Московские новости
15.10.2004
БОРИС ЮНАНОВ
ОНА НЕ УТОНУЛА
Оттава - Монреаль
Весь мир следил за судьбой канадской подлодки. А граждане
Канады следили еще и за поведением своих властей
Канадская подлодка не повторила судьбу российского "Курска",
но еще раз заставила вспомнить о той трагедии.
5 октября. 11.15. Атлантика. Субмарина ВМС Канады "Шикутими"
(названа в честь города в провинции Квебек) подает сигнал бедствия
в 160 км к северо-западу от Ирландии. Выручать канадцев из беды
отправляются два британских фрегата. Но им предстоит как минимум 12
- 14 часов пути. Погодные условия: шторм 6 - 7 баллов, скорость
ветра - 80 км/час.
Первые видеокадры терпящей бедствие лодки, обошедшие весь мир,
сделаны с борта вертолета британских ВМС: 8-метровые волны со всех
сторон осаждают 70-метровую субмарину и, кажется, вот-вот накроют
ее с головой.
Ведущий популярной телепрограммы, продемонстрировав зрителям
картосхему подводного дизель-электрохода, делится впечатлениями с
собеседником, отставным моряком-подводником: "Каково им сейчас там,
на борту, в темноте и при такой качке?" - "Подводная лодка - не
прогулочная яхта. Даже в таких условиях продольный крен 5 - 6
градусов, поперечный, с борта на борт - до 10 градусов. Но все
равно неприятно".
5 октября. 14.00. Галифакс. Командующий канадским
Атлантическим флотом коммодор Тайрон Пайл проводит первый
пресс-брифинг: "Имеет место незначительный инцидент. Загорелась
электропроводка. Все члены экипажа живы и здоровы, но 9 человек
надышались дыма. С экипажем поддерживается устойчивая связь".
Все хорошо, все здоровы... А беспомощная лодка дрейфует в
пустынном море.
Старший матрос Фрэнсис Кутюр, член экипажа "Шикутими": "Пожар
был сильный: Все началось в командном отсеке. Замкнуло блок
электрооборудования. Огонь - электрический, идущий по горизонтали -
в считаные минуты охватил все помещение. Знаете, как поп-корн
разрывается в микроволновке? Вот так же рвалась проводка. Весь
отсек тут же заполонил едкий дым. Кто-то бросился к огнетушителям,
кто-то к противогазам... Было очень тесно".
Матрос 2-го класса Себастьен Латюлип, член экипажа "Шикутими":
"Мы уже справились с огнем в командном отсеке, когда начался еще
один пожар. Огонь проник на нижний уровень, к кислородному
генератору. Но там мы быстро погасили. Было ли страшно? Совру, если
скажу "нет".
Итог: выгорело две трети командного отсека. Корабль обесточен.
Два дизельных мотора запустить не удается. Трое моряков - в тяжелом
состоянии, из них один - 32-летний лейтенант-инженер Крис Саундерс
из-за сильнейшей интоксикации потерял сознание. Командир субмарины
отдает приказ на всплытие.
Некоторые британские СМИ тут же распустили слух: техника была
надежной, подвел "человеческий фактор". Ну, понятное дело -
лодка-то куплена у Великобритании. Между тем в Канаде ни один
эксперт, ни одна газета гаданию на кофейной гуще не поддались. Все
ждали фактов.
6 октября. 11.00. Галифакс. Коммодор Пайл - журналистам: "По
нашим сведениям, было два пожара. Экипаж держит нас в курсе всех
событий. Ситуация стабильная". К тому времени троих моряков уже
срочно эвакуируют с "Шикутими" на британском вертолете. Знает об
этом Пайл или нет - загадка.
6 октября. 14.00. Ирландия. Мировые агентства передают:
"Несмотря на усилия врачей, лейтенант Крис Саундерс скончался в
госпитале ирландского города Слиго, не приходя в сознание". За
последние полвека инцидентов с таким исходом в канадских ВМС не
случалось.
Военный человек в Стране кленового листа окружен почетом и
вниманием. Зарплата офицера флота - от 45 до 90 тысяч долларов в
год, в зависимости от звания, должности и выслуги лет, матроса - от
30 до 50 тысяч. Плюс бонусы, оплата транспортных расходов и другие
выплаты в рамках социального пакета. Размер пенсии может достигать
90 процентов должностного оклада плюс выплаты по нескольким
федеральным программам. Тем не менее офицер подводного флота -
штучный товар. Из-за затянувшегося перехода на более совершенные
корабли многие сменили специальность. Проблемой стало полностью
укомплектовать экипажи субмарин: только на базовую подготовку
уходит 6 месяцев. Техника-акустика надо готовить минимум полтора
года.
Узнав о гибели Саундерса, премьер Пол Мартин тут же
распорядился приспустить флаги на всех госучреждениях. После этого
он позвонил Гвен Саундерс, вдове лейтенанта и матери двоих его
малолетних сыновей, чтобы выразить соболезнование.
7 октября. 16.30. Атлантика. Экипажу "Шикутими" удается
запустить аварийное электропитание. Британские ВМС предпринимают
отчаянную попытку взять лодку на буксир. В ходе операции один из
спасателей срывается в штормовой океан, но его удается спасти.
Тем временем в Канаде газеты и телевидение, уставшие от
молчания военных, переходят в "контрнаступление" - без истерики,
преждевременных выводов и призывов к отставкам. Просто ставятся
вопросы - ребром. "Гибель Саундерса стала настоящим шоком для
канадцев, которым говорили, что пожар был небольшой, а экипаж жив и
здоров. Оказалось, что пожаров было два, и есть жертвы", - пишет
влиятельная "Глоб энд Мэйл". "Главные" вечерние телеведущие Питер
Мэнсбридж и Бернар Дером дают понять правительству и военным:
общество вряд ли примет столь странные разночтения в оценках
масштабов случившегося.
8 октября. Оттава. Военные вынуждены оправдываться. Непростую
миссию берет на себя начальник канадского Генштаба генерал Рэй Эно:
"Первые сообщения из Атлантики были туманными. Мы не имели всей
полноты картины..."
Выяснилось, что в первые сутки после аварии лодки "устойчивая
связь" в канадские штабы поступала от британских ВМС, которые
ловили лишь обрывочные звонки по мобильному телефону с борта лодки.
В то же время по некоторым вопросам военные не намерены
отступать ни на йоту. Никакого независимого, в том числе
парламентского расследования инцидента не будет, предупреждает
командующий ВМС вице-адмирал Брюс Маклин. Только внутреннее
расследование. Возражений не возникает. Наверное, потому, что все
знают: расследование будет проведено честно, в срок, а его
результаты обнародованы. Иначе оппозиционные фракции в парламенте
устроят скандал. А скандалов и споров с оппозицией правящему
кабинету меньшинства и так хватает.
Непреклонны военные и в том, что касается обстоятельств смерти
лейтенанта Саундерса. "Всем придется делать официальный запрос в
штаб ВМС, - предупредил прессу коммодор Пайл. - Призываю вас не
отклоняться от этого маршрута".
9 октября. Атлантика. Волнение моря - 3 балла, ветер - 25
км/ч. Мощный и быстроходный американский буксир, приняв эстафету от
англичан, тянет "Шикутими" на базу Фаслейн (Шотландия).
Министр обороны Канады Билл Грэхем поначалу не исключал
судебной тяжбы с Лондоном из-за продажи дефектных субмарин. Все не
так просто, напомнила министру пресса. В том контракте - более
тысячи страниц, среди которых придется отыскать хотя бы один
пунктик насчет предпродажных гарантий. Да и неэтично как-то:
все-таки канадский экипаж спасли британцы. И вообще, кто там до сих
пор числится главой канадского государства?..
