Украина отказалась от военно-морского флота
3.05.2005 16:37 | Страна.Ru
Киев больше не в состоянии содержать доставшиеся ему после раздела Черноморского флота в 1997 году единственную свою подводную лодку "Запорожье" и ракетный крейсер "Украина". Вместе с ними, как заявил на днях министр обороны Украины Анатолий Гриценко, из состава флота будут выведены еще ряд кораблей. И этим решением Киев достаточно явственно подтвердил свой отказ от статуса военно-морской державы. Что касается знаменитого крейсера, то его, скорее всего, "порежут на иголки" - у ВМФ нет денег даже на то, чтобы продать корабль.
"Исходя из оценки военной угрозы и задач Вооруженных сил, сейчас и на перспективу эти корабли не нужны, - сказал в минувшие выходные министр обороны Украины Анатолий Гриценко. - Мы вынуждены принимать решения, которые нужно было принимать еще несколько лет назад. Некоторые из них болезненные и непопулярные, но их невозможно больше оттягивать".
Проблемы "Украины" (до 1998 года - "Адмирал флота Лобов") тянутся еще с советских времен - ракетный крейсер оказался жертвой смены эпох. Корабль, который заложили в 1984 году, должен был стать четвертым кораблем проекта 1164 типа "Атлант" в советском ВМФ. Всего же планировалось построить 12 кораблей подобного класса - в 80-х годах такие военные суда считались лучшими в мире и могли с одинаковой эффективностью действовать против авианосных соединений ВМС США, а также десантных групп противника, уничтожать транспорты и наносить удары по береговым целям.
При водоизмещении немногим более 11 тысяч тонн на них было 16 пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет П-500 "Базальт", способных нести ядерные боеголовки. В кормовой части корабля располагалось 8 пусковых установок револьверного типа, в которых размещены 64 зенитные ракеты комплекса "Риф" - морского аналога знаменитого сухопутного С-300. Помимо этого корабль оснащался автоматическими артиллерийскими установками, торпедными аппаратами и реактивными противолодочными бомбометными системами. Благодаря газотурбинной энергетической установке корабль может развивать скорость в 32 узла - около 60 километров в час, что является весьма неплохим показателем для судов подобного класса. Более того, он может действовать в любую погоду в любом регионе мира. Иными словами, корабль по тем временам представлял собой настоящую морскую крепость.
В августе 1990 года "Адмирал флота Лобов" в 75-процентной готовности спустили на воду для дальнейшей достройки. Но грянул 1991 год, СССР развалился, и новому российскому ВМФ корабль оказался не по карману. В итоге в 1993 году Москва от него отказалась. Сначала Киев попытался его достроить для собственных ВМС, но из-за нехватки средств в 1996 году был вынужден заморозить все работы. По словам руководства "Судостроительного завода имени 61-го коммунара" в Николаеве, для окончательной доводки "Украины" необходимо не менее 30 млн долларов. Таких денег у Украины не оказалось.
В январе 2001 года министр обороны Украины Александр Кузьмук на переговорах с российским коллегой Игорем Сергеевым поднял вопрос о возможности продажи корабля России. Затем эту проблему обсуждали Владимир Путин и Леонид Кучма. Последний в сентябре 2001 года сделал сенсационное заявление, смысл которого сводился к тому, что крейсер Украине не нужен, а президент России отнесся к предложению о покупке корабля "крайне положительно". В те дни у идеи выкупа "Украины" появился еще один влиятельный лоббист - Юрий Лужков, известный своей любовью к Черноморскому флоту. По слухам, столичный мэр лично направил президенту России письмо, в котором предлагал услуги Москвы в деле выкупа крейсера, который мог бы носить имя "Санкт-Петербург" (на Черноморском флоте России уже есть крейсер аналогичного проекта, носящий имя "Москва"). Но то ли цена, предложенная московским мэром, не устроила Киев, то ли сам градоначальник передумал - сделка так и не состоялась.
В 2002 году корабль снова попытались перепродать России, но теперь в счет погашения газовых долгов Украины. В Николаев с "экскурсией" прибыли премьер-министр Украины Анатолий Кинах и посол России Виктор Черномырдин. Косвенным подтверждением серьезности намерений стало создание совместной российско-украинской комиссии по достройке корабля. Однако результаты ее деятельности оказались полностью засекреченными. Скорее всего, как говорят эксперты, цель ее работы состояла в изучении экспортного потенциала корабля. По некоторым данным, госкомпания "Рособоронэкспорт" в тот момент рассматривала вопрос о реализации "Украины" на международном рынке за 250 млн - 1 млрд долларов. Подобный четырехкратный разброс цен объяснялся тем, что никто еще не продавал на экспорт корабли такого класса.
Единственными реальными покупателями тогда считались Индия и Китай. Однако для продажи корабля в эти страны его надо было модернизировать - снять пусковые ПКР "Базальт" и установить вооружение, экспорт которого разрешен договором о нераспространении ракетных технологий. Например, современные комплексы российских крылатых ракет "Яхонт" или "Клаб-Н". На проведение этих работ требовалось 50 млн долларов. Однако и тут у Украины не нашлось денег, и в итоге корабль снова "повис" в воздухе.
Сегодня крейсер "Украина" готов на 96%. Однако на нем как не было, так и нет российских ракетных комплексов "Базальт" - Россия не может поставить их Украине все по тому же договору о нераспространение ракетных технологий. В итоге корабль небоеготов.
Впрочем, по словам специалистов, Черное море - не тот военный театр, где есть необходимость в реализации тех боевых задач, ради которых строились корабли такого класса. Крейсеры проекта 1164 создавались в расчете на действия в мировом океане. Так, дальность полета ПКР "Базальт" - 500 км, что в два раза превышает ширину Черного моря. Именно по этой причине, по словам министра обороны России Сергея Иванова, аналогичный крейсер "Москва" Черноморского флота пришлось вывести в Индийский океан, чтобы за долгие годы моряки, наконец-то, смогли проверить работоспособность своего основного вооружения.
Поэтому решение Киева расстаться с "Украиной" выглядит единственно правильным. Без ракет крейсер не нужен, как не нужен он и на Черном море - перед Украиной не стоят какие-либо задачи по противодействию иностранным флотам. Так что крейсер, скорее всего, "порежут на иголки" - выйти в океан ему вряд ли доведется.
Остается только сожалеть, что и у России не нашлось денег на то, чтобы выкупить крейсер. В новой концепции развития ВМФ России, озвученной главкомом Владимиром Куроедовым, главное место сегодня отводится кораблям класса "фрегат", способным действовать в прибрежной зоне. Об океанских просторах забыли и мы.
Никита Петров
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"