Вот еще одно, в Новой газете:
На прошлой неделе был вынесен обвинительный приговор командующему Северным флотом адмиралу Геннадию Сучкову.
Этот, безусловно, политический судебный процесс охарактеризовал главком Куроедов.
На состоявшемся в Североморске военном совете он выразил неудовольствие офицерам штаба флота и командирам кораблей за то, что они поддержали адмирала Сучкова.
Главком ВМФ РФ сказал следующее: «Ни хрена не занимаетесь флотом, только орете: «Руки прочь от Ходорковского!». Одной фразой Куроедов провел очевидные параллели: боевой адмирал для главкома, что олигарх — для президента. Возможно, это — мания величия, но, по крайней мере, одно сходство есть: и в том, и в другом случае в роли «киллера» выступает прокуратура.
В случае с К-159 прокуроры не выяснили причины гибели лодки, не установили причины гибели людей. Приговор косвенно подтвердил слабую позицию обвинения: суд дал Сучкову четыре года условно с правом занимать командные должности, с сохранением всех боевых наград.
Мы встретились с Геннадием Александровичем сразу после суда. Он отказался говорить о своих личных проблемах. Сказал: «Пока президент России не подпишет приказ об увольнении с должности командующего Северным флотом, моя главная проблема — это флот…»
— Геннадий Александрович! Сразу после оглашения приговора вы сообщили журналистам, что некоторое время назад подали рапорт президенту Путину о сложной ситуации на флоте. Можете ли вы, не раскрывая гостайны, рассказать нам о проблеме, которая заслуживает экстренного внимания президента?
— На февральских учениях «Безопасность-2004» мы провалили ракетные стрельбы. Повторные тоже прошли не совсем удачно. А 29 апреля приказом главкома ВМФ снят с вооружения и списан целый класс стратегических подводных лодок 941-го проекта — самых мощных. По сути, это решение уничтожило в стране стратегическую ракетную систему морского базирования «Тайфун». Не знаю, был ли поставлен в известность президент, ведь только он полномочен решать вопросы ядерной безопасности. В общем, я написал об этом президенту, потому что меня лично этот вопрос очень волнует.
— А Куроедов не понимает, что он делает?
— Я ему докладывал много раз, что у нас проблема с баллистическими ракетами. И как ее можно решить — докладывал. Нужно было найти деньги, и я готов был их найти. Куроедов ответил, что мы обойдемся без этих ракет.
— То есть вы еще до неудачных стрельб докладывали главкому о том, что ситуация с ракетами неудовлетворительная…
— Да, он об этом давно знает. Теоретически. Практически никаких действий не предпринял, хотя, повторю, решить проблему было вполне возможно. Нужно было провести определенные технические работы, и деньги нужны были не самые большие — 31 миллион рублей. Выделить деньги на ракеты было можно, логично и необходимо. Ядерное оружие — единственное, что делает нас державой, с которой хоть как-то считаются. Но за то время, что Куроедов руководит флотом, полностью не было выполнено ни одного правительственного постановления, ни одного президентского указа по сохранению ядерной составляющей флота.
— Геннадий Александрович! Я правильно вас поняла, что именно после неудачных стрельб Куроедов приказал списать 18-ю дивизию стратегических лодок класса «Акула»?
— Да. Я не понимаю это решение, потому что эти лодки могут служить еще долго. До тех пор, пока флот не получит новые корабли, которые сегодня уже строятся.
— Но ведь и для лодок четвертого поколения еще нет оружия. В прошлом году министр обороны присутствовал на торжественном спуске на воду подводного крейсера «Дмитрий Донской». Министру было известно, что на этой лодке до сих пор нет ракетного комплекса?
— Ракеты действительно нет. Я не уверен, знает ли об этом министр, но Куроедову об этом известно. В свое время разработка ракеты была поручена Московскому институту теплотехники (МИТ), а не Миасскому КБ имени Макеева. А ведь в то время Миасское КБ уже работало над ракетой и проводило третий цикл испытаний. Прошло несколько лет, заложили лодки четвертого поколения, модернизировали старые и выяснилось, что ракеты-то и нет.
ДОСЬЕ «НОВОЙ»
Первоначально на модернизированных лодках класса «Акула» стоял ракетный комплекс (РК) «Тайфун». Но по личному распоряжению главкома ВМФ Владимира Куроедова лодки взялись оснащать новым ракетным комплексом «Барк», созданным в Миасском КБ имени Макеева (именно это КБ разрабатывает ракеты для флота). Новая ракета оказалась на 2 см толще прежней, пришлось переделывать шахты «Дмитрия Донского». На все работы ушло 10 млрд рублей.
«Барк» уже проходил испытания, когда главкомат ВМФ неожиданно отказался от услуг КБ Макеева и нашел нового «исполнителя» — Московский институт теплотехники (МИТ). Этот институт специализировался на ракетах для сухопутных РВСН — на «Тополях». Его интересы активно лоббировал министр обороны Игорь Сергеев. В общем, практически готовый РК «Барк» списали, а лодку «Дмитрий Донской» решили переделать под новую ракету МИТа — «Булаву». Эта ракета сейчас находится в стадии разработки и, по самым оптимистическим прогнозам, «полетит» не раньше 2005—2007 года. Между тем на «Булаву» потрачено 6,5 миллиарда рублей. Всего же на ракету, которой нет до сих пор, государство потратило 16,5 миллиарда рублей.
