Парламентская газета
07.03.2006
Беседовал Александр ВИТКОВСКИЙ
"Ночной охотник" выходит на цель
О состоянии и перспективах развития военной авиатехники, ПВО и проблемах
Военно-воздушных сил корреспонденту "Парламентской газеты" рассказал
главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов.
- Владимир Сергеевич, одни говорят, что наши боевые самолеты безнадежно устарели
и их нужно заменять принципиально новыми образцами. Другие поддерживают идею
модернизации боевых машин. Где истина?
- Конечно, было бы неплохо полностью обеспечить ВВС страны самолетами пятого
поколения. Но это из области фантастики. Даже США уже в пятый раз модернизируют
свои F-16 и F-18. Действительно, планеры для Су-27 и МиГ-31 разрабатывались еще
в 60-70-е годы. Но они настолько совершенны, что до сих пор в мире нет ничего им
равного. А вот что касается электронной "начинки", вооружения, то они
действительно обновляются. Таким образом, эффективность машин увеличивается в
три и более раз. Это и есть наиболее экономичный, надежный и в то же время
эффективный способ поддерживать боевую машину на должном уровне. Сейчас основу
фронтовой истребительной авиации составляют Су-27 и МиГ-29. Аэродинамические,
тяговые, боевые и маневренные характеристики этих машин делают их
непревзойденными в ближнем воздушном бою. Уникален ресурсный потенциал этих
самолетов. Срок службы МиГ-29 доведен до 40 лет, а ресурс - до шести тысяч
часов.
- А новейший самолет пятого поколения с условным обозначением ПАКФА -
перспективный авиакомплекс фронтовой авиации?
- В 2007 году самолет пятого поколения мы во что бы то ни стало должны поднять в
воздух и, безусловно, сделаем это. Сейчас все работы идут строго по графику.
Одновременно мы делаем облегченный вариант ПАКФА.
- Из каких самолетов состоит парк стратегических бомбардировщиков? Ведь это
главная сила ВВС, способная наносить и ядерные удары в любой точке земного
шара.
- Наш стратегический бомбардировщик Ту-160 прошел глубокую модернизацию и в
конце прошлого года Указом Президента России принят на вооружение. В конце марта
мы заберем этот самолет с авиационного завода в Казани и поставим его в строй.
Это будет 15-й бомбардировщик такого типа в наших ВВС.
- Сколько стратегических и дальних бомбардировщиков должны получать
Военно-воздушные силы, чтобы поддерживать необходимый уровень боеготовности?
- Нам вполне достаточно выпускать по два таких самолета каждые три года. Это
оптимальный вариант для обеспечения стратегической боеготовности на должном
уровне. В конце прошлого года был продлен срок службы дальних бомбардировщиков
Ту-22М3 до 19 лет. Это самый массовый в войсках самолет и основной носитель
обычного оружия. Сейчас на нем установлен новейший прицельно-навигационный
комплекс, который качественно повысил его эффективность при выполнении боевых
задач. Проходят модернизацию и стратегические ракетоносцы Ту-95. Только что на
вооружение ВВС принята новая крылатая ракета, которая в обычном снаряжении
позволяет осуществлять пуск с любого носителя без пересечения госграницы России.
При этом точность нанесения удара не зависит от дальности до цели.
- А какие еще новшества ожидаются в ближайшем будущем?
- Наши ученые и производственники разрабатывают радиолокационные комплексы с
антеннами, использующими принцип активного фазирования. Они автоматизируют
процесс поиска, сопровождения и поражения одновременно нескольких целей, летящих
на любой высоте. Новое поколение бортовой авионики максимально облегчит и
упростит действия экипажа или летчика при пилотировании, проведении перехвата,
воздушного боя, ударных действий по наземным целям и разведки. Новейшее
авиационное оружие - ракеты, бомбы, кассеты - действует по принципу "сбросил и
забыл". Оно само находит и поражает цель.
- Не лучшие времена сейчас переживают вертолетчики#
- Но есть перспектива реальных улучшений. В конце декабря мы подняли в небо
первый серийный вертолет Ми-28. На этой машине выполнено 106 полетов, из них 102
- зачетных. Такие высокие показатели позволяют начать серийный выпуск этой
машины. Одна из модификаций - Ми-28Н, или "Ночной охотник", не имеет аналогов в
мире. К 2010 году мы намерены закупить 50 таких машин, а всего на вооружении
будет примерно 300 Ми-28.
Качественно модернизируются Ми-24. Эти обновленные машины также начинают
поступать в боевые части.
- Еще одна составляющая вверенных вам сил - противовоздушная оборона.
- Здесь мы тоже не стоим на месте. В прошлом году полностью завершены испытания
зенитно-ракетного комплекса С-400 "Триумф", и он наконец-то стал поступать в
войска. В нынешнем году один из полков Подмосковья будет полностью перевооружен
этим комплексом и уже встанет на боевое дежурство. В перспективе все 35 полков
ПВО перейдут на эту систему. Часть комплексов мы получим из Сухопутных войск.
