"Юрий Долгорукий" будет готов в декабре
Александр Емельяненков, "Оборонно-промышленный комплекс", приложение к "Российской газете", 11.07.06, с.41.
В середине марта в Северодвинске заложили первую секцию АПЛ "Владимир Мономах". Директор Севмаша Владимир Пастухов публично объявил, что до конца нынешнего года будет подготовлен к выводу из стапельного цеха головной корабль в новой серии стратегических подводных ракетоносцев четвертого поколения - "Юрий Долгорукий".
Об этих кораблях проекта 955 "Борей", что разработан в санкт-петербурском ЦКБ морской техники "Рубин", разговоры идут с середины девяностых - с того самого момента, как в стапельном 55-м цехе ПО "Севмашпредприятие" при большом стечении военного и политического бомонда, был заложен первенец. Имя собственное "Юрий Долгорукий" он получил неслучайно - это был одновременно и прозрачный намек на неизменность геополитических амбиций России как суверенной морской державы, и благодарный жест в адрес мэра Москвы Юрия Лужкова - по его инициативе столица протянула руку помощи северодвинским корабелам в особо трудный для них период середины 1990-х, когда оборонные верфи остались по существу без госзаказа.
В музее Севмаша о том времени напоминает ставшая политическим раритетом фотография: на групповом снимке среди высоких гостей, посетивших тогда Северодвинск, по одну сторону от директора верфи (тогда им был Давид Пашаев) сидит московский градоначальник Юрий Лужков, по другую - Анатолий Чубайс, занимавший должность главы администрации президента Ельцина. Как удалось свести на одной площадке, а тем более усадить рядом под объектив фотоаппарата непримиримых оппонентов - тайна сия великая есть.
Но факт остается фактом - без малого десять лет назад, 2 ноября 1996 года, было положено начало серии подводных ракетоносцев нового поколения - тех, что должны составить основу морских стратегических ядерных сил России в XXI веке. "Памятное удостоверение" об этом под №1001 в тот день подписали министр оборонной промышленности РФ Зиновий Пак, первый замминистра обороны Андрей Кокошин, руководитель администрации президента РФ Анатолий Чубайс, мэр Москвы Юрий Лужков, генеральный директор ПО "Севмашпредприятие" Давид Пашаев, главком ВМФ Феликс Громов и главный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" Владимир Здорнов.
К настоящему времени сохранили прежние должности только Юрий Лужков да Владимир Здорнов. Сроки сдачи головного корабля неоднократно отодвигались - и по причине ограниченного финансирования, и в силу того, что пришлось, по сути, заново выстраивать производственную кооперацию, искать замену тем связям и поставкам, что оборвались с распадом СССР или стали ненадежными.
Но все же главной причиной затянувшихся родов "Юрия Долгорукого" стало не первое и не второе, а неготовность разрабатываемого заново ракетного комплекса - той самой "Булавы", которую широко разрекламировали, да никак не могут довести до ума и принять на вооружение.
Первоначально эти подводные крейсеры планировалось оснастить новым ракетным комплексом макеевского КБ машиностроения, что в Миассе. Однако серия неудач при испытаниях мощной твердотопливной ракеты с РГЧ, в том числе взрыв при показательном пуске 19 ноября 1997 года с полигона Ненокса в присутствии тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева, побудили военное руководство пересмотреть состав ракетного вооружения для вновь строящихся кораблей. Была сделана ставка на новые разработки Московского института теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на твердотопливных баллистических ракетах наземного базирования ("Пионер", "Тополь", "Тополь-М").
Для подводного старта институтом теплотехники была заявлена новая система "Булава-30" с межконтинентальной твердотопливной ракетой, оснащенной РГЧ. Как уверяют разработчики, этот комплекс должен существенно превосходить американский аналог "Трайдент II" по точности наведения и способности преодолевать систему ПРО. Однако создать универсальное оружие, которое было бы одинаково эффективно и при старте с земли (как "Тополь-М"), и при подводных пусках, оказалось делом весьма сложным.
А что же сам носитель? Как выглядит "Юрий Долгорукий", на что он способен и чем отличается от кораблей третьего поколения? В открытых источниках фактической информации очень мало, а та, что появляется, не всегда соответствует истинному положению дел. Сегодня я доподлинно знаю: общая компоновочная схема и внешние очертания корабля, которые журнал "Техника и вооружение" в своем спецвыпуске "Отечественные атомные подводные лодки" (2000-й год) выдал за проект 955 "Борей", мягко говоря, имеют с ним мало общего.
