Гибридный ракетный двигатель

Теги:космос
 
1 2 3

RSR13

втянувшийся
Гибридный ракетный двигатель
В Центре Келдыша ведутся работы по гибридным ракетным двигателям (ГРД), обладающим практически всеми достоинствами современных ЖРД и РДТТ. Они работают на твердом горючем и жидком или газообразном окислителе. По своим удельным энергомассовым характеристикам ГРД занимают промежуточное положение между ЖРД на криогенных топливах и РДТТ.
Центр Келдыша исследует рабочие процессы и стойкость теплозащитных материалов в гибридных двигателях. Разработан и изготовлен демонстрационный образец двигателя тягой 20 кН.
В Центре Келдыша заложены основы проектирования ГРД и определены области их применения:
мобильные ракетно-космические комплексы легкого класса;
стартовые ускорители;
разгонный блок, обеспечивающий выведение КА с радиационными отходами на радиационно безопасную орбиту вокруг Солнца;
транспортно-техническое обслуживание космических объектов с использованием многоразовых межорбитальных буксиров.
ГРД обеспечивают:
простоту конструкции и низкую стоимость доставки полезного груза на опорную орбиту (на 20...40 % ниже, чем при использовании существующих ракетных двигателей);
экологическую чистоту компонентов продуктов сгорания;
безопасность изготовления, обслуживания и эксплуатации, взрывобезопасность, гарантирующие предотвращение разрушения стартовых комплексов;
высокую надежность;
длительное время пребывания в космических условиях.



Гибридный двигатель (демонстрационный образец)
Прикреплённые файлы:
______.JPG (скачать) [10,5 кБ]
 
 
 

RSR13

втянувшийся
ФГУП "Исследовательский Центр им. М.В. Келдыша"
Николай Волков начальник сектора, к.ф.-м.н.
Руфина Голлендер начальник сектора, к.т.н.
Николай Давыденко начальник сектора
ГПД НИЦ ЦИАМ
Леонид Семенов начальник сектора
Борис Ступин инженер-испытатель

Экспериментальные исследования
энергетических характеристик
гибридного ракетного двигателя
Для снижения стоимости выведения грузов в космос требуются повышение экономичности, удельных тяговых характеристик и надежности ракетных двигателей, а также совершенствование их систем управления. В Исследовательском Центре им. М.В. Келдыша созданы несколько модификаций высокоэффективных гибридных ракетных двигателей (ГРД), применение которых сулит хорошие перспективы по сравнению с использованием ЖРД и РДТТ.

Новые задачи, в том числе коммерческие, заставляют уделять все большее внимание гибридным ракетным двигателям, обладающим рядом замечательных особенностей:

- простотой и надежностью;
- взрывобезопасностью на этапах изготовления и эксплуатации;
- относительно низкой стоимостью топлив;
- экологической чистотой продуктов сгорания;
- малой чувствительностью к дефектам заряда твердого компонента;
- возможностью регулирования тяги и многократного включения.

Успешному применению ГРД способствуют новые технологические и конструкционные решения: применение зарядов твердого горючего "коврового" типа (скатанный в рулон заданного диаметра лист горючего из пластичного материала), неохлаждаемых корпусов и сопловых блоков двигательных установок (ДУ), изготовленных из стеклопластиковых и композиционных материалов и др.

При определении технического облика гибридного двигателя в любой области его использования основной проблемой является оптимизация энергомассовых характеристик. Решение этой задачи связано с выбором совершенной и надежной схемы ДУ, высокоэффективного топлива, а также качественных конструкционных и теплозащитных материалов.

Как известно, удельный импульс зависит не только от совершенства двигателя, но и от температуры и молекулярного веса продуктов сгорания. Поэтому желательно, чтобы топливо содержало в себе компоненты с наибольшей исходной плотностью, обеспечивало максимальное тепловыделение и давало продукты сгорания с возможно меньшим молекулярным весом. Компонентами гибридных ракетных топлив могут являться практически все горючие вещества и окислители. При этом не только "классические", ныне используемые, но и те, которые вследствие несовместимости непригодны для современных ЖРД или РДТТ.