Таким образом, вся система противовоздушной обороны будет сосредоточена в одних
руках. Пять лет мы занимались программой разведки и контроля воздушного
пространства нашей страны, и с нынешнего года она работает. Мы уже установили
девять радиолокационных станций. Уже работает экспериментальный образец
загоризонтной станции. И таких установок будет несколько. Поэтому мы сможем
контролировать не только воздушную территорию России, но и "заглядывать" далеко
за ее пределы. Разработана и утверждена концепция воздушно-космической обороны,
и мы сейчас трудимся над ее реализацией. Но это очень дорогостоящие мероприятия.
- Не перестала ли быть престижной профессия военного летчика?
- Не скрою, такая тенденция ранее наблюдалась. Государство держало летчиков на
"голодном пайке". Не радовали перспективы сокращения, у многих не было
возможности повысить свою классность... Вот люди и уходили из ВВС. Несколько
снизился конкурс в летные военные училища. Раньше на одно место претендовали в
среднем пять-шесть человек, теперь три-четыре. Еще недавно средний налет
курсантов за время обучения составлял всего 15 часов. Это ниже допустимого
предела. Сейчас положение восстанавливается, и к выпуску каждый курсант будет
иметь 220 часов, как и положено по учебным планам.
- Год назад вы с болью говорили о зарплате летчиков. А сейчас?
- Теперь ситуация значительно улучшилась. Вспомните, совсем недавно лейтенант
получал пять-шесть тысяч рублей - меньше, чем дежурный у эскалатора в метро.
Когда Президент страны узнал об этом, он обещал принять срочные меры. И вот с
начала нынешнего года денежное содержание летного состава значительно увеличено,
особенно у летчиков 1 и 2 классов. Сейчас командир корабля получает примерно 15
тысяч рублей. Конечно, не потолок, но жить - можно. А главное - перспектива
увеличения выплат в полтора раза к 2009 году. Уже сейчас с увеличением денежного
довольствия прекращается увольнение летчиков из армии "по собственному желанию".
- "Квартирный вопрос" не испортил военных летчиков?
- Он может испортить кого угодно. Но нам удалось переломить кризисную ситуацию.
План прошлого года выполнен полностью. Заработали инвестиционные контракты.
Выделяя инвестору земельный участок на строительство жилого дома, мы бесплатно
получаем 30-40 процентов квартир в этой новостройке. С прошлого года стала
действовать ипотечно-накопительная система. На сегодняшний день в ВВС ею могут
воспользоваться 3289 человек. Из этих военнослужащих полторы тысячи человек уже
сделали свой выбор в пользу ипотеки, и в ближайшее время в нее вступят
практически все.
- Если не считать космонавтов, летчики ближе всех к Богу.
- Я вам больше скажу. У нас даже есть свой святой покровитель - это Илья Пророк.
В прошлом году наши пилоты на Ан-2 пронесли икону с ликом этого святого над
одним из районов Подмосковья и над каждым храмом делали вираж. И сегодня уже
никого не удивляет, что в полках служат молебны, освящают прибывающие с заводов
самолеты и боевую технику. Может быть, еще и поэтому настоящий летчик в небе
себя чувствует так же уверенно, как и на земле.
Справка "ПГ"
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ МИХАЙЛОВ родился 6 октября 1943 года в Московской области.
Окончил Ейское высшее военно-авиационное училище, Военно-воздушную академию
имени Ю.А. Гагарина, Военную академию Генерального штаба ВС РФ. В 1996 году за
мужество и героизм при выполнении специального задания ему присвоено звание
Героя Российской Федерации. В 2002 году Указом Президента России назначен на
должность главкома ВВС страны.
КСТАТИ
В Вооруженных силах проходят службу по контракту почти 90 тысяч женщин. Они
служат на должностях офицеров, прапорщиков и мичманов, а также военнослужащих
рядового состава.
Среди женщин-военнослужащих более 4,8 тысячи имеют офицерские звания. Из них 500
являются полковниками и подполковниками.
Средний возраст женщин-офицеров составляет 35 лет, и почти все они имеют высшее
образование. 26 тысяч женщин проходят службу в звании "прапорщик" и "мичман".
Почти 58 тысяч женщин служат в званиях солдат, сержантов, матросов и старшин. Из
них наибольшее число - в Сухопутных войсках, Военно-воздушных силах и Ракетных
войсках стратегического назначения. В основном это радиотелеграфисты,
телефонисты, делопроизводители и медперсонал.
Более 70 процентов женщин состоят на медицинской службе. На финансовой службе их
не более пяти процентов. Военными переводчиками являются также пять процентов
женщин-военнослужащих.
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"