Лучшие системы управления проектировались и создавались на Украине.
В случае со спутником «Экспресс-АМ4» причиной потери космического аппарата стал сбой
в системе управления разгонным блоком «Бриз-М». Ситуация была похожа на нынешний случай
с «Прогрессом»: последняя ступень (разгонный блок) начала разгон, а потом резко
прекратилась передача телеметрических данных и прервалась связь. Это может быть вызвано
производственным браком, некачественной сборкой или комплектующими ненадлежащего качества,
которые не выдерживают нагрузок, особенно мощных вибрационных, к снижению которых в
непилотируемых миссиях гораздо более мягкие требования, чем в миссиях пилотируемых.
На Украине также создавались полностью автоматизированные системы подготовки к запуску
и сам запуск ракеты без присутствия людей.
Схема подготовки к запуску Союзов, которая практически не изменилась с советских времен.
В частности «слабым местом» является обилие ручных операций во время подготовки к старту,
включая ответственный процесс заправки и подключения агрегатов. Этот человеческий фактор,
стал причиной падения 5 декабря прошлого года спутников «Глонасс» в Тихий океан
в районе Гавайских островов. Комиссия, расследующая причины катастрофы, пришла к выводу,
что в топливный бак последней ступени залили лишние 1,5 тонны топлива.
А здесь обошлось без Украины.
Запуск космического корабля «Прогресс М-12М» был застрахован на сумму 3 млрд рублей. Однако
только за эту неделю это уже вторая космическая катастрофа российских ракет. Вместе с
неудачным запуском спутника «Экспресс-АМ4» 18 августа, а также неудачным пуском трех
спутников ГЛОНАСС в прошлом году, сумма ущерба составляет 16 миллиардов рублей.
И кто на этом заработал?
Кроме того, в феврале этого года состоялся секретный пуск, но из-за проблем с разгонной
ступенью был потерян военный геодезический спутник «Гео-ИК-2», в результате чего министерство
обороны осталось без современной геодезической сети.