Продолжаем разговор.
ВВС США войну во Вьетнаме начали будучи ориентированы на решение двух основных задач: применение ЯО и перехват бомбардировщиков в рамках ПВО. Ничего этого во Вьетнаме не оказалось. Тактические и стратегические задачи приходилось решать только обычным вооружением, а основным противником в воздухе были истребители. Это было первой особенностью войны. Второй особенностью складывающейся ситуации было достижение СССР паритета в СЯС, что перевело войну с ним в область гипотез. Третьей особенностью стала сильная непопулярность войны, что вызывало постоянные поиски виноватых. Четвертой особенностью являлось широкомасштабное применение ЗУР. Пятой особенностью было начало использования ВТО.
Соответственно из опыта первой половины войны последовали следующие выводы: ИА Флота и ВВС не обеспечивала эффективной борьбы с ИА противника, ударная авиация не могла самостоятельно эффективно решать свои задачи в условиях противодействия ПВО, построенной на основе ЗРК. Что касается первого вывода, то здесь мнения Флота и ВВС сильно разошлись - ВВС видели основную причину происходящего только в технике и ограничились сменой поколений УРВВ и установкой на машины пушек для боя ВВ, Флот же не только занялся поиском решения в технической сфере, но и озаботился подготовкой пилотов для действий в новых условиях.
Необходимость же действий в условиях широкомасштабного применения ЗРК вызвала увеличение наряда сил, отряжавшихся на обеспечение действий ударных групп и создание новых средств борьбы (WildWeasel). Собственно обеспечение удара стало отвлекать на себя больше сил, чем на собственно удар.
Вторая половина войны показала, что подход Флота к решению насущных проблем был куда более плодотворный - эффективность действий флотской авиации заметно превосходила эффективность ВВС. Что касается проблемы снижения численности ударных групп, то решение было найдено в области ВТО, что резко (на порядок) подняло отдачу от действий ударной авиации и компенсировало снижение ее численности.
Соответственно в таких вот сложных условиях и происходило рождение машин нового поколения...
В связи с тем, что мнения Флота и ВВС относительно причин неудач сильно разделились, ни о каком едином истребителе речи не шло и соответствующий проект благополучно умер. TAC получило свой долгожданный "истребитель" (F-111), который мог вести по существу только оборонительный воздушный бой. После модернизации он попал и в SAC, правда в качестве... стратегического бомбардировщика. В общем и целом, этот самолет стал символом уходящей эпохи - истребитель, специализированный на наземных ударах и лишенный возможности вести эффективный воздушный бой. Логическое завершение идей, возникших в начале 50-х...
Что касается замены F-4, то ВВС хотели всего того же самого, что уже было в Фантоме (тяжелая машина, оснащенная комплексом вооружения средней дальности), только с сильным уклоном в сторону БВБ. Об ударной функции очень быстро забыли. Основной проблемой в ВВС считали матчасть и поэтому будущий самолет виделся самым истребительным истребителем в мире, способным истребить любой истребитель (F-X - F-15)
. Более того, в ВВС снова подняла голову фракция "луддитов", считавших, что все проблемы ВВС были связаны с чрезмерной сложностью самолетов и ратовавших не за обучение летчиков работе с новым оборудованием, а за отказ от него в пользу упрощения оборудования до уровня, не мешающего эксплуатации. Идеалом данной фракции было развитие идей легкого, простого самолета, ориентированного только на БВБ в ПМУ (ADF, F-XX - F-16).
Сторонников первого подхода было больше и данный проект был приоритетным. Между тем, самолет получался весьма дорогим, что в связи с финансовыми проблемами, вызванными войной, постоянно угрожало сворачиванием работ в пользу более простой и дешевой альтернативы.
И да, новых ударных машин в планах TAC не было вообще. Единственным проектом, связанным с работой по земле, был проект перспективного самолета ближней поддержки, родившегося в результате разборок между Армией и ВВС вокруг нового вертолета поддержки войск. Армия была недовольна тем, что ВВС ведет какую-то свою войну и в недостаточной мере удовлетворяет запросы наземных сил, поэтому, используя единственную доступную лазейку, Армия стала наращивать количество вертолетов в войсках, постоянно увеличивая их ударные возможности. Когда на сцене появился AH-56, ВВС решило, что их монополия под угрозой и началась длительная борьба с Армией за место под солнцем. Выразилось это в начале программы A-X на тему "перспективный самолет ближней поддержки войск". По существу, данная программа не имела самостоятельной ценности и была завязана на борьбу с Армией.
Между тем, Флот благополучно избавился от навязываемого ему F-111 и вернулся к созданию суперфантома - в отличии от ВВС, ставка делалась не на гипертрофированный уклон в сторону БВБ, а в оснащении самолета комплексом вооружения большой дальности. Что касается БВБ, то программа подготовки пилотов дала свои результаты и "вьетнамского синдрома" у Флота, в отличии от ВВС, не развилось - поставленные задачи вполне решались имеющимися средствами с достаточной эффективностью - необходимости в резкой смене вектора развития не было. Ударные возможности нового самолета - подразумевались.
К началу 70-х, все указанные проекты достигли высокой степени готовности - были созданы и облетаны прототипы. Армия отказалась от AH-56 в пользу разработки вертолета следующего поколения. Проект A-X был спасен МО за счет того, что с ВВС была достигнута договоренность - глава ВВС поддерживает проекты A-X и F-16 (LWF), а министр обороны поддерживает проект F-15. В процессе борьбы за F-15, LWF обрел ударные возможности с целью максимально разнести ниши F-15 и будущего F-16. В то же время начинал сказываться основной недостаток F-15 и F-14 - высокая стоимость, что серьезно ограничивало их возможное количество и что пробудило у Флота интерес к альтернативному самолету. Усиленно продвигавшийся МО проект YF-16 не вызвал особого интереса, но его оппонент - YF-17 подошел на роль дешевой альтернативы F-14. ВВС выбрали F-16. Сложилась структура из двух типов самолетов - тяжелого, малочисленного, имеющего высокую стоимость и ориентированого на воздушный бой, и легкой, простой машины, невысокой стоимости, которая взяла на себя многоцелевые функции и предназначавшаяся для тех случаев, когда тяжелые машины применять было невозможно или нерационально из-за их небольшого числа и высокой стоимости. A-X, превратившийся в А-10, пришелся к месту постольку, поскольку у ВВС наблюдался острый дефицит ударных самолетов - F-15 им не был, F-16 был не готов, F-111 было очень мало. На этом фоне, А-10 был быстро провозглашен убийцей танков и последней надеждой войск США в Европе. Это как раз соответствовало новой внешней политике США, подразумевающей возможность неядерного конфликта с СССР и учитывающего возможность локальных войн, на основании опыта которых А-10 и был создан. Впрочем по мере развертывания производства F-16 и его размещения в Европе, интерес к А-10 угасал, пока не исчез полностью. Дефицит же тактических самолетов большой дальности и способных к самостоятельному прорыву ПВО был преодолен за счет создания ударной модификации F-15...