В ГРД прямой схемы используются твердое горючее и жидкий окислитель, обеспечивающие наиболее высокий удельный импульс (обратная схема предусматривает применение твердого окислителя и жидкого горючего). Объем горючего, как правило, меньше объема окислителя, поэтому размеры гибридных ДУ прямой схемы превосходят габариты установок с РДТТ, но меньше размеров ДУ с ЖРД. Самыми простыми, хорошо освоенными, и в то же время достаточно эффективными являются гибридные топлива на основе полимерных углеводородных горючих. Наличие мощной сырьевой базы, хорошо развитого производства, а также низкая стоимость и нетоксичность таких топлив делают их наиболее перспективными для применения. В качестве твердого горючего применяют полиэтилен (С2Н4)n, синтетические смолы, каучуки и др., а в качестве окислителя - жидкий кислород О2, высококонцентрированную перекись водорода Н2О2, азотный тетроксид N2O4 и др.

Относительно низкая температура горения (3000…3600К) и небольшое давление в камере сгорания (1,5…3МПа) гибридного двигателя позволяют существенно (по сравнению с РДТТ и ЖРД) упростить и удешевить систему теплозащиты. При разработке и создании двигателей этого типа могут широко использоваться технические решения, технологические процессы, производственное и испытательное оборудование, применяемые при изготовлении РДТТ и ЖРД. Из "готовых" частей для РДТТ и ЖРД можно за полгода создать высоконадежный гибридный двигатель при относительно низкой стоимости разработки.

В Центре Келдыша создан демонстрационный образец гибридного ракетного двигателя тягой 3 тс. Он позволяет провести исследования рабочих процессов, энергетических характеристик ДУ, отработать конструкцию основных узлов, проверить работоспособность современных и перспективных теплозащитных и конструкционных материалов, а также получить экспериментальное подтверждение принятых технических решений. Другая модификация демонстрационного ГРД имеет тягу до 3 тс и работает на компонентах: газообразный кислород + каучук, полимеры. Его структура позволяет гибко, в соответствии с задачами, изменять конструкцию ДУ. Сопловой блок этой модификации имеет диаметр критического сечения 49 мм (ВНДС-1) или 76 мм (УККМ). Корпус ГРД рассчитан на рабочее давление 6...8 МПа; массовый расход горючего Gт = 1,25 кг/с, массовый расход окислителя Gок = 8,75 кг/с, время работы двигателя 30 с. Одной из задач огневых стендовых испытаний этого двигателя являлось экспериментальное определение расходно-тяговых характеристик.

При испытаниях стендового варианта ГРД требовалось определить удельный импульс тяги при различных соотношениях расходов окислителя и горючего. Важнейшим и к тому же уникальным практическим результатом испытаний указанного ГРД явилось непосредственное измерение силы тяги при работе на газообразном кислороде и экологически чистых горючих. Одновременно проводились исследования процессов горения, теплообмена и перемешивания. Как показали эксперименты, в камере сгорания были получены весьма высокие значения полноты давления (порядка 98 %), что свидетельствует о хорошем смесеобразовании компонентов.

Экономичность рабочего процесса в двигателе с учетом работы расширения газа в закритической части сопла оценивалась по величине удельной тяги Rуд, т.е. отношению измеренного значения силы тяги к секундному расходу топлива: Rуд = Rизм/GS (GS = Gгор + Gокисл). Для сравнения теоретических результатов с экспериментальными при одинаковых условиях оценивалась удельная тяга в пустоте. Отношение измеренной удельной тяги в пустоте (Rуд. п) к ее теоретическому значению называется коэффициентом полноты удельной тяги в пустоте. Он определяет совершенство конструкции двигателя в целом. На номинальном режиме работы стендового двигателя полученные значения этого коэффициента составляли около 95 %, что подтверждает возможность получения на натурном двигателе значения не менее 0,98 (на компонентах кислород + каучук).

По методикам, разработанным в Центре Келдыша, были проведены расчеты энергетических характеристик ГРД и определен профиль контура сопла, обеспечивающего максимальную величину удельной тяги.
Удельный импульс тяги равен:
Iп = Iптд Ч (1-x),
где Iптд - термодинамический удельный импульс тяги;
x - коэффициент суммарных потерь удельного импульса тяги.

Некоторые из составляющих суммарных потерь удельного импульса тяги практически не зависят от конфигурации сверхзвуковой части сопла. Другие зависят, но величина потерь либо мала, либо слабо проявляется при постоянных значениях длины и степени расширения. Анализ показал, что при оценке энергетических характеристик сопла необходимо учитывать потери от воздействия процессов рассеяния, трения, осаждения (при наличии металла в составе горючего), а также химической неравновесности.

Экспериментально определенные величины удельного импульса тяги стендового варианта демонстрационного ГРД составили 258 с (компоненты: газообразный кислород + полиуретан) и 239 с (газообразный кислород + полиэтилен) при давлении в камере сгорания р = 1,1…2,3 МПа, что согласуется с теоретическими расчетами, учитывающими реальные потери.

