Вот еще статья (выделение мое):
Судьба "Тайфуна"
Коротко
"Россия может лишиться целого класса ракетных подводных лодок стратегического назначения - РПКСН проекта 941" - на прошлой неделе это заявление отстраненного от должности командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова привлекло внимание российской и международной общественности к состоянию морских стратегических ядерных сил России и перспективам их развития.
далее
Милицейское здоровье
Иракский цугванг
…
// Дальше — www.vpk-news.ru
СУДЬБА "ТАЙФУНА"
НА СМЕНУ ПОДВОДНЫМ ЛЕВИАФАНАМ ПРИДУТ РАКЕТОНОСЦЫ КЛАССА "БОРЕЙ"
Россия может лишиться целого класса ракетных подводных лодок стратегического назначения - РПКСН проекта 941" - на прошлой неделе это заявление отстраненного от должности командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова привлекло внимание российской и международной общественности к состоянию морских стратегических ядерных сил России и перспективам их развития.
Достаточно резкие оценки ситуации с морскими стратегическими ядерными силами, и, в частности, с выводом из боевого состава ВМФ ракетных крейсеров проекта 941 ("Тайфун" по западной классификации), сделанные бывшим командующим Северным флотом, наделали немало шума в стране и Вооруженных Силах. Примечательно, что они прозвучали сразу же после того, как Геннадий Сучков получил четыре года условно - так военный суд оценил его вину в гибели подводной лодки К-159 и ее экипажа. В этой ситуации адмирал Сучков, по-видимому, решил пойти ва-банк и стать инициатором крупного скандала. Почти сразу же с опровержением выступил Главный штаб Военно-морского флота России. В заявлении Главкомата ВМФ, в частности, было сказано: "...совершенным вымыслом являются высказывания адмирала относительно боеготовности и перспектив соединений тяжелых атомных подводных крейсеров стратегического назначения Северного флота класса "Акула", "...высказывания Геннадия Сучкова являются беспочвенной эмоциональной попыткой обвинить главное командование ВМФ якобы в развале стратегической составляющей флота и Вооруженных Сил в целом".
КОНЦЕПЦИИ
Сравнительно недавно Минобороны и Генеральный штаб акцентировали особое внимание на том, что программа "Тополь-М" уже не является столь приоритетной, как раньше, и в нынешних геополитических реалиях необходимо сделать ставку на морскую составляющую СЯС. Фактически это означало, что военно-политическое руководство страны радикально изменило концепцию развития отечественных стратегических ядерных сил. Первый заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Юрий Балуевский заявлял всего лишь несколько лет назад буквально следующее: "Во всех наших перспективных планах военного строительства приоритеты выходят на морскую составляющую триады".
А перед этим с поста министра обороны был смещен маршал Игорь Сергеев - активный лоббист РВСН. Сами Ракетные войска стратегического назначения были понижены в статусе - стали родом войск, а их главнокомандующий генерал армии Владимир Яковлев отправлен в почетную ссылку в Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. Предполагалось, что отказ от приоритетного развития РВСН будет компенсирован более активным использованием атомных подводных ракетоносцев, которые более подвижны, маневренны, более скрытны и менее уязвимы, чем шахтные и наземные мобильные пусковые установки МБР.
Верховный главнокомандующий держит на постоянном контроле ситуацию в ВМФ.
Фото ИТАР-ТАСС
В развитие этой концепции начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин предлагал резко сократить наземную группировку российских МБР и, соответственно, РВСН. В пользу МСЯС дело серьезно сдвинулось после отставки "ракетного" маршала. В 2001 г. в ГРЦ имени Макеева с участием первых лиц флота активно обсуждалась программа расконсервации производства баллистических ракет для подводных лодок. Более того, в 2002 г. загрузку предприятий морской ракетной кооперации планировалось увеличить, как минимум, на 100%.
