Вооружение
Артиллерийское вооружение, стоявшее на немецких тяжелых крейсерах
Орудие
203 мм
105 мм
37 мм
20-мм
Модель
SkL/60 Mod.C 34
Mod. С 33
Mod. С 30
Mod. С 30
Длина орудия, кал.
60
65
83
65
Длина ствола, кал
56,7
60,5
80
Вес орудия с затвором, т
20,7
4,56
0,243
0,064
Число нарезов
64
36
16
Длина нарезов, м
9,53
5,53
2,55
0,72
Глубина/ширина нарезов, мм
2,4/5,8
Рабочее давление, атм
3200
2850
3450
Живучесть ствола, выстр.
600
3000
7500
22000
Начальная скорость, м/сек
900
1000
835
Макс, дальность (гор./верт.), м
33540
17700/12500
8500/6800
4900/3700
Углы возвышения/снижения
+37°/-10°
+80° /-8°
+85° /-10°
+85° /-11°
Скорость ВН мех./(ручи.),°/сек
8 /(...)
10/(1,33)
-/(3)
Скорость ГН, °/сек
6 /(...)
8 /(1,5)
-/(4)
Скорострельность, в./мин.
// Дальше — www.wunderwaffe.narod.ru
Само 203-мм орудие модели SKC/34 представляло совершенно новую разработку - в отличие от 150-мм пушек, являвшихся развитием оружия времен первой мировой войны. Орудие, созданное фирмой "Крупп", имело превосходные баллистические характеристики. При полной длине в 60 калибров и длине собственно ствола в 57 калибров оно придавало 122-кг снаряду начальную скорость 925 м/сек. Более высокими характеристиками среди 8-дюймовок того времени обладала только итальянская, имевшая начальную скорость 940 м/сек при примерно таком же весе снаряда. Однако, как показала практика, итальянские орудия обладали низкой живучестью, сводившей на нет все баллистические преимущества. Немцам удалось найти, пожалуй, оптимальное значение начальной скорости, еще не приводящей к фатальному выгоранию ствола (его живучесть составляла 300 выстрелов полным зарядом), но обеспечивающей хорошую настильность траектории, а значит - малое рассеивание снарядов по дальности. В этом отношении германские конструкторы пошли по пути, прямо противоположному американскому. В США несколькими годами позже была принята концепция очень тяжелого снаряда (для 8-дюймовки -152 кг) при относительно небольшой начальной скорости (700-750 м/сек). Американские снаряды имели большую крутизну траектории, значительно большую способность к пробитию палубной брони, но меньшую пробиваемость пояса и меньшую точность, во всяком случае на средних дистанциях. Оба подхода имели свой смысл: германцы готовились к сражениям в условиях относительно небольшой видимости северных морей, где нередка плохая погода, тогда как их заокеанские соперники - к бою в тропиках, при практически неограниченной видимости. 203-мм орудия остальных стран (Англии, Франции, Японии) имели примерно такие же снаряды, как и немецкое, но уступали им по начальной скорости (840-850 м/сек).
В отличие от кораблей большинства других наций, тяжелые крейсера типа "Хиппер" были прекрасно оснащены снарядами различных типов. Для 8-дюймовки их имелось 4 основных типа:
1) бронебойный снаряд Pz.Spr.Gr. L/4,4 mhb с донным взрывателем и баллистическим наконечником;
2) полубронебойный снаряд Spr.Gr. L/4,7 mhb, также с донным взрывателем и баллистическим наконечником;
3) фугасный Spr.Gr. L/4,7 mhb без специального баллистического колпачка, вместо которого в головной части устанавливался взрыватель с малым замедлением;
4) осветительный снаряд L.Gr. L/4,7 mhb также с баллистическим наконечником.
Самым тяжелым был полубронебойный снаряд, весивший 124 кг. Остальные типы имели одинаковый вес- 122 кг. В соответствии с немецкими артиллерийскими традициями, заряд выполнялся из двух частей - передний полузаряд весом 20 кг гильзы не имел, а главный, задний полузаряд, весивший 48 кг (и соответственно более опасный при воспламенении), заключался в латунную гильзу. Для стрельбы осветительными снарядами использовались более легкие заряды общим весом чуть менее 40 кг.
Наличие трех видов основных боевых снарядов позволяло очень гибко выбирать подходящий тип боеприпасов для каждой возможной цели. Бронебойный снаряд, снаряженный 2,3 кг ВВ, мог пробивать 200-мм броневую плиту на дистанции до 15500 м, а 120-130-мм бортовая броня, составлявшая защиту большинства возможных противников в классе крейсеров, пробивалась на практически любых реальных дистанциях боя. Приведенные цифры относятся к попаданиям под углами, близкими к нормали; при курсовом угле цели 60° 200-мм броня защищала до дистанции 9000 м, а при еще более острых углах встречи пробиваемость бронебойного снаряда резко падала. Но при бое на параллельных курсах практически все возможные противники "хипперов" оказывались практически беззащитными против его бронебойных снарядов.
Для поражения менее защищенных целей предназначался полубронебойный снаряд (по немецкой терминологии - Sprenggranate, т.е. "разрывная фаната"). Он имел 6,54-кг заряд, что составляло 5% от веса снаряда, и мог пробивать незакаленную броню толщиной до 100 мм на дистанции 50 каб. Взрыватель замедленного действия обеспечивал в случае пробития внешней преграды (палубной или бортовой брони) поражение жизненно важных частей корабля противника, расположенных в глубине корпуса. Такой снаряд очень подходил для борьбы с большинством крейсеров на средних дистанциях боя, но мог применяться также и против больших эсминцев.
Наконец, фугасный снаряд с головным взрывателем мгновенного действия был хорош для поражения легкобронированных и небронированных целей. Он содержал 8,9 кг ВВ и все еще мог пробить 50 мм брони на дистанции 50 каб. Подобный снаряд прекрасно подходил для действия по эсминцам и другим легким судам, а также по надстройкам и бортам вражеских крейсеров в тех случаях, когда пробитие их бортовой брони представлялось маловероятным (например, при погоне или отходе). Он же применялся и для стрельбы по берегу.
А вот как отскакивают 1225кг болванки