Расчет удельного импульса тяги ГРД тягой 3 тс проводился для выбранного профиля сопла, удлинения сверхзвуковой части, равной `la = la/da = 1, и степени расширения `da = da/dкр = 3. Профиль сверхзвуковой части сопла выбирался из семейства контуров с угловой точкой с равномерной характеристикой на входе. Энергетические характеристики определялись с учетом потерь на рассеяние, трение, излучение тепла, а также потерь вследствие уноса теплозащитных материалов и химической неравновесности.

Полученные в ходе эксперимента данные удовлетворительно согласуются с расчетами удельного импульса тяги демонстрационного ГРД тягой 3 тс. Можно сделать вывод о достижимости реальности удельного импульса тяги порядка 320 с, необходимого для ДУ первых ступеней ракет-носителей. Например, реальный удельный импульс демонстрационного ГРД тягой 3 тс, работающего на топливе жидкий кислород + бутилкаучук, может составить 321,9 с при давлении рк = 3,0 МПа. Эта композиция обеспечивает наибольший удельный импульс ГРД прямой схемы на экологически чистых топливах, не содержащих металлов.


 

uagg

опытный

Хмм... А вот интересно, какие могут быть в принципе перспективы у такой химеры разума??
С одной стороны, в изготовлении такой девайс наверное будет проще и дешевле, чем ТРД. По крайней мере, при изготовлении создатели будут иметь дело не с многокомпонентным дерьмом, выдержать состав которого и нормально пластифицировать стоит диких усилий, а с более простым полимером с небольшим количеством добавок... Да и будет его (топлива) как не 3 раза меньше.
С другой стороны - вся механика ЖРД (насосы, например) и вся инфраструктура подготовки к старту жидкостной ракеты должна остаться (а сам девайс будет стоить уже не как жидкостная ракета).
Потом... Интересно, как должно выглядеть горение в таком девайсе?
Как должно эээ... распыляться (плохое слово) топливо в зоне соприкосновения окислитель-топливо?
 
RU Dem_anywhere #12.01.2005 11:17
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
Да, непонятно, чем "полимерные углеводородные горючии" лучше тривиального керосина...
И насколько реально обеспечить полное использование обоих компонентов топлива...
 

au

   
★★☆
"I must be resisting this, but I'm choking on my own rage..."©

Ну вы блин даёте, критики...
 
+
-
edit
 

Mathieus

втянувшийся

Хмм... А вот интересно, какие могут быть в принципе перспективы у такой химеры разума??
........
Потом... Интересно, как должно выглядеть горение в таком девайсе?
Как должно эээ... распыляться (плохое слово) топливо в зоне соприкосновения окислитель-топливо?
 


Как бы то ни было , а гибридники займут свою нишу. Пока не ясно насколько большую , но прецеденты есть. Рутановский Спейсшып 1 например.
Про "распыление" и некоторые другие технические моменты -
В космос - на парафиновой ракете !
 
RU Дух Бетельгейзе #13.01.2005 09:56  @Дем#12.01.2005 11:17
+
-
edit
 
Dem_anywhere> Да, непонятно, чем "полимерные углеводородные горючии" лучше тривиального керосина...

Для керосина нужно:
1) Насос для керосина
2) Рубашка охлаждения
3) Форсунки для керосина
4) Бак для керосина

Кроме того заправленная керосином ракета это бомба.

Dem_anywhere> И насколько реально обеспечить полное использование обоих компонентов топлива... [»]

99% Реально.

 
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Мне очень нравится фраза, о том, что ГРД суммируют как достоинства РДТТ и ЖРД, так и их недостатки :)
На самом деле, главным стратегическим достоинством ГРД является возможность практически использовать любую топливную пару. Например металл+жидкий окислитель, ни для ЖРД, ни для РДТТ невозможно.
IMHO наибольшее распространение ГРД получат как двигатели-бустеры КА большой тяги.

