ВОЙСКО БАТЬКИ ЛУКАШЕНКО РВЕТСЯ В ОБРАЗЦОВЫЕ
В Белоруссии подведены итоги четырехлетнего военного реформирования
Белоруссия стала первой из стран СНГ, где завершилось реформирование вооруженных сил. Об этом в начале октября объявил, выступая перед депутатами Совета республики Национального собрания, министр обороны страны генерал-полковник Леонид Мальцев. До 2001 года, утверждают белорусские военные, то, что происходило в частях и соединениях, реформами можно было назвать с трудом: в войсках царила "партизанщина", офицеры бездельничали и деградировали без боевой работы. За последние четыре года армия республики сократилась с 83 тыс. до 50 тыс. человек и в настоящее время (с учетом 15-тысячного гражданского персонала) насчитывает 65 тыс. человек. В Минске считают, что это наиболее оптимальная численность национальных войск, позволяющая им в полной мере обеспечивать обороноспособность страны. "Таким образом, - констатировал Мальцев, - Вооруженные силы приведены в соответствие с характером нынешней военно-политической обстановки, современной войны и вооруженной борьбы, степенью возможных военных угроз и экономическими возможностями государства".
МНОЖЕСТВО СЛАГАЕМЫХ...
Ряд военных наблюдателей считают, что "войско батьки Лукашенко" стремится стать одним из образцовых в Европе в плане оснащения вооружением и техникой, дисциплины и правопорядка, обеспечения социальных нужд военнослужащих и членов их семей. Уважение к человеку в погонах, отмечают эксперты, в белорусском обществе поддерживается на высоком уровне. Впрочем, любой приехавший в Беларусь заметит, что офицеры и прапорщики не ходят тут в гражданских курточках поверх мундиров, как это сплошь и рядом происходит, например, в России или на Украине. На улицах городов и поселков не увидишь "расхристанных и расхлябанных" солдат, курсантов и офицеров, идущих без головных уборов.
Сегодня белорусские лейтенанты по окончании академии или вуза из армии не разбегаются (как в России), а видят перспективы для своего дальнейшего служебного роста, утверждают в Минобороны РБ. Правда, генеральские погоны в вооруженных силах получить весьма проблематично (даже находясь на генеральской должности нужно не один год "доказывать", что ты достоин присвоения соответствующего звания), но есть много других плюсов, стимулирующих интерес к службе. И престижность ношения военной формы - далеко не последний из этих интересов. Укомплектованность офицерских должностей на 1 октября 2005 года в сравнении с январем 2002 года возросла с 78,1 до 93,2%. При этом средний возраст офицера вооруженных сил Белоруссии составляет 33,5 года.
Вместе с тем и по оценке Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI, Великобритания), сделанной еще в 2002 году, Белоруссия по своему военному потенциалу занимает 41-е место (из 164-х) в мире. По тому же показателю она на третьем месте среди стран СНГ после России (2-е место в общемировом списке, на 1-м - США) и Украины (21-е). "Далеко позади" Белоруссии все страны бывшего Варшавского договора (кроме Польши - 30-е место) и Балтии (Литва - 79-е, Эстония - 107-е, Латвия - 108-е), ставшие недавно членами НАТО, а также такие европейские государства, как Дания (48-е место, тоже, кстати, член НАТО), Чехия (61-е, и она член Альянса), Хорватия (73-е).
В белорусском оборонном ведомстве утверждают, что в последние месяцы лишь дошлифовывали то, что, по сути, удалось осуществить за 2001-2004 годы. А именно: создать систему стратегического сдерживания, значительно оптимизировать организационную структуру (упразднив при этом дублирующие горизонтали и вертикали), сформировать силы специальных операций, усовершенствовать базу мобилизационного развертывания армии и по-новому построить организацию военной науки. Вся система защиты страны, говорят в МО РБ, выстраивалась логично, "раскладывание по полочкам" неоднократно выверялось, корректировалось с учетом выявленных недоработок.
При этом все мероприятия, запланированные нормативными документами для реализации, выполнялись полностью, точно и в срок, без форсирования событий. А насколько правилен курс реформирования, ежегодно проверялось на крупномасштабных исследовательских учениях: "Неман-2001", "Березина-2002", "Чистое небо-2003", "Щит Отечества-2004", в каждом из которых участвовали от 6 до 9 тыс. человек, большое количество вооружений и техники, в том числе и образцы, которые принимались на вооружение.
Сокращение национальной армии, следовательно, было отнюдь не самым главным процессом преобразований. К тому же, уменьшая численность ВС, государство последовательно увеличивало денежное довольствие "остающихся" военнослужащих, которые сегодня получают заметно больше, чем их коллеги на аналогичных должностях в российских частях и соединениях. Так, нынешняя зарплата командира полка - 520 долларов, комбата - 470, роты - 320, взвода - 290 (соответственно в России 400, 300, 250 и 210 долларов) при среднем доходе на человека в республике 200 долларов. (Для сравнения: в 1994 году командир полка получал 35, взводный - 22 доллара, примерно столько сегодня получают офицеры в таджикской армии.)
Однако задача ставилась не только выйти на определенный лимит численности войск, но и радикально повысить качественные показатели состояния армии. И этого, заявляют в Минобороны РБ, удалось достичь: за те же, буквально считанные, годы была, например, усовершенствована система комплектования войск и подготовки младших военных специалистов (о подготовке офицерских кадров уже было сказано).
Что касается внедрения новых технологий в обеспечение действий белорусской армии, то прежде всего руководители Минобороны РБ упоминают о ряде автоматизированных систем управления (АСУ) (в первую очередь в ВВС и войсках ПВО), увеличивающих эффективность управления не менее чем на 30%, и систем управления огнем бронетанковой техники. Разработаны современные прицелы для стрелкового оружия. Активно проводятся работы по модернизации БМП и БТР, авиационной техники. По словам генерала Мальцева, за четыре года приняты на вооружение 19 образцов вооружений и военной техники, и этот процесс постоянно наращивается. Так, еще летом прошлого года в ходе учения, проводимого на российском полигоне "Ашулук", впервые были продемонстрированы возможности перспективных комплексов, которыми были оснащены пункты управления всех звеньев системы управления ВВС и войск ПВО. Все они разработаны на белорусских предприятиях и по своим основным характеристикам соответствуют самым перспективным образцам АСУ зарубежного производства. В ходе учения мишени - крылатые ракеты успешно уничтожались как зенитным ракетным комплексом С-300, так и - впервые - ЗРК "Бук". Именно создание АСУ нового поколения позволило эффективно применять "Бук" для борьбы с крылатыми ракетами, несмотря на то что раньше такая задача перед ним не стояла.
НА ЗАВИСТЬ РОССИЙСКИМ ВОЕННЫМ
Параллели напрашиваются сами собой. В Белоруссии считают, что именно учения сегодня являются наиболее экономичным, оптимальным и рациональным путем строительства эффективной военной организации государства. В России же - такое возникает впечатление - учения проводят главным образом для показухи. Достаточно вспомнить прошедшие в августе российско-китайские учения: Москва не скрывала, что рекламирует военную технику (далеко не самую новую), которую желает продать Пекину. Торгашеский лексикон так и звучал из уст ряда российских военачальников. Прошлогодние учения "Мобильность-2004" явно носили шумный пиарный характер и прошли как по поговорке "Гора родила мышь": воздушной армадой из 50 транспортников и самолетов Аэрофлота (сожгли тысячи тонн керосина!) перебросили из Европейской части на Дальний Восток пару рот десантников, а "политической трескотни" было на "воз и маленькую тележку": будто Россия способна свои суперподготовленные мобильные силы перебросить в любую точку мира.
На памяти лишь одно исследовательское учение, которое провел российский Генштаб, - оно прошло в Воздушно-десантных войсках в марте 2004 года. И шуму вокруг него было мало: масштаб "узкий", "рыночная" составляющая отсутствовала...
Напрашивается и такое сравнение. В России, как известно, создаются горные бригады на Северном Кавказе. Нет ни альпинистов, ни инструкторов по горной подготовке, в определенных для бригад местах базирования - образно говоря, "голое поле", разработка формы одежды для будущих скалолазов только "в процессе", экипировка еще испытывается, а министр обороны Сергей Иванов периодически сообщает о том, что бригады уже чуть ли не созданы и вот-вот начнут действовать. Более чем за полтора года дело по созданию горных бригад, по информации "НВО", едва продвинулось...
Теперь сравним: в великой России вот уже полтора года не могут (ибо не представляют - как) создать пусть специфические, но сравнительно небольшие соединения (1,5-2 тыс. человек), каковыми являются горные бригады, в то время как с ноября 2001-го по настоящее время в маленькой Белоруссии обдуманно, взвешенно было упразднено более 200 частей и учреждений, изменена организационно-штатная структура еще 170, создано 60 новых военных образований (по 15 в год!), передислоцировано 17 воинских частей. При этом, заметим, не произошло ни одного хоть сколько-нибудь резонансного ЧП: как то дедовщина с убийством, кровавая разборка в карауле, побег солдат с оружием, взрыв склада с боеприпасами, падение самолета или вертолета на своей или сопредельной территории...
Но, может быть, главное, что удалось достичь Министерству обороны РБ за пять лет реформ, - это подготовить около 112 проектов законодательных актов и постановлений правительства в военной сфере, ныне принятых. В то время как в России за несколько месяцев пресловутой "монетизации льгот" были фактически полностью ликвидированы льготы военнослужащих. Кстати, в Белоруссии не давали военным права бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте или 50-процентную оплату коммунальных услуг и телефона, но социальная база офицеров и прапорщиков была значительно укреплена.
В свое время в России настороженно отнеслись к указу Лукашенко (февраль 2004 года) "О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь", на основании которого в том же году были созданы и органы идеологической работы в национальных вооруженных силах. Памятуя о "засилье" политработников и партийных органов в советские времена, можно действительно поморщить нос. Но факт состоит в том, что главным итогом идеологической работы в белорусской армии стала устойчивая тенденция снижения в ней преступности.
В белорусской армии была создана принципиально новая система такой работы, исключающая возможность сокрытия правонарушений и одновременно позволяющая социально защитить командира, который бескомпромиссно, в соответствии с законодательством принимает необходимые меры по обеспечению правопорядка во вверенном ему подразделении, части или соединении. Результат: в период с 2001-го по 2005 год количество преступлений снизилось более чем в два раза (с 560 до 244). Коэффициент преступности (количество преступлений на 1000 человек) в белорусской армии в прошлом году составил 6,0; а за 8 месяцев текущего года - 3,4 (для сравнения: в 1994 году этот показатель был 10,9). Генерал Мальцев констатирует, что тенденция снижения преступности сохраняется: по сравнению с 2004 годом общее количество преступлений снизилось почти на 20% и на 50% уменьшилось количество преступлений, связанных с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. В 2004 году без преступлений и происшествий выполняли поставленные задачи 62% воинских частей ВВС и войск ПВО и 54% воинских частей Сухопутных войск РБ.
В этом же контексте необходимо сказать о решении в белорусской армии проблемы так называемых небоевых потерь (впрочем, таковыми их называют только в Российской армии). В прошлом году в вооруженных силах РБ погибли 27 человек (для сравнения, в 2003 были потеряны 32 военнослужащих). Из них только 13 были солдатами срочной службы. Но дело не в том, что белорусская армия "маленькая", а российская "большая", и поэтому, мол, в российской "мирные" потери всегда будут выше (в конце концов существуют показатели потерь на 1000 человек личного состава). А в том, что 23 из тех 27 белорусов в погонах лишились жизни, находясь вне пределов вооруженных сил. Из них 11 покончили жизнь самоубийством, 6 стали жертвами ДТП, 4 утонули, 1 был убит гражданским лицом. За прошедший год ни одна из смертей не была связана с неуставными взаимоотношениями.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДО 2020-го
Что же ждет белорусскую армию дальше? В Минске собираются вывести ее на новый качественный уровень, соответствующий инновациям в военном деле с тем, чтобы она смогла в любых условиях военно-политической и стратегической обстановок гарантировать стабильное развитие страны, не допустить перерастания военной опасности в военную угрозу государству, а в случае возникновения такой угрозы - адекватно реагировать на ее нарастание.
И опять это не просто декларации. Так, в следующем году зенитно-ракетная бригада, прикрывающая направление Брест-Гродно, будет перевооружена с комплексов С-125 на системы С-300 (они будут поставлены из России). После этого, как заявил министр обороны РБ, Белоруссия будет иметь в своем распоряжении уже три бригады, вооруженные данными системами (две были вооружены С-300 еще в советские времена). Как подчеркивает при этом Мальцев, наличие в Белоруссии такого количества С-300 "позволит очень плотно прикрыть воздушное пространство республики": "Во время войны с НАТО югославы просили дать им один дивизион С-300, и это в значительной степени решило бы их проблемы. У нас же их будет три бригады - несколько дивизионов в каждой".
В настоящее время в республике разработаны "План строительства и развития Вооруженных сил" на следующие 5 лет и новая концепция их строительства до 2020 года. Среди основных задач (помимо дальнейшего совершенствования тех, что решались в ходе реформирования) значится и максимальная рациональность снабжения войск с использованием создаваемой в государстве единой системы материального обеспечения не только армии, но и других войск военизированных формирований. Планируется также создать условия для формирования качественно нового института сержантов. В плане обеспечения социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей планируется внедрение ипотечно-накопительной системы строительства жилья для офицеров и прапорщиков (в том числе служебного), развитие инфраструктуры военных городков, прежде всего обособленных. Будут совершенствоваться и системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и гражданскому персоналу.
НВО