SkyDron'y
Расскажи, пожалуйста, как конкретно достигается высокая помехозащищённость линий связи сегодня на американских самолётах ДРЛОУ .....
Ну ты задачки ставишь....
Как я уже говрил найти баланс между "просто","понятно" и "коротко" очень трудно.
Понятно что хочется услышать простой и понятный ответ , но даже сам теримн
"помехозащищенность" (если не скатыватся к общим фразам) очень многогранен.
Что уж говорить про попытку описать сложный процесс в нескольких фразах...
Вот сам посуди - можно ли серьезному взрослому человеку в нескольких словах рассказать о примудростях
непростой профессии , причем в самом широком смысле ?
Это ж блин не ребенку обьяснить от куда он взялся...
Ты же не будешь требовать траХтаты тут писать ?
Я начал было развернуто отвечать ,но увидев что получается именно траХтат , ужаснулся, забил на это дело и постирал нафик все.
Хочешь простых ответов на сложные вопросы ?
Ну чтож - их есть у меня.
Вот навскидочку основные меры призванные повысить защищенность аппаратуры самолета ДРЛО (для примера возьмем "продвинутый" Е-3) от средств разведки и РЭБ противника :
1) Защита РЛС (для новейших версий APY-2) :
- Чрезвычайно низкий уровень боковых лепестков (практически можно считать что их нет) , это пожалуй уникальное качество Е-3 , у Е-2 например УБЛАС РЛС весьма высок.
- Возможность смены параметров сигнала и режимов работы РЛС в течении одного цикла
сканирования по заданной программе или по команде оператора.
- Возможность работы в заданных секторах в пределах одного цикла сканирования
(возможно что и по программе - например черец цикл) в
различных режимах - например в секторе (цифры от балды) 200-270гр. в пассивном режие
(пеленгование источника мощных помех) в секторе 290-360 гр. - обзор водной
поверхности , в остальном секторе - обзор воздушного пространства в одном из режимов.
Это весьма продвинутая фича которая (правда на уже ином техническом уровне с
бОльшими возможностями и гибкостью) планируется к внедрению на многофонкциональных РЛС с АС-АФАР.
- Высокий энергетический потенциал БРЛС.
- Аппаратные и програмные методы защиты РЛС о которых в 2х словах не скажешь (да и не
знаю я всего естественно) , характерные впрочем не только для аппаратуры Е-3.
- Еще кое-что...
Все вышеперечисленное является "cолянкой" из собранных в кучу фичь которые появились
не в одночасье - это все внедрялось постепенно на протяжении многих лет.
Если начать рассказывать развернуто , то у малопосвещенного человека вообще все в башке смешается , но зато может возникнуть стойкое (на уровне веры) убеждение в офигенной крутости ентих самых АВАКСов.
Многое из перечисленного появилось совсем недавно и далеко не на всех самолетах + есть еще много чего что непосредственно к вопросу не относится.
С другой стороны все не так шоколадно как может показатся - тараканы и у Е-3 имеются...
2) Защита средств связи и передачи данных.
Это тоже очень важный вопрос , т.к. самолет ДРЛО сам по себе малополезен - он нужен для работы в комплексе с другими силами и средствами с которыми приходится активно взаимодействвать и обмениватся данными.
Вообще средства связи Е-3 очень разнообразны , я перечислю только некотроые фичи
призванные повысить скрытность и помехозащищенность связи.
Основными средствами связи и передачи данных используемыми Е-3 в настоящее время
стали специально разработанные системы обмана данными.
Под эти системы как правило разрабатывалось и специальное аппаратное и програмное обеспечение.
Я не буду подробно останавливатся на всех этих Link'ах , TADIL'ах и JTIDS'ах , перчислю только некоторорые "общечеловеческие ценности".
- Использование для передачи данных (как речи , так и обмена данными по спец.
протоколам)
специально разработанных радиостанций (главным образом УКВ диапазона) использующих
режим ППРЧ .
- Применение сложных видов модуляции сигнала для аппаратуры некоторых классов.
- Применение (как опция) аппаратуры закрытия радиопереговоров.
- Применение специальных протоколов обмена призванных повысить устойчивость сети
связи и нек. другие качества.
- Широкий ДРЧ средств связи с возможностью оперативного маневра частотами в ручном
или автоматическом режиме.
- Сокращение до разумного минимума времени работы на передачу , уменьшение и
оптимизация информационного трафика в сети связи.
- Дублирование средств связи - к примеру помимо средств УКВ диапазона сохранены РС КВ
диапазона , для связи с некоторыми абонентами может применятся аппаратура
спутниковой связи.
Вобщем то это общие фразы и ничего такого уж уникального и сверхестественного сдесь нет.
На каждую (ну почти) фичу имеется своя контрфича.
Тут все свалено в кучу , но это ж не для радиоразведчиков написано...
По крайней мере не для
нормальных радиоразведчиков...
Для общего развития и поддержки веры в немеряную крутизну американцев - cгодится.
Кроме того следует учитывть различия в составе и возможностях аппаратуры связи разных абонентов сетей связи с участием АВАКСов. Возможности связной аппаратуры Е-3 и например взаимодействующего с ним истребителя - далеко не равноценны.
В общем случае подсистема связи и передачи данных - более уязвима для РЭП чем РЛС.
Тут имеется целый ряд "узких мест" и факторов снижающих устойчивость системы в целом.
3) Защита навигационных и общесамолетных систем.
В рамкох данного "труда" касатся этого вопроса не будем.
и почему тогда ты говоришь, что бороться с этим сравнительно просто??
Я просто привел в качестве примера конкретные события и высказал свое ИМХО (впрочем это не ИМХО , а факт) по поводу попыток сирийцев оказать противодействие израильским "хокаям".
Если совсем на пальцах - пытались тупо задавить РЛСДРЛО не имея нужной информации о ней и много чего еще не имея.
В тех условиях нужно было сосредоточится на подавлении каналов связи , шансы на успех были бы выше.
Тогда получается, что она уже
не-высокая!
Меня не перестает умилять твой максимализм.
Ты часом не думаешь что вся эта кухня с РРами-РТРами-РЭБами-РЭПами и прочим
ограничивается включением одной стороной аппаратуры "имеющей высокую помехозащищенность" и соответственно умиранием аппаратуры другой стороны "имеющей низкую помехозащищенность" ?
Типа "cиние" начинают , включают помехи и выигрывают.
Вся эта хрень - настоящая война в эфире.
Со своей сложной тактикой , техникой , приемами и фичами ...
И как на любой войне на успех или неудачу влияет множество факторов.
- Почему? Только из-за ограниченности массы?? :o
Нет конечно.
Современная аппаратура связи весьма компактна , так что массо-габаритные ограничения уже давно не слишком актуальны.
Исключение - аппаратура СДВ-ЧНЧ диапазонов требующая высоких мощностей и громоздких антенных систем , но она не имеет
отношения к самолетам ДРЛО.
Дело в другом.
Высокоподвижный воздушный носитель имеет как приимущества перед наземным носителем так и недостатки.
В частности обеспечить скрытность и помехозащищенность на воздушном носителе гораздо сложнее чем на наземном.