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
+
-
edit
 

RSR13

втянувшийся
Wyvern-2> Мне очень нравится фраза, о том, что ГРД суммируют как достоинства РДТТ и ЖРД, так и их недостатки :)
Wyvern-2> На самом деле, главным стратегическим достоинством ГРД является возможность практически использовать любую топливную пару. Например металл+жидкий окислитель, ни для ЖРД, ни для РДТТ невозможно.
Wyvern-2> IMHO наибольшее распространение ГРД получат как двигатели-бустеры КА большой тяги.
Wyvern-2> Ник [»]

Американцы недавно испытали ГРД большой тяги , проблем не появилось.
Один из первых двигателей ГИРДа был ГРД. Значит сделать его проще , чем ЖРД.
Корпус ГРД прессуется из полимера и достаточно прочен , к тому же он по объему топлива в 4 -6 раз меньше , чем у РДТТ.
Системы подачи окислителя отработаны на ЖРД . ТНА будет гораздо проще , потому , что не надо терять давление в рубашке охлаждения.
Преимущество перед РДТТ в том , что по мере разгара критического сечения сопла , можно менять подачу окислителя подстраивая оптимальные параметры горения.
ГРД - двигатель многократного включения , поэтому легко реализовать программу пауз тяги при прохождении атмосферы .
А в верхних слоях атмосферы рабочее давление в камере может быть всего лишь 5-10 атм. с сохранением высокой степени расширения газа.

 
RU Vyacheslav #14.01.2005 11:00
+
-
edit
 

Vyacheslav

опытный

Wyvern-2> На самом деле, главным стратегическим достоинством ГРД является возможность практически использовать любую топливную пару. Например металл+жидкий окислитель, ни для ЖРД, ни для РДТТ невозможно.
Например: высокометаллизированное топливо + вода = Шквал
 
RU Dem_anywhere #14.01.2005 12:42
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
Дух Бетельгейзе, 13.01.2005 10:56:20:
Для керосина нужно:
1) Насос для керосина
2) Рубашка охлаждения
3) Форсунки для керосина
4) Бак для керосина
 

1) Не такая уж и разница - один насос или два. А на некоторых ракетах вообще самотёком было :)
2) Как будто в ГРД сопло при другой температуре работает....
3) а что в них сложного?
4) А ГРД без бака, что ли? Притом в нём бак с такими стенками, чтобы температуру и давление при горении держали...
 

RSR13

втянувшийся
Dem_anywhere>
Дух Бетельгейзе, 13.01.2005 10:56:20:
Dem_anywhere> Для керосина нужно:
Dem_anywhere> 1) Насос для керосина
Dem_anywhere> 2) Рубашка охлаждения
Dem_anywhere> 3) Форсунки для керосина
Dem_anywhere> 4) Бак для керосина
 

Dem_anywhere> 1) Не такая уж и разница - один насос или два. А на некоторых ракетах вообще самотёком было :)
Dem_anywhere> 2) Как будто в ГРД сопло при другой температуре работает....
Dem_anywhere> 3) а что в них сложного?
Dem_anywhere> 4) А ГРД без бака, что ли? Притом в нём бак с такими стенками, чтобы температуру и давление при горении держали... [»]

Сначала стенки толстые , и давление может быть высоким , а в верхних слоях атмосферы , когда стенки прогорят , давление может быть уже и низким .

Чем больше в ракете труб , тем меньше надежность . А ТНА - изделие дорогостоящее ! Зато ТНА который не обязан прокачивать окислитель через рубашку охлаждения , может быть серьезно упрощен и сильнее нагружен , т.к. плевать на кавитацию , всё равно окислитель сразу сгорает .
 

RSR13

втянувшийся
Схема исходного варианта демонстрационного образца ГРД
( неснаряженный, без теплозащиты, воспламенителя и блоков твердого горючего):
1 - коллектор подачи окислителя,2 - три штуцера подвода окислителя, 3 - передняя крышка,
4 - крышка блока форсунок, 5 - секция корпуса № 1, 6 - штуцер для датчика давления,
7 - муфты № 1 и № 2, 8 - теплозащита корпуса сопла, 9 - корпус сопловой,
10 - вкладыш сопла, 11 - разрывные болты, 12 - уловитель сопла
Прикреплённые файлы:
 
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

RSR13> Схема исходного варианта демонстрационного образца ГРД

А чего ты ссылки не даёшь, откуда всё это приносишь?

http://engine.avias.com/issues/11&12/page62.html

Кстати, на Ракетомодельном эту статью обсуждали, правда давно, тогда ещё планы построения ГРД были ;^))

Статья про ГРД-обсуждение
EE Татарин #15.01.2005 16:44
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
А почему не стали делать?

ГРД хуже (сложнее, дороже, ну и т.п), чем этот ваш перекисный проект?
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  
UA Serge77 #15.01.2005 20:16  @Татарин#15.01.2005 16:44
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Татарин> А почему не стали делать?
Татарин> ГРД хуже (сложнее, дороже, ну и т.п), чем этот ваш перекисный проект? [»]

Попытки делать были, но застопорились.
А перекисного проекта тогда не было.
RU Dem_anywhere #15.01.2005 21:36
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
>А ТНА - изделие дорогостоящее ! Зато ТНА который не обязан прокачивать окислитель через рубашку охлаждения
А как ты сопло охлаждать собираешься? И почему нельзя использовать тот же метод для ЖРД?