В этом году мы должны были по плану произвести подводный старт этих ракет. Куроедов и Соломонов (директор МИТа. — Е. М.) приехали на завод в Северодвинск, где спускали «Дмитрия Донского». Все было готово, экипаж был линейный, то есть готов выйти в море на испытания. Не было только ракеты, которой должны были стрелять. Куроедов с Соломоновым это понимали и приехали, чтобы найти «крайнего» и отменить старт. Куроедов стал делать «разбор полетов», попробовал обвинить экипаж в неготовности. Не удалось: несмотря на то что промышленность не поставила на лодку часть своего оборудования, офицеры и мичманы «Дмитрия Донского» ездили практически за свой счет в учебные центры, по всем институтам, проходили там обучение и получили необходимые допуски к обслуживанию материальной части. Тогда Куроедов спрашивает: «А кто будет у офицеров принимать задачу?». «Как кто? — отвечают. — Штаб бригады соединения в Северодвинске». «Так, — говорит Куроедов. — А кто у них будет принимать?..» Ну, в общем: «А можешь, Василь Иваныч, ты всем миром командовать?».
— Геннадий Александрович! Насколько я поняла, у нас предпочитают не ремонтировать, а сразу списывать корабли на утилизацию… Почему?
— Вы знаете, это такой больной вопрос! Обычно отвечают — мы бедные, нет денег. Но деньги можно найти, заработать. Этот 31 миллион рублей, который был необходим для переделки ракет, я мог найти в регионах, шефствующих над флотом, и они бы дали стране эти деньги. Да что там говорить…
Недавно мы получили с Северодвинского завода отремонтированный эсминец «Бесстрашный». До этого мы буквально заставили главкомат ВМФ РФ выделить деньги на его ремонт. Сейчас потихонечку расплачиваемся, зато у нас эсминец есть! А в 1999 году уже главкомат заставил Северный флот поставить два таких эсминца на завод «Северные верфи», который поддерживает лично Куроедов. И что получилось? Один эсминец, который поновее, быстро списали в утиль, а запчасти с него частично использовали для обеспечения китайских эсминцев. Второй эсминец будет отремонтирован только в 2010 году. В Северодвинске — три года делали, а здесь — 12 лет! К тому же в Северодвинске стоимость ремонта — 280 миллионов рублей, а на «Северных верфях» — 470… Это же прямой ущерб государству!
ДОСЬЕ «НОВОЙ»
С владельцем «Северных верфей» Борисом Кузыком, бывшим советником Б. Ельцина по военно-техническому сотрудничеству, главкома ВМФ РФ связывают теплые дружеские отношения. Для «Северных верфей» эта дружба оборачивается выгодными заказами, которые для завода вполне открыто «отбивает» Владимир Куроедов. Так, в СМИ много писали о том, что главком помог «Верфям» получить экспортный контракт с Китаем на постройку двух эсминцев общей стоимостью 1 миллиард долларов. Несмотря на то что правительственная комиссия определила исполнителем заказа Балтийский завод — конкурент «Верфей», Куроедов активно вмешался в дела промышленности и… крупнейший в истории Российского флота заказ получил Борис Кузык. В 2001 году в тендере на строительство корветов для Российского флота также участвовали «Северные верфи» и Балтийский завод. «Верфи» обещали построить корвет за 1,8 миллиарда рублей, «Балтзавод» — за 1,6 миллиарда. «Верфи» победили. На закладке корвета Куроедов выступил перед работниками «Северных верфей» и прочувствованно сказал: «Год назад я мечтал в этом здании, и вы поддержали меня в моих мечтах. Значит, в России можно мечтать, в России нужно мечтать». А потом главком пообещал, что ВМФ РФ разместит госзаказ на постройку 20 корветов на «Северных верфях». Это строительство обойдется стране на 4 миллиарда дороже…
Не так давно по указанию главкомата ВМФ РФ отправили на ремонт два крейсера типа «Петра Великого». Корабли почему-то пригнали на завод в Северодвинске, а не на Балтийский завод, где их строили и где есть необходимый ЗИП (запасные инструменты и принадлежности) и все условия для ремонта таких крейсеров. Но Балтийский завод — конкурент «Северных верфей» и вызывает острую неприязнь у главкома Куроедова. Симпатии и антипатии главкома флоту обходятся дорого: на Северодвинском заводе крейсер «Ушаков» уже списали в утиль, второй обещают отремонтировать через двадцать лет…
— Геннадий Александрович! Если вам сейчас предложат остаться на Севере — останетесь?
— Если министр обороны и Верховный главнокомандующий скажут, что я нужен стране, флоту, то я останусь. Только потому, что меня поддержали все офицеры, все военнослужащие, все флоты. Даже Комитет солдатских матерей меня поддержал, хотя они обычно в таких ситуациях стоят по другую сторону. Если же мне скажут: вы виноваты — уйду, конечно. Но служить я готов.
Елена МИЛАШИНА
P.S. Уже после интервью с адмиралом Сучковым нам стало известно, что Куроедов приказал срочно отправить на утилизацию две лодки из 18-й стратегической дивизии. ТК-12 и ТК-13 вот-вот уйдут на завод, где их пустят на распилку. При этом лодки находятся в хорошем техническом состоянии, а на ТК-12 практически неиспользованная ядерная энергетическая установка. То есть можно еще плавать и плавать…
24.05.2004
Если то что говорит Сучков правда (в части снятия с вооружения и утилизации Тайфунов), то. по моему, это прямое вредительство!
Такое впечатление что Куроедов классический агент влияния!!!