Так и есть. Через пару дней Грэхем, после встречи в Глазго с
британским коллегой, берет свои слова назад: "Я не говорил про
судебный иск. Я говорил о расследовании, которое, в случае
соответствующих результатов, будет продолжено совместно с
британской стороной".
Канадская пресса еще не раз припомнит министру эти
риторические зигзаги. Тем более есть сильное подозрение: все 4
купленные у Лондона лодки - некондиционные. Уже отдан приказ
субмаринам: встать на рейд для дополнительных проверок.
Любое государство - это либо плохо, либо хорошо
функционирующая машина, которая не любит, когда у нее на пути
встает неожиданное препятствие в виде "пренеприятного известия".
Она норовит препятствие либо объехать, либо раздавить тараном
пропаганды, недомолвок и лжи. И только гражданское общество, частью
которого является свободная пресса, принуждает-таки государство
играть открыто и по правилам.
11 октября. Фаслейн, Шотландия. Командир "Шикутими" Люк
Пеллетье дает пресс-конференцию. "Мои ребята вправе быть так же
знамениты, как рок-звезды. Я готов плыть с ними куда угодно. Они
спасли корабль..."
ДОСЬЕ
В 1998 г. Канада приобрела у Великобритании, перешедшей на
атомный подводный флот, 4 подводных лодки класса Upholder - взамен
устаревших кораблей класса Oberon 60-х годов. Перейдя под канадский
флаг, субмарины получили новые имена - "Виктория", "Виндзор",
"Корнер Брук" и "Шикутими". Сумма контракта составила 750 миллионов
долларов, однако с учетом последующих ремонтных работ и перевода
систем бортовых коммуникаций на местные нормативы перевалила за
миллиард.
ДОСЛОВНО
Во время эпопеи "Шикутими" в канадских СМИ на полную мощность
заработал механизм "обратной связи". Газеты выходили с обширными
подборками читательских писем. Вот лишь два из них, опубликованные
в монреальской "Пресс":
"Наше правительство настаивает на том, что субмарины были
удачным приобретением, хотя факты с беспощадной очевидностью
свидетельствуют об обратном. Власть не хочет признавать ошибку.
Вместо этого она кормит нас обещаниями неких судебных исков против
Соединенного Королевства, которое с поистине королевской щедростью
впарило нам ржавый металлолом".
"Подержанные субмарины уже обошлись нам в миллиард, и никто
толком не может объяснить - во имя чего? Кто угрожает Канаде? А
если угроза и существует, способны ли эти посудины нас адекватно
защитить? Наши политики транжирят деньги налогоплательщиков,
никогда ни за что не отчитываясь: Господин Мартин заявляет, что
лейтенант Саундерс отдал свою жизнь в защиту страны. А я считаю,
что он погиб из-за высокопоставленной некомпетентности".
ЭКСПЕРТ
Александр КАРЕТТ, замдиректора Центра изучения проблем
международной безопасности (Монреаль, Канада):
- На вопрос: нужны ли Канаде корабли, способные погружаться
под воду и лед,- я отвечаю: "Да, нужны". Так же как они нужны
России и другим великим морским державам. Другой вопрос: нужны ли
нам были именно те субмарины, которые мы купили у Лондона? На него
я отвечу отрицательно. В эпоху борьбы с терроризмом очевидна
необходимость в высокотехнологичных многоцелевых дизельных лодках,
способных осуществлять операции быстрого реагирования, а по
бесшумности превосходящих атомоходы. У Канады в этой области есть
свое ноу-хау, которым мы щедро делились с союзниками по западному
блоку. Так почему же наше правительство пренебрегло им? Не лучше ли
нам было купить современные дизель-электроходы в Германии, Швеции
или Австралии? Да, они дороже, но оснащены - причем не без нашего
же участия! - неизмеримо лучше.
История с "Шикутими" - урок для многих стран. Она лишний раз
показывает, что дешевле в итоге оказывается дороже.
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"