Darth>Чего-то я мысль вашу, которую вы словами выразили, понял, а вот формулу – нет
. А именно, не понял, при чем тут тангаж – ведь нам по идее он по фигу, нас только УА интересует (?).
Нет. Я угол атаки упомянул только для удобства восприятия
![:) :)](http://s.wrk.ru/s/smile.gif)
В формуле же его нет. Мысль будет верной в частном случае, если самолет плоско падает, вращаясь как лепесток, отвесно вниз, а ветра нет. Тогда при тангаже 0° действительно будет угол атаки 90°. Но вообще на него можно забить. Просто кинематически представить штопор. Тогда любой ненулевой тангаж создаст враращение вокруг связанной оси х (из-за наличия вращения вокруг вертикальной
земной оси y
g ("оси штопора"), которая в таком случае имеет проекцию и на связанную ось х. В пределе, при тангаже ±90°, все штопорное вращение перейдет в угловую скорость омега_х.
>> Интуитивно мне не нравится применение разнотяга в данном случае
Darth>Странно, но мне тоже
– сомневаюсь, достаточно ли приемистости двигателей для эффективного управления. А вам почему?[»]
По тому же
![:) :)](http://s.wrk.ru/s/smile.gif)
Да и опасно это, боюсь - движки, конечно, прекрасные и устойчивые, но требовать от них не просто работы, но еще и максимальной приемистости в критических режимах как-то неловко
Darth>P.S.: Дошло – имеется в виду система координат, связанная с горизонтом (забыл, как называется)? А можно эту формулу для скоростной переписать? Она мне понятнее как-то...
[»]
Формула для связанных осей, что видно из отсутствия индексов. Впрочем, углы Эйлера (крен, тангаж, рыскание) как раз описывают переход от земной системы к связанной.
У скоростной системы принято писать индекс
а, у земной -
g, у траекторной - _k_.
Darth>Сейчас задумался насчет той самой оси х. Вроде как вокруг связанной ЛА вращаться не может (ибо она начинает вращаться вместе с ним
). С другой стороны, если рассматривать скоростную, то скорость вращения по идее не зависит от УА. Так о какой системе координат идёт речь?!
Чё-то я запутался...
Почему не может? Ну, вообще, сама ось как бы и не вращается, она абстрактная
![:) :)](http://s.wrk.ru/s/smile.gif)
Но в идеале, если самолет по форме ближе к ракете (симметричен) и углы атаки/скольжения нулевые, то вращаться он будет вокруг связанной оси. Никаких принципиальных проблем тут нет
Вот если есть заметные аэродинамические углы, то будет интересно. При даче элеронов самолет начинает вращаться тоже вокруг связанной оси х (более или менее приближенно, в зависимости от симметричности и прочих погрешностей). Но потом, после бочки-другой, или даже быстрее при больших углах, самолет имеет тенденцию к переходу к вращению вокруг вектора скорости (скоростной оси х
a).
При всем при этом возникают всякие интересные моменты. Возникают все три угловые скорости и начинают влиять все три главных момента инерции. И при определенных условиях (достаточной угловой скорости омега_х и небольшом моменте инерции вокруг этой оси по сравнению с двумя другими (т.е., что называется, вытянутом эллипсоиде инерции, какой наблюдается у многих истребителей 2-3 поколения)) возникает режим инерционного вращения, который будет поопаснее штопора. Один из самых известных случаев - Mel Apt на Х-2 погиб именно из-за него (на сверхзвуке эта проблема проявляется более неприятно).