Однако затем взгляды на будущее МСЯС и РВСН были существенным образом откорректированы самой жизнью. Оказалось, что морская ракетная кооперация не в состоянии создать конкурентноспособный продукт. Это подтвердила серия неудачных пусков опытных образцов новой морской баллистической ракеты "Барк" (с которой на флоте и в Кремле связывалось столько надежд). Пришлось переориентироваться на тех, от кого еще совсем недавно отказывались, - кооперацию научно-исследовательских учреждений и предприятий, традиционно выполнявших заказы РВСН.
В 1998 г. в Московском институте теплотехники (МИТ), ранее специализировавшемся на создании баллистических твердотопливных ракет наземного базирования ("Пионер", "Тополь", "Курьер", "Тополь-М"), а также противолодочных ракетных систем ("Медведка") началась разработка новой ракетной системы "Булава" с межконтинентальной БРПЛ, оснащенной РГЧИН. Комплекс должен существенно превосходить американский аналог - "Трайдент-2" - по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей.
Новая морская ракета в значительной степени унифицирована с межконтинентальной ракетой наземного базирования "Тополь-М", однако не является ее прямой модификацией. Различия в особенностях морского и наземного базирования не позволяют без существенного снижения боевых характеристик комплекса создать универсальную ракету, в одинаковой степени удовлетворяющую требованиям как ВМФ, так и РВСН.
Примечательно, что президент РФ Владимир Путин на СКШТ "Безопасность-2004" особый акцент сделал на том, что в ближайшем будущем РВСН получат новейшие комплексы, которые "в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине с гиперзвуковой скоростью, высокой точностью и возможностью глубокого маневра по высоте и курсу" (речь, по всей видимости, шла о РК "Тополь-М"). Как заявил глава государства, таких систем вооружений в данный момент нет ни у одной страны мира. Более того, Верховный главнокомандующий добавил, что "опираясь на имеющиеся средства ведения вооруженной борьбы, Россия на длительную историческую перспективу надежно обеспечит свою стратегическую безопасность".
Отметим, президент Путин ни слова не сказал о приоритете морской составляющей СЯС, что позволяет сделать вывод о том, что это направление строительства и развития отечественной ядерной триады уже не является столь важным, как прежде. Похоже, от "морских" идей в строительстве стратегических ядерных сил отказались в пользу очевидного здравого смысла. Да и специалисты в сфере СЯС одно время недоумевали - как можно во всех перспективных планах военного строительства ориентироваться на морскую составляющую триады, если пока нет ни новых морских баллистических ракет, ни новых подводных лодок?
Сегодня совершенно очевидно, что без Московского института теплотехники и его детища для Военно-морского флота - ракеты "Булава" - морских стратегических ядерных сил России может попросту не быть. Иными словами, отечественные МСЯС будут или с этим изделием - или их не будет вообще.
Что касается "Тайфунов", то здесь вопрос обстоит несколько иначе, чем интерпретирует его адмирал Геннадий Сучков. Дело заключается вовсе не в каких-то злых умыслах главкома ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова, стремящегося лишить Отечество морских СЯС. На содержание подводных лодок 941-го проекта (заметим, весьма дорогих в эксплуатации), сегодня попросту нет необходимых средств в условиях ограниченного бюджетного финансирования потребностей флота. Если деньги и появятся (а это произойдет, по мнению экспертов, весьма не скоро), модернизировать будет уже нечего - лодки 941-го проекта за исключением головной, на которой, собственно, и отрабатывается программа по "Булаве", попросту "отойдут по ресурсу". Таким образом, субмаринам этого проекта суждено списание по самым прозаическим причинам. А основу морских стратегических ядерных сил на ближайшее время будут составлять семь РПКСН проекта 667БДРМ "Дельфин" с модернизированной ракетой РСМ-54 - по мнению моряков, самой удачной отечественной атомной ракетной подводной субмариной.
СУБМАРИНЫ
Неясностей с будущим морских стратегических ядерных сил, тем не менее, много. Вот только несколько высказываний главнокомандующего ВМФ о российских подводных силах.
В интервью "Красной звезде" от 26 июля 2003 г., говоря о МСЯС, адмирал Владимир Куроедов заявил: "Решение задач морскими СЯС будет обеспечиваться ракетными подводными лодками стратегического назначения, количество которых должно определиться исходя из необходимости обеспечения надежности ракетной системы и выполнения действующих договоров по стратегическим вооружениям с учетом общего количества подводных лодок в составе флота".
