ИМХО самый интересный проект по теме- Спираль:
«В соответствиями с требованиями заказчика конструкторам поручалась разработка ВКС, состоящей из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Старт системы - горизонтальный, с использованием РАЗГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ. После набора скорости и высоты с помощью двигателей ГСР происходило отделение ОС и набор скорости с помощью ракетных двигателей двухступенчатого ускорителя. Боевой пилотируемый одноместный ОС многоразового применения предусматривал использование в вариантах разведчика, перехватчика или ударного самолета с ракетой класса «Орбита-Земля» и мог применяться для инспекции космических объектов. Диапазон опорных орбит составлял 130-150 км высоты и 45-135 градусов наклонения, задача полета должна была выполняться в течение 2-3 витков. Маневренные возможности ОС с использованием бортовой ракетной двигательной установки должны обеспечивать изменение наклонения орбиты на 17 градусов (ударный самолет с ракетой на борту – 7град.) или изменение наклона орбиты на 12 градусов с подъемом на высоту до 1000 км. После выполнения орбитального полета ОС должен входить в атмосферу с большим углом атаки (45-65градусов), управление предусматривалось изменением крена при постоянном угле атаки. На траектории планирующего спуска в атмосфере задавалась способность аэродинамического маневра по дальности 4000...6000 км с боковым отклонением + 1100...1500 км. В район посадки ОС выводится с выбором вектора скорости вдоль оси взлетно-посадочной полосы, что достигается выбором программы изменения крена, и совершает посадку с применением турбореактивного двигателя НА ГРУНТОВОЙ АЭРОДРОМ II КЛАССА со скоростью посадки 250 км/ч. ».
Ударный вариант при таких характеристиках и при соответствующем выборе наклонения орбиты мог в одном полете дважды пройти над наземной (надводной) целью – на первом витке доразведка цели, на втором, после маневра – атака с наведением высокоточной ракеты космонавтом. Посадка – на третьем витке. Летать дольше нельзя - определят параметры орбиты и собьют АСАТом.
Разведчик, в отличие от существующих спутников летающих «по расписанию» заранее известному противнику, мог появиться над целью неожиданно, не оставив времени противнику для маскировки.
Перехватчик-инспектор мог неожиданно сблизиться с целью вне зоны слежения наземных станций противника, атаковать или сфотографировать спутник и уйти незамеченным на прежнюю орбиту. Кстати, 45-17=28 градусов – как раз широта мыса Канаверал. А при боковой дальности при посадке в 1300км можно было сесть в Таджикистане с орбиты наклонением 28 град.
Взлет производился с разгонной тележки, снабженной собственными двигателями, шасси и запасом топлива. Применение разгонной тележки на самолете с посадочной массой в три раза меньше взлетной улучшает массовый коэффициент и взлетно-посадочные характеристики аппарата. Как видно на фотографиях модели, шасси у ГСР довольно легкое для 115т – это шасси МИГ-31, рассчитано только на посадочный вес. Если присмотреться, то видно, что ни одно колесо шасси не идет по колее другого – характерная особенность самолетов рассчитанных на эксплуатацию на размокших грунтовых ВПП. Заявленная дальность полета ГСР в 3000км - ИМХО перегоночная. Возможно с использованием дополнительного водорода, заправленного в баки двухступенчатого ускорителя – внутренние объемы ГСР маловаты для запаса водорода на 3000км.
Заправку ВКС на стартовом аэродроме (около 40т жидкого кислорода и менее 30т жидкого водорода) можно было производить из самолетов-заправщиков на базе ИЛ-76 (кислородом) и АН-22 (водородом) – естественно на земле, разгонная тележка также должна была быть выполнена авиатранспортабельной. Таким образом, 1-2 криогенных заправочных комплекса расположенных на 1-2 базовых аэродромах могли обеспечить эксплуатацию ВКС практически на любом аэродроме страны, способном принимать транспортные самолеты.
А с учетом того, что территория СССР и стран Варшавского Договора в те времена простиралась почти на 180 градусов по широте, это давало возможность свободного выбора положения плоскости орбиты при запуске в пределах 45-135 градусов наклонения.
Свободный выбор траектории благодаря возможности старта с различных аэродромов и маневрирование на каждом витке – могут обеспечить более-менее приемлемую живучесть системы. НОРАД не всегда фиксировал одновитковые пуски спутников даже со стационарных космодромов с заранее известными трассами выведения на орбиту.
Характеристическая скорость орбитального аппарата для таких маневров с учетом импульса для схода с орбиты около 2500м/сек - как у основного блока лунного «Аполлона»! Для сравнения ХС «Шатла» 300м/сек. «Союза» того же порядка. Низкая высота опорных орбит – тоже чисто военное требование, чем ниже. тем позже будет обнаружен РЛС противокосмической обороны.
При УИ бортового двигателя 325сек масса топлива на борту ОС – 5500кг. Для ударного варианта - 3000кг топлива + 2500кг полезного груза. Полезным грузом в 1,3-2,0т видимо считалась отделяемая в полете ракета «Орбита-Земля», остальные 500кг - встроенная в ОС система наведения и запуска ракеты. Поскольку нет никаких намеков на грузовой отсек ракета крепилась на внешней подвеске ниже теплозащитного экрана. Т.е. её возвращение на Землю, ни при каких обстоятельствах не предусматривалось (по крайней мере, в составе ОС).
Форумы Авиабазы