Недавно я был жутко озадачен одним ответом…
Короче, дело в следующем. Еще году в 1984, когда я был школьником, от отца слышал историю, как одна наша атомная пл столкнулась с другой пл в подводном положении. Причем столкновение было очень сильным, почти ровно под 90 градусов. Наша пл всплыла, другая – нет. Ну и якобы погибшей была китайская лодка, как потом выяснилось. Потом, когда был уже ст. л-том, один офицер, служивший в те годы в б. Павловского рассказал, что да, было дело, К-10 проекта 675, следуя из Камрани в подводном положении наскочила на другую пл. Потом в доке спецы из КГБ достали куски металла, оставшиеся в поврежденной части нашей лодки и определили, что изготовлен он в СССР. А поскольку СССР лодку точно не теряли, то в том регионе это могла быть пл, которую передавали в другую страну: или Китай или Корея. И что отметина на носу была, какбы если протаранили бревно диаметром метров шесть. И даже фотографии по рукам ходили поврежденной носовой части. Потом якобы года через два после того случая в прессе китайской было сообщение, что мол исполнилось два года с момента гибели в море большой группы ученых и военных. Года два назад даже беседовал с ПК с той лодки, который рассказал, что предшествовало столкновению, и про маневрирование К-10 и предполагаемое маневрирование второй пл. Дело в том, что К-10 непосредственно перед столкновением легла на обратный курс, т.е. за считанные минуты до этого в той точке ничего не было, следовательно, это была пл, которая тоже повернула, но не смогла полностью распознать маневр К-10 и подставила свой борт. Другую лодку они не слышали, когда он вылез на мостик (первым из всех) было темно и ничего на поверхности не было, лишь вдали были какие-то огни. У Павлова в справочнике «Китайские ВМС» упомянуто два заказа, переданные КНР, один целиком, один частями, и сказано, что один погиб при столкновении. И до недавнего времени я считал, что стоит только обратиться к китайским специалистам историкам…
И вот, недавно попросил одного моего знакомого, который общается на военно-морские темы на китайском форуме с желтолицыми нашими братьями, узнать у них про ту погибшую пл.
Ответ обескуражил.
Дословно так: «…в 1959 году, мы только получили небольшое число чертежей и отдельные части лодки, мы не получали субмарины от Вашей страны, потому что возник конфликт между СССР и Китаем в 1960. Так что смогли собрать проект 629, её бортовой неомер 200 (тот на снимке), эта лодка наша «копия» проекта 629. В Китае это была только одна лодка, никакой второй лодки никогда не было. В Китае, её называли типом 031, бортовой номер 200. Лодка была спущена в сентябре 1964, вступила в строй в августе 1966. Лодка использовалась для испытаний стратегических ракет CSS-N-2 (в Китае называется JL-1). Которые были приняты на вооружение 12 октября 1982. Мы не знаем никакой информации о конфликте с K-10. Это нас очень удивило. С 1949 и до наших дней, только две китайских субмарины потерпели аварии. Первая с бортовым номером 418 1 декабря 1959 (затонула); другая - бортовой 361 в апреле 2003. Лодка с бортовым 200, на Вашей фото, первоночально была опубликована в китайских журналах. Мы не знаем, кто - автор, так что это - фото без авторского права, возможно в этот момент лодка участвовало в испытании ракет типа JL-2. Теперь возможно лодка списана. Мы не знаем дату списания-у нас это является секретным.»
Прошу форумскую общественность помочь выяснить истину. Может, есть у кого Джейн 1980 по 1982 год, где указаны две пл, или какой другой справочник?