В статье "Подводные силы России: перспективы развития" ("Красная звезда" от 19 марта 2003 г.) адмирал отмечал, что "...основу морских стратегических ядерных сил в настоящее время составляет группировка ракетных подводных лодок стратегического назначения проектов 667 и 941". Однако всего через год (29 апреля 2004 г.), как заявил Сучков, решением главнокомандующего ВМФ 18-я дивизия подводных лодок (пункт базирования - губа Нерпичья), куда входили все "Акулы", расформирована. Ситуация с финансированием ВМФ к этому времени кардинальным образом не улучшилась, и руководству Главкомата пришлось идти на жертвы - лишиться части подводных ракетоносцев, но сохранить систему МСЯС в целом.
В марте этого года в Северодвинске на закладке РПКСН "Александр Невский" (второй корпус перспективного проекта 955 "Борей") главком ВМФ конкретизировал свое видение будущего подводного флота России. Как считает Владимир Куроедов, на вооружении российского ВМФ должно находиться 12-15 стратегических и порядка 50 многоцелевых атомных подводных лодок.
Планы главкома может подкорректировать только объем финансирования. Головной РПКСН проекта 955 (строящийся с 1996 г. "Юрий Долгорукий") будет введен в строй (по оптимистическим оценкам) не ранее 2005-2006 гг. Если строить стратегический подводный флот подобными темпами, то реализовать программу Владимира Куроедова в полном объеме вряд ли удастся.
Вполне вероятен и иной вариант - в связи с невозможностью содержания и строительства атомного ракетного подводного флота отказаться от него в принципе и перейти, таким образом, к статусу "промежуточной" ядерной державы, оставив в боевом составе российской армии только авиационные СЯС и РВСН. Однако сама мысль об этом воспринимается в штыки руководством военно-морского ведомства, судостроителями и, по большому счету, российской общественностью.
РПКСН ПРОЕКТА 955
Первый корпус - "Юрий Долгорукий" - заложен 2 ноября 1996 г. 19 марта 2004 г. заложен еще один РПКСН этого проекта - "Александр Невский". Непосредственная разработка корабля 955-го проекта (шифр "Борей") началась в ЦКБ "Рубин" в конце 1980-х гг. Было решено отказаться от гигантских размеров и экзотической компоновки "Акулы", вернувшись к "классической" схеме подводной лодки с одним прочным корпусом. РПКСН проекта 955, по мнению разработчиков, станет самой малошумной атомной подводной лодкой в мире.
Характеристики
Длина наибольшая - 170,0 м
Ширина наибольшая - 13,5 м
Средняя осадка - 10,0 м
Энергетическая установка, тип - паротурбинная АЭУ
Водоизмещение:
нормальное - 14,720 куб.м.
полное - 17,000 куб.м.
Максимальная глубина погружения - 450 м
Рабочая глубина - 380 м
Полная подводная скорость - 29 уз.
Надводная скорость - 15 уз.
Автономность - 100 сут.
Экипаж - 130 чел.
Вооружение:
Ракетное:
- тип БРПЛ - "Булава"
- боекомплект - 12
- вид старта - подводный
Торпедное:
- число/калибр - 6/533 мм
- тип торпед и КР - противолодочные и противокорабельные
/////////////////////////////
ТАК ЖЕ СМОТРИТЕ
Судьба "Тайфуна"
Коротко
"Россия может лишиться целого класса ракетных подводных лодок стратегического назначения - РПКСН проекта 941" - на прошлой неделе это заявление отстраненного от должности командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова привлекло внимание российской и международной общественности к состоянию морских стратегических ядерных сил России и перспективам их развития.
далее
Милицейское здоровье
Иракский цугванг
…
// Дальше — www.vpk-news.ru
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС "БУЛАВА": ПЕРВЫЙ ПУСК СОСТОИТСЯ В 2004 ГОДУ
ПО СВОЕЙ БОЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВАЯ БРПЛ ПРЕВЗОЙДЕТ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