ начал заниматься подготовкой производства изделия 520 и выпускал его серийно в течение 8 лет по заказам Минобороны.
Так закончилась, попавшая на перестроечный период в стране, эпопея с серийным производством изделия 520. Правда, за создание изделия 520, освоение в серийном производстве и эксплуатации 15 сотрудников «Вымпела» и смежных предприятий и организаций промышленности и Минобороны в 1999 году были удостоены «Премии Правительства РФ».
Ю.К. Захаров,
зам. главного конструктора
(выложил незарегистрированный юзер - не знаю, кому спасибо говорить)