Прежде на всех советских атомных подводных лодках с баллистическими ракетами предусматривалось по две ядерно-энергетические установки - то есть два реактора, две турбины, две линии вала и, соответственно, два гребных винта. На "Юрии Долгоруком" и, видимо, на всей серии "Борей" от этого дублирования впервые решили отказаться - то ли по примеру американцев, то ли уверовав в надежность и стабильную работу последних поколений отечественных реакторов и ГЭУ в целом. Как бы там ни было, экипажам стратегических ракетоносцев четвертого поколения придется уходить в автономки на одном реакторе и с одним винтом - как это делают экипажи многоцелевых АПЛ.
Как и почему остановились на таком решении, можно лишь строить предположения, опираясь на скупые признания специалистов. Генеральный директор Севмаша Владимир Пастухов на церемонии закладки "Владимира Мономаха" - третьего корабля в серии "Борей" - с достоинством подчеркнул: "Это серия кораблей, идея которых родилась здесь, на Севмаше".
Что стоит за этой неслучайной фразой, стало понятно через пару дней из слов главного конструктора ЦКБ "Рубин" Владимира Здорнова. Первоначально при выборе технического облика корабля предполагалось задать тактико-технические характеристики, как принято говорить, "от достигнутого". Но жизнь заставила внести коррективы. Особенности этого проекта, по словам Здорнова, во многом объясняются инициативами, которые исходили от Севмаша, Давид Пашаев, бывший в ту пору директором, "предложил ряд идей по использованию корпусного задела", который был создан к тому времени на предприятии. Его соображения в большинстве своем были приняты.
"В такой ситуации для меня стала главным критерием реализуемость самой идеи", - признался Владимир Здорнов. Как он тут же заметил, "в области энергетики мы пошли эволюционным путем", а в том, что касается информационных систем, электронного окружения - "тут были реализованы самые последние разработки".
И он, и главком ВМФ Владимир Масорин с особым нажимом акцентировали внимание на том обстоятельстве, что все необходимое для кораблей этой серии сделано российскими разработчиками, произведено на российских предприятиях. Это дорогого стоит, если учесть, что сегодня лишь 18% ВиВТ Россия способна производить самостоятельно.
"Наша судостроительная промышленность сумела обеспечить свою полную независимость от кооперации, которая существовала в рамках СССР", - заявил адмирал Масорин. - "Создана и развивается новая, внутрироссийская кооперация, что очень важно для обеспечения национальной безопасности России. Параллельно со стратегическими ракетными будут строиться многоцелевые атомные подводные лодки. Первая из них уже заложена на Севмаше ("Северодвинск" , в 1993 году). Возможно, мы начнем проектировать еще один тип подводной лодки, но этот вопрос находится пока в стадии решения..."
Все закладываемые корабли и подводные лодки, по словам главкома, обеспечены реальным финансированием. На просьбу уточнить, сколько всего намечено построить лодок типа "Юрий Долгорукий" и "Владимир Мономах" (назывались разные цифры - то четыре, то шесть), главком ответил уклончиво.
"Их будет больше, чем четыре или шесть. И очередную, четвертую по счету, планируется заложить на Севмаше уже в следующем году".
Гораздо более определенно высказался адмирал Масорин в отношении ракетного комплекса "Булава" и перспектив принятия его на вооружение, когда у него поинтересовались, сколько еще потребуется испытательных пусков.
"Современные технологии и подходы позволяют обойтись значительно меньшим количеством пусков в сравнении с тем, как это было раньше, - заявил главком. - "Булава" - ракета очень дорогая, и разбрасываться тут просто не можем. Мы оптимизируем процесс. В частности, отказались от наземных стартов и стартов со специальной платформы, которая была создана на юге для так называемых бросковых пусков с разных глубин".
Накопленный ранее опыт позволил нашим конструкторам переступить этот рубеж, что обеспечивает большую экономию - до 1 млрд руб. Все предстоящие старты будут выполняться непосредственно с борта подводной лодки (под эти цели специально переоборудован ТАПРК проекта 941 "Дмитрий Донской". - А.Е.).
По словам главкома ВМФ, ракетоносец четвертого поколения "Юрий Долгорукий" должен быть введен в боевой состав флота в 2008 году. И там он будет отрабатываться по специальной программе - головные корабли всегда требуют к себе повышенного внимания, чтобы выявленные издержки и замечания учесть при постройке следующих кораблей этой же серии.
Таким образом, теперь имеет место штучное производство, и темпы строительства совсем другие. Хочется верить, что это обстоятельство исключительно положительным образом скажется на качестве передаваемых флоту кораблей и подводных лодок. Чтобы в случае с "Юрием Долгоруким" и его собратьями из семейства "Борей" у подводников были все основания сказать: "В проверенные, но отнюдь не старые и хорошо зарекомендовавшие себя мехи налили отменное вино нового урожая" [2].
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"