Кстати - требования к топливу для ГРД пожалуй даже сильнее, чем для ЖРД и РДТТ - оно не должно плавится, иначе вытечет всё наружу :)
Для РДТТ это пофиг - неважно, в каком состоянии оно сгорит...
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Dem_anywhere> Кстати - требования к топливу для ГРД пожалуй даже сильнее, чем для ЖРД и РДТТ - оно не должно плавится, иначе вытечет всё наружу :)

Все так думали, пока один хитрый американский товарищ не испытал парафин. Оказалось, что плавление поверхности - положительный фактор, ускоряющий горение в 3 раза. А скорость горения для ГРД - одна из проблем.
RU CaRRibeaN #16.01.2005 12:34
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>ГРД хуже (сложнее, дороже, ну и т.п), чем этот ваш перекисный проект?

Пока не сделаешь - не узнаешь :) ГРД менее предсказуемы.
Shadows of Invasion.  
EE Татарин #16.01.2005 12:38
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
Но я правильно понимаю, что ГРД сулит потенциально куда лучшие параметры (тот же УИ) и вообще "на переднем крае"?
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом. Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  
RU вантох #16.01.2005 14:20
+
-
edit
 

вантох

опытный

Парафиновый для Шаттла ожидается по габаритам значительно крупнее РДТТ на ту же мощность, это из-за плотности топлива?
Это просто в нынешних условиях такие методы не применяются, но вообще они есть.  
+
-
edit
 

avmich

координатор

У ГРД параметры промежуточные по сравнению с РДТТ и ЖРД. Вряд ли ГРД превзойдёт ЖРД по УИ.

Основные плюсы ГРД (по сравнению с ЖРД) в плотности топлива и более простой механике (один компонент).
 
RU Dem_anywhere #16.01.2005 17:33  @Serge77#15.01.2005 22:12
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
Serge77, 15.01.2005 23:12:32:
Dem_anywhere> Кстати - требования к топливу для ГРД пожалуй даже сильнее, чем для ЖРД и РДТТ - оно не должно плавится, иначе вытечет всё наружу :)

Все так думали, пока один хитрый американский товарищ не испытал парафин. Оказалось, что плавление поверхности - положительный фактор, ускоряющий горение в 3 раза. А скорость горения для ГРД - одна из проблем.
[»]
 


Ну это да - но в этом случае нужно забыть об уменьшенной тяге/повторном включении
Практически получается одноразовый РДТТ с возможностью одноразового выключения
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Dem_anywhere> Ну это да - но в этом случае нужно забыть об уменьшенной тяге/повторном включении

Я думаю, здесь тоже не нужна такая категоричность, как и в случае с "оно не должно плавиться, иначе вытечет". Проблема конечно есть, но наверное не такая большая. За счёт чего будет плавиться парафин, если перекрыть подачу окислителя? Кроме сопла, в двигателе нет ничего горячего.

RSR13

втянувшийся
>>А ТНА - изделие дорогостоящее ! Зато ТНА который не обязан прокачивать окислитель через рубашку охлаждения
Dem_anywhere> А как ты сопло охлаждать собираешься? И почему нельзя использовать тот же метод для ЖРД?
Dem_anywhere> Кстати - требования к топливу для ГРД пожалуй даже сильнее, чем для ЖРД и РДТТ - оно не должно плавится, иначе вытечет всё наружу :)
Dem_anywhere> Для РДТТ это пофиг - неважно, в каком состоянии оно сгорит... [»]

Сопло охлаждается так же как в РДТТ , то есть абляцией поверхностного слоя.

ТНА упрощенный для ЖРД возможен , но тогда требуется отдельный насос , для прокачки охладителя по рубашке охлаждения , а это тоже самое , что и ТНА - обычный .

Если в ЖРД применять абляционное охлаждение камеры , то размеры камеры придется увеличить , чтобы сохранить геометрию стенок. Но тогда проще и топливо разместить на этих стенках , чтобы оно защищало часть КС.

Топливо должно обладать низкой теплопроводностью , тогда оно никуда плавиться не будет.

Многократность включений - зависит от подачи окислителя.
Тяга зависит от давления в КС ( расход окислителя) и геометрии сопловой части , которая может быть изменяемой ( вопрос давно решенный в авиации)


 
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru