№42 (109) 09 - 15 ноября 2005 года
СНГ
СОЮЗНИКИ
ПРИОРИТЕТЫ ЛЕОНИДА МАЛЬЦЕВА
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ БЕЛОРУССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2 ноября в Минске состоялась встреча министра обороны Республики Беларусь генерал-полковника Леонида Мальцева с представителями российских и белорусских СМИ, на которой он озвучил основные итоги реформирования Вооруженных Сил за прошедшие 5 лет, основные направления их строительства и развития в будущем. Поскольку в № 39-40 "ВПК" уже частично публиковались материалы по данной теме, то позволю себе ознакомить читателей лишь с комментариями и живыми примерами из речи главы военного ведомства по вышеуказанной проблематике.
Леонид Мальцев: "Всякая неуставщина в принципе безнравственна...".
Фото Вадима УДМАНЦЕВА
В настоящее время численность личного состава Вооруженных Сил Республики Беларусь составляет 65000 человек, в том числе около 50000 военнослужащих и 15000 лиц гражданского персонала. По словам министра обороны Леонида Мальцева, этих сил достаточно для выполнения задач мирного времени, нейтрализации локального конфликта и обеспечения мобилизационной готовности в случае возникновения полномасштабной агрессии.
ЛУЧШИЕ - НА ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ
Части и соединения белорусской армии укомплектованы офицерскими должностями до 93,2%, хотя всего 4 года назад положение было критическим: в некоторых частях оставалось по 2-3 офицера на батальон. Проблему некомплекта решали так: попросили всех, кто не желал дальше служить, написать рапорты об увольнении, причем по самым "благоприятным" статьям существующего законодательства. В результате армия избавилась от "балласта", но те, кто остался, засучили рукава и решительно взялись за ее обновление. Одновременно были значительно увеличены денежное содержание и пенсии. Сегодня по этим статьям белорусские командиры обеспечены куда лучше, чем их российские коллеги. На деньги, выделяемые МО, даже в Минске можно снимать приличную двухкомнатную квартиру. Что же касается покупки собственного жилья (в Белоруссии сейчас до 5000 бесквартирных офицеров и прапорщиков и 2000 очередников тех же категорий на улучшение жилищных условий), то этот вопрос решается через систему ЖСК. Государство выделяет нуждающимся в жилье льготные многолетние кредиты.
В соответствии с законом "О воинской обязанности и воинской службе" (в новой редакции от 22 июля 2003 г.) в белорусскую армию не призывают ранее судимых лиц. То есть призывная система тем самым приведена в полное соответствие с Конституцией РБ, где воинская служба определена как почетная обязанность граждан. Доходит до того, что приходит мать - жалуется: почему сына не призвали, он же всего лишь один раз подрался... Ей отвечают, что таков закон: есть судимость - служить не будет! Таким образом, призывные комиссии в военкоматах Белоруссии имеют возможность отбирать на срочную службу в Вооруженные Силы лучших из лучших - в среднем одного из трех, а в некоторых районах даже одного из пяти. И это с учетом всех ограничений по здоровью и необходимых требований к уровню образования.
В Белоруссии не задаются целью переводить все 100% личного состава на контрактную основу, оставляя также 2 других способа комплектования ВС - службу по призыву и службу в резерве. Здесь справедливо считают, что контрактниками должны служить лица, имеющие какие-то дефицитные либо сложные специальности, обучиться которым за короткий период срочной службы проблематично. В то же время военнослужащих по призыву обучают специальностям по новой методике. Для этого в республике ликвидировали все учебные части, а создан один объединенный учебный центр, при котором действуют школы младших командиров и военных специалистов и где курсанты каждодневно занимаются исключительно боевой подготовкой. А обслуживающие функции легли на плечи других специальных центров - тылового и техобеспечения. Ради улучшения качества подготовки курсантов и одновременно в целях экономии средств преподаватели центра - офицеры, а командиры взводов и даже рот - прапорщики. Никакие осенние заготовки овощей курсантов не касаются, задача у них одна - учебные занятия. И, соответственно, по прибытии в войска они имеют более мощную базовую подготовку, нежели их предшественники, служившие несколько лет назад.
Впервые в Белоруссии (да и в странах СНГ) введена служба в резерве, предназначенная для подлежащих призыву на срочную военную службу граждан из числа прежде всего высококвалифицированных работников организаций, деятелей науки, культуры, спорта, прерывание трудовой деятельности которых на период прохождения срочной военной службы не соответствует государственным интересам. В 2004 г. службу в резерве проходили более 800 человек (730 - с высшим образованием), а в текущем году - уже около 3000 человек. Как правило, люди проходят службу в резерве на родственных специальностях - по профилю того или иного вуза, что является очень эффективным способом подготовки специалистов запаса. Кроме того, благодаря существованию именно этого вида службы стало возможным призывать сколь угодно специалистов запаса по прямому штатно-должностному предназначению и в короткие сроки, о чем раньше в Генштабе могли только мечтать.
Накапливать должное количество требуемых специалистов запаса позволяет и территориальный принцип комплектования военнослужащих срочной службы, причем в тех районах и для тех подразделений, в которых они действительно требуются. Задачи же, возлагаемые на территориальную оборону, разнообразны: здесь и участие в вооруженной защите границ, и охрана государственных и военных объектов, и борьба с десантными диверсионными силами, и проведение инженерных работ по подготовке городов и районов к обороне. Как заявил глава военного ведомства Леонид Мальцев, само наличие сил территориальной обороны лишь подчеркивает, что Вооруженные Силы являются инструментом не ведения войны, а ее предотвращения: "Перед тем как вводить войска территориальной обороны мы изучили подобный опыт по всему миру и выяснили, что в моральном плане самые стойкие войска в случае отступления армии или наличия в ее рядах больших потерь и даже паники - по сути есть войска территориальной обороны".
И ЭФФЕКТИВНЕЕ, И ЭКОНОМНЕЕ
И хотя развитие вооружения и военной техники потребовало от молодого славянского государства больших финансовых вливаний, белорусским силовикам и работникам ОПК удалось решить главную задачу последних лет - создать условия для дальнейшего совершенствования и расширения спектра изделий оборонки. Уже не раз говорилось о том, что за последние 4 года были приняты на вооружение 19 наименований образцов ВВТ, и этот процесс постоянно наращивает обороты. Что же касается модернизации, то стало возможным даже увеличение эффективности известных изделий при сокращении их численности.
Взять, к примеру, белорусский "Град" - принятую на вооружение модернизированную реактивную систему залпового огня на базе автомобиля МАЗ. В отличие от российской РСЗО, включающей в себя 2 машины: боевую и транспортно-заряжающую, - и имеющей только 2 боекомплекта (один на боевой, один - на транспортно-заряжающей машине), "БелГрад" представляет собой всего лишь одну единицу техники, которая возит 2,5 (а скоро начнет возить и 3) боекомплекта. То есть в российском дивизионе РСЗО сейчас 18 боевых и 18 транспортных машин, в белорусском же - лишь 18 единиц транспорта, но с большим количеством реактивных снарядов, а значит и с возросшими боевыми возможностями.
За счет снижения числа автомобилей дивизион становится менее заметным и более маневренным, а также становятся значительно ниже затраты на автомобили, топливо, не приходится содержать на службе 18 "лишних" водителей. Белорусы добились и стабилизации (уменьшения колебания) платформы данной РСЗО, что значительно снизило разброс снарядов по площади огневого поражения. Более того, по словам министра обороны Белоруссии, на учениях была достигнута высокая точность: ствольный дивизион 152-мм гаубиц и РСЗО "БелГрад" продемонстрировали почти одинаковый заградительный огонь. Кроме того, если экипажам российских "Градов" для ведения стрельбы нужно выходить из машины, то их белорусские коллеги осуществляют огонь прямо из кабин. "А вы сами понимаете, - подытожил генерал Мальцев, - на марше пока выйдешь из машины, время и потеряешь. А при наличии у противника высокоточного оружия этому экипажу, может быть, уже и стрелять не придется:".
Другой пример уменьшения затрат военного ведомства при возросшей эффективности работы соответствующих служб и подразделений - максимальное использование для обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил организаций, не входящих в их состав, на основе реализации современных рыночных механизмов. Как вспоминал Леонид Мальцев, в бытность его командиром полка в Хабаровске вместо забот об улучшении качества боевой подготовки "рабочий день начинался со столовой и заканчивался столовой": "Приходилось мучиться, начиная с заготовок продуктов питания и размышлений, как это все сохранить, заканчивая контролем за подготовкой очередного наряда по столовой, а плюс ко всему беспокоиться за всякие там неуставные взаимоотношения - просто ужас какой-то!" Теперь же, согласно постановлению правительства, в частях белорусской армии, в которых на довольствии находится до 200 человек, питание организовано следующим образом: Минобороны заключает договор с "Военсервисом" или с какой-либо другой организацией общественного питания, и на основании этого договора солдаты питаются в обычных столовых. То есть их обслуживают гражданские повара и официантки, а командиры только контролируют качество пищи.
Данный эксперимент показал, что организация такого процесса питания обходится государству гораздо дешевле, а еда на солдатском столе стала качественнее. Это оказалось и экономически выгоднее: отпала потребность содержать продовольственные склады и интендантов, ведущих на них учет, в помещениях для столовых, в поварах - МО остается только своевременно платить по счетам и все. В дальнейшем такой способ питания государственные и военные руководители планируют распространить на все силовые ведомства.
ГДЕ ДИСЦИПЛИНА - ТАМ БОЕВОЙ ДУХ
Как правило, реформы в армии всегда на начальном этапе порождают нестабильность, рост правонарушений. Однако фундаментальные структурные изменения, произошедшие в последние годы в рамках оптимизации состава и численности Вооруженных Сил (было реформировано с изменением организационно-штатной структуры 178 и сформировано 65 новых соединений, воинских частей и организаций, а также расформировано 244 войсковые структуры), как ни странно, способствовали укреплению правопорядка. В результате в период 2001-2005 гг. количество преступлений в ВС снизилось более чем в два раза. В результате сегодня, по словам главы белорусского военного ведомства, более 60% подчиненных ему подразделений и частей Сухопутных войск, более 70% соединений частей ВВС и Войск ПВО "живут вообще без происшествий и преступлений". Главное управление идеологической работы Минобороны решает уже не проблему снижения преступности и правонарушений, а совсем другую задачу - как удержать показатели дисциплины на этом уровне.
Что же способствовало развитию устойчивой тенденции снижения преступности в войсках? Если в Советской Армии, как опять же вспоминал Леонид Мальцев, каждый командир боялся возбудить уголовное дело по какому-либо преступному эпизоду с участием его подчиненного, ибо в конечном итоге наказывали, в первую очередь, старшего офицера, то в современной Белоруссии решили навсегда покончить с этой порочной практикой. Органы военной прокуратуры не имеют претензий к командованию части (подразделения) в случае, если оно принимает какие-либо меры по профилактике и предотвращению преступлений. И наоборот: если меры не принимаются, то это расценивается как сокрытие вплоть до возбуждения уголовного дела против конкретного ответственного лица.
Более того, все официальные инструкции призывают командиров возбуждать уголовные дела даже в тех спорных случаях, когда офицеру трудно разобраться в юридических тонкостях - является содеянное преступлением или нет. Причем всем военнослужащим обязательно разъясняют: уголовное дело возбуждается не для того, чтобы кого-то "посадить", а для того, чтобы всех участников происшествия поставить в правовое поле - командиров, подчиненных и даже их родителей. И что любые проблемы всегда легче решать в правовом поле. Глава Минобороны РБ без утайки поведал журналистам об одном из таких случаев, когда прокуратура возбудила и довела дело до суда против одного командира артиллерийского полка. Этот офицер вместо того, чтобы возбудить уголовное дело по факту драки между двумя солдатами, вызвал их к себе, якобы "помирил", а на другой день вдруг стало известно, что один из этих солдат погиб.
Что же касается неуставных взаимоотношений, то они, по словам Леонида Мальцева, все еще присутствуют. Хотя, конечно же, это уже не та махровая "дедовщина" времен СССР. Сейчас в армии нет таких случаев, которые бы приводили к гибели людей, увечьям. Типичный пример: пришел солдат с опозданием из увольнения, сержант сделал справедливое замечание, а тот послал его по известному адресу, после чего злостного нарушителя дисциплины отправили в дисциплинарный батальон. Раньше такое было просто невозможно, теперь же это стало нормой, и, благодаря ужесточению мер дисциплинарной ответственности, наблюдается постоянное снижение числа неуставных взаимоотношений - буквально несколько десятков ежегодно, причем на все Вооруженные Силы.
Сам министр обороны уверен, что дисбат в отличие от тюрьмы не калечит жизни молодым людям, но учит держать ответ за свои поступки. "Важно, чтобы все поняли, - говорит Леонид Мальцев, - что всякие неуставные отношения в принципе безнравственны, это такая зараза, которой в армии должен быть поставлен железный заслон. Если он будет поставлен, то можно говорить и о сплочении воинских коллективов, и о моральном духе, и о патриотизме...".
Вадим УДМАНЦЕВ
Минск - Москва
постоянный адрес статьи:
http://www.vpk